город Калининград
13 октября 2020 года
Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М.С., судей А.В.К., В.М.Ф., рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф., заслушав доклад судьи В.М.Ф., проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя, исследовав представленные документы и иные материалы, установил:
1. В Уставный Суд 14 августа 2020 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. поступило обращение о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 8 Устава муниципального образования "Мамоновский городской округ" (далее - Устав муниципального образования), утвержденного Решением Мамоновского окружного Совета депутатов от 8 апреля 2015 года N 23 "Об утверждении Устава муниципального образования "Мамоновский городской округ" (далее - Решение N 23).
По существу обращения заявитель поясняет следующее.
Согласно оспариваемой норме муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) изложена в новой редакции. Согласно указанным изменениям к муниципальным нормативным правовым актам, которые вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), дополнительно отнесены муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления.
Таким образом, часть 3 статьи 8 Устава муниципального образования, в отличие от положений Федерального закона N 131-ФЗ, приведенный порядок вступления в силу предусматривает исключительно в отношении муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации, не учитывает внесенные изменения в законодательстве о местном самоуправлении, а именно, вступление в силу после официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, и, следовательно, допускает возможность вступления в силу со дня их подписания.
По мнению заявителя, Советом депутатов муниципального образования "Мамоновский городской округ" не исполнена обязанность, предусмотренная частью 9 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ, внести необходимые изменения в Устав муниципального образования в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанных выше изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ, что влечет противоречие части 3 статьи 8 Устава муниципального образования абзацу первому части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ и его несоответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Обосновывая свою правовую позицию, заявитель ссылается на нормы Конституции Российской Федерации (статья 12), Федерального закона N 131-ФЗ (части 1, 4 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 17, пункт 1 части 10 статьи 35, пункт 1 части 1 статьи 43, части 2, 3 статьи 44), Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункты 3, 4 статьи 15, статья 56, пункт 3 статьи 59).
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, требованиями Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", заявитель просит Уставный Суд признать часть 3 статьи 8 Устава муниципального образования в той мере, в какой она не предусматривает вступление в силу после официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, не соответствующей пунктам 3, 4 статьи 15, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
Отдельные положения Устава муниципального образования "Мамоновский городской округ" уже являлись предметом рассмотрения Уставного Суда, согласно выводам которого Устав муниципального образования является муниципальным правовым актом органа местного самоуправления, принят окружным Советом депутатов муниципального образования "Мамоновский городской округ", подписан главой городского округа в пределах предоставленных им полномочий (определения Уставного Суда от 31 октября 2018 года N 89-О, от 25 мая 2020 года N 18-О).
В настоящее время Устав муниципального образования "Мамоновский городской округ" действует в редакции Решения окружного Совета депутатов муниципального образования "Мамоновский городской округ" от 28 августа 2020 года N 484 "О внесении изменений в Устав муниципального образования "Мамоновский городской округ".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду решение окружного Совета депутатов муниципального образования "Мамоновский городской округ" Калининградской области от 30 июля 2020 г. N 484
Оспариваемая заявителем норма действует в ее первоначальной редакции.
Таким образом, проверка части 3 статьи 8 Устава муниципального образования "Мамоновский городской округ" на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.
3. Статья 83 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
П.Н.Ф., обратившийся с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.
Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.
Обращение оплачено государственной пошлиной.
Таким образом, для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 8 Устава муниципального образования, принятого Решением N 23, в той мере, в какой она не предусматривает вступление в силу после официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьями 83, 84 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области определил:
1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 8 Устава муниципального образования "Мамоновский городской округ", утвержденного Решением Мамоновского окружного Совета депутатов от 8 апреля 2015 года N 23 "Об утверждении Устава муниципального образования "Мамоновский городской округ".
2. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М.Ф. судьей-докладчиком по указанному делу.
3. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Уставный Суд
Калининградской области
N 61-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Калининградской области от 13 октября 2020 г. N 61-О "О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 8 Устава муниципального образования "Мамоновский городской округ", утвержденного Решением Мамоновского окружного Совета депутатов от 8 апреля 2015 года N 23 "Об утверждении Устава муниципального образования "Мамоновский городской округ"
Текст определения опубликован не был