Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 6 октября 2020 г. N 3.5-03/1531
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(проект N 987383-7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 23 сентября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 года N 41-П и направлен на устранение неопределенности нормативного содержания подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Действующая редакция указанного пункта статьи 146 Кодекса не признает операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) объектом обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
Так как под реализацией имущества должника может пониматься, как имущество, вошедшее в конкурсную массу, так и образующееся в процессе его хозяйственной деятельности в ходе конкурсного производства, возникает неоднозначность толкования при ее применении, в результате чего покупатель фактически несет бремя двойного налогообложения, а федеральный бюджет получает НДС как с поставщиков товаров (работ, услуг), так и с покупателей указанных товаров (работ, услуг).
Рассматриваемый Закон устраняет неопределенность в толковании указанной нормы Кодекса.
Вместе с тем, Правовое управление Совета Федерации обращает внимание, что, во избежание возможной правовой неопределенности в толковании и применении, необходимо уточнить положение пункта 5 статьи 173 Кодекса, позволяющее налогоплательщикам выставлять счета-фактуры по операциям, не подлежащим налогообложению.
Комитет полагал бы целесообразным проводить мониторинг правоприменения введенной Законом нормы и при необходимости внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Вносимое изменение в статью 146 Кодекса вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Также данным Законом вносится изменение в Федеральный закон от 08.06.2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части уточнения условий освобождения от исполнения обязанностей по уплате отдельных налогов и авансовых платежей субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и включенных в единый реестр субъектов МСП.
Данные изменения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.