См. справку "Коронавирус COVID-19"
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации определяют порядок привлечения добровольцев (волонтеров), добровольческих (волонтерских) организаций к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при работе с добровольческими (волонтерскими) формированиями, созданными по инициативе граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Рекомендации разработаны в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами, а также с учетом мер, принимаемых Правительством Российской Федерации по противодействию распространения коронавирусной инфекции.
2. Нормативные правовые основы деятельности добровольческих (волонтерских) организаций в Российской Федерации
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Федеральный закон от 06 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Поручения Президента Российской Федерации от 20 июля 2019 г. N ПР-1418 по итогам пленарного заседания VI медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации "Правда и справедливость".
Постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями".
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 N 1237 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Постановление Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р "Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года".
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 31.01.2020 N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19".
Методические рекомендации МР 3.1.0178-20 "Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19" утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 08.05.2020).
Приказ МЧС России от 11.10.2019 г. N 578 "Об утверждении Дорожной карты и состава рабочей группы по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в МЧС России".
Устав Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" (утверждённый Учредительным Съездом Движения 12.06.2013).
3. Цель, задачи и основные направления деятельности добровольческих (волонтерских) организаций
Добровольчество (волонтерство) является деятельностью в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Волонтер (доброволец) - физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).
Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);
свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;
гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;
гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;
солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;
безопасности для своей жизни и жизни окружающих;
равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
Цели добровольческой (волонтерской) деятельности:
оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;
безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;
формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.
Задачи добровольческой (волонтерской) деятельности:
помощь государству в решении его социальных задач;
помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экологической защиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации;
получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров);
формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения;
обеспечение определенного временного формата занятости граждан (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;
развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.
Основные формы добровольческой (волонтерской) деятельности:
индивидуальная добровольческая (волонтерская) деятельность;
добровольческая (волонтерская) деятельность в составе незарегистрированного объединения или группы;
добровольческая (волонтерская) деятельность через добровольческую (волонтерскую) организацию.
Основные виды добровольческой (волонтерской) деятельности:
оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;
участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;
участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;
участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;
участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;
участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;
ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;
участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;
участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;
иная добровольческая (волонтерская) деятельность.
Права и обязанности добровольца (волонтера)
Доброволец (волонтер) имеет право:
1. осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;
2. получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;
3. получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:
поддержку в форме предоставления ему питания, специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера), либо на страхование его жизни или здоровья, или в форме возмещения расходов, понесенных добровольцем (волонтером) на приобретение указанных товаров или услуг;
психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;
возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
4. получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;
5. получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.
Доброволец (волонтер) обязуется:
1. добросовестно выполнять задания, полученные от координатора волонтеров;
2. соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;
3. соблюдать конфиденциальность информации, к которой волонтер имеет доступ в процессе волонтерской деятельности, не разглашать ставшие ему известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.
4. не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению волонтерской деятельности иным лицам без согласия координатора волонтеров;
5. бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления волонтерской деятельности, и возвратить их по окончании работы.
Основные направления волонтерской (добровольческой) деятельности:
1. Социальное волонтерство (добровольчество) - волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения, нуждающимся во внимании и (или) постоянном уходе (помощь детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым одиноким людям, бездомным, бывшим заключенным, беженцам и другим).
2. Экологическое волонтерство - волонтерская (добровольческая) деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе (помощь заповедным территориям, животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и т.д.).
3. Событийное волонтерство - волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на помощь в организации и проведении крупных значимых событий местного, регионального, федерального и международного уровней (помощь на конференциях, съездах, форумах, праздниках, концертах и т.д.).
4. Спортивное волонтерство - волонтерская (добровольческая) деятельность, связанная с участием в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий городского, регионального, федерального и международного уровней на территории Российской Федерации, проектов и (или) программ по популяризации спорта и пропаганде здорового образа жизни.
5. Культурное волонтерство - волонтерская (добровольческая) деятельность, связанная с организацией и проведением мероприятий, направленных на формирование культурной идентичности, сохранение и передачу культурного и исторического наследия (проведение экскурсий, работа с туристическими группами, с музейными и библиотечными фондами, помощь в реставрации памятников истории и культуры, обучение различным видам творческих практик и т.д.).
6. Донорство - волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на популяризацию добровольной сдачи крови и (или) ее компонентов донорами (помощь в организации мероприятий и донорских акций, просветительская деятельность, сдача крови и ее компонентов и т.д.).
7. Волонтерство в сфере предупреждения ЧС - это добровольческая (волонтерская) деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, помощь в организации обеспечения безопасности на массовых событиях, поиске пропавших людей, популяризации культуры безопасности среди населения, содействие интернет-безопасности и т.д.
8. Медиаволонтерство - волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на формирование информационного поля вокруг общественно значимых событий, информационную поддержку социальных проектов (создание контента и его распространение в СМИ и социальных сетях в качестве волонтеров-фотографов, журналистов, SMM-специалистов, видео-операторов).
9. Волонтерство в медицине - волонтерская (добровольческая) деятельность в сфере здравоохранения, направленная на повышение качества медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном и реабилитационном (адресная помощь больным, просветительская деятельность по профилактике заболеваний, помощь в лечебно-профилактических учреждениях, помощь в рамках медицинского сопровождения массовых и спортивных мероприятий, санитарно-профилактическая работа).
10. Патриотическое волонтерство - волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание, восстановление и сохранение исторической памяти (помощь в организации патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции и т.д.).
Основные направления деятельности добровольцев (волонтеров) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
популяризация и реализация с участием добровольцев (волонтеров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участие добровольцев (волонтеров) в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
развитие наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей и работников профессиональной пожарной охраны в обучении спасателей-добровольцев и добровольных пожарных;
работа спасателей-общественников, прошедших специальную подготовку и итоговую государственную аттестацию на профессию "Спасатель Российской Федерации", при ликвидации ЧС;
организация гуманитарных акций и мероприятий для помощи пострадавшим вследствие ЧС;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных, пандемии или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
просветительская работа с целью повышения уровня культуры безопасности у населения;
содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах.
4. Порядок привлечения добровольческих (волонтерских) организаций к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
1. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется путем заполнения электронной заявки на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - заявка).
2. По итогам заполнения заявки добровольцу (волонтеру) автоматически присваивается идентификационный номер добровольца (волонтера).
3. Форма заявки разрабатывается уполномоченным органом.
4. На основании полученной информации уполномоченный орган ведет общероссийский реестр добровольцев (волонтеров).
5. Все сведения, содержащиеся в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров), являются персональными данными и не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Обработка сведений, включенных в общероссийский реестр добровольцев (волонтеров), в том числе хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение, уничтожение, осуществляются уполномоченным органом на основании заявления добровольца (волонтера), подаваемого в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
При привлечении волонтеров к работе необходимо учитывать, что волонтерская деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
4.1. Порядок организации взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями
Добровольческие (волонтерские) организации, участвующие в предупреждении и ликвидации ЧС, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" Федеральные органы исполнительной власти оказывают поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, утверждается порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" добровольческая (волонтерская) деятельность по содействию в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах относится к виду деятельности, в отношении которой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
разрабатывают и реализуют государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, содержащие мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
утверждают порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
оказывают поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями;
формируют координационные и совещательные органы в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
формируют единую информационную систему, которая включает сведения о добровольцах, организаторах волонтерской деятельности и добровольческих организациях.
На территории субъекта Российской Федерации должны быть предприняты определенные организационно-правовые меры, обеспечивающие единство добровольческой деятельности:
принятие необходимых нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере добровольчества (волонтерства);
введение единой волонтерской книжки;
введение Кодекса добровольца (волонтера) - декларации принципов, которыми добровольцы (волонтеры) руководствуются в практической деятельности;
выполнение органом по делам молодежи или уполномоченным им учреждением организационно-координирующих функций в этой сфере.
Порядок и условия взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами) могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре или соглашении о взаимодействии.
С целью более быстрой ликвидации последствий ЧС и более эффективного оказания помощи пострадавшим необходимо создание постоянно действующих добровольческих (волонтерских) отрядов (групп) на базе высших и средних учебных заведений, предприятий, организаций и т.п.
Для реализации данной задачи могут создаваться:
волонтерская группа (звено) - небольшая группа единомышленников, действующая в рамках 1-2 направлений волонтерской деятельности;
волонтерский отряд - объединение нескольких волонтерских групп, что позволяет осуществлять более масштабную, совместную реализацию нескольких направлений добровольческих инициатив;
волонтерский центр (движение) - действующее объединение волонтеров, которое позволяет координировать деятельность волонтерских отрядов и осуществлять их взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, НКО, иными волонтерскими организациями и т.д.
Для популяризации добровольческого (волонтерского) движения и привлечения новых добровольческих (волонтерских) сил целесообразно использовать следующие направления:
социальная реклама;
беседы молодежи с сотрудниками МЧС, волонтерами;
проведение конкурсов среди волонтерских отрядов;
привлечение к популяризации движения известных деятелей культуры, спорта, власти, бизнеса; выступления и публикации в СМИ.
Основные документы, необходимые для работы с волонтерами:
1. Анкета волонтера - составляется так, чтобы можно было получить начальную информацию о волонтере для собеседования, отбора и определения на функцию. Включает в себя личные данные, контакты, место работы/учебы, знание языков, интересы, опыт волонтерской работы, особые навыки, наличие автотранспорта и т.д.
2. Памятка волонтера - включает описание программы, работы волонтера, информацию, которую необходимо знать волонтеру, объем и время работы, график, требования, знания и навыки, которыми должен обладать волонтер, систему менеджмента, обучения, контроля и оценки его деятельности.
3. Личная книжка волонтера - документ установленной формы, которым подтверждается деятельность волонтера; содержит сведения о его деятельности, поощрениях и дополнительной подготовке.
4. Рекомендательное письмо - документ, содержащий отзыв о работе волонтера и его качествах, своего рода характеристика волонтера;
5. Благодарственное письмо - деловое письмо, содержащее слова благодарности волонтеру за проделанную работу, проявленные качества, особый вклад и т.п.
6. Справка об участии в проекте - документ, содержащий информацию о датах и времени проведения проекта, в котором волонтер принимал участие. В справке указывается должность волонтера и его вклад (в случае, когда справка составляется для вуза, добавляется просьба считать волонтерскую деятельность уважительной причиной для пропуска занятий).
7. Соглашения - документы, регламентирующие деятельность волонтера на конкретном мероприятии, могут быть различной тематики: согласие на обработку персональных данных - составляется во время сбора персональных данных в соответствии с законом о сохранности персональных данных, согласие с правилами мероприятия - составляется после теоретического обучения и постановки волонтера на функцию, согласие от родителей или опекунов - составляется в свободной форме в случае участия несовершеннолетнего волонтера на мероприятии.
Все добровольческие (волонтерские) отряды проходят непрерывную специальную подготовку по месту учебы или работы, состоящую из теоретических и практических занятий, тренингов, а также участия в показательных выступлениях МЧС и других специализированных служб.
В целях организации плодотворного взаимодействия с добровольцами (волонтерами), а также добровольческими (волонтерскими) организациями требуется проведение комплекса планирующих и организационных мероприятий территориальными органами МЧС России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными заинтересованными общественными организациями организовывается взаимодействие с добровольческими (волонтерскими) организациями по следующим направлениям:
создание рабочих групп по развитию деятельности добровольчества на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утверждение их состава и регламента работы;
разработка и принятие установленным порядком законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, касающихся деятельности добровольческих (волонтерских) организаций;
заключение соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с государственными учреждениями и общественными организациями в сфере создания и развития добровольчества (волонтерства);
проведение обучения добровольцев (волонтеров), в том числе по программам, содержащим вопросы обеспечения пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности;
оказание методической и правовой поддержки;
проведение консультаций;
своевременное доведение руководящих документов МЧС России;
в территориальном органе МЧС России определяется ответственный за организацию взаимодействия с добровольцами (волонтерами).
На ответственного сотрудника МЧС России по работе с добровольцами (волонтерами) возлагаются следующие функции:
вносить предложения по организации добровольческого (волонтерского) движения;
принимать участие в организации подготовленных добровольческих (волонтерских) отрядов;
определять необходимый количественный и качественный состав волонтерских отрядов;
проводить инструктаж волонтерских отрядов;
обеспечивать организационно-транспортные мероприятия;
осуществлять материально-техническое обеспечение волонтерских отрядов;
решать вопросы питания и проживания волонтеров;
определять задачи волонтерских отрядов;
согласовывать задачи волонтерских отрядов с МЧС и другими специализированными службами;
осуществлять контроль за выполнением поставленных задач.
4.2. Порядок участия добровольческих (волонтерских) организаций в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Работа добровольцев (волонтеров) в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций организуется и проводится на основании договоров и соглашений, заключенных между добровольческими (волонтерскими) общественными объединениями и органами управления МЧС России.
Привлечение добровольцев (волонтеров) к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью добровольцев-спасателей на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями чрезвычайных ситуаций.
Решение на привлечение добровольцев (волонтеров) к ликвидации чрезвычайной ситуации принимает зарегистрировавший его орган управления МЧС России.
Привлечение добровольческих (волонтерских) организаций и волонтеров к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на планирование, привлечение, определение сферы деятельности, обучение, сопровождение и оценку.
Территориальным органам МЧС России при планировании привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев-спасателей рекомендуется:
1) определить количество необходимых добровольцев (волонтеров) для того или иного вида деятельности;
2) определить вид обучения и необходимой поддержки добровольцам (волонтерам);
В соответствии с разработанной схемой проводится оповещение добровольческого (волонтерского) объединения и уточняется степень его готовности - количество добровольцев-спасателей, их экипировка и техническое оснащение, возможность работы в автономном режиме, время выезда на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Порядок действий личного состава добровольческого (волонтерского) объединения при получении сигналов о ЧС разрабатывается при согласовании с органами управления МЧС России.
По прибытии на место начальник добровольческого (волонтерского) объединения обязан доложить о своем прибытии руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.
Дальнейшую работу добровольческое (волонтерское) объединение осуществляет под руководством руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. Порядок действий добровольческого (волонтерского) объединения разрабатывается при согласовании с органами управления МЧС России.
В связи с особым характером деятельности добровольческого (волонтерского) объединения руководство им предполагает неукоснительное выполнение всеми его членами приказов и распоряжений, отдаваемых руководителем при их участии в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В случаях, когда действия добровольцев (волонтеров) в зоне чрезвычайной ситуации не соответствуют условиям и порядку производства аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководители ликвидации чрезвычайной ситуации обязаны отстранить их от участия в работах.
Взаимодействие добровольческого (волонтерского) объединения с другими силами организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил.
Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций добровольческих (волонтерских) объединений, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда добровольцев-спасателей, выплату им вознаграждений, предоставление им дополнительно оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности добровольцам-спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Кроме выполнения работ, к проведению которых аттестованы добровольцы-спасатели, они могут участвовать (с их согласия) и в других мероприятиях по ликвидации чрезвычайной ситуации:
разборка завалов, расчистка маршрутов движения техники (при наличии необходимого оборудования и создании условий безопасности);
сбор информации о нахождении людей в зоне чрезвычайной ситуации (опрос очевидцев):
поиск людей, пропавших без вести в условиях природной среды;
участие в эвакуации пострадавшего населения;
участие в мероприятиях по жизнеобеспечению пострадавшего населения (развертывание временных пунктов проживания, доставка воды, продуктов питания, медикаментов, уход за больными и престарелыми);
оказание помощи профессиональным спасателям в организации их жизнедеятельности на период проведения спасательных работ.
5. Поддержка добровольцев (волонтеров), участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Законодательство предусматривает для добровольца (волонтера) возможность получения награждения и поощрения за трудовую деятельность, а также поддержку различного характера, установленную организацией, в том числе информационную, консультационную и методическую.
Добровольцу (волонтеру) оказывается помощь в виде питания, формы, средств индивидуальной защиты, оборудования, оплаты проезда до места назначения и обратно, обязательного страхование жизни и здоровья, а также психологическая помощь и возмещение расходов, затраченных.
Формы поддержки:
индивидуальные беседы руководителя с волонтером;
совместная работа с руководителем или другими волонтерами;
встречи добровольческой (волонтерской) группы с участием и без участия руководителя;
встречи по обмену опытом с другими группами добровольцев (волонтеров);
обучение на тренингах, семинарах на рабочем месте;
техническое и информационное обеспечение;
возмещение расходов.
Признание деятельности волонтеров - это плата волонтеру за его труд. Признание должно быть индивидуальным, искренним и своевременным.
Неформальное признание:
благодарность, выраженная теми, кому доброволец (волонтер) оказывал помощь;
проявление внимания к личности и уважения со стороны других волонтеров и сотрудников.
Формальное признание - со стороны руководства организации, подопечных и других организаций.
Признание может выражаться в материальных и нематериальных стимулах.
Стимулы волонтеров:
благодарность (устная, письменная);
участие в принятии решений при планировании мероприятий;
выдача сертификатов о прохождении обучения и предоставление рекомендации;
возможность должностного роста;
бесплатное обучение;
участие в конференциях, слетах;
компенсация расходов, связанных с добровольческой (волонтерской) деятельностью;
бесплатное посещение мероприятий (концерты, выставки);
сувениры и призы с символикой организации.
6. Особенности организации взаимодействия Главного управления МЧС России по субъекту РФ с добровольческими (волонтерскими) организациями в условиях распространения коронавирусной инфекции
К существующему порядку организации взаимодействия Главного управления МЧС России по субъекту РФ с добровольческими (волонтерскими) организациями в условиях распространения коронавирусной инфекции определяются дополнительные мероприятия по организации работы:
устанавливается порядок взаимодействия и определяется перечень вопросов совместной работы Главного управления МЧС России по субъекту РФ с добровольческими (волонтерскими) организациями в условиях распространения коронавирусной инфекции;
определяется порядок формирования волонтерских дружин (бригад), в рамках проведения акции #МыВместе, для оказания помощи пожилым гражданам и инвалидам;
проводится формирование кадрового резерва для замещения членов волонтерских дружин, в случае заражения (или подозрения на заражение) действующих волонтеров;
устанавливается порядок медицинского осмотра для допуска к работе членов волонтерских дружин (бригад) (измерение температуры только тепловизорами и дистанционными термометрами), при наличии признаков острых респираторных заболеваний к работе не допускаются;
определяется порядок проведения замены выявленных больных и лиц с подозрением на заражение коронавирусной инфекцией среди членов волонтерских дружин на волонтеров из кадрового резерва;
организуется обеспечение членов волонтерских дружин необходимыми средствами защиты от вирусной инфекции (средства защиты органов дыхания, кожи, средства дезинфекции);
определяется порядок приема и реагирования на обращения от граждан в рамках всероссийской акции #МыВместе, порядок оказания помощи пожилым или одиноким людям на самоизоляции в решении бытовых проблем, доставки продуктов и лекарств;
организуются совместно с добровольческими (волонтерскими) организациями профилактические мероприятия по предупреждению лесных пожаров, отчистки от мусора и сухой травы леса на территории субъекта. Места проведения работ определяются в соответствии с прогнозом складывающейся лесопожарной, санитарно-эпидемиологической обстановки в муниципальных образованиях и прогнозируемыми погодными условиями;
организуется патрулирование населенных пунктов по выявлению несанкционированных отжигов сухой растительности, сжигания населением мусора на территории населенных пунктов и нарушающим режим самоизоляции;
определяется порядок участия психологов МЧС для консультирования граждан по телефону горячей линии в рамках всероссийской акции #МыВместе;
планируются мероприятия по привлечению средств массовой информации местного и регионального уровня для информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам безусловного соблюдения карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе и противопожарного режима;
организуется совместно с добровольческими (волонтерскими) организациями сбор и передача врачам медицинских учреждений субъекта средств индивидуальной защиты для работы в период распространения коронавируса;
организуется совместно с добровольческими (волонтерскими) организациями помощь медикам в подготовке больниц к приему больных с коронавирусной инфекцией и тяжелой формой пневмонии;
организуется совместно с добровольческими (волонтерскими) организациями патрулирование в местах возможного неорганизованного отдыха людей для контроля выполнения гражданами карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе и противопожарного режима.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по организации работы с добровольческими (волонтерскими) организациями и гражданами по вопросам их привлечения к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (разработаны ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий), 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был