В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 N 1296 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации", а также формирования у молодых государственных гражданских служащих Московской области, замещающих должности государственной гражданской службы Московской области в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (далее - гражданские служащие, Государственный орган), профессиональных знаний и умений, надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомления с особенностями прохождения государственной гражданской службы Московской области в Государственном органе:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации наставничества в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (далее - Положение).
2. Руководителям структурных подразделений Государственного органа в предусмотренных Положением случаях обеспечить определение государственных гражданских служащих, в отношении которых необходимо осуществлять наставничество, обеспечить назначение им наставников, осуществлять контроль и оценку результатов наставничества.
3. Отделу бухгалтерского учета, отчетности и кадров осуществлять организацию наставничества в Государственном органе.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области Пасынкову Л.A.
Уполномоченный по правам человека |
Е.Ю. Семёнова |
Утверждено
распоряжением государственного
органа Московской области
"Уполномоченный по правам
человека в Московской области
и его аппарат"
от 03.09.2020 N РГОМО-124/2020
Положение
об организации наставничества в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (далее - Государственный орган).
2. Наставничество в Государственном органе осуществляется государственными гражданскими служащими Московской области, замещающими должности государственной гражданской службы Московской области в Государственном органе (далее - гражданские служащие), имеющими значительный опыт работы в определенной сфере (далее - наставник), в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.
3. Задачами наставничества являются:
а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, об основных задачах Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее - Уполномоченный), о направлениях и целях деятельности Государственного органа, стоящих перед ним задачах, осуществляемых полномочиях, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на государственную гражданскую службу Московской области в Государственный орган, или гражданского служащего, имеющего стаж государственной гражданской службы, впервые поступившего в Государственный орган;
б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;
в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.
II. Организация наставничества
4. Наставничество осуществляется в отношении гражданского служащего, поступившего впервые на государственную гражданскую службу Московской области в Государственный орган, или гражданского служащего, имеющего стаж государственной гражданской службы, впервые поступившего в Государственный орган. Наставничество осуществляется в отношении молодых гражданских служащих, которые помимо возрастных характеристик не обладают необходимым опытом работы в данной сфере деятельности.
5. Предложение об осуществлении наставничества направляется Уполномоченному руководителем структурного подразделения Государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность и в отношении которого предлагается осуществлять наставничество (далее - непосредственный руководитель), по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению после согласования предложения с руководителем аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее - руководитель аппарата).
6. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года. В случае если в служебном контракте гражданского служащего, в отношении которого предлагается осуществлять наставничество, устанавливается испытание, наставничество устанавливается на период испытания наставляемого.
7. Утверждение кандидатуры гражданского служащего, в отношении которого необходимо осуществлять наставничество и его наставника осуществляется распоряжением Государственного органа, которое принимается не позднее десяти рабочих дней со дня назначения гражданского служащего, в отношении которого планируется осуществлять наставничество, на должность гражданской службы.
8. Непосредственный руководитель в случае временной нетрудоспособности наставника в течение длительного срока или его длительной служебной командировки, а также возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества, в течение одного рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет служебную записку Уполномоченному с предложением о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется.
9. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае назначения гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность государственной гражданской службы Московской области в Государственном органе или его увольнения с государственной гражданской службы Московской области.
10. Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных гражданских служащих. У наставника не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка.
11. Непосредственный руководитель не может являться наставником.
12. Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем двух гражданских служащих.
13. Организацию наставничества в Государственном органе осуществляет Отдел бухгалтерского учета, отчетности и кадров. В рамках организации наставничества Отдел бухгалтерского учета, отчетности и кадров выполняет следующие функции:
а) по запросу непосредственного руководителя обеспечивает подбор гражданских служащих, соответствующих необходимым требованиям для назначения их наставниками;
б) при согласовании Уполномоченным кандидатуры гражданского служащего, в отношении которого необходимо осуществлять наставничество и его наставника готовит распоряжение Государственного органа о назначении наставника (о замене наставника);
в) оказывает методическое и практическое содействие наставнику в осуществлении наставничества (планировании работы наставника, профессиональном развитии и воспитании гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество);
г) осуществляет сбор отзывов о результатах наставничества;
д) проводит анализ, обеспечивает обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;
е) приобщает к личным делам гражданских служащих соответствующие документы (распоряжение Государственного органа о назначении наставника, отзыв о результатах наставничества, распоряжение Государственного органа о поощрении или награждении наставника).
14. Контроль за организацией и осуществлением наставничества осуществляет руководитель аппарата.
III. Осуществление наставничества
15. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением гражданским служащим, являющимся наставником, его должностных обязанностей.
16. В функции наставника входят:
а) содействие в ознакомлении гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы;
б) представление гражданскому служащему рекомендаций по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей;
в) выявление ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их устранении;
г) передача накопленного опыта, профессионального мастерства, демонстрация и разъяснение наиболее рациональных методов исполнения должностных обязанностей;
д) оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональным советом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
16. Наставник имеет право:
а) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем;
б) давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей;
в) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству;
г) контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.
17. Наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного гражданского служащего.
18. В обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, входят:
а) самостоятельное выполнение заданий непосредственного руководителя с учетом рекомендаций наставника;
б) усвоение опыта, переданного наставником, обучение практическому решению поставленных задач;
в) учет рекомендаций наставника, выполнение индивидуального плана мероприятий по наставничеству.
19. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
а) обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
б) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, с непосредственным руководителем и наставником;
в) представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника.
20. При осуществлении мероприятий по наставничеству, наставник разрабатывает индивидуальный план мероприятий по наставничеству исходя из потребности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и умениях, а также в соответствии с уровнем его текущей подготовки и продолжительностью стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
В составлении индивидуального плана мероприятий по наставничеству участвует непосредственный руководитель наставляемого.
Индивидуальный план мероприятий по наставничеству может включать:
а) последовательность и этапность действий наставника и наставляемого;
б) мероприятия по ознакомлению наставляемого со служебным местом и коллективом;
в) мероприятия по ознакомлению наставляемого с должностными обязанностями, квалификационными требованиями, основными задачами Уполномоченного, направлениями деятельности Государственного органа и соответствующего структурного подразделения;
г) изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных обязанностей;
д) выполнение наставляемым практических заданий;
е) перечень мер, способствующих закреплению у наставляемого приобретаемых профессиональных знаний и умений;
ж) перечень мер по содействию в исполнении должностных обязанностей;
з) другие мероприятия по наставничеству.
Индивидуальный план мероприятий по наставничеству разрабатывается по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
С индивидуальным планом мероприятий по наставничеству знакомится гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество.
IV. Завершение наставничества
21. Наставник представляет непосредственному руководителю отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению не позднее двух рабочих дней со дня завершения срока наставничества.
22. Непосредственный руководитель проводит индивидуальное собеседование с гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, в целях подведения итогов осуществления наставничества.
23. Непосредственный руководитель проводит оценку результативности деятельности наставника на основе результатов деятельности наставника и профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Оценка проводится с учетом:
а) содействия гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, в успешном овладении им профессиональными знаниями, навыками и умениями, в его профессиональном становлении;
б) содействия в приобретении гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, опыта работы по специальности, направлению подготовки, формирования у него практических знаний и навыков в области профессиональной служебной деятельности;
в) оказания гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, постоянной и эффективной помощи в совершенствовании форм и методов работы;
г) проведения действенной работы по воспитанию у гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, добросовестного отношения к исполнению его должностных обязанностей.
24. В целях проведения всесторонней оценки деятельности наставника гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, необходимо заполнить формализованный отчет о процессе прохождения наставничества и работе наставника по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению.
25. Отзыв о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя представляется в Отдел бухгалтерского учета, отчетности и кадров не позднее пяти рабочих дней со дня завершения срока наставничества.
Отзыв о результатах наставничества приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество.
26. Результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению Уполномоченного учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
27. Наставник, показавший высокие результаты, может быть представлен к награждению Почетной грамотой Уполномоченного или поощрению объявлением Благодарности Уполномоченного в соответствии с утвержденным Положением о Почетной грамоте Уполномоченного по правам человека в Московской области и Благодарности Уполномоченного по правам человека в Московской области.
28. Результаты работы наставника также учитываются при решении вопроса о внесении предложения о рекомендации к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста по результатам аттестации, о внесении предложения о назначении на вышестоящую должность, о направлении наставника на мероприятия по профессиональному развитию в целях совершенствования его профессиональных и личностных качеств.
Приложение 1
к Положению об организации
наставничества в государственном органе
Московской области "Уполномоченный
по правам человека в Московской области
и его аппарат"
Предложение об установлении наставничества
Уполномоченному по правам
человека в Московской области
_____________________________
(фамилия, имя, отчество)
от
_____________________________
(фамилия, имя, отчество)
_____________________________
(наименование должности)
_____________________________
(наименование структурного
подразделения)
Предлагаю установить в отношении (ФИО, должность гражданского
служащего, в отношении которого планируется осуществлять наставничество)
наставничество сроком на (период осуществления наставничества) и
назначить наставником {ФИО, должность наставника).
Дисциплинарных взысканий и взысканий за коррупционные
правонарушения не имеет, служебная проверка в отношении (ФИО наставника)
не проводится.
"__" ___________ 20__ г. _______________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Согласен исполнять функции наставника:
_____________________________________________ _____________________
(должность, фамилия, инициалы наставника) (дата, подпись)
Согласовано: руководитель аппарата
Уполномоченного по правам человека в Московской области
_______________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 2
к Положению об организации
наставничества в государственном органе
Московской области "Уполномоченный
по правам человека в Московской области
и его аппарат"
Индивидуальный план мероприятий по наставничеству
ФИО государственного гражданского служащего Московской области, замещающего должность государственной гражданской службы Московской области в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (далее - гражданский служащий, Государственный орган), в отношении которого осуществляется наставничество) |
ФИО наставника |
наименование должности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество |
наименование должности наставника |
Период наставничества: с "__"__________ 20__ г. по "__"_________ 20__ г.,
_________________________________________________________________________
(количество недель)
N п/п |
Наименование и содержание мероприятий 1 |
Период выполнения |
Ответственный за выполнение |
Отметка о выполнении |
1. |
Представление гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, коллективу |
Первый день |
Непосредственный руководитель |
|
2. |
Ознакомление гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, с рабочим местом, его дооборудование (дооснащение) |
Первый день |
Наставник |
|
3. |
Ознакомление со структурным подразделением, его полномочиями, задачами, особенностями службы |
Первый день |
Наставник |
|
4. |
Ознакомление с институтом уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации |
Первый день |
Наставник |
|
5. |
Представление справочной информации |
Первый день |
Отдел бухгалтерского учета, отчетности и кадров |
|
6. |
Ознакомление со Служебным распорядком Государственного органа, с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы прохождения гражданской службы и ее оплаты |
Первый день |
Отдел бухгалтерского учета, отчетности и кадров |
|
7. |
Ознакомление с административными процедурами и системой документооборота |
Первая неделя |
Наставник |
|
8. |
Ознакомление с используемыми программными продуктами |
Первая неделя |
Наставник |
|
9. |
Ознакомление с основными задачами Уполномоченного по правам человека в Московской области, направлениями деятельности Государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения |
Первая неделя |
Наставник |
|
10. |
Совместная постановка профессиональных целей и задач, разработка планов их достижения |
Первая неделя |
Наставник |
|
11. |
Организация изучения нормативной правовой базы по вопросам исполнения должностных обязанностей |
Вторая неделя |
Наставник |
|
12. |
Ознакомление с порядком и особенностями ведения служебной документации |
Вторая неделя |
Наставник |
|
13. |
Контроль выполнения практических заданий (рассмотрение письменных и устных жалоб и обращений граждан, подготовка ответов на служебные документы, подготовка писем, служебных записок, отчетов и т.д.) |
Третья - последняя неделя |
Наставник |
|
14. |
Проверка знаний и навыков, приобретенных за указанный период |
Последняя неделя |
Наставник |
|
15. |
Подготовка отзыва о результатах наставничества |
Последняя неделя |
Наставник, Непосредственный руководитель |
|
___________________________________
1 Содержательная часть мероприятий может меняться (с учетом замещаемой должности, перечня должностных обязанностей и т.п.).
"___"________________ 20___ г. _______________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Ознакомлен (а):
_____________________________________________ _____________________
(должность, фамилия, инициалы) (дата, подпись)
Приложение 3
к Положению об организации
наставничества в государственном органе
Московской области "Уполномоченный
по правам человека в Московской области
и его аппарат"
Отзыв о результатах наставничества
1. Фамилия, имя, отчество и замещаемая должность наставника:
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
2. Фамилия, имя, отчество и замещаемая должность государственного
гражданского служащего Московской области, замещающего должность
государственной гражданской службы Московской области в государственном
органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в
Московской области и его аппарат" (далее - гражданский служащий), в
отношении которого осуществлялось наставничество:
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
3. Период наставничества: с ___________20__ г. по ___________20__ г.
4. Информация о результатах наставничества:
а) гражданский служащий изучил следующие основные вопросы
профессиональной служебной деятельности:
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
б) гражданский служащий выполнил по рекомендациям наставника
следующие основные задания:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
в) гражданскому служащему следует устранить следующие недостатки
при исполнении должностных обязанностей (заполняется при необходимости):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
г) гражданскому служащему следует дополнительно изучить следующие
вопросы:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
5. Определение профессионального потенциала гражданского служащего
и рекомендации по его профессиональному развитию:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
6. Дополнительная информация о гражданском служащем, в отношении
которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
Отметка об ознакомлении Наставник
непосредственного руководителя
гражданского служащего, в
отношении которого ____________________________________
осуществлялось наставничество, с (должность)
выводами наставника
_______________/(_________________) (_______________/(_________________)
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"____"_______________ 20_____ г. "____"_______________ 20_____ г.
Приложение 4
к Положению об организации
наставничества в государственном органе
Московской области "Уполномоченный
по правам человека в Московской области
и его аппарат"
Формализованный отчет государственного гражданского служащего
Московской области, замещающего должность государственной гражданской
службы Московской области в государственном органе Московской области
"Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат",
отношении которого осуществлялось наставничество, о процессе
прохождения наставничества и работе наставника
Уважаемый сотрудник!
Предлагаем Вам принять участие в оценке наставничества в
государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам
человека и его аппарат"
_________________________________________________________________________
(Ваши ФИО)
_________________________________________________________________________
(ФИО наставника)
Ваши ответы помогут при выявлении наиболее типичных трудностей, с
которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы. В результате
Ваших искренних ответов на вопросы этой анкеты будут определены лучшие
наставники, а также выявлены проблемы адаптации сотрудников в процессе
наставничества, на которые руководителям структурных подразделений
следует обратить внимание, что в конечном итоге поможет быстрее
освоиться на новом рабочем месте не только Вам, но и будущим новичкам.
Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная
оценка) проведите оценку по нижеследующим параметрам.
Вопрос |
Оценка |
1. Достаточно ли было времени, проведенного с Вами наставником, для получения необходимых знаний и умений? |
|
2. Как бы Вы оценили требовательность наставника? |
|
3. Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества теоретические знания по Вашей специализации? |
|
4. Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества практические навыки по Вашей должности? |
|
5. Насколько быстро Вам позволили освоиться на новом месте службы знания об истории, культуре, принятых нормах и процедурах работы внутри Государственного органа? |
|
6. Являются ли полученные в ходе наставничества знания и умения достаточными для самостоятельного выполнения обязанностей, предусмотренных Вашей должностью? |
|
7. Расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов при оценке времени, потраченного наставником на различные способы обучения при работе с Вами (1 - метод почти не использовался, 10 - максимальные затраты времени) |
|
7.1. В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте |
|
7.2. В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону |
|
7.3. Личные консультации в заранее определенное время |
|
7.4. Личные консультации по мере возникновения необходимости |
|
7.5. Поэтапный совместный разбор практических заданий |
|
8. Какой из перечисленных или иных использованных методов обучения Вы
считаете наиболее эффективным и почему?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Какие наиболее важные, на Ваш взгляд, знания и умения для успешного
выполнения должностных обязанностей Вам удалось освоить благодаря
прохождению наставничества?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
10. Кто из коллег Вашего отдела, кроме наставника, особенно помог Вам в
период адаптации?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
11. Какой из аспектов адаптации показался Вам наиболее сложным?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
12. Кратко опишите Ваши предложения и общие впечатления от работы с
наставником:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________ ______________ ___________________________
(наименование должности (подпись) (расшифровка подписи)
наставника)
_____ __________ 20___ г.
С отчетом
ознакомлен(а) __________________ _________________ ____________________
(фамилия, инициалы) (подпись наставника) (дата ознакомления)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Государственного органа Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" от 3 сентября 2020 г. N РГО МО-124/2020 "Об организации наставничества в государственном органе Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат"
Текст распоряжения опубликован на сайте государственного органа Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" (http://upch.mosreg.ru) 3 сентября 2020 г.