На основании приказа Министерства образования Новосибирской области от 21 августа 2020 года N 1733 "О реализации проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской обрасти" в 2020-2021 учебном году" и в целях улучшения условий для повышения доступности и качества образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории города Искитима, администрация города Искитима постановляет:
1. Муниципальному казенному учреждению Управление образования и молодежной политики города Искитима Новосибирской области (Бесхлебный В.А.) обеспечить участие муниципальных общеобразовательных организаций в региональном проекте "Сетевая дистанционная школа Новосибирской обрасти" (далее - Проект).
2. Утвердить прилагаемые:
2.1. Перечень общеобразовательных организаций города Искитима Новосибирской области, участников регионального проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской обрасти".
2.2. Положение о реализации проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области" на территории города Искитима Новосибирской области.
3. Для обеспечения координации работы по реализации Проекта назначить муниципальным координатором Проекта на территории города Искитима Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования" города Искитима Новосибирской области (Курдюмова М.И.).
4. Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования "Центр дополнительного образования" города Искитима Новосибирской области (Курдюмова М.И.):
4.1. обеспечить методическое и организационное сопровождение Проекта;
4.2. осуществлять нормативно-правовую, учебно-методическую и информационно-методическую помощь;
5. Муниципальному казенному учреждению "Центр бухгалтерского и ресурсно-правового обеспечения" города Искитима Новосибирской области (Хребтов О.Н.) согласно методическим рекомендациям Министерства образования Новосибирской области, совместно с муниципальным координатором, произвести распределение средств по общеобразовательным организациям - исполнителям Проекта;
6. Руководителям общеобразовательных организаций, исполнителям Проекта, подготовить локальные акты по организации учебного процесса в ОУ.
7. Признать утратившим силу постановление администрации города Искитима Новосибирской области от 02.09.2019 N 1200 "О реализации регионального проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области" на территории города Искитима Новосибирской области в 2019-2020 учебном году".
8. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте города Искитима.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Ковалевскую С.В.
Глава города Искитима |
С.В. Завражин |
Перечень
общеобразовательных организаций города Искитима Новосибирской области, участников регионального проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области"
(утв. постановлением администрации города Искитима Новосибирской области от 16 сентября 2020 г. N 1079)
1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 5 г. Искитима Новосибирской области;
2. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа N 9 города Искитима Новосибирской области;
3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа N 14 г. Искитима Новосибирской области;
Положение
о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в рамках проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области" на территории города Искитима Новосибирской области
(утв. постановлением администрации города Искитима Новосибирской области от 16 сентября 2020 г. N 1079)
I. Общие положения
Настоящее Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее - Положение) определяет цели, условия организации и применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ в общеобразовательных организациях города Искитима в рамках проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области" (далее - СДШ НСО).
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), статьи 13, 15, 16, 17;
- Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 О внесении изменения N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях".
Под электронным обучением (далее - ЭО) понимается организация образовательного процесса с применением информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями (далее - ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Формы использования ДОТ и взаимодействия обучающихся и сетевых педагогов: e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; электронные курсы в Интернете; видеоконференции; online тестирование; интернет-уроки; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; Skype-общение и т.д.
Электронное обучение базируется на использовании широкого спектра традиционных, информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают для обучающегося условия свободного выбора интенсивности обучения, диалогового обмена с преподавателем, при этом на процесс обучения не влияет местонахождение обучаемого. Целью организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
II. Основные понятия и термины
1. Информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. В информационно-образовательной среде посредством дистанционных образовательных технологий создаются условия для организации электронного обучения.
2. Дистанционное обучение - это способ обучения, реализуемый в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Характеризуется рядом специфических черт:
- взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
- набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
- сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (online или offline технологии);
- ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.
3. Система дистанционного обучения - образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью ДОТ. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.
4. Информационно-коммуникационная технология - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.
5. Виртуальная аудитория - множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
7. Дистанционный курс - размещенный в информационно-образовательной среде (далее - ИОС) комплекс учебно-методических материалов, представленных в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами.
8. Образовательный контент - структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.
9. Виртуальная лаборатория дистанционного обучения - лаборатория удаленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.
10. Инструментальные средства дистанционного обучения - программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде дистанционного обучения.
11. Региональная система дистанционного обучения (далее - РСДО) - включает в себя образовательную платформу, созданную на базе "Moodle" (далее СДО), и хранилище образовательного контента.
12. Региональный оператор проекта СДШ НСО - подведомственная организация Министерства образования Новосибирской области государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Областной центр информационных технологий" (далее - ГБУ ДПО НСО "ОблЦИТ"). Обеспечивает научно-методическое и организационное сопровождение проекта.
13. Руководитель проекта СДШ НСО - сотрудник регионального оператора проекта.
14. Региональный координатор проекта - методист ГБУ ДПО НСО "ОблЦИТ": организует работу в РСДО, взаимодействует с муниципальными координаторами, предоставляет отчетность в Министерство образования НСО.
15. Муниципальный координатор проекта - сотрудник муниципальной методической службы: организует работу по проекту в муниципалитете, предоставляет отчетность на региональный уровень.
16. Школьный координатор проекта - сотрудник образовательной организации (далее - ОО) - участника проекта: координирует работу по проекту в ОО, организует работу тьюторов ОО, предоставляет отчетность на муниципальный уровень.
17. Сетевой педагог - учитель-предметник, прошедший повышение квалификации, использующий в своей работе возможности СДО и ресурсы РСДО.
18. Тьютор ОО - педагог в ОО: обеспечивает обучающимся возможность полноценной работы в РСДО, контролирует ход обучения.
19. Базовая школа - ОО, где обучение ведется сетевыми педагогами обязательно с обучающимися других ОО.
III. Цели и задачи проекта СДШ НСО
20. Основные Цели проекта СДШ НСО:
Создание условий для предоставления всем обучающимся Новосибирской области равного доступа к качественному образованию независимо от места их проживания.
Формирование региональной системы дистанционного обучения Новосибирской области с использованием информационных образовательных технологий как элемента современной ИОС.
Формирование электронных информационных и образовательных ресурсов как составляющих компонентов единой базы цифрового образовательного контента региона.
21. Задачи применения ЭО, ДОТ в проекте СДШ НСО:
1) введение в учебный процесс новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства;
2) модернизация образования, направленная на достижение современного качества результатов обучения и результатов социализации;
3) повышение уровня информационно-коммуникационной культуры и информационно-коммуникационной компетентности участников образовательного процесса в области применения электронного обучения и использования ДОТ, разработки электронных информационных образовательных ресурсов.
4) повышение информационного, научно-методического, организационно-технического и педагогического потенциала системы образования Новосибирской области;
5) установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
6) обеспечение обучающимся возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории;
7) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы среднего полного общего образования;
8) развитие способностей к самостоятельной познавательной деятельности;
9) вовлечение в единое образовательное пространство Новосибирской области обучающихся удаленных от образовательных центров школ и организация обучения распределенных по интересам групп школьников;
10) участие в учебном процессе преподавателей различных учреждений, работающих на основе дистанционных образовательных технологий;
11) использование ресурсов региональной системы дистанционного обучения для оптимизации учебного процесса в рамках традиционной классно-урочной системы;
12) предоставление обучающимся учебной информации (электронные учебники и учебные пособия, мультимедиа курсы, звуковые и видеофайлы, Интернет-ресурсы, печатные издания и др.) и обеспечение способов ее доставки (по сети или на локальных носителях).
22. Основными принципами организации сетевой формы реализации образовательных программ являются:
1) принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, online уроки);
2) принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
3) принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
4) принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
5) принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
IV. Система дистанционного обучения в проекте СДШ НСО
23. Реализация проекта СДШ НСО в городе Искитиме осуществляется в соответствии с регламентирующими документами Министерства образования Новосибирской области, регионального оператора проекта и настоящим Положением.
24. Научно-методическое и организационное сопровождение проекта СДШ НСО обеспечивает региональный оператор проекта - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Областной центр информационных технологий".
25. На муниципальном уровне для обеспечения координации работы по реализации проекта Постановлением главы муниципалитета назначается муниципальный оператор проекта.
26. Организационную, информационную и учебно-методическую координацию реализации проекта осуществляют региональные и муниципальные координаторы, определяемые Министерством образования Новосибирской области и региональным оператором проекта.
27. В проекте "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области" (далее - СДШ НСО) при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (региональная система дистанционного обучения - далее РСДО), обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения и включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.
28. В проекте используется СДО - система управления ИОС, позволяющая организовать полный цикл электронного обучения.
29. СДО обеспечивает:
- организацию и информационную поддержку учебного процесса с применением дистанционных технологий;
- управление пользователями всех категорий;
- хранение, обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
- взаимодействие участников дистанционного учебного процесса;
- мониторинг дистанционного учебного процесса.
30. Программное обеспечение СДО включает в себя: модульную объектно-ориентированную динамическую учебную платформу, обеспечивающую разработку и комплексное использование дистанционных курсов и их элементов.
31. ЭО и ДОТ в проекте СДШ НСО реализуются посредством ИОС при условии соответствующего учебно-методического, кадрового и технического обеспечения образовательного процесса.
32. Сопровождение образовательного процесса с использованием ЭО, ДОТ включает три компонента:
- техническое сопровождение;
- методическое сопровождение;
- контроль качества образовательного процесса и его результатов.
33. Техническое сопровождение включает администрирование системы дистанционного обучения (поддержку электронной оболочки, регистрацию пользователей, размещение материалов курсов и тестовых заданий и др.) и обновление программного обеспечения.
34. Методическое сопровождение включает повышение квалификации преподавателей (по организации и планированию работы в РСДО, по разработке учебных материалов и тестовых заданий и т.д.), координацию работ всех ответственных из ОО - участников проекта, по всем реализуемым направлениям в СДШ, консультирование всех участников учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также подготовку необходимых методических пособий, рекомендаций по вопросам обучения с применением ДОТ.
35. Контроль качества образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ включает:
- контроль качества учебных материалов, который осуществляется путем независимой экспертизы (в процессе апробации учебных материалов сетевыми учителями-предметниками).
- контроль соблюдения сроков проведения учебных занятий преподавателями и сроков прохождения материалов курса обучающимися.
Контроль качества результатов образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ в проекте СДШ НСО осуществляется на основании данных о текущей, промежуточной и итоговой успеваемости обучающихся.
Занятия с применением ДОТ в образовательных организациях проводятся в аудиториях, обеспечивающих полноценную работу обучающихся в РСДО с возможностью двустороннего взаимодействия с сетевым преподавателем.
V. Полномочия образовательных организаций при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в проекте СДШ НСО
36. Структура проекта СДШ НСО представлена совокупностью базовых школ и школ, прикрепленных к базовым. Базовая школа - это школа, в которой работает сетевой педагог (педагоги), использующий в своей деятельности сетевую форму реализации образовательных программ. В школе, прикрепленной к базовой, обучающиеся осваивают образовательные программы с использованием электронных форм обучения и дистанционных образовательных технологий (виртуальная аудитория). Образовательная организация по разным предметам может быть прикреплена к разным базовым школам. Образовательная организация - участник проекта СДШ НСО может выступать одновременно и как базовая школа, и как школа, прикрепленная к другой базовой школе (виртуальная аудитория). Список базовых школ по представлению муниципалитета согласовывает региональный координатор и утверждает своим приказом Министерство образования Новосибирской области.
37. Образовательные организации вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, профильных практик, текущего и итогового контроля.
38. Участниками проекта СДШ НСО могут стать:
1) образовательные организации, имеющие соответствующую материально-техническую базу, квалифицированный педагогический состав, обладающий достаточными навыками и знаниями в области информационно-коммуникационных и сетевых технологий. Такие ОО могут стать, в том числе, и базовыми школами.
2) ОО, испытывающие потребность в привлечении внешних педагогических кадров для решения различных образовательных задач (выполнение учебной программы, необходимость освоения специализированного курса или учебного предмета на углубленном или профильном уровне, работа с группой одаренных детей) посредством организации ЭО и использования ДОТ. Такие ОО прикрепляются к базовым школам.
39. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся.
40. Решение об участии в проекте СДШ НСО принимают администрация, педагогический коллектив образовательной организации и органы общественного самоуправления. Заявка на участие в проекте заверяется подписью руководителя и печатью организации. Включение ОО в проект утверждается приказом Министерства образования Новосибирской области и постановлением главы муниципалитета.
41. Сотрудники образовательной организации, участвующие в реализации учебного процесса в СДШ НСО с применением ЭО, ДОТ (школьный координатор, сетевые преподаватели, тьюторы), должны в обязательном порядке пройти соответствующее повышение квалификации и иметь тому документальное подтверждение.
42. Обучение по образовательной программе с использованием ЭО, ДОТ осуществляется с согласия обучающегося, его родителей (законных представителей), оформленного в письменной форме. Образовательная организация обеспечивает открытость информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об образовательных ресурсах РСДО, к которым обеспечивается доступ обучающихся).
43. Текущая и промежуточная успеваемость обучающихся фиксируется в электронных журналах и учитывается при внесении оценок в журнал успеваемости в соответствии с принятыми в образовательной организации локальными актами.
44. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ образовательная организация обеспечивает ведение учета и осуществление хранения результатов образовательного процесса и внутреннего документооборота на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.2006 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 6.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Российской Федерации от 21.07.2006 г. N 5485-1 следует читать как "от 21.07.1993 г. "
45. Образовательная организация - участник проекта СДШ НСО несет ответственность перед обучающимися, родителями и органами управления образованием:
- за реализацию конституционного права граждан на получение образования, качество предоставляемых услуг;
- за адекватность применяемых методов, форм и средств организации процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.
VI. Образовательный процесс в проекте СДШ НСО
46. Для организации и реализации учебного процесса в СДШ НСО с применением ЭО, ДОТ используются возможности региональной системы дистанционного обучения (РСДО), которая включает в себя образовательную платформу и хранилище образовательного контента, где размещены учебно-методические материалы, учебные курсы, разработанные лучшими педагогами РФ и Новосибирской области в соответствии с ФГОС и ориентированные на выполнение учебного плана организации в полном объеме.
47. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ в проекте СДШ НСО могут быть применены следующие модели:
- исключительно электронное обучение с использованием ДОТ - подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной СДО. Все коммуникации обучающихся с педагогом осуществляются посредством СДО и через электронную почту;
- с использованием элементов ДОТ в очном обучении - для изучения предметов, которые не могут изучаться исключительно в дистанционной форме. Для таких предметов в учебном плане должны быть предусмотрено чередование аудиторных и внеаудиторных занятий.
48. Учебный процесс в СДШ НСО с использованием ДОТ реализуется в следующих формах взаимодействия обучающихся и сетевых педагогов:
- асинхронная организация учебного процесса, которая обеспечивает обучающемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и общение с преподавателями с использованием средств ИКТ в режиме отложенного времени;
- синхронная организация учебного процесса, которая предусматривает проведение учебных мероприятий и общение обучающихся с сетевыми педагогами в режиме реального времени средствами ИКТ.
49. Образовательный процесс, реализуемый в СДШ НСО, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса, регулярный контроль и учет знаний обучающихся со стороны образовательной организации (далее ОО), ведущей курс, а также психолого-педагогическую поддержку обучающихся и их родителей той ОО, где находится ученик.
50. Образовательный процесс в СДШ НСО осуществляется в соответствии:
- с учебным планом образовательной организации, при условии, что обучающиеся и сетевой педагог находятся в одной ОО;
- с учебным планом базовой школы, при условии, что сетевой педагог работает в базовой школе, а обучающиеся составляют виртуальную аудиторию. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы;
- с учебным планом, составленным региональным координатором проекта, при формировании учебной группы из обучающихся образовательных организаций разных муниципалитетов Новосибирской области.
51. Образовательный процесс в СДШ НСО может осуществляться в очной, очно-заочной, заочной формах освоения образовательных программ и в форме экстерната.
52. Учебные группы в СДШ НСО комплектуются из числа обучающихся образовательных организаций Новосибирской области, участвующих в проекте. Комплектация учебных групп осуществляется в соответствии с выбранной образовательной организацией моделью:
- Автономная группа (очная и очно-заочная формы) - комплектуется из числа обучающихся одного класса.
- Межшкольная группа (заочная форма) - комплектуется из числа обучающихся разных ОУ (виртуальная аудитория).
Возможен выбор и иных моделей дистанционного обучения.
53. Образовательная организация - участник проекта СДШ НСО устанавливает порядок и формы доступа к используемым организацией информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.
54. Сроки учебного года в СДШ НСО совпадают со сроками в общеобразовательной школе. Рекомендуемый размер интервалов, на которые разбивается учебный год, составляет учебная четверть.
55. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает зачеты, контрольные работы, проектные работы, которые определены дистанционным курсом.
56. Содержание общего образования в СДШ НСО определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательной организацией самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов, примерных образовательных учебных программ курсов, дисциплин с учетом профиля обучения.
57. В сетевой дистанционной школе Новосибирской области учебные занятия организованы в следующих формах:
1) Самостоятельное изучение учебного материала. Самостоятельное изучение материала составляет основу дистанционного обучения. Время на самостоятельное изучение учебного материала определяется учебным планом.
2) Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
3) Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет.
4) Консультации - форма индивидуального взаимодействия преподавателя с обучающимся; могут быть очными (online) и заочными (offline).
5) Организация переписки с целью индивидуального и группового общения.
Учебные и методические материалы могут предоставляться ученикам в виде:
- электронных учебных курсов, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных систем контроля знаний с наборами тестов, других электронных материалов на магнитных или оптических носителях;
- электронных ресурсов с доступом по сети Интернет.
58. Учебный процесс в проекте СДШ НСО осуществляется на основе сетевого расписания, в котором регламентировано время проведения online занятий (чат-занятия, веб-занятия, телеконференции и т.п.). Образовательная организация-участник проекта СДШ НСО составляет свое локальное расписание занятий с учетом организации смешанного обучения (традиционного и дистанционного) при условии, что виртуальную аудиторию составляют учащиеся только данного образовательного учреждения.
59. Использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется учебным планом образовательной организации.
60. При использовании дистанционных образовательных технологий режим оценивания offline базируется на тех критериях, которые приняты по данному предмету в ОО. В системе оценивания online критерии заложены технологически.
61. Выпускникам общеобразовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательной организации, в который, в том числе, включаются дисциплины, изученные обучающимися в дистанционной форме.
VII. Участники образовательного процесса
62. Участниками образовательного процесса в сетевой дистанционной школе Новосибирской области являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители обучающихся).
63. Права и обязанности, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях по системе дистанционного обучения, их родителей (законных представителей), как участников образовательного процесса, определяются законодательством РФ в области образования, уставом общеобразовательной организации и иными предусмотренными уставом локальными актами.
64. Родители (законные представители) обучающихся общеобразовательных организаций (классов), участвующих в системе дистанционного обучения, имеют право знакомиться с порядком проведения и содержанием ЭО, ДОТ и учебных курсов, вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию образовательного процесса с использованием электронного обучения.
65. Педагогические работники - участники образовательного процесса в проекте СДШ НСО обладают всеми правами и социальными гарантиями, предусмотренными для педагогических работников общеобразовательных организаций.
66. Права, обязанности и ответственность педагогических и иных работников образовательной организации, обеспечивающих образовательный процесс с применением ЭО, ДОТ, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами организации, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
VIII. Функциональные роли и их исполнители
67. Ученик. Обязан добросовестно осваивать образовательную программу с применением ЭО, ДОТ, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе, посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. В процессе обучения с применением ЭО, ДОТ обучающиеся:
- подтверждают согласие на обучение с применением ДОТ в письменной форме;
- получают индивидуальные логин и пароль для доступа к информационно-образовательной среде;
- подтверждают согласие на обработку персональных данных в информационно-образовательной среде;
- получают доступ к учебно-методической помощи, сопроводительной документации и проходят обучение первоначальным навыкам работы в образовательной среде с применением ДОТ;
- получают доступ к индивидуальным учебным планам, расписанию, электронным информационным и образовательным ресурсам и сервисам как посредством компьютерной базы образовательной организации, так и посредством персональных (личных) компьютеров;
- в соответствии с учебным планом и расписанием самостоятельно изучают содержание учебного материала, выполняют все включенные в курс учебные задания, предоставляют результаты своей работы преподавателю для оценивания;
- используют все доступные в системе средства общения с преподавателем для получения консультаций и дополнительной информации по предмету.
68. Родители (законные представители) обучающегося - поддерживают получение ребенком образования с применением ЭО, ДОТ, берут на себя ответственность за выполнение требований локальных актов образовательной организации, регламентирующих образовательный процесс с применением ЭО, ДОТ.
69. Сетевой педагог. Учитель-предметник, прошедший соответствующее повышение квалификации. Осуществляет непосредственное ведение электронного обучения с использованием возможностей СДО и ресурсов РСДО. Его основной функционал и участие в различных моделях дистанционного обучения:
- прорабатывает материалы дистанционного курса и соотносит его содержание со своей учебной программой в соответствии с требованиями учебного плана образовательной организации;
- вносит изменения в пояснительную записку рабочей программы по своему предмету; составляет тематическое планирование с учётом использования ресурсов дистанционного обучения;
- реализуют учебную нагрузку в соответствии с расписанием учебных занятий в РСДО с применением ДОТ, осуществляют контроль знаний, умений и навыков обучающихся по своей учебной дисциплине, ведет учет успеваемости в электронном журнале;
- организует постоянное консультирование обучающихся через СДО, электронную почту, иные средства коммуникации;
- заполняет необходимую документацию по реализуемому учебному процессу в системе РСДО;
- выполняет объем работы по оценке качества ресурса дистанционного обучения, участвует апробации ресурсов РСДО;
- выполняет и передает установленную отчетность по своей работе по запросу школьного и/или муниципального координатора, курирующего учебно-методическую работу;
- участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
- своевременно повышает квалификацию в сфере современных информационно-коммуникационных технологий, ЭО и ДОТ;
- Выполняет все предписания по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, обусловленные соответствующими локальными актами в ОО.
При организации обучения по модели "автономная группа":
- систематически использует ресурсы дистанционного обучения при проведении учебных занятий по предмету;
- обеспечивает своевременную проверку домашних заданий, практических работ обучающихся через СДО и оказывает им консультационную помощь.
При организации обучения по модели "виртуальная группа":
- составляет тематическое планирование для виртуальных групп с учетом использования ресурсов дистанционного обучения (уроки в режиме реального времени, указание времени и дней консультаций, адрес электронной почты, иных средств коммуникации);
- принимает участие в формировании сетевого расписания занятий учебных групп;
- адаптирует ресурсы дистанционного обучения к специфическим образовательным условиям в своей ОО;
- проводит учебные дистанционные занятия с использованием ресурсов дистанционного обучения;
- проверяет и оценивает домашнее задание у обучающихся виртуальных групп, обеспечивая обратную связь с ними с использованием виртуальной среды.
70. Педагоги-организаторы (в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"). Педагоги-организаторы представлены в проекте СДШ НСО следующими функциональными единицами:
1) Тьютор - педагогический работник ОО, прошедший соответствующее повышение квалификации, входящий в преподавательский состав системы дистанционного обучения, работающий на освобожденной основе или педагог, совмещающий основную деятельность с работой в рамках проекта. Осуществляет методическую и организационную помощь обучающимся в рамках изучаемой программы дистанционного обучения:
- курирует образовательный процесс в виртуальных учебных группах;
- готовит помещение и технические средства для проведения занятия с использованием ДО;
- проводит инструктаж обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета с использованием дистанционных форм обучения;
- проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях, с обязательной регистрацией в "Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда";
- присутствует на дистанционных занятиях виртуальных групп, обеспечивая безопасность для жизни и здоровья обучающихся;
- обеспечивает обучающимся возможность полноценной работы в РСДО, оказывает помощь при входе в систему;
- контролирует ход обучения согласно сетевому расписанию, обеспечивает соблюдение дисциплины;
- поддерживает связь с сетевым преподавателем.
2) Школьный координатор - педагогический работник ОО, прошедший соответствующее повышение квалификации, входящий в преподавательский состав системы дистанционного обучения, ответственный за реализацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательной организации - определяет стратегию и тактику внедрения ЭО, ДОТ, планирует, контролирует, анализирует деятельность участников образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ. Формирует расписание занятий, контролирует процесс дистанционного обучения, подводит итоги и предоставляет отчетность на муниципальный уровень. Обеспечивает информационное сопровождение хода реализации проекта через сайт ОО. Вносит информацию об организации ЭО и использовании ДОТ в основную образовательную программу ОО отдельным разделом с описанием предметов и выбранных моделей, а также задач, которые решаются в школе с использованием ДОТ.
3) Муниципальный координатор по организационной и учебно-методической работе в муниципалитете. Сотрудник муниципальной методической службы:
- Занимается общей координацией деятельности ОО муниципалитета, участвующих в реализации проекта СДШ НСО;
- Участвует в составлении договоров и определении порядка оплаты исполнителей проекта в муниципалитете;
- Координирует работу администрации ОО по подготовке школьного учебного плана и пояснительной записки к нему с учётом работы ОО в дистанционном режиме;
- Проводит обучающие семинары для всех участников проекта СДШ НСО (обучающиеся, родители, педагоги) по вопросам учебно-методического сопровождения проекта, а также о безопасной работе в Интернете. (Формы проведения семинаров: очная, дистанционная);
- Обеспечивает организационную работу по повышению квалификации сетевых педагогов и тьюторов в учебных центрах регионального и муниципального уровней;
- Оказывает учебно-методическую помощь в проведении дистанционных занятий по запросу сетевых педагогов;
- Участвует в комплектовании учебных групп и организует совместно со специалистами регионального оператора доступ сетевым преподавателям и обучающимся к учебным курсам региональной системы дистанционного обучения;
- Согласовывает тематическое планирование работы сетевых педагогов с учётом дистанционного обучения и контролирует его выполнение;
- Совместно с учебной частью ОО составляет единое расписание дистанционных учебных занятий (сетевое расписание);
- Организует работу с сетевыми преподавателями по оценке качества ресурсов дистанционного обучения по предметам учебного плана;
- Организует работу с сетевыми преподавателями по созданию образовательного контента для РСДО;
- Организует мониторинг реализации проекта СДШ НСО на муниципальном уровне;
- Ведет в установленном порядке учебную документацию, своевременно предоставляет в установленные сроки региональному координатору проекта СДШ НСО необходимые отчетные данные;
- Обеспечивает информационное сопровождение хода реализации проекта на территории муниципалитета на муниципальном сайте проекта;
- Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
- Составляет и предоставляет в установленные сроки региональному координатору проекта запрашиваемую отчетную документацию о ходе реализации проекта в муниципалитете.
71. Региональный координатор. Методист, сотрудник организации - регионального оператора проекта СДШ НСО (ГБУ ДПО НСО "ОблЦИТ"). При реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ:
- обеспечивает порядок и формы доступа обучающихся и преподавателей к информационным и образовательным ресурсам РСДО посредством предоставления индивидуальных логина и пароля;
- предоставляют информационные и учебные ресурсы (курсы) персонально для каждого сетевого преподавателя образовательных организаций, участвующих в проекте СДШ НСО;
- организует и проводит повышение квалификации для всех исполнителей проекта СДШ НСО;
- на постоянной основе взаимодействует с муниципальными координаторами;
- предоставляет отчетность в Министерство образования НСО.
72. Администрация образовательной организации (директор, заместители директора):
- обеспечивает необходимые условия для обучения с применением ЭО, ДОТ, руководство и контроль качества образовательного процесса, ведет учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот.
- принимает совместно с педагогическим советом образовательной организации решение об участии в проекте СДШ НСО и использовании дистанционных образовательных технологий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, включает часы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в учебное расписание организации, учитывает результаты электронного обучения на основе предоставленных сетевыми педагогами данных при аттестации по окончании года.
IX. Управление и финансирование
73. Управление участием в проекте СДШ НСО осуществляется в соответствии с настоящим положением и Уставом образовательного учреждения - участника проекта.
74. Оплата труда участников проекта производится в соответствии с действующими правилами, инструкциями и методическими рекомендациями Министерства образования Новосибирской области и регионального координатора.
75. Техническое обеспечение деятельности СДШ НСО осуществляется из средств, выделенных на обеспечение реализации проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Искитима Новосибирской области от 16 сентября 2020 г. N 1079 "О реализации регионального проекта "Сетевая дистанционная школа Новосибирской обрасти" на территории города Искитима Новосибирской области в 2020-2021 учебном году"
Текст постановления опубликован в газете "Искитимские ведомости" от 25 сентября 2020 г. N 36