Письмо Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 05-03-11/26513
Департамент финансовой политики рассмотрел обращение по вопросу организации и проведения всероссийских государственных лотерей и сообщает следующее.
Деятельность по организации и проведению лотерей на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон).
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона установлено, что размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов и не более чем 70 процентов.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.
Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.
Оператору лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона установлено, что средства призового фонда тиражной лотереи должны разыгрываться полностью в пределах тиража, к которому относится этот призовой фонд, за исключением случаев розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза, по правилам, установленным условиями тиражной лотереи. Иной перенос средств (выигрышей) призового фонда тиражной лотереи из одного тиража в другой тираж не допускается. Условиями тиражной лотереи может предусматриваться перенос части призового фонда тиражной лотереи (суперприза). Суперприз должен разыгрываться не реже чем один раз в течение каждого года проведения лотереи.
Обращаем внимание, что Федеральный закон не содержит положений, устанавливающих максимальный размер выигрыша во всероссийских государственных лотереях.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения между организаторами основанных на риске игр и участниками таких игр регулируются законами и основаны на договоре.
Пунктом 1 статьи 1062 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований к оператору лотереи, организатору игр о выплате выигрыша и возмещении убытков, причиненных нарушением договора с их стороны.
Участие в лотерее, по нашему мнению, не является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию.
Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе, регулирующее отношения, возникающие в области организации и проведения лотерей, осуществляется в установленном порядке.
Заместитель директора Департамента финансовой политики |
Т.Э. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 3 апреля 2020 г. N 05-03-11/26513
Текст письма опубликован не был