Определение Верховного Суда РФ от 14 октября 2020 г. N 308-ЭС20-14804 по делу N А15-4480/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - УФК по Республике Дагестан, казначейство) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2019 по делу N А15-4480/2019, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2020 по тому же делу
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее также - министерство) к казначейству о признании недействительным пункта 6 представления от 23.07.2019 N 103-20-08/3153,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Республики Дагестан, Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Счетной палаты Российской Федерации,
установила:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.12.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2020, заявление министерства удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Республике Дагестан просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. Согласно заявленным доводам, суды установили факт нарушения министерством условий предоставления субсидии, отраженный в пункте 6 представления, однако признали данный пункт недействительным, учитывая отсутствие вины министерства в совершении нарушения. Бюджетное законодательство не предусматривает квалификацию нарушения в зависимости от наличия или отсутствия вины нарушителя, не содержит требований относительно доказывания вины. Представление оформлено в соответствии с требованиями закона, содержит описание нарушения и требования превентивного свойства, не затрагивает прав и законных интересов министерства, поскольку не возлагает на него каких-либо обязанностей, не налагает взыскания. Казначейство также выражает несогласие с выводами судов о неопределенности и неисполнимости пункта 6 представления.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, в 2018 году Республике Дагестан в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северно-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" предоставлена субсидия на осуществление социальных выплат жителям сел Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации. Субсидия предоставлена на основании соглашения от 14.02.2018 N 370-08-2018-007, заключенного между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительством Республики Дагестан.
Дополнительным соглашением от 15.10.2018 N 370-08-2018-007/1, в соглашение внесены изменения в части установления показателей результативности значений: количество свидетельств выданных гражданам - 138 единиц (N 1), количество оплаченных свидетельств - 138 единиц (N 2), размер средств направленных на оплату выданных свидетельств, в том числе за счет средств федерального бюджета - 210 526,8 тыс. рублей (N 3).
В ходе проверки законности использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных Республике Дагестан из федерального бюджета, УФК по Республике Дагестан установило, что по состоянию на 01.01.2019 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, являющееся ответственным исполнителем мероприятий программы, не обеспечило достижение показателей результативности использования субсидии. Значения показателей NN 1, 2 и 3 составляют 130 единиц, 130 единиц и 209 512 028 рублей соответственно.
По результатам проверки казначейство вынесло представление от 23.07.2019 N 103-20-08/3153, в пункте 6 которого изложило указанное нарушение, а также потребовало от министерства в срок не позднее 30 дней со дня получения представления рассмотреть данную информацию, принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 28, 34, 132, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 309, условиями соглашения от 14.02.2018 N 370-08-2018-007, суды нашли выводы казначейства о допущенном министерством нарушении, изложенные в пункте 6 представления, безосновательными.
Судами установлено, что в ходе исполнения соглашения произошло изменение показателей результативности использования субсидии ввиду того, что семеро одиноко проживающих граждан-получателей государственной поддержки на улучшение жилищных условий умерли, один отказался от получения свидетельства и положенной ему выплаты в связи с получением квартиры по линии Министерства обороны Российской Федерации. Экономия выделенных средств из федерального бюджета и бюджета Республики Дагестан составила 1 136,4 тыс. рублей, которые по состоянию на 01.01.2019 возвращены в бюджет. Приняты во внимание пояснения Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа о том, что при пересчете стоимости 1 кв.м общей площади жилья к 4 кварталу 2018 года с нормативами Минстроя России, возникла дополнительная потребность в финансировании, которая компенсирована за счет сокращения списка жителей, нуждающихся в переселении.
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к выводу, что недостижение показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением от 14.02.2018 N 370-08-2018-007 (в редакции дополнительного соглашения), произошло по причине изменения условий реализации программных мероприятий, финансирование, предоставленное из федерального и республиканского бюджета, скорректировано с учетом указанных изменений по правилам, установленным бюджетным законодательством.
Кроме того, суды с учетом содержания оспариваемого пункта представления установили, что он не соответствует требованиям законодательства, поскольку, квалифицируя необеспечение достижения значений показателей результативности исполнения мероприятий при использовании средств, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия из федерального бюджета на осуществление социальных выплат жителям сел Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации, в качестве нарушения, управление не указало конкретный способ его устранения.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, сформулированы с учетом юридически значимых обстоятельств дела, получивших необходимую правовую квалификацию. Позиция УФК по Республике Дагестан, которая повторяется в кассационной жалобе, детально изучена и оценена судами, соответствующие разъяснения приведены в содержании судебных актов. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 октября 2020 г. N 308-ЭС20-14804 по делу N А15-4480/2019
Текст определения опубликован не был