В соответствии с приказом Росавиации от 06 апреля 2010 г. N 99 "О мониторинге состояния производственного травматизма и охраны труда в организациях воздушного транспорта" Управлением государственной службы и кадров Росавиации организовано и обеспечено проведение анализа состояния производственного травматизма, условий труда и выполнения основных работ по охране труда за 2016 год (в сравнении с показателями 2014 и 2015 годов) в организациях воздушного транспорта (прилагается).
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о снижении производственного травматизма в целом по воздушному транспорту в течение ряда лет и сокращении потерь дней от нетрудоспособности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Так, используемый для оценки уровня производственного травматизма относительный показатель частоты несчастных случаев на производстве за последние три года снизился почти на 25 процентов.
В 2016 году многие организации воздушного транспорта работали без случаев производственного травматизма, в том числе такие крупные по численности персонала организации, как АО "АэроМАШ-Авиационная безопасность", ООО "Авиакомпания "Волга-Днепр", ООО "АЗУРэйр", ООО "С7ИНЖИНИРИНГ", ООО "Домодедово Пэссенджер Терминал", ООО "Авиакомпания "Ямал", АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги", АО "Шереметьево-Карго" и другие. Среди межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта (МТУ) Росавиации наилучшие показатели состояния производственного травматизма (без учета пострадавших в авиапроисшествиях) в организациях Северо-Восточного, Коми, Камчатского, Южного МТУ и МТУ Центральных районов.
В организациях воздушного транспорта принимались меры по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, более 99 процентов работников обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в полном соответствии с действующими нормами; активизирована работа по проведению специальной оценки условий труда, в организациях в основном своевременно проводились медицинские осмотры работников и выполнялись другие мероприятия, направленные на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников (финансирование мероприятий на эти цели в расчете на одного работника значительно возросло), в результате чего несколько сократилась численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Вместе с тем в работе по охране труда в организациях воздушного транспорта имеются существенные недостатки. Более 43 процентов работников выполняют работу в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам.
При общем снижении на 22 процента по сравнению с 2015 годом впервые установленной профессиональной заболеваемости у работников воздушного транспорта этот показатель еще значительно превышает средний уровень по Российской Федерации, прежде всего по причине высокой профессиональной заболеваемости среди специалистов летного состава.
По сравнению с 2015 годом возросла задолженность по отпускам членам экипажей воздушных судов. Существенно превышен средний по воздушному транспорту показатель задолженности по отпускам членам летных экипажей воздушных судов (24 дня в среднем на одного члена летного экипажа) в организациях Саха (Якутского) (73 дня), Северо-Восточного (54 дня), Коми (53 дня) и Архангельского (50 дней) МТУ, а также в ОАО "НПК ПАНХ" (86 дней) и ФГБУ "CЛO "Россия" (63 дня). Средний показатель задолженности по отпускам членам кабинных экипажей (22 дня) значительно превышен в организациях Саха (Якутского) (67 дней), Камчатского (54 дня), Северо-Восточного (52 дня) и Коми (48 дней) МТУ. Численность специалистов по охране труда в организациях воздушного транспорта в среднем составляет 63 процента от норматива.
Наихудшие относительные показатели производственного травматизма (без учета работников, пострадавших в результате авиационных происшествий) отмечены в Дальневосточном и Тюменском МТУ (из-за несчастных случаев со смертельным исходом), а также в Западно-Сибирском, Саха (Якутском) и Приволжском МТУ.
В организациях воздушного транспорта, непосредственно обеспечивающих авиаперевозки, наибольшее количество пострадавших при несчастных случаях на производстве отмечено в инженерно-авиационных службах - 18,3 процента от всех пострадавших (в которых наибольший травматизм у авиатехников - около 10 процентов и мойщиков воздушных судов - более 4,5 процента), в службах организации перевозок - почти 16,7 процента (среди грузчиков - 7,7 процента). Свыше 11 процентов всех несчастных случаев на производстве произошло в службах спецтранспорта (в том числе с водителями автомобилей - 11,3 процента). Более 10,7 процента от всех несчастных случаев на производстве произошло в службах бортпроводников и свыше 8 процентов - в службах авиационной безопасности.
Наиболее распространенными видами происшествий, приведших к несчастным случаям, явились:
падения пострадавших на ровной поверхности одного уровня (около 34 процентов всех несчастных случаев), в том числе падения на покрытых снегом или льдом территориях организаций (18,5 процента всех несчастных случаев), а также падения в помещениях организаций, в том числе зачастую из-за неудовлетворительного состояния полов (почти 9 процентов всех несчастных случаев);
падения при разности уровней высот (20,5 процента всех несчастных случаев), включая, прежде всего, падения со ступеней стационарных лестниц (в том числе лестничных маршей), с транспортных средств (спецмашин, самоходных механизмов), с приставных лестниц и лестниц-стремянок;
воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (почти 17 процентов всех несчастных случаев);
транспортные происшествия (свыше 9,7 процента всех несчастных случаев), в том числе в пути на работу (с работы) на транспортном средстве работодателя (более 5 процентов от числа всех пострадавших при несчастных случаях на производстве).
Среди причин подавляющего большинства несчастных случаев отмечен психофизиологический, или "личностный" фактор, в том числе неосторожность и поспешность пострадавших при выполнении работ и передвижении по территории (57 процентов всех несчастных случаев), а также нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда (в основном - правил и инструкций по охране труда и должностных обязанностей), технологического процесса, неприменение работником средств индивидуальной защиты при их наличии у работника (всего около 40 процентов всех несчастных случаев).
Во многом указанные причины обусловлены недостатками в организации выполнения работ и охраны труда, в том числе формальным отношением к обучению и инструктажу по безопасности труда, слабым контролем со стороны должностных лиц за ходом выполнения работ и соблюдением требований охраны труда, за исправностью производственного оборудования, содержанием территории, помещений и рабочих мест в надлежащем состоянии, недостаточной требовательностью за соблюдением трудовой дисциплины, незаинтересованным отношением к охране труда отдельных руководителей.
Следует отметить, что подготовка анализа была осложнена низким качеством некоторых отчетов по охране труда из-за невнимательного отношения должностных лиц к их составлению. Кроме того, в отдельных организациях воздушного транспорта Западно-Сибирского, Дальневосточного, Восточно-Сибирского, Южного МТУ и МТУ Центральных районов, а также некоторых других организаций (например, в ООО "ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ") не соблюдался предложенный порядок своевременного представления в Росавиацию копий актов расследования несчастных случаев на производстве.
Учитывая изложенное, считаю необходимым предложить:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
довести анализ состояния производственного травматизма, условий труда и выполнения основных работ по охране труда в организациях воздушного транспорта за 2016 год до организаций воздушного транспорта, зарегистрированных на территории деятельности территориального органа, и принять меры по устранению отмеченных недостатков, в том числе при представлении ежегодных отчетов по охране труда.
2. Рекомендовать руководителям организаций воздушного транспорта:
использовать сведения из прилагаемого анализа в работе по предупреждению несчастных случаев на производстве, соблюдению требований трудового законодательства, в том числе по укомплектованию специалистами по охране труда в соответствии с рекомендованными нормативами, по подготовке и проведению специальной оценки условии труда и, на основании её результатов, принятию дополнительных мер к нормализации условий труда работников;
повысить требовательность к должностным лицам, ответственным за содержание в надлежащем состоянии территории, производственных помещений и оборудования;
при проведении производственных разборов, совещаний, собраний, инструктажей по охране труда обращать внимание работников (используя для этого конкретные примеры из прилагаемого анализа) на необходимость неукоснительного соблюдения технологии выполнения работ и инструкций по охране труда в целях обеспечения личной безопасности и сохранения своего здоровья, имея в виду, что недисциплинированность самих пострадавших при несчастных случаях (в том числе их поспешность и неосторожность, пренебрежение требованиями безопасности) явилась основной причиной производственного травматизма, в том числе несчастных случаев с тяжелыми исходами;
тщательно расследовать инциденты, которые могли бы привести к несчастному случаю на производстве, а также все случаи производственного травматизма, выявляя конкретных виновных в таких происшествиях; особенно строго наказывать за сознательное нарушение установленных требований безопасного выполнения работ;
учитывая, что в 2016 году наибольшее количество несчастных случаев на производстве произошло с авиатехниками, грузчиками (загрузчиками багажа), бортпроводниками, водителями автомобилей и инспекторами служб авиационной безопасности, обратить особое внимание на необходимость обеспечения безопасности труда работников этих профессий;
усилить контроль со стороны должностных лиц и специалистов за соблюдением работниками трудовой и технологической дисциплины, не допускать равнодушного отношения к фактам даже "незначительного" проявления недисциплинированности и нарушений требований безопасности выполнения работ.
Приложение: на 59 с.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 26 сентября 2017 г. N Исх-21930/11 "О состоянии производственного травматизма, условий труда и выполнении основных работ по охране труда в организациях воздушного транспорта в 2016 году"
Текст письма опубликован не был