1. Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности".
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности".
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Поручение Президента Российской Федерации от 15 ноября 2011 года N Пр-3400 "Основы государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года".
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров".
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2015 года N 1213 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации".
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1240-р "Об утверждении концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р "Об утверждении концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 23 июня 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров".
ГОСТ Р 22.7.01-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.
ГОСТ Р 22.1.09-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования.
ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 "Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Общие принципы конструирования".
ГОСТ Р 50922-2006 "Защита информации. Основные термины и определения".
ГОСТ Р 52155-2003 "Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные".
Нормативно-правовая база МЧС России.
2. Перечень используемых сокращений
АВР - аварийно-восстановительные работы
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы
ГО - гражданская оборона
ГУ - Главное управление
ГИС - геоинформационная система
ДДС - дежурно-диспетчерская служба
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба
КЧС и ОПБ - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения
МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ОГ - оперативная группа
ОДС - оперативная дежурная смена
ОИВ - органы исполнительной власти
ОМСУ - органы местного самоуправления
ОШ - оперативный штаб
ПБ - пожарная безопасность
РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
СЗО - социально значимый объект
СиС - силы и средства
СМИ - средства массовой информации
ТО ФОИВ - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
ТП РСЧС - территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ПОО - потенциально опасный объект
Ф и ТП РСЧС - функциональные и территориальная подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях
ЧС - чрезвычайная ситуация
3. Введение
Целями настоящих Методических рекомендаций являются:
организация эффективной работы ЕДДС муниципального образования как важнейшего элемента системы управления РСЧС для предупреждения и своевременного реагирования на кризисные ситуации и происшествия, происходящие на территории муниципального образования;
организация работы ЕДДС, как органа повседневного управления и инструмента для глав муниципальных образований в качестве ситуационно-аналитического центра, с которым взаимодействуют все муниципальные и экстренные службы, организации и население;
консолидация в ЕДДС (и, соответственно, у главы муниципального образования) данных обо всех угрозах (даже незначительных) на территории муниципального образования, их мониторинг, своевременное воздействие на имеющиеся риски, постоянное инициирование и контроль проведения профилактических мероприятий;
автоматизация работы всех муниципальных и экстренных служб муниципального образования, включение всех возможных субъектов взаимодействия (в том числе сельские старосты, активные жители, патрульные, патрульно-манёвренные и манёвренные группы) в единую информационную среду, реализованную на базе ЕДДС.
Качественная кадровая политика, управление процессом подбора оперативных дежурных ЕДДС, согласование кандидатов и их дальнейшая поддержка на уровне главы муниципального образования обеспечивают:
своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления своевременной, полной, достоверной и актуальной информации об угрозах развития нештатных ситуаций до чрезвычайных на территории муниципального образования;
оперативную подготовку взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб и руководителей, быстрое доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия своевременных управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
включение ОМСУ, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение руководителей всех уровней в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий) на муниципальном уровне;
повышение качества принимаемых решений и утверждаемых планов на основе использования аналитических и количественных методов оценки, оптимизации процесса выбора наиболее рациональных вариантов;
упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;
повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), сокращение общего времени на поиск, сбор, обработку, передачу и выдачу информации.
4. Задачи, функции и полномочия ЕДДС муниципального образования
ЕДДС муниципального образования является органом повседневного управления муниципального звена ТП РСЧС.
ЕДДС муниципального образования в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки, обмена информацией и организации совместных действий при угрозе возникновения ЧС (происшествий).
Целями создания и дальнейшего развития ЕДДС являются:
повышение готовности ОМСУ и служб муниципального образования к своевременному реагированию на угрозы возникновения ЧС (происшествий);
повышение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при организации их совместных действий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС (происшествий);
обеспечение реализации и выполнения, в соответствии с действующим законодательством, всех задач и полномочий ОМСУ по организации и осуществлению мероприятий гражданской обороны, обеспечению мер пожарной безопасности, защите населения и территорий, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в границах муниципального образования;
снижение материального ущерба;
снижение ущерба экономике и экологии; повышение качества жизни граждан.
ЕДДС предназначена для:
приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев ТП РСЧС;
приёма сообщений об угрозе возникновения ЧС (происшествий) от населения и организаций, оперативного доведения информации до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
оперативного управления силами и средствами муниципального звена ТП РСЧС;
прогнозирования развития складывающейся обстановки;
оповещения и информирования руководящего состава муниципального звена ТП РСЧС и населения.
Прямое руководство ЕДДС муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, председатель КЧС и ОПБ, непосредственное - начальник ЕДДС муниципального образования.
ЕДДС муниципального образования в своей деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
федеральными конституционными законами, федеральными законами;
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
нормативно-правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями МЧС России;
законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
ЕДДС муниципального образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ОИВ субъекта, ТО ФОИВ и взаимодействующими организациями.
5. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС муниципального образования
Комплектование оперативными дежурными ЕДДС муниципального образования осуществляется по согласованию с главой муниципального района (председателем КЧС и ОПБ). Оперативный дежурный ЕДДС назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке главой муниципального образования.
Оперативный дежурный ЕДДС обязан знать требования всех руководящих документов и уметь применять их в практической деятельности.
Основными формами обучения оперативных дежурных ЕДДС муниципального образования являются: мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения) и занятия по профессиональной подготовке.
Мероприятия оперативной подготовки, проводимые оперативными дежурными ЕДДС муниципального образования, осуществляются в соответствии с годовым планом, утвержденным главой муниципального образования, с учетом тренировок, проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации по плану, утвержденному начальником ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Профессиональная подготовка оперативных дежурных ЕДДС муниципального образования проводится по программе, специально разработанной ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Подготовка оперативных дежурных ЕДДС муниципального образования осуществляется в рамках:
обучения в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС субъекта Российской Федерации, курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности, в том числе с применением дистанционных технологий обучения;
проведения занятий по профессиональной подготовке (ежемесячно по 8 часов). Тематика занятий определяется исходя из характерных рисков ЧС (происшествий) в зависимости от периода времени (сезонности);
ежедневного инструктажа заступающего оперативного дежурного ЕДДС и постановки задач;
тренировок с оперативным дежурным ЕДДС муниципального образования, проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
тренировок с органами управления и силами муниципального звена ТП РСЧС;
стажировок на базе взаимодействующих органов управления муниципального и регионального уровня.
Каждый оперативный дежурный ЕДДС должен принять участие в мероприятиях оперативной подготовки (тренировки, учения) не менее 12 раз в год.
Практическая стажировка оперативного дежурного ЕДДС на базе ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации организуется согласно графикам и планам стажировки.
Ежесуточно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, каждые полгода и ежегодно начальником ЕДДС проводится анализ по итогам деятельности ЕДДС и представляется главе муниципального образования. В материалах анализа обобщается положительный опыт, определяются причины имеющихся недостатков и мероприятия по их устранению, предлагаются меры по совершенствованию организации оперативного дежурства.
Каждые полгода, по окончании очередного периода обучения оперативных дежурных ЕДДС, начальником ЕДДС принимаются зачеты, по результатам которых главе муниципального образования подготавливаются предложения по допуску (отстранению) к несению дежурства.
Ежегодно (в ноябре-декабре) проводится итоговая сдача зачетов всеми оперативными дежурными ЕДДС по программе профессиональной подготовки.
6. Психологические критерии отбора оперативного дежурного ЕДДС
Психологический критерий отбора кандидатов на должность оперативного дежурного ЕДДС включает в себя определенные психологические свойства и личностные качества кандидата, его мотивационную сферу.
С целью укомплектования ЕДДС интеллектуально развитыми, морально зрелыми и эмоционально устойчивыми специалистами, по своим психологическим характеристикам способными успешно решать сложные и ответственные задачи в любых условиях деятельности, готовыми преодолевать правовые конфликты и другие трудности, при проведении психологической оценки определяется наличие следующих основных блоков профессионально важных свойств и личностных качеств кандидата:
морально-нравственные качества и мотивационные характеристики индивида (высокий уровень социальной адаптации, воспитания и культуры, развитое правосознание, социальная и служебная ответственность, честность, самостоятельность, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, сдержанность, корректность);
развитые познавательные способности (интеллект, эрудиция, творческое мышление, интуиция, аналитические способности, проницательность, понимание сущности и государственной значимости деятельности ЕДДС, умение оперативно воспринимать новые профессиональные знания, умения, навыки и адаптировать их к целям и задачам ЕДДС);
эмоционально-волевая устойчивость личности (высокая работоспособность, сила воли, уравновешенность, устойчивость к стрессу и психофизическим перегрузкам, самообладание и выносливость в ситуациях длительных и интенсивных перегрузок);
развитые коммуникативные способности (свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, грамотной устной и письменной речью, вежливость, тактичность, уважительное отношение к людям, способность устанавливать и поддерживать служебные отношения, умение вести деловую беседу, в конфликтных ситуациях избирать и проводить правильную линию поведения с сохранением тактичности, независимости, требовательности и принципиальности в любых ситуациях).
Профессионально-психологический отбор кандидатов может быть проведен психологами отдела социальной защиты администрации, территориальных органов МЧС России, МВД, военного комиссариата.
По итогам проведения психологического тестирования выдается заключение с оценкой уровня развития профессионально важных качеств кандидата, психологических особенностей, степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей.
7. Квалификационные требования к оперативному дежурному ЕДДС
Первоначальные квалификационные требования к оперативному дежурному ЕДДС:
высшее образование;
навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), умение пользоваться электронной почтой, Интернет и информационно-справочными ресурсами);
умение пользоваться техническими средствами, установленными в оперативном зале ЕДДС;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
специальная подготовка по установленной программе по направлению деятельности;
допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:
- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для муниципального образования;
- нормативно-правовые акты и законодательство в области защиты населения и территорий;
- административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а также другую информацию о регионе и муниципальном образовании;
- состав сил и средств постоянной готовности территориального звена РСЧС муниципального образования, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
- зону ответственности ЕДДС муниципального образования и зоны ответственности служб экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории муниципального образования;
- потенциально опасные объекты, объекты социального назначения, находящихся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и характеристики, сотовые телефоны руководителей;
- общую характеристику соседних муниципальных образований;
- функциональные обязанности и должностные инструкции;
- алгоритмы действий оперативного дежурного ЕДДС муниципального образования в различных режимах функционирования;
- документы, определяющие действия оперативного дежурного ЕДДС по сигналам управления и оповещения;
- правила и порядок ведения документации.
Оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:
- осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ по ликвидации;
- проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
- быстро готовить управленческие, организационные и планирующие документы;
- делать прогнозы развития обстановки;
- обеспечивать оперативное руководство, управление и координацию органов управления и сил территориального звена РСЧС муниципального образования;
- осуществлять постоянный мониторинг средств массовой информации в сети Интернет;
- использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники на автоматизированном рабочем месте, в том числе установленного комплекта видеоконференции;
- применять данные геоинформационных систем и расчетных задач;
- быстро и качественно работать в приложении Word для подготовки управленческих, организационных документов, докладов;
- быстро и качественно работать в приложении Excel для подготовки расчетов, таблиц, графиков, диаграмм;
- быстро и качественно работать в приложении PowerPoint для подготовки презентационного материала, картографических материалов, схем, планов;
- безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту;
- четко говорить по радиостанции и телефону одновременно с работой за компьютером;
- в течение 1 часа сформировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или чрезвычайной ситуации (происшествии);
- уверенно справляться с установленными временными нормативами по выполнению оперативных расчетов, информированию населения и оповещению, космомониторингу, выполнению расчетных задач при угрозе (возникновении) ЧС (происшествия).
8. Процедура отбора кандидатов на должность оперативного дежурного ЕДДС
В соответствии с потребностью в укомплектовании должностей оперативных дежурных ЕДДС (количественной и качественной) организовывается отбор кандидатов, отвечающих по своим профессиональным деловым и личностным качествам.
Отбор кандидатов требует комплексного подхода, который состоит из следующих задач:
- определение потребности в персонале с учетом основных задач и функций ЕДДС;
- доведение до кандидата информации о том, какие требования предъявляет вакантная должность;
- установление квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы;
- определение личностных и деловых качеств кандидата;
- поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор методов привлечения подходящих кандидатов;
- определение методов отбора, позволяющих лучше всего оценить пригодность кандидатов к работе на должности оперативного дежурного ЕДДС;
- обеспечение наилучших условий для адаптации новых работников к работе в ЕДДС.
Основой правильного подбора кандидатов является наличие объективной информации о работнике и требований к вакантной должности. Для того, чтобы обоснованно произвести их соединение. Подбор сотрудников должен осуществляться на конкурсной основе.
Во-первых, исходя из конкретных особенностей состава территориального звена РСЧС муниципального образования, подбираются работники, которые смогут решить поставленные задачи.
Во-вторых, подбор персонала осуществляют учитывая профессиональную подготовку, оперативный опыт и личные качества работника.
В-третьих, для высококвалифицированных оперативных дежурных ЕДДС может быть расширено существующее распределение функций.
На первоначальном этапе проводится процедура предварительного отбора с целью определения соответствия минимальным установленным требованиям, предъявляемым к должности оперативного дежурного ЕДДС.
Такими требованиями являются опыт работы, образование, квалификация, навыки владения персональным компьютером, умение работать со специализированными программами, возраст (не старше 60 лет).
Предварительный отбор осуществляется начальником ЕДДС на основе анализа резюме, представленных претендентами.
На этапе первичного собеседования производится детальное знакомство с претендентами для предварительного определения их пригодности к выполнению задач, возложенных на ЕДДС.
В процессе собеседования претендент должен получить информацию о высокой мере ответственности его будущей деятельности на должности оперативного дежурного ЕДДС, которая определит степень его заинтересованности в предложенной работе.
Основная часть собеседования - интервьюирование претендента, ознакомление с должностной инструкцией, положением о ЕДДС муниципального образования. В результате претендент может придти к выводу, что эта работа его не устраивает. Руководитель, проводящий собеседование может сделать вывод о нецелесообразности найма этого человека.
Отобранный состав претендентов допускают к следующему этапу.
9. Организация и проведение оценочных испытаний кандидатов на должность оперативного дежурного ЕДДС
В соответствии с решением Главы муниципального образования или Совета депутатов муниципального образования утверждается порядок проведения оценочных испытаний. Решением утверждаются:
- порядок проведения оценочных испытаний;
- состав комиссии, которую возглавляет Председатель КЧС муниципального образования (помимо других членов комиссии, в состав в обязательном порядке включается начальник пожарно-спасательного гарнизона, как заместитель Председателя КЧС);
- условия проведения оценочных испытаний с учетом всех требований настоящих Методических рекомендаций.
Оценочные испытания заключаются в проведении объективной оценки профессионального уровня граждан, допущенных к участию в конкурсе, их соответствия установленным квалификационным требованиям к замещению вакантной должности оперативного дежурного ЕДДС.
На этом этапе, основной целью является выявление потенциала претендентов, их способности взять на себя управление территориальным звеном РСЧС муниципального образования.
Оценочная процедура проводится с использованием следующих методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей оперативного дежурного ЕДДС:
- анкетирование;
- тестирование;
- индивидуальное собеседование;
- проведение групповых дискуссий;
- написание реферата;
- выполнение практических заданий;
- проведение собеседования в режиме видеоконференции под руководством ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Применение всех перечисленных методов оценки является обязательным. Очередность их применения при проведении конкурса определяется комиссией самостоятельно.
При подборе вопросов тестирования уделяется особое внимание проверке их достоверности и объективности. Для этого в ЕДДС создается банк данных, в котором накапливают сведения о том, какие из использованных тестов позволили достаточно точно определить качества претендента, необходимые для будущей успешной деятельности.
Цель отборочных экзаменов - проверка уровня знаний претендента. Предварительно разрабатывается перечень вопросов, которые имеют общетеоретический характер, предполагают знание действующего законодательства, рисков возникновения ЧС (происшествий) характерных для муниципального образования, административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а также другую информацию о регионе и муниципальном образовании.
Начальник ЕДДС представляет в комиссию вопросы, темы, задачи, практические задания, вводные для проведения всех методов оценки кандидатов, согласованные с ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации. Представленные материалы должны быть направлены на проверку:
- знаний всех нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровня в области защиты населения и территорий;
- навыков оперативной и качественной отработки формализованных управленческих, организационных и других документов при реагировании на ЧС (происшествия), а также документации пункта управления ЕДДС;
- соответствия временных показателей при выполнении практических заданий установленным нормативам.
В рамках проведения оценочных испытаний рекомендуется применять следующие подходы:
- общий объем письменного тестирования - не менее 50 вопросов за отведенное время 1 час, в том числе с обязательным включением вопросов, направленных на проверку знаний требований всех нормативно-правовых актов, в том числе указанных в разделе 10 настоящих Методических рекомендаций (на усмотрение конкурсной комиссии количество вопросов может быть увеличено);
- проведение устного индивидуального собеседования (опроса, зачета) по знанию Методических рекомендаций МЧС России для оперативных дежурных ЕДДС в объеме не менее 3 вопросов по каждому характерному риску;
- выполнение на время кандидатом в рамках практического блока испытаний не менее 5 нормативов по практическим задачам и оперативным расчетам при угрозе возникновения ЧС (раздел 9 настоящих Методических рекомендаций);
- практическая отработка действий оперативного дежурного ЕДДС не менее чем по двум различным вводным по условным ЧС, в соответствии с Табелем срочных донесений, действующим на территории субъекта Российской Федерации.
Полученные кандидатом баллы по результатам проведения всех оценочных процедур суммируются и заносятся в протокол заседания конкурсной комиссии.
По итогам рассмотрения документов кандидатов, результатам оценки их профессиональных, деловых и личностных качеств, победителем признается кандидат, набравший наибольшее количество баллов.
По итогам испытаний составляется оценочная ведомость и акт приема зачета, копии которых направляются в ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации для согласования назначения кандидата.
Если в результате оценочных испытаний не были выявлены кандидаты, отвечающие установленным настоящей Методикой требованиям, руководитель комиссии принимает решение о проведении повторного конкурса.
После согласования результатов оценочных испытаний ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации с победителем заключается трудовой договор и издается приказ о назначении на вакантную должность оперативного дежурного ЕДДС.
Непосредственное заступление на самостоятельное оперативное дежурство осуществляется только после прохождения стажировки.
10. Перечень нормативов по выполнению практических задач и оперативных расчетов при угрозе (возникновении) ЧС
Кандидат на должность оперативного дежурного ЕДДС должен выполнять следующие нормативы по практическим задачам:
- подготовка простого информационного донесения - 15 минут;
- подготовка донесения по форме 1/ЧС - 5 минут;
- подготовка донесения по форме 2/ЧС - 5 минут;
- подготовка донесения по форме 3/ЧС - 10 минут;
- подготовка донесения по форме 4/ЧС - 10 минут;
- подготовка донесения по форме 5/ЧС - 10 минут;
- определение на карте субъекта, муниципального района, населенного пункта, объекта, местности с координатной ориентацией - 5 минут;
- определение места возможной ЧС на карте, координатную привязку, дислокацию ближайших сил и средств по исходным данным (километру автодороги, железной дороги, расстоянию, азимуту и др.) - 5 минут;
- определение расстояния до места возможной ЧС - 3 минуты;
- подготовка карты-основы подходящего типа и масштаба с поднятием населенных пунктов и нанесением основных расстояний - 10 минут;
- нанесение условных обозначений на карту (органы управления, дороги, водные объекты, мосты, потенциально опасные и другие объекты) - 10 минут;
- оформление информационно-аналитических материалов (космический снимок, фотоматериалы, другие информационные блоки) - 10 минут;
- подготовка схемы расстановки сил и средств РСЧС - 30 минут;
- подготовка схемы управления и взаимодействия при ЧС - 12 минут;
- подготовка сведений о наличии материально-технических средств для ликвидации ЧС - 12 минут;
- подготовка списков пострадавших и эвакуированных - 12 минут;
- подготовка плана аварийно-восстановительных работ - 12 минут;
- подготовка пояснительной записки по ЧС - 12 минут;
- подготовка официального письма - 12 минут;
- подготовка схемы прохождения информации в Ф и ТП РСЧС - 55 минут;
- подготовка анализа реагирования Ф и ТП РСЧС - 35 минут;
- поиск района ЧС в геопортале "Космоплан" - 2 минуты;
- проведение СМС-рассылки на руководящий состав администрации и взаимодействующих организаций - 20 минут;
- поиск рейса самолета (на карте) - 2 минуты;
- поиск рейса самолета на карте с более полной информацией - 5 минут;
- поиск ВС по бортовому номеру, авиакомпании, типу ВС - 6 минут;
- сбор информации по землетрясениям - 3 минуты;
- размещение информации на официальном сайте муниципального образования или бегущей строки с информацией - 15 минут;
- проведение программного расчета по авариям на химически - опасных объектах - 19 минут;
- проведение программного расчета по моделированию аварийного разлива нефти - 8 минут;
- проведение программного расчета по моделированию лесного пожара - 8 минут.
11. Перечень нормативно-правовых актов для формирования вопросов тестирования
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности".
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности".
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Поручение Президента Российской Федерации от 15 ноября 2011 года N Пр-3400 "Основы государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года".
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров".
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2015 года N 1213 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации".
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1240-р "Об утверждении концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р "Об утверждении концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Приказ МЧС России от 4 ноября 2004 года N 506 "Об утверждении паспорта безопасности опасного объекта".
Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 года N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
Приказ МЧС России от 22 января 2013 года N 33 "Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Приказ МЧС России от 8 июля 2004 года N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях".
Приказ МЧС России от 26 августа 2009 года N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Временные единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (утверждены Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.12.2014 года N 14-7-5552).
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 23 июня 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров".
ГОСТ Р 22.7.01-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.
ГОСТ Р 22.1.09-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования.
ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 "Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Общие принципы конструирования".
ГОСТ Р 50922-2006 "Защита информации. Основные термины и определения".
ГОСТ Р 52155-2003 "Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные".
Методические рекомендации по разработке Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории муниципального образования от 1 июля 2013 года N 2-4-87-14-14, утверждённые заместителем Министра МЧС России генерал-полковником А.П. Чуприяном.
Методические рекомендации по организации работы органов управления РСЧС в пожароопасный сезон от 20 июня 2015 года, утверждённые Первым заместителем Министра МЧС России генерал-полковником В.В. Степановым.
Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения от 23.07.2014 N 2-4-87-13-14, утвержденные заместителем Министра МЧС России генерал-лейтенантом В.В. Степановым.
Методические рекомендации по работе органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, вызванных заторами на федеральных автомобильных дорогах от 16.01.2015 N 5-ВВ, утвержденные заместителем Министра МЧС России генерал-лейтенантом В.В. Степановым.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названных Методических рекомендаций следует читать как "27 ноября 2015 г."
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации и пунктов временного размещения пострадавшего населения, утвержденные МЧС России 25 декабря 2013 года N 2-4-87-37-14.
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду, утвержденные МЧС России 24 декабря 2014 года N 2-4-87-40-14.
Методические рекомендации МЧС России по совершенствованию и развитию ЕДДС муниципальных образований.
12. Организация и проведение стажировки, допуск к самостоятельному дежурству
После назначения кандидата на должность оперативного дежурного ЕДДС, ему назначается стажировка сроком не менее 3 месяцев, во время которой он приобретает необходимые практические навыки работы.
Разрабатывается план стажировки, в которых учитываются все вопросы, которыми оперативный дежурный ЕДДС должен овладеть для допуска к самостоятельному несению дежурства.
Практическая стажировка на рабочем месте проводится в суточном режиме в качестве стажера по должности в паре с основным оперативным дежурным ЕДДС, в объеме не менее 15 смен.
По каждому вопросу, указанному в плане, назначается куратор, который осуществляет руководство и обучение.
Форма проекта плана стажировки на должность оперативного дежурного ЕДДС представлена в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
По результатам прохождения стажировки кандидат на должность оперативного дежурного должен знать:
- основные требования законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области защиты населения и территорий в ЧС и пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах;
- требования руководящих документов МЧС России, ЦУКС РЦ, Главного управления, ЦУКС ГУ по организации деятельности ЕДДС;
- задачи и организацию работы ЕДДС, ОДС ЦУКС ГУ, ОДС ЦУКС РЦ;
- задачи, структуру и режимы функционирования РСЧС;
- задачи, функции и структуру органов управления РСЧС;
- организацию и порядок взаимодействия с органами управления;
- задачи, состав и порядок работы оперативных штабов и оперативных групп;
- порядок оповещения и информирования органов управления и населения;
- порядок сбора, обработки и обмена информацией в области защиты населения и территорий;
- состав, оборудование и документацию пункта управления ЕДДС;
- возможные риски, виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории муниципального образования;
- задачи, состав сил и средств территориального звена ТП РСЧС муниципального образования;
- организацию и порядок проведения АСДНР и АВР по всем возможным рискам возникновения ЧС на территории муниципального образования;
- порядок управления силами РСЧС;
- информационные технологии и системы управления, применяемые в РСЧС;
- основы подготовки и проведения тренировок и штабных учений с органами повседневного управления, силами и средствами территориальной подсистемы РСЧС.
По результатам прохождения стажировки кандидат на должность оперативного дежурного должен уметь:
- организовывать полноценную работу и обеспечивать постоянную готовность ЕДДС к принятию оперативного управления мероприятиями, проводимыми в рамках РСЧС в различных режимах функционирования;
- обеспечивать ведение и постоянную актуализацию баз данных;
- применять все технические средства, которыми оборудован оперативный зал ЕДДС, в том числе пользоваться системой видеоконференции;
- организовывать устойчивое, непрерывное и оперативное управление территориальным звеном РСЧС муниципального образования;
- организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС и в ходе проведения АСДНР;
- обеспечивать составление и ведение необходимой документации ЕДДС.
После прохождения стажировки оперативный дежурный сдает зачет на
допуск к самостоятельному несению дежурства.
На основании акта принятия зачета, издается приказ о допуске к самостоятельному несению дежурства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по приёму на работу и допуску к оперативному дежурству оперативных дежурных единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъектов Российской Федерации (разработаны ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий), 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был