Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II.
Основные меры по улучшению состояния среды обитания и здоровья населения, принятые Управлением Роспотребнадзора по Тверской области
2.1. Основные меры по улучшению состояния среды обитания в Тверской области
2.1.1. Основные результаты деятельности по улучшению состояния среды обитания
Работа Управления Роспотребнадзора по Тверской области в 2019 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями деятельности Роспотребнадзора, с учётом риск-ориентированного подхода и санитарно-эпидемиологической обстановкой в регионе.
Приоритетом являлось участие в реализации на территории Тверской области федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Экология", федеральных проектов "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" и "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
В течение 2019 года на рассмотрение в органы власти и местного самоуправления вынесено 176 вопросов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т.ч. на межведомственные комиссии, коллегии вынесено 59 вопросов, на заседания санитарно-противоэпидемических комиссий - 25 вопросов.
С целью взаимного обмена информацией и определения порядка организации совместных мероприятий при решении совместных задач Управлением
Роспотребнадзора по Тверской области заключены 34 соглашения о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти,
региональных органов государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Планирование надзорной деятельности осуществляется с учётом риск-ориентированного подхода с расчётами потенциальных рисков причинения вреда здоровью человека субъектами надзора.
Ведётся реестр поднадзорных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который по состоянию на 1 января 2020 года содержит сведения по 7 тыс. субъектам и 19 тыс. принадлежащим им объектам. Реестр ежемесячно обновляется, в т.ч. по результатам надзорных мероприятий и поданных уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Приоритетными являются объекты чрезвычайно высокого, высокого и значительного классов опасности, которые в плане проверок на 2019 год составили 77%.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2019 году проведена 2051 проверка, обследовано 3719 объектов.
Основное внимание уделялось деятельности детских и подростковых учреждений, деятельности по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами, деятельности в области предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, здравоохранения (рис. 118).
Рис.118. Структура обследованных объектов по видам деятельности в Тверской области в 2019 г.
Всего проведено 708 плановых проверок и 1343 внеплановые проверки. Доля внеплановых проверок составила 65,5% (табл. 70).
Таблица 70
Структура
надзорных мероприятий за период 2017 - 2019 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
% |
% |
% |
|
Плановые проверки |
27,8 |
32,4 |
34,5 |
Внеплановые проверки |
72,2 |
67,6 |
65,5 |
% |
100 |
100 |
100 |
В структуре внеплановых проверок наибольший удельный вес занимают проверки на основании пп. 3 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В 2019 г. на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации проведено 1087 проверок (53% от общего числа проведённых проверок за соблюдением законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия).
С целью контроля исполнения предписания проведено 176 проверок (8,6% от общего числа проверок).
На основании обращений граждан проведено 74 проверки (3,6% от общего числа проверок), в т.ч. 40 - на основании информации об угрозе причинения вреда здоровью граждан. По требованию прокурора проведено 6 проверок.
В ходе проведения 98% плановых проверок выявлены нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
Удельный вес внеплановых проверок, при которых выявлены правонарушения от общего количества внеплановых проверок, составил 49,8%.
Всего выявлено 4917 нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Наибольшее количество нарушений выявлено по следующим статьям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":
- ст. 28 (санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-питьевому водоснабжению) - 20,9% от всех нарушений (в 2018 г. - 25,4%, 2017 г. - 17,4%);
- ст. 24 (санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта) - 14,6% (в 2018 г. - 12,6%, 2017 г. - 13,9%);
- по ст. 15 (санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам, изделиям и технологиям их производства) - 7,9% (2018 г. - 8,3%, 2017 г. - 10,7%);
- по ст. 17 (санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения) - 7,9% (2018 г. - 5,6%, 2017 г. - 15,4%);
- по ст. 19 (санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения) - 6,2% (2018 г. - 4,9%, 2017 г. - 5,3%).
По результатам 1297 проверок выданы предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Всего выдано 1494 предписания.
По всем проверкам с выявленными нарушениями возбуждены дела об административных правонарушениях.
Как и в предыдущие годы не было проверок, результаты которых были бы отменены в связи с грубым нарушением Федерального закона N 294-ФЗ.
При осуществлении федерального государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в течение 2019 году Управлением Роспотребнадзора по Тверской области всего было составлено 2207 протоколов об административных правонарушениях (2018 г. - 2093, 2017 г. - 2060).
Вынесено 2274 постановления о назначении административного наказания (2018 г. - 2036, 2017 г. - 2147). Из них, 86,7% - в виде административного штрафа, 13,2% - в виде предупреждения.
Всего наложено 1972 административных штрафа (в 2018 г. - 1737, 2017 г. - 1627), в том числе:
- на должностных лиц - 935 (2018 г. - 768),
- на юридических лиц - 666 (2018 г. - 752),
- на индивидуальных предпринимателей - 310 (2018 г. - 143),
- на граждан - 61 (2018 г. - 74).
Наибольший удельный вес вынесенных штрафов составили штрафы по следующим статьям КоАП РФ: ст. 6.3, ст. 6.7. ч. 1, ст. 6.6; ст. 6.4; 14.43 ч. 1, ст. 6.5.
Вынесено 302 предупреждения (2018 г. - 299), из них 58,6% - в отношении юридических лиц.
Число вынесенных представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выросло и составило 2039 (2018 г. - 1879).
193 дела о привлечении к административной ответственности направлены на рассмотрение в суды, по 163 назначены административные наказания (из них, 121 - в виде штрафа, 19 - приостановление деятельности, 1 - административный штраф и конфискация).
34 иска подано в суд о нарушениях санитарного законодательства: 100% удовлетворены.
61 человек отстранён от работы по постановлению уполномоченных должностных лиц (2018 г. - 91).
В течение отчётного года проведено 212 предварительных проверок (2018 г. - 218, 2017 г. - 79).
В 2019 году Управлением оказывались государственные услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе, выданы 2254 санитарно-эпидемиологических заключения, из них 7% - о несоответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; предоставлены 6 лицензий, из них переоформлены 3; выданы 9 свидетельств о государственной регистрации, в том числе 1 переоформлено (рис. 119).
Рис. 119. Динамика выданных санитарно-эпидемиологических-заключений, лицензий, свидетельств о государственной регистрации
Количество выданных санитарно-эпидемиологических заключений в 2019 году несколько уменьшилось, за счёт уменьшения числа санитарно-эпидемиологических заключений на проекты ПДВ и проекты размещения ПРТО. При этом количество санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон увеличилось (136) по сравнению с 2018 годом (33). В соотношении санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию и виды деятельности преобладают санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности.
На территории Тверской области деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляют 48 юридических лиц (2018 г. - 49), деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах - 42 (2018 г. - 41), лицензии имеются у всех.
В порядке лицензионного контроля проведено 22 мероприятия по надзору (13 плановых и 9 внеплановых), при этом проверены 11 юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения; 11 - осуществляющих деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. По результатам проверок составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ. По результатам рассмотрения протоколов вынесены предупреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Управлением осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. За 2019 год, при оказании государственных услуг, Управлением направлено 1782 запроса к электронным сервисам Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" ведется реестр уведомлений. С начала осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомительному принципу в Управлении зарегистрировано 3922 уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности. Количество зарегистрированных в 2019 году уведомлений находилось на уровне 2018 года.
Основными причинами отказов в регистрации явились: неправильное оформление бланка уведомления, указание видов деятельности, которые не подлежат уведомлению, отсутствие второго экземпляра уведомления.
Управлением обеспечивается предоставление государственных услуг в электронном виде. Так, всего через Единый портал госуслуг были зарегистрированы 33 уведомления, предоставлены 228 санитарно-эпидемиологических заключений.
Обращения за получением государственных услуг по выдаче лицензий, свидетельств о государственной регистрации в электронном виде в Управление не поступали.
Приоритетным направлением деятельности Управления Роспотребнадзора по Тверской области остается надзор за условиями воспитания и обучения, организацией отдыха и оздоровления детей, а также организацией питания и поставкой пищевых продуктов в детские и подростковые организации.
В течение последних трех лет в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий число проверенных детских и подростковых организаций остаётся на прежнем уровне (в 2019 г. - 994; 2018 г. - 1034; 2017 г. - 1017). При этом, удельный вес внеплановых проверок в 2019 году увеличился и составил 81,7% от общего числа обследований (2018 г. 68,2%; 2017 г. - 62,2%).
При 47,4% (471) обследованиях были выявлены нарушения санитарного законодательства (в 2018 г. - 54,3% - 562; 2017 г. - 47,6% - 551).
В 2019 году отмечалось снижение на 19% суммы наложенных штрафов (5 324 900 рублей) по сравнению с 2017 годом.
По указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" предусмотрено обеспечить достижение к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. В рамках реализации мер, направленных на создание в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, продолжается строительство 5 дошкольных организаций на 770 мест.
В рамках реализации федеральной программы, направленной на создание новых мест в общеобразовательных организациях, до 2025 года планируется ввод в эксплуатацию дополнительно двух новых школ в городе Твери на 2448 мест.
В рамках реализации национального проекта "Демография" в части укрепления материально-технической базы образовательных организаций в Тверской области в 2019 году введены в эксплуатацию 2 школы в городе Твери (на 1784 ученических и 80 дошкольных мест) и 2 детских сада в поселке Калашниково Лихославльского района (на 110 мест) и г. Старица (на 150 мест).
В соответствии с Государственной программой Тверской области "Развитие образования Тверской области" на 2015 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Тверской области от 14.10.2014 N 515-пп (в редакции от 07.12.2017 N 406-пп) проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы муниципальных общеобразовательных организаций (капитальный ремонт кровель зданий общеобразовательных организаций, капитальный ремонт спортивных залов, капитальный ремонт санитарно-технических узлов, замена оконных блоков, приобретение столово-кухонного оборудования).
Горячее питание детей организовано во всех образовательных организациях. Охват горячим питанием детей и подростков в целом по области в 2019 году составил в дошкольных организациях - 100%; в общеобразовательных организациях - 93,2% (в том числе учащихся 1-4 классов - 100%, 5-11 классов - 88%); в организациях среднего профессионального образования - 51,8%.
В рамках реализации решения "круглого стола", проведённого Управлением в конце 2018 года, была создана рабочая группа по разработке Концепции школьного питания в общеобразовательных организациях; разработан план мероприятий по повышению качества организации питания несовершеннолетних; в каждом муниципальном образовании созданы комиссии (43) и утверждены графики ведомственных проверок организации школьного питания.
Управлением направлены предложения в Министерство образования Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований по усилению работы с родительским сообществом в части выявления и выработки решений по улучшению качества питания в образовательных организациях.
12 декабря 2019 года Тверской городской Думой проведено заседание "круглого стола" по проблемам организации питания обучающихся и воспитанников, в котором приняли участие с докладом по заявленной теме специалисты Управления. В рамках реализации резолюции была создана рабочая группа и межведомственная комиссия по контролю за качеством питания.
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в 2019 году Управлением был издан приказ от 25.03.2019 N 79-р "О проведении внеплановых выездных проверок в период подготовки и проведения оздоровительной летней кампании 2019 года" и определены основные мероприятия по осуществлению надзора за отдыхом и оздоровлением детей и подростков, поставкой пищевых продуктов и организацией питания, а также по межведомственному взаимодействию, в том числе при перевозках организованных групп детей к местам отдыха и обратно.
В Тверской области организация летней оздоровительной кампании осуществляется в соответствии с Законом Тверской области от 31.03.2010 N 24-ЗО "Об организации и обеспечении отдыха детей в Тверской области".
В 2019 г. разработана и принята необходимая нормативно-правовая база:
- постановление Правительства Тверской области от 08.02.2019 N 50-пп "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Тверской области в 2019 году";
- постановление Правительства Тверской области от 08.02.2019 N 51-пп "Об организации санаторно-курортного лечения детей и организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в Тверской области";
- постановление Правительства Тверской области от 08.02.2019 N 55-пп "Об утверждении распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на организацию отдыха детей в каникулярное время на 2019 год".
Еженедельно в течение летней кампании актуальные вопросы по организации летнего отдыха обсуждались на заседаниях Правительства Тверской области.
Организован и работает межведомственный областной Координационный Совет по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2019 году, аналогичные координационные советы работают в муниципальных образованиях области. В рамках межведомственной комиссии заслушиваются вопросы о требованиях к проведению летней кампании, о ходе подготовки организаций отдыха, об итогах смен и летней кампании.
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Тверской области принимали участие в работе координационных советов, совещаниях с главами муниципальных образований области, а также в совещаниях в режиме видеоконференцсвязи с органами управления образованием и руководителями загородных организаций отдыха и оздоровления детей.
В период подготовки к летней оздоровительной кампании особое внимание было уделено выполнению ранее выданных предписаний, а также состоянию источников питьевого водоснабжения, вопросам поставки пищевых продуктов и организации питания, медицинскому обеспечению и оздоровлению детей и подростков.
Укрепление материально-технической базы в связи с увеличением в 2019 году финансирования до 17,2 млн. рублей (в 2018 году - 3,3 млн. рублей) позволило улучшить условия отдыха детей и сохранить количество отдохнувших детей на уровне прошлых лет. Всего за летний период 2019 года отдохнуло 59467 детей в 633 летних оздоровительных учреждениях (в 2018 г. 641 летнее оздоровительное учреждение на 5936 детей; в 2017 г. - 655 на 60162 ребёнка).
Все функционирующие организации отдыха и оздоровления детей имели санитарно-эпидемиологические заключения на оздоровительную деятельность. По итогам проведения летней оздоровительной кампании 2019 года на территории Тверской области отмечается высокий уровень оздоровительного эффекта - 93,8% (в 2018 г. -93,6%; в 2017 г. - 93,2%).
Специалистами Управления проведено 793 (в 2018 г. - 763; в 2017 г. - 755) проверки летних оздоровительных учреждений, а также организаций, осуществляющих поставку пищевых продуктов и организацию питания детей. Основные нарушения выявлялись по несвоевременной подготовке зданий и инженерных коммуникаций, а также по организации питания и санитарному содержанию пищеблоков.
По выявленным нарушениям составлено 262 протокола об административном правонарушении, вынесено постановлений о наложении штрафа на общую сумму -1666,6 тыс. рублей (в 2018 г. - 1502,5 тыс. рублей; 2017 г. - 1370,1 тыс. рублей).
Обеспечение населения региона качественной питьевой водой остаётся приоритетным направлением в деятельности Управления.
За 2019 год Управлением было проведено 114 проверок в отношении организаций, осуществляющих питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, в том числе 74 плановых проверки. По результатам контрольно-надзорных мероприятий было составлено 158 протоколов об административном правонарушении. Сумма наложенных штрафов составила 2 млн. 551 тыс. рублей.
В 2019 году Управлением в рамках реализации полномочий, возложенных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в органы местного самоуправления и водоснабжающие организации направлено 105 уведомлений о несоответствии качества воды, подаваемой населению, для внесения изменений в технические задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями.
В рамках участия в реализации федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Экология" Управление в 2019 году приняло участие в инвентаризации объектов централизованного питьевого водоснабжения.
На период начала проведения инвентаризации источников питьевого централизованного водоснабжения, доля ресурсоснабжающих организаций, имеющих согласованные программы производственного контроля качества питьевой воды, составляла 48%. На конец 2019 года, в связи с проведённой Управлением работой, данный показатель достиг 87% (181 организация имеет программу производственного контроля качества воды).
В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г." ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" вошёл в число 15 центров гигиены и эпидемиологии, которые в 2019 г. были дооснащены лабораторным оборудованием для участия в федеральном проекте "Чистая вода". Всё закупленное оборудование на сумму 7 млн. 300 тыс. поступило в испытательный лабораторный центр. Были получены: система капиллярного электрофореза, аналитический комплекс на базе высокоэффективного жидкостного хроматографа, спектрофотометр, и др. Для работы на данном оборудовании специалисты лаборатории прошли повышение квалификации. Дополнительно расширена область аккредитации на 31 показатель, в том числе на галогенсодержащие и ароматические соединения. Расширение области аккредитации позволит определять 112 показателей в одной пробе питьевой воды.
С целью исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 08.08.2017 N ДМ-П9-54пр Управлением в 2019 году проведено 124 проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих сброс сточных вод в р. Волгу и её притоки. Исследовано более 400 проб из водоёмов II категории. По результатам контрольно-надзорных мероприятий составлено 128 протоколов об административном правонарушении. Сумма наложенных штрафов составила более 1,9 млн. рублей.
В соответствии с распорядительными документами органов местного самоуправления в Тверской области организовано 13 мест массового отдыха населения, расположенных на территориях Кашинского городского округа, Конаковского и Ржевского районов. В адрес всех органов местного самоуправления, где предусмотрены данные места рекреации, направлена информация о необходимости наличия оформленных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов, используемых для рекреационных целей, требованиям санитарных норм и правил.
В 6 муниципальных образованиях Тверской области имеются санкционированные объекты размещения твердых коммунальных отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (Калининский район, Торжокский и Торопецкий районы, Кашинский г/о, Удомельский г/о, ЗАТО "Озёрный").
В 2019 году в рамках контрольно-надзорной деятельности Управлением проведена 71 проверка по вопросу обращения с отходами производства и потребления, по результатам которых по фактам выявленных нарушений санитарного законодательства составлено 84 протокола об административном правонарушении, сумма наложенных штрафов составила 1 млн. 555 тыс. рублей.
Управлением в рамках реализации полномочий, возложенных постановлением Правительства РФ рассмотрено 73 запроса от органов местного самоуправления о согласовании площадок накопления ТКО, по результатам рассмотрения которых выдано 48 заключений (66%) о соответствии санитарным правилам.
Осуществление надзора за условиями труда работающего населения Тверской области является важным направлением деятельности Управления. В 2019 году проведено 99 проверок промышленных предприятий, 87% из которых были проведены с применением лабораторных исследований. Плановые проверки в 100% случаев проходили с использованием инструментальных методов оценки производственной среды. Всего на рабочих местах выполнено более 1,5 тысяч замеров физических факторов и 6,5 тысяч исследований воздуха рабочей зоны.
При осуществлении государственного федерального санитарно-эпидемиологического надзора на промышленных предприятиях в 2019 году обследовано 158 производственных объектов, в том числе 145 в рамках плановых проверок. В 87% обследований были выявлены нарушения санитарного законодательства. По результатам проверок в отношении юридических и должностных лиц составлено 165 протоколов об административном правонарушении на общую сумма штрафов 1 млн. 70 тыс. рублей.
2.1.2. Основные результаты деятельности по улучшению показателей приоритетных заболеваний, обусловленных неблагоприятным воздействием факторов среды обитания населения
Одним из значимых факторов среды обитания, формирующих санитарно-эпидемиологического благополучие и здоровье населения являются факторы образа жизни, в том числе качество пищевых продуктов.
В 2019 году в рамках надзорной деятельности Управлением было проверено более 1 тыс. обследований предприятий по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами, в т.ч. 86 предприятий по производству пищевых продуктов; 262 предприятия общественного питания; 656 предприятий торговли пищевыми продуктами.
В результате проведённых надзорных мероприятий на предприятиях по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами было выявлено более 1,5 тыс. нарушений санитарно-эпидемиологических требований, по результатам проверок составлено 863 протокола об административном правонарушении, вынесено 847 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму более 10 млн. рублей.
В случае отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность пищевой продукции, несоответствия продукции нормативно-технической документации при проведении лабораторных исследований, реализации продукции с истёкшим сроком годности Управлением в соответствии с требованиями законодательства в сфере технического регулирования при проведении проверок проводилось изъятие вышеназванной продукции из оборота.
В 2019 году возросло количество забракованных партий пищевой продукции - 592 партии (2018 г. - 478) (табл. 71).
Таблица 71
Количество
партий забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов
Наименование продуктов |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего |
391 |
478 |
592 |
Импортируемые |
2 |
- |
1 |
Отечественные |
389 |
478 |
591 |
в том числе: | |||
Мясо и мясные продукты |
171 |
259 |
367 |
Импортируемые |
1 |
- |
- |
Отечественные |
170 |
259 |
367 |
Птица и птицеводческие продукты |
27 |
87 |
113 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
27 |
87 |
113 |
Молоко, молочные продукты |
29 |
38 |
30 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
29 |
38 |
30 |
Масложировые продукты |
9 |
4 |
1 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
9 |
4 |
1 |
Рыба, рыбные продукты и другие Гидробионты |
19 |
16 |
18 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
19 |
16 |
18 |
Кулинарные изделия |
- |
- |
2 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
- |
- |
2 |
Кондитерские изделия |
32 |
25 |
25 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
32 |
25 |
25 |
Мукомольно-крупяные и хлебобулочные изделия |
8 |
9 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
8 |
9 |
- |
Плодоовощная продукция |
23 |
23 |
22 |
Импортируемые |
- |
- |
1 |
Отечественные |
23 |
23 |
21 |
в т. ч. картофель |
3 |
4 |
3 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
3 |
4 |
3 |
в т. ч. овощи |
20 |
19 |
13 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
20 |
19 |
13 |
Плоды и ягоды |
3 |
4 |
5 |
Импортируемые |
- |
- |
1 |
Отечественные |
3 |
4 |
4 |
Безалкогольные напитки |
2 |
- |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
2 |
- |
- |
Алкогольные напитки и пиво |
59 |
11 |
6 |
Импортируемые |
1 |
- |
- |
Отечественные |
58 |
11 |
6 |
в том числе пиво |
48 |
1 |
6 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественное |
48 |
1 |
6 |
Консервы |
- |
3 |
3 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
- |
3 |
3 |
Вода, расфасованная в ёмкости |
2 |
- |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
2 |
- |
- |
Прочие |
10 |
3 |
1 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
10 |
3 |
1 |
Общий объём забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов незначительно увеличился в сравнении с 2018 годом и составил 2501,786 (2018 год - 2489,151).
Наибольший объём забракованной продукции был в следующих группах пищевых продуктов: "мясо и мясные продукты" - 1090 кг; "птица, яйца и продукты их переработки" - 592 кг; "молоко и молочные продукты" - 325 кг. (табл. 72).
Таблица 72
Объём
забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов, кг.
Наименование продуктов |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего |
8867,6 |
2489,151 |
2501,786 |
Импортируемые |
6 |
- |
50 |
Отечественные |
8861,6 |
2489,151 |
2451,786 |
в том числе: | |||
Мясо и мясные продукты |
555,73 |
772,645 |
1090,55 |
Импортируемые |
1 |
- |
- |
Отечественные |
554,73 |
772,645 |
1090,55 |
Птица и птицеводческие продукты |
97,8 |
492,86 |
529,28 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
97,8 |
492,86 |
529,28 |
Молоко, молочные продукты |
273,96 |
543,45 |
325 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
273,96 |
543,45 |
325 |
Масложировые продукты |
48,6 |
24,94 |
31 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
48,6 |
24,94 |
31 |
Рыба, рыбные продукты и другие гидробионты |
883,015 |
191,53 |
69,9 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
883,015 |
191,53 |
69,9 |
Кулинарные изделия |
- |
- |
20 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
- |
- |
20 |
Кулинарные изделия цехов и предприятий общественного питания, реализующих свою продукцию через торговую сеть |
- |
- |
8 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
- |
- |
8 |
кондитерские изделия |
31,87 |
28,42 |
165,376 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
31,87 |
28,42 |
165,376 |
Мукомольно-крупяные и хлебобулочные изделия |
206,88 |
42,28 |
1,2 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
206,88 |
42,28 |
1,2 |
Плодоовощная продукция |
598,338 |
251,186 |
245 |
Импортируемые |
- |
- |
50 |
Отечественные |
598,338 |
251,186 |
195 |
в т.ч. картофель |
185,85 |
90,8 |
82,6 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
185,85 |
90,8 |
82,6 |
Овощи и столовая зелень |
581,678 |
160,386 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
581,678 |
160,386 |
- |
Плоды и ягоды |
16,66 |
50,426 |
70,8 |
Импортируемые |
- |
- |
50 |
Отечественные |
16,66 |
50,426 |
20,8 |
Безалкогольные напитки |
0,62 |
- |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
0,62 |
- |
- |
Алкогольные напитки и пиво |
6147,95 |
49,8 |
19,3 |
Импортируемые |
5 |
- |
|
Отечественные |
6142,95 |
49,8 |
19,3 |
в том числе пиво |
6100,5 |
1,5 |
19,3 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
6100,5 |
1,5 |
19,3 |
Консервы |
- |
3,8 |
5 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
- |
3,8 |
5 |
Вода, расфасованная в ёмкости |
5 |
- |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
5 |
- |
- |
Прочие |
17,84 |
88,25 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
17,84 |
88,25 |
- |
2.2. Основные меры по профилактике массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и приоритетных заболеваний в связи с вредным воздействием факторов среды обитания населения Тверской области
В течение 2019 г. поступило 691 экстренное извещение о случаях острого отравления химической этиологии (в 2018 г. - 720).
По результатам проведённого анализа извещений, доля детей и подростков в структуре всех пострадавших составляет 8,2% (в 2018 г. - 6,7%). Удельный вес женщин практически не изменился - 28,8% от всех случаев (в 2018 г. - 28,3%).
Наибольшее число случаев острых отравлений химической этиологии в 2019 г. зарегистрированы в г. Твери, Вышневолоцком г/о, г. Ржеве, г. Торжке, г. Кимры.
69% случаев отравлений произошли случайно (с целью опьянения, ошибочный приём, непереносимость, самолечение) (в 2018 г. - 66,9%).
Доля преднамеренных случаев (суицидальные отравления, наркотические, с целью прерывания беременности, пр.) за 2019 год выросла с 16,4% до 19,4%.
В большинстве случаев отравления регистрируются у безработных граждан - 41,1% (41,4% в 2018 г., 47,1% в 2017 г., 42,6% в 2016 г.). Незначительно снизилась доля пострадавших пенсионного возраста и составила 28,1% (в 2018 году - 29,4%, 2017 г. - 18,4%). Работающее население составило 21,3% (в 2018 г. - 21,4%, в 2017 г. - 24,2%, 2016 г. - 12,8%). 7,2% пришлось на школьников, дошкольников и неорганизованных детей; остальные случаи - учащиеся профессиональных учебных заведений.
Почти четверть всех пострадавших приходится на возраст от 60 лет и старше.
Среди причин острых отравлений в 2019 г. продолжают преобладать отравления спиртосодержащей продукцией - 49,2% (в 2018 г. - 51,7%). На втором месте остаются отравления лекарственными препаратами - 16,1% (в 2018 г. - 13,9%). Доля отравлений наркотическими средствами составила 6,2% (в 2018 г. - 4,3%) (рис. 120).
Рис.120. Структура острых отравлений химической этиологии в Тверской области в 2019 году.
2.3. Основные меры по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости населения Тверской области управляемыми
Снижению заболеваемости инфекциями, специфической профилактики, способствовало:
- поддержание на высоком уровне показателей иммунизации населения в рамках реализации национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям;
- проведение подчищающей иммунизации против кори среди детского и взрослого населения, в т.ч. трудовых мигрантов;
- создание надлежащих условий транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов;
- реализация национального и областного планов поддержания статуса территории, свободной от полиомиелита, элиминации кори;
- работа по повышению грамотности населения в вопросах иммунопрофилактики, формированию позитивного отношения к иммунизации;
- участие в проведении Европейской недели иммунизации.
В 2019 г. проведены контрольно-надзорные мероприятия в 104 учреждениях, в том числе в образовательных дошкольных учреждениях и школах, медицинских организациях, промышленных предприятиях и учреждениях. За выявленные нарушения, касающиеся требований профилактики гриппа и других ОРВИ, в отношении 67% проверенных организаций применена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ, наложено штрафов на сумму более 171 тыс. рублей.
Своевременность проведения прививок в целом находится на регламентируемом уровне, в т.ч. за счёт сокращения медицинских противопоказаний (табл. 73).
Таблица 73
Своевременность
проведения прививок в декретированные сроки (%)
Прививки |
Годы |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
Вакцинация против дифтерии в 12 мес. |
97,2 |
97,3 |
96,8 |
Ревакцинация 1 против дифтерии в 24 мес. |
96,4 |
96,5 |
96,5 |
Вакцинация против коклюша в 12 мес. |
97,1 |
97,1 |
96,7 |
Ревакцинация против коклюша в 24 мес. |
96,3 |
96,1 |
96,4 |
Вакцинация против полиомиелита в 12 мес. |
97,9 |
97,8 |
97,3 |
Вторая ревакцинация против полиомиелита в 24 мес. |
97,0 |
96,8 |
97,8 |
Вакцинация против кори в 24 мес. |
98,0 |
98,2 |
96,2 |
Вакцинация против эпидпаротита в 24 мес. |
97,9 |
98,2 |
97,1 |
Вакцинация против краснухи в 24 мес. |
97,9 |
98,0 |
97,0 |
Вакцинация против вирусного гепатита В в 12 мес. |
97,5 |
97,7 |
97,5 |
Туберкулез новорожденных (30 дн.) |
95,2 |
95,8 |
96,7 |
За 2019 г. против гриппа привито более 550 тысяч человек от населения области, в том числе в группах риска более 75% (табл. 74).
Таблица 74
Количество
привитых против гриппа
|
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего привито, тыс. чел. |
331,0 |
376,2 |
527,5 |
560,6 |
550,0 |
Охват населения, % |
25,2 |
28,9 |
42,5 |
45,4 |
44,2 |
Проблемными вопросами в области профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний являются:
- недостаточная этиологическая расшифровка заболеваемости острыми кишечными инфекциями: высокий (69,9%) удельный вес ОКИ неустановленной этиологии; / низкие (меньше 95%) показатели своевременности охвата детей вакцинацией против пневмококковой инфекции в 24 месяца (66,2%); / высокий уровень заболеваемости внебольничными пневмониями: по Тверской области - 698,5 (по РФ - 517,6 на 100 тыс. населения) при низком уровне их этиологической расшифровки;
- невыполнение плана ревакцинации против сибирской язвы декретированных контингентов (93%) в связи с недостаточным количеством сибиреязвенной вакцины;
- увеличение доли пациентов, инфицированных ВИЧ, среди впервые выявленных больных туберкулёзом, с 19,7% в 2017 г. до 27,6% в 2019 г.;
- недостаточный уровень своевременной диагностики природно-очаговых инфекций, недостаточные знания среди населения о мерах профилактики данного заболевания, сокращение объёмов санитарной очистки пригородных лесопарковых зон, наличие неорганизованных мест скопления отходов.
Таблица 75
Достижение индикативных показателей
Показатель |
Единица измерения |
Целевое значение на 2019 г. |
Показатель на 31.12.2019 г. |
Поддержание заболеваемости на уровне: |
|
|
|
острым гепатитом В |
сл. на 100 тыс. |
1,17 |
1,02 |
дифтерией |
сл. на 100 тыс. |
0,00 |
0,00 |
корью |
сл. на 100 тыс. |
2,34 |
8,66 (завозные) |
краснухой |
сл. на 100 тыс. |
0,0 |
0,0 |
коклюшем |
сл. на 100 тыс. |
13,2 |
13,2 |
паротитом |
сл. на 100 тыс. |
0,08 |
0,00 |
Отсутствие случаев врожденной краснушной инфекции |
сл. на 100 тыс. |
0 |
0 |
Отсутствие случаев заболеваний полиомиелитом, вызванным диким полиовирусом; отсутствие случаев вакциноассоциированного полиомиелита |
сл. на 100 тыс. |
0 |
0 |
Стабилизация уровней заболеваемости гриппом и ОРВИ в области, готовность к оперативному реагированию в период эпидемического подъёма заболеваемости гриппом |
сл. на 100 тыс. |
26817,3 |
24624,5 |
Поддержание охвата прививками в декретированные сроки в рамках национального календаря профилактических прививок |
% |
не ниже 95 |
98-100 |
Увеличение охвата ВИЧ-инфицированных диспансерным наблюдением |
% |
84 |
85,7 |
Обеспечение всех нуждающихся ВИЧ-инфекцией антиретровирусной терапией |
% |
36,4 |
52,3 |
Наличие местных случаев инфекционных болезней, на которые распространяются международные и национальные медико-санитарные правила, представляющих опасность для населения на территории субъекта Российской Федерации |
ед. |
0 |
0 |
Таблица 76
Основные показатели,
характеризующие результаты деятельности и мероприятия по улучшению показателей инфекционной и паразитарной заболеваемости
Показатель |
Результат |
Охват профилактическими прививками подлежащих контролю лиц, в соответствии с национальным календарём прививок |
98-100% |
Выполнение плана вакцинации населения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" |
100% |
Подготовка проектов решений на депортацию иностранных граждан или лиц без гражданства с выявленными инфекционными заболеваниями в установленном объёме и сроки: направлено в Роспотребнадзор проектов решений о нежелательности пребывания. |
100% (все проекты решений направлены в установленные сроки) |
Установление путей и факторов передачи инфекций при групповой заболеваемости |
100% (10 вспышек кишечных инфекций с установленными путями и факторами передачи) |
Нозологические формы, по которым достигнуто снижение показателей инфекционной заболеваемости |
19 (ОКИ установленной этиологии - на 15,5%, сальмонеллёзом - на 12%, шигеллёзом - в 3,7 раза, скарлатиной - на 24%, туберкулёзом органов дыхания - на 34,4%, укусов животными - на 1,5%, гриппом - на 11% и др.) |
Нозологические формы, заболевания которыми не регистрировались |
33 инфекции (брюшной тиф, паратифы, бактерионосители брюшного тифа и паратифов, холера, вибрионосители холеры, полиомиелит, в т. ч. вакциноассоциированный, дифтерия, краснуха, синдром врожденной краснухи, гемофильная инфекция, псевдотуберкулёз, орнитоз, врождённая цитомегаловирусная инфекция, бешенство, столбняк, туляремия, сибирская язва, легионеллёз и др.) |
Нозологические формы, по которым отмечена стабилизация |
9 (ОВГА, ОВГВ, ОВГС, носительство возбудителя вирусного гепатита В, менингококковая инфекция, клещевой вирусный энцефалит, чесотка, трихофития, инфекционный мононуклеоз) |
Нозологические формы, по которым отмечается увеличение показателей заболеваемости |
7 (коклюш - в 2,5 раза с 68 до 170 сл., ветряная оспа - в 1,6 раза, ГЛПС - в 1,5 раза, укусы клещей - на 18,8%, клещевой боррелиоз - на 39%, сифилис - на 11,6%, ВИЧ - на 14,8%) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.