Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Наумовой Ж.Я.,
с участием прокурора Захаровой С.Н.,
при секретаре Сухановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Романихина Н.Г., Романихин Ю.В. к Администрации города Абакана о признании постановления недействующим в части,
с участием административных истцов ИП Романихиной Н.Г., Романихина Ю.В.,
представителя административного ответчика Администрации города Абакана Кириченко Е.Ю., действующей на основании доверенности от 27 декабря 2019 года,
представителя заинтересованного лица Министерства образования и науки Республики Хакасия Воеводиной Г.В., действующей на основании доверенности от 10 января 2020 года,
представителя заинтересованного лица Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия Тимченко А.Г., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2019 года, установил:
ИП Романихина Н.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Абакана о признании постановления недействующим в части. Требования мотивировала тем, что 05.07.2017 было принято Постановление N 1081 "Об отмене постановлений Администрации города Абакана, об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", устанавливающее границы прилегающих к образовательным организациям территорий во исполнение п. 8 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Полагала, что оспариваемое постановление в нарушение п. 8 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ было принято без учета общественного мнения; устанавливает границы прилегающей территории для объекта недвижимости субъекта, не являющегося образовательной организацией; противоречит Решению Совета депутатов г. Абакана от 23.04.2013 N 529 в той мере, в которой устанавливает границы прилегающих территорий при отсутствии в Решении Совета депутатов правил о минимальном и максимальном значениях расстояний от организаций, осуществляющих образовательную деятельность, поскольку правила установлены указанным Решением совета депутатов только для образовательных организаций; противоречит подпункту 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, поскольку устанавливает границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции для помещения, в котором образовательную деятельность осуществляет предприниматель, а Федеральный закон, устанавливает такой запрет только для образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение и то частично (не для всех). Просила признать Постановление Администрации города Абакана N 1081 от 05.07.2017 недействующим в той части, в которой его подпункт 9 пункта 2 и Приложение 8 устанавливает границу, прилегающей к помещению индивидуального предпринимателя Гурьевой Н.В. по адресу: <адрес> территории, на которой запрещена продажа алкогольной продукции.
Определением судьи от 30.10.2019 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечена индивидуальный предприниматель Гурьева Н.В.
В ходе рассмотрения дела в суд обратился Романихин Ю.В. с заявлением о вступлении в административное дело в качестве соистца, указал, что с Романихиной Н.Г. состоит в браке с 30.08.2002, при этом в период брака Романихиной Н.Г. было приобретено в собственность нежилое помещение по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 01.11.2011. В силу ст. 256 ГК РФ и в связи с отсутствием договоренности между ним и Романихиной Н.Г. об ином, он также является собственником указанного помещения, в связи с чем, полагал, что предметом спора являются общие права и обязанности с Романихиной Н.Г., ограничение их прав на занятие предпринимательской деятельностью по продаже алкогольной продукции и вытекающие из такого ограничения обязанности имеют одно основание - оспариваемое Постановление, дело не может быть рассмотрено без его участия в качестве соистца, просил признать Романихина Ю.В. соистцом в деле N 2а-6605/2019. Представил административное исковое заявление с доводами и требованиями, изложенным административным истцом ИП Романихиной Н.Г. в своем административном исковом заявлении.
Определением суда от 27.11.2019 признан вступившим в административное дело в качестве административного соистца Романихин Ю.В., к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия.
Определением суда от 25.12.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного привлечено Министерство образования и науки Республики Хакасия.
В судебном заседании административные истцы ИП Романихина Н.Г.. Романихин Ю.В. заявленные требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что оспаривают постановление в новой редакции. Указали, что нарушено право ИП Романихиной Н.Г. на ведение предпринимательской деятельности и получение прибыли и право Романихина Ю.В. на распоряжение принадлежащим ему имуществом. Указали, что при принятии оспариваемого постановления Администрацией был нарушен порядок его принятия, не было учтено общественное мнение. Федеральный закон N 171-ФЗ не предусматривает запрет на торговлю алкогольной продукцией на территории, прилегающей к зданиям, помещениям, где индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность. Также отсутствует обозначение минимального и максимального значения расстояния до здания, помещения, в котором индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательные услуги, не относится к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение, в связи с чем запрет, установленный пп. 10. п. 2. ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ в отношении индивидуального предпринимателя не применим. Просили административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Абакана Кириченко Е.Ю., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к нему. Дополнительно суду пояснила, что оспариваемое постановление 17.07.2017 не противоречит Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425, по своему содержанию соответствует актам, имеющим большую юридическую силу. Обратила внимание, что Правила, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425, не устанавливают какой-либо порядок проведения общественных обсуждений по вопросам определения границ прилегающих территорий, указанных в пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ. К полномочиям органа местного самоуправления в данной области отнесено только определение способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в п. 2 Правил от 27.12.2012 N 1425. Администрация города Абакана, реализуя установленные приведенными Правилами полномочия, Постановлением от 05.07.2017 N 1081 утверждает Схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Из содержания пп. "в" п. 3 Правил от 27.12.2012 N 1425 следует; что "образовательные организации" - организации, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности. Как усматривается из приложения N 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности серия 19Л02 N 0000042 от 25.05.2015 регистрационный N 1850, выписки из ЕГРИП Гурьева Н.В. осуществляет образовательную деятельность дополнительного образования детей и взрослых по адресу: <адрес>. пом. 20Н. Таким образом, ИП Гурьева Н.В. по указанному адресу осуществляет обучение несовершеннолетних, в связи с чем на прилегающую к ее помещению территорию распространяется запрет на розничную продажу алкогольной продукции в силу прямого указания в абз. 3 пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ. Доводы административного истца о том, что закон устанавливает запрет па продажу розничной алкогольной продукции на прилегающих территориях только для образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение основан на неверном толковании закона, так как согласно ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравнены к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, к которым в свою очередь относятся и образовательные организации. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации. Изложенные обстоятельства опровергают доводы административною истца о противоречии оспариваемого постановления Федеральному закону N 171-ФЗ, а также Правилам от 27.12.2012 N 1425. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель Гурьева Н.В., не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Республики Хакасия Воеводина Г.В., действующая на основании доверенностей, оставила вопрос об удовлетворении административных исковых требований на усмотрении суда. Пояснила, что индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в сфере оказания образовательных услуг, в связи с чем в данном случае применимы положения Федерального закона N 171-ФЗ. Отметила, что лицензию имеет лишь ИП Гурьева Н.В., школа иностранных языков "Бритонс Форт" не имеет такой лицензии. Данные о месте осуществления образовательной деятельности: <адрес>, внесены на основании заявления ИП Гурьевой Н.В. Какие-либо проверки по данному адресу Министерством образования и науки Республики Хакасия по факту осуществления ИП Гурьевой Н.В. деятельности по данному адресу не проводились.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия Тимченко А.Г., действующий на основании доверенности, оставила вопрос об удовлетворении административных исковых требований на усмотрение суда, пояснила, что Министерством юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия было дано заключение о соответствии данного нормативного правового акта действующему законодательства, обжалуемое постановление зарегистрировано в Реестре в установленном законом порядке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора г. Абакана Захаровой С.Н., полагавшей оспариваемое постановление подлежащим отмене в полном объеме в связи с нарушением порядка его принятия, несоответствием требованиям законодательства, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом в силу ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:
1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;
2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица;
3) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса;
4) другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются:
в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании: образовательных организаций; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности (п. 1);
на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних (п. 10).
В силу ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, информируют о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" утверждены Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила определения границ N 1425).
В силу п. 1 Правил определения границ N 1425 настоящие Правила устанавливают порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно п. 2 Правил определения границ N 1425 розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
Максимальное значение расстояния от образовательных организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов. Органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (п. 6 Правил определения границ N 1425).
В силу п. 7 Правил определения границ N 1425 способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Согласно п. 8 Правил определения границ N 1425 границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Решением Совета депутатов г. Абакана от 23.04.2013 N 529 определен Способ расчета расстояния до границ прилегающих территорий для недопущения розничной продажи алкогольной продукции.
Так в п. 3 данного способа расчета расстояния указано, что для определения границ прилегающих территорий устанавливаются следующие расстояния: Минимальное расстояние до границ прилегающей территории образовательной организации - 80 метров.
Как установлено в судебном заседании, из выписки из ЕГРИП от 25.12.2019 следует, что Гурьева Н.В. с 31.10.2012 по настоящее время является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности 85.42.9 - деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки, дополнительный вид деятельности 85.41 - образование дополнительное детей и взрослых.
20.04.2015 ИП Гурьева Н.В. обратилась в Министерство образования и науки Республики Хакасия с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по адресу: РХ, <адрес>.
Из справки от 17.04.2015 следует, что проведено санитарно-эпидемиологическое и противопожарное обследование указанного выше помещения, в связи с чем даны соответствующие заключения.
В приложении N 1 к Лицензии на осуществление образовательной деятельности серия N от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный N N следует, что ИП Гурьевой Н.В. выдана лицензия на дополнительное образование детей и взрослых по адресу: РХ, <адрес>.
Администрация города Абакана 05.07.2017 приняла Постановление N 1081 "Об отмене постановления Администрации города Абакана об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее по тексту - Постановление N 1081). Пунктом 2 данного Постановления установлено утвердить схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для следующих образовательных объектов: школа иностранных языков "Бритонс Форт" индивидуального предпринимателя Гурьевой Н.В., расположенная по адресу: <адрес> (Приложение N), <адрес> (Приложение N 9) (далее по тексту - Схема). В приложении N 8 к постановлению N 1081 обозначена пешеходная доступность 80 метров, а также граница прилегающей территории.
02.09.2019 Администрация города Абакана 05.07.2017 приняла Постановление N 1407 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Абакана от 05.07.2017 N 1081, об отмене Постановления Администрации города Абакана от 10.07.2019 N 1094" (далее - Постановление N 1407). В п. 2 Постановления N 1407 указано, внести следующие изменения в Постановление Администрации города Абакана от 05.07.2017 N 1081 "Об отмене постановления Администрации города Абакана, об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции": пп. 9 п. 2 изложить в следующей редакции: "9) Школа иностранных языков "Бритонс Форт" индивидуального предпринимателя Гурьевой Н.В., расположенная по адресу: РХ, <адрес>, пом. 20Н (Приложение N 8)"; в Приложении N 8 слова "<адрес>" заменить словами "<адрес>"; Приложение N 9 считать утратившим силу.
17.07.2017 во исполнение Закона Республики Хакасия "О регистре муниципальных правовых актов Республики Хакасия" направлены заверенные цифровой подписью копии Постановлений Администрации города Абакана за июль 2017 года в электронном виде, в том числе N 1081 от 05.07.2017.
Из ответа Министерства юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия от 22.11.2019 на запрос суда следует, что Постановление N 1081 внесено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Хакасия 16.08.2017 за номером государственной регистрации RU N.
При этом из заключения N 250-002/247 от 21.08.2017 Аппарата Правительства Республики Хакасия следует, что указанный нормативно-правовой акт принят в соответствии с п. 8 Постановления Правительства Республики Хакасия от 27.12.2012 N 1425. Постановление не противоречит действующему федеральному законодательству, законодательству Республики Хакасия и Уставу муниципального образования. Форма и текст постановления соответствуют правилам юридической техники.
Согласно свидетельству серия 19 N 0159239 Романихина Н.Г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 19.12.2002.
Из свидетельства серия 19 N 0162389 следует, что ИП Романихина Н.Г. постановлена на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость с 25.12.2002.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Романихина Н.Г. имеет в собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: РХ, городской округ Абакан, <адрес>.
Кроме того, из свидетельства о заключении брака серия I-ПВ N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись N) зарегистрирован брак между ФИО После заключения брака присвоены фамилии мужу Романихин, жене Романихина.
03.09.2019 ИП Романихина Н.Г. обратилась к Главе г. Абакана с заявлением, в котором просила отменить п. 9 (Приложение N 8) Постановления N 1081 от 05.07.2017, ссылаясь на то, что индивидуальный предприниматель не является образовательной организацией, а лишь приравнивается к организации, осуществляющей образовательную деятельность, поэтому от помещения, в котором она осуществляет свою деятельность, не могут устанавливаться границы прилегающих территорий, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с минимальным расстоянием до границ в 80 метров, предусмотренных для образовательных организаций.
19.09.2019 на данное заявление был дан ответ N 2646, в котором указано, что индивидуальный предприниматель, занимающий помещение N <адрес> <адрес>, имеет лицензию на дополнительное образование детей и взрослых (осуществление образовательной деятельности), следовательно, его деятельность относится к деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, от помещения, где предприниматель осуществляет указанный вид деятельности, требуется установление границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. С учетом изложенного, заявителю отказано в отмене п. 9 (Приложение N 8) Постановления N 1081 от 05.07.2017.
Не согласившись с Постановлением N 1081 от 05.07.2017, ИП Романихина Н.Г. и Романихин Ю.В. обратились в суд с административными исковыми требованиями о признании данного постановления недействительным в части, а именно пп. 9 п. 2 и Приложение N 8, которыми установлены границы, прилегающей к помещению ИП Гурьевой Н.В. по адресу: <адрес>, территории, на которой запрещена продажа алкогольной продукции. Указывали на нарушение из прав на ведение предпринимательской и коммерческой деятельности, получение прибыли от продажи алкогольной продукции, также указывали на нарушение их прав на распоряжение принадлежащим им нежилого помещения. Ссылались на то, что при вынесении оспариваемого Постановления N 1081 не было учтено общественное мнение, то есть не проведены общественные обсуждения.
С данным доводом не согласился представитель административного ответчика, ссылаясь на то, что Правилами определения границ N 1425 проведение таких общественных обсуждений не предусмотрено.
Суд, анализируя данные доводы сторон, приходит к следующему.
В силу ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 N 222 утвержден Устав города Абакана в новой редакции (далее - Устав администрации).
В силу п. 5 ст. 16 Устава администрации по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением Совета депутатов города Абакана с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Действительно, Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425, не указывают на необходимость проведения общественного обсуждения органами местного самоуправления при определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
При этом нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, а именно: Федеральным законом N 171-ФЗ предусмотрено такое общественное обсуждение границ прилегающих территорий, указанных в пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, однако, такое общественное обсуждение административным ответчиком при принятии оспариваемого Постановления N 1081 организовано и проведено не было, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что нарушена процедура принятия указанного постановления.
Также административные истцы ссылаются на то, что Постановление N 1081 в обжалуемой части противоречит пп. 10. п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, поскольку устанавливает границы прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции для помещения, в котором образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, а Федеральный закон устанавливает такой запрет только для образовательных организаций и организации, осуществляющих обучение.
Сторона административного ответчика не соглашается с данным доводом административных истцов, указывая на то, что ИП Гурьева Н.В. имеет лицензию на ведение образовательной деятельности, в связи с чем с учетом пп. В п. 3 Правил определения границ N 1425 и п. 18,20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приравнивается к организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Так, в силу пп. 10 ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются:
10) на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.
В пп. В п. 3 Правил определения границ N 1425 дано понятие "образовательные организации" - организации, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В пп. 18 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ дано понятие: "образовательная организация" - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Представитель административного ответчика ссылается на то, что индивидуальный предприниматель, ведущий образовательную деятельность, приравнивается к организации, осуществляющей образовательную деятельность, действительно, в пп. 20 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ дано понятие: "организации, осуществляющие образовательную деятельность" - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Однако, в пп. 10 ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ идет речь об образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение, а не об организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
При этом в пп. 19 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ дано понятие: "организация, осуществляющая обучение" - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Следовательно, в силу пп. 19 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность, не приравнивается к организации, осуществляющей обучение, в связи с чем обжалуемое в части Постановление N 1081 вынесено в отношении ИП Гурьевой Н.В. не правомерно, так как она не относится к субъекту правоотношений, регулируемых пп. 10 ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
При указанных выше обстоятельствах, обжалуемое в части Постановление N 1081 также противоречит п. 6 Правил определения границ N 1425 и п. 3 Решения Совета депутатов г. Абакана от 23.04.2013 N 529, так как максимальные и минимальные значения расстояний до границ прилегающей территории устанавливаются только в отношении образовательных организаций, а ИП Гурьева Н.В. к образовательной организации не относится.
При этом наличие у ИП Гурьевой Н.В. лицензии на дополнительное образование детей и взрослых, не приравнивает ее к образовательной организации.
Кроме того, суд отмечает, что в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что школе иностранных языков "Бритонс Форт" лицензия на оказание образовательных услуг не выдавалась, в связи с чем стороной административного ответчика не представлено доказательств, подтверждающих правомерность внесения в обжалуемое постановление наряду с ИП Гурьевой Н.В. школы иностранных языков "Бритонс Форт".
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу о несоответствии Постановления N 1081 требованиям федерального законодательства, о нарушении данным Постановлением N 1081 в обжалуемой части прав административных истцов, поскольку созданы препятствия к ведению предпринимательской деятельности, распоряжением принадлежащим им помещением.
При этом в силу п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Учитывая, что обжалуемый нормативно-правовой акт с изменениями был принят с нарушением порядка его принятия, то обжалуемое постановление с дальнейшими изменениями подлежит отмене полностью.
Таким образом, требования ИП Романихиной Н.Г. и Романихина Ю.В. к Администрации города Абакана являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем суд полагает необходимым признать постановление Администрации города Абакана от 05.07.2017 N 1081 "Об отмене постановлений Администрации города Абакана, об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" с изменениями, внесенными постановлением Администрации города Абакана от 02.09.2019 N 1407 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Абакана от 05.07.2017 N 1081, об отмене Постановления Администрации города Абакана от 10.07.2019 N 1094" не действующим полностью с момента его принятия.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости опубликования сообщения об указанном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в том официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором было опубликовано оспоренное Постановление N 1081, то есть в газете "Абакан".
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Романихина Н.Г., Романихин Ю.В. к Администрации города Абакана о признании постановления недействующим в части удовлетворить.
Признать постановление Администрации города Абакана от 05 июля 2017 года N 1081 "Об отмене постановлений Администрации города Абакана, об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" с изменениями, внесенными постановлением Администрации города Абакана от 02 сентября 2019 года N 1407 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Абакана от 05.07.2017 N 1081, об отмене Постановления Администрации города Абакана от 10.07.2019 N 1094" не действующим полностью с момента его принятия.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в газете "Абакан".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий |
Ж.Я. Наумова |
Судья |
Ж.Я. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 февраля 2020 г. N 2а-155/2020
Текст решения опубликован не был