Постановление Правительства Астраханской области от 15 октября 2020 г. N 480-П
"О Порядке оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области"
29 июня 2021 г.
В соответствии со статьей 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области.
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора Астраханской области |
А.В. Шарыкин |
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 15.10.2020 N 480-П
Порядок
оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области
29 июня 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области (далее - Порядок), разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет процедуру проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств перед Астраханской областью по предоставленным муниципальным образованиям Астраханской области бюджетным кредитам, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области.
1.2. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Астраханской области, осуществляется министерством финансов Астраханской области (далее - министерство).
1.3. Надежность (ликвидность) банковской гарантии и поручительства определяется финансовой устойчивостью банка или иной кредитной организации (далее - гарант) и поручителя - юридического лица (далее - поручитель).
1.4. Под надежностью (ликвидностью) банковской гарантии и поручительства в целях настоящего Порядка понимается способность гаранта и поручителя своевременно и в полном объеме исполнить обязательства муниципального образования Астраханской области (далее - заемщик) по исполнению обязательств перед Астраханской областью по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных договором о предоставлении бюджетного кредита.
2. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии
2.1. В целях оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии министерство проводит анализ на соответствие гаранта следующим требованиям:
- гарант не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- деятельность гаранта не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- у гаранта отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у гаранта отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Астраханской областью;
- наличие у гаранта лицензии Центрального банка Российской Федерации (Банк России) на осуществление банковских операций;
- гарант участвует в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
- в отношении гаранта Банком России не применены меры воздействия за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- стоимость чистых активов гаранта превышает трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии;
- наличие у гаранта кредитного рейтинга не ниже уровня "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) или кредитного рейтинга не ниже уровня "ruA-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА".
Пункт 2.2 изменен с 8 июля 2021 г. - Постановление Правительства Астраханской области от 29 июня 2021 г. N 270-П
2.2. Заемщик для проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии представляет в министерство следующие документы, полученные от гаранта:
- проект банковской гарантии с сопроводительным письмом гаранта о согласии выступить соответственно гарантом по обязательствам заемщика перед Астраханской областью (далее - письмо);
- заверенные руководителем гаранта копии учредительных документов гаранта, свидетельства о государственной регистрации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в них;
- заверенные руководителем гаранта копии документов, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа гаранта или иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени гаранта (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), а также заверенные образцы подписей и оттиска печати (при наличии) гаранта;
- заверенную руководителем гаранта копию документа, подтверждающего согласие (одобрение) уполномоченного органа управления гаранта на совершение сделки по предоставлению банковской гарантии (в обеспечение исполнения обязательств заемщика);
- копию лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
- отчет о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенный гарантом;
- копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности гаранта за год, предшествующий году обращения;
- расчет чистых активов гаранта, подписанный руководителем и заверенный печатью (при наличии) гаранта.
Документы, указанные в настоящем пункте, регистрируются министерством в день их поступления.
2.3. Министерство в день поступления документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, направляет межведомственный запрос в Федеральную налоговую службу (ФНС России) о факте внесения записи о гаранте в Единый государственный реестр юридических лиц, а также подтверждение сведений о том, что гарант находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении гаранта возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве), что у гаранта отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заемщик вправе представить сведения, указанные в абзаце первом настоящего, пункта по собственной инициативе.
2.4. Финансовое состояние гаранта определяется с использованием следующих показателей:
- отсутствие убытков за последний финансовый год и за истекший период текущего года;
- высокое качество активов гаранта (активы I и II категорий качества должны составлять не менее 50% общего объема активов);
- соответствие гаранта обязательным нормативам, установленным Банком России;
- величина чистых активов гаранта, которая не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
2.5. Основанием для принятия решения о признании банковской гарантии, не имеющей высокой степени надежности (ликвидности), является:
- представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;
- несоответствие гаранта требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка.
При несоответствии представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.2 настоящего Порядка, министерство не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации документов возвращает их заемщику с указанием причин возврата.
В случае устранения основания для отказа, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заемщик вправе повторно обратиться в министерство за проведением оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии.
При соответствии представленных документов перечню документов, указанному в пункте 2.2 настоящего Порядка, министерство рассматривает их в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов на предмет соответствия гаранта требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка, и определения его финансового состояния с учетом показателей, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка.
По результатам проведения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии министерство принимает решение о признании банковской гарантии имеющей высокую степень надежности (ликвидности) или о признании банковской гарантии не имеющей высокой степени надежности (ликвидности) в форме заключения, о чем письменно уведомляет заемщика в течение 5 рабочих дней со дня подписания заключения.
3. Оценка надежности (ликвидности) поручительства
3.1. В целях оценки надежности (ликвидности) поручительства министерство проводит анализ на соответствие поручителя следующим требованиям:
- поручитель не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- деятельность поручителя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- у поручителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у поручителя отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Астраханской областью.
Пункт 3.2 изменен с 8 июля 2021 г. - Постановление Правительства Астраханской области от 29 июня 2021 г. N 270-П
3.2. Заемщик для проведения оценки надежности (ликвидности) поручительства представляет в министерство следующие документы, полученные от поручителя:
- письмо поручителя о согласии выступить поручителем по обязательствам заемщика перед Астраханской областью с приложением проекта договора поручительства;
- заверенные поручителем копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в них;
- документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа поручителя, иного уполномоченного лица на совершение сделок от имени поручителя и главного бухгалтера поручителя (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, копия контракта, доверенность), заверенные поручителем, а также заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати (при наличии) поручителя;
- заверенную поручителем копию документа, подтверждающего согласие (одобрение) уполномоченного органа управления поручителя на совершение сделки по предоставлению поручительства в обеспечение исполнения обязательств получателя;
- заверенную поручителем копию лицензии на осуществление поручителем хозяйственной деятельности (в случае если законодательством Российской Федерации установлено, что деятельность поручителя осуществляется на основании лицензии);
- справки, предоставленные банками, о наличии средств на расчетных счетах поручителя и сумме к картотеке к ним;
- бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные поручителем, с пояснительными записками к ним, с отметкой налогового органа об их принятии и с приложением расшифровок статей баланса об основных средствах, о незавершенном строительстве, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложениях, краткосрочных финансовых вложениях, дебиторской задолженности, долгосрочных обязательствах, краткосрочных кредитах и займах, кредиторской задолженности (по каждому виду задолженности);
- копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности поручителя за год, предшествующий году обращения, с письмом в соответствии с абзацем вторым пункта 3.2 настоящего Порядка (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку);
- расчет чистых активов поручителя (при наличии), подписанный руководителем и заверенный печатью (при наличии) поручителя.
Документы, указанные в настоящем пункте, регистрируются министерством в день их поступления.
3.3. Министерство в день поступления документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, направляет межведомственный запрос в ФНС России о факте внесения записи о поручителе в Единый государственный реестр юридических лиц, а также подтверждение сведений о том, что поручитель находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении поручителя возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве), что у поручителя отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Заемщик вправе представить сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, по собственной инициативе.
3.4. Основанием для принятия решения о признании поручительства не имеющим высокой степени надежности (ликвидности) является:
- представление неполного пакета документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка;
- несоответствие поручителя требованиям, установленным пунктом 3.1 настоящего Порядка.
В случае несоответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 3.2 настоящего Порядка, министерство не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации документов возвращает их заемщику с указанием причин возврата.
В случае устранения основания для отказа, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заемщик вправе повторно обратиться в министерство за проведением оценки надежности (ликвидности) поручительства.
3.5. В случае соответствия представленных документов перечню документов, указанному в пункте 3.2 настоящего Порядка, министерство рассматривает их в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов на предмет соответствия поручителя требованиям, предусмотренным пунктом 3.1 настоящего Порядка, и осуществляет анализ финансового состояния поручителя в соответствии с методикой оценки финансового состояния поручителя согласно приложению к настоящему Порядку.
По результатам рассмотрения документов министерство принимает решение о признании поручительства имеющим высокую степень надежности (ликвидности) или о признании поручительства не имеющим высокой степени надежности (ликвидности) в форме заключения, о чем письменно уведомляет заемщика в течение 5 рабочих дней со дня подписания заключения.
Приложение
к Порядку
Методика
оценки финансового состояния поручителя
1. Оценка финансового состояния поручителя
1.1. Для оценки финансового состояния поручителя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
- показатель рентабельности.
1.2. Расчет осуществляется на основе следующих документов, представляемых в министерство финансов Астраханской области:
- формы N 1 (бухгалтерский баланс), формы N 2 (отчет о финансовых результатах) за предыдущий год и за истекший период текущего года с отметкой налогового органа, подписанных руководителем предприятия;
- расшифровки среднесписочной численности и фонда оплаты труда;
- состава основных фондов с указанием балансовой стоимости и износа;
- расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
- справки о наличии (отсутствии) непогашенных кредитов с приложением копий соответствующих договоров.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
- коэффициент абсолютной ликвидности;
- коэффициент быстрой ликвидности;
- коэффициент текущей ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности К1 рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- денежные средства - денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250 баланса);
- краткосрочные финансовые вложения - сумма финансовых вложений (акции, векселя, облигации, предоставленные займы и т.д.), за исключением денежных эквивалентов, сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода. К таковым относят те из них, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он больше 12 месяцев (строка 1240 баланса);
- текущие обязательства - краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса), доходов будущих периодов (строка 1530 баланса) и оценочных обязательств (строка 1540 баланса).
2.3. Коэффициент быстрой ликвидности К2 характеризует способность оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства. Показатель определяется по следующей формуле:
К2 = |
дебиторская |
+ |
краткосрочные финансовые |
+ |
денежные |
задолженность (1230) |
вложения (1240) |
средства (1250), |
|||
текущие обязательства (1500-1530-1540) |
где:
- дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (строка баланса 1230);
- краткосрочные финансовые вложения - сумма финансовых вложений (акции, векселя, облигации, предоставленные займы и т.д.), за исключением денежных эквивалентов, сформировавшаяся по состоянию на конец отчетного периода. К таковым относят те из них, срок обращения (погашения) которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он больше 12 месяцев (строка 1240 баланса);
- денежные средства - денежные средства и денежные эквиваленты (строка 1250 баланса);
- текущие обязательства - краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса), доходов будущих периодов (строка 1530 баланса) и оценочных обязательств (строка 1540 баланса).
2.4. Коэффициент текущей ликвидности К3 вычисляется по следующей формуле:
,
где:
- оборотные активы - оборотные активы (строка 1200 баланса);
- краткосрочные обязательства - краткосрочные финансовые обязательства организации со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты. Значение находится как разность итога раздела V баланса (строка 1500 баланса) и доходов будущих периодов (строка 1530 баланса).
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 определяется по следующей формуле:
,
где:
- собственный капитал - собственный капитал и резервы (строка 1300 баланса);
- заемный капитал - финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки 1500 и 1400 баланса) без учета доходов будущих периодов (строка 1530 баланса).
4. Показатель рентабельности
4.1. Порядок расчета показателя рентабельности К5 устанавливается раздельно для поручителей, являющихся торговыми предприятиями и предприятиями иных отраслей.
4.2. Для поручителей, являющихся торговыми предприятиями, показатель рентабельности определяется по следующей формуле:
,
где:
- прибыль (убыток) от продаж - прибыль (убыток) от реализации продукции (строка 2200 отчета о финансовых результатах);
- валовая прибыль (убыток) - валовая прибыль (убыток) (строка 2100 отчета о финансовых результатах).
4.3. Для поручителей, являющихся предприятиями иных отраслей, показатель рентабельности определяется по следующей формуле:
,
где:
- прибыль (убыток) от продаж - прибыль (убыток) от реализации продукции (строка 2200 отчета о финансовых результатах);
- выручка - выручка (строка 2110 отчета о финансовых результатах).
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливаются наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей приведены в таблице 1.
Таблица 1
Пороговые значения
показателей и выбор категории в зависимости от фактических значений показателей
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
К1 |
более 0,2 |
0,1-0,2 |
менее 0,1 |
К2 |
более 0,8 |
0,5-0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
более 2,0 |
1,0-2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
|
|
|
предприятия торговли |
более 0,6 |
0,4-0,6 |
менее 0,4 |
предприятия других отраслей |
более 1,0 |
0,7-1,0 |
менее 0,7 |
К5 |
более 0,15 |
0,0-0,15 |
менее 0,0 (нерентабельно) |
5.3. Значение сводной оценки (S) определяется по следующей формуле:
S = Вес1 x Категория 1 + Вес 2 x Категория 2 + Вес 3 x Категория 3 + Вес 4 x Категория 4 + Вес 5 x Категория 5,
где:
Вес i - вес показателя Кi в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4 или 5.
Значения веса показателей представлены в таблице 2.
Категория i - категория, к которой относится значение показателя Кi.
Категория i = 1, 2 или 3.
Таблица 2
Вес
показателей, используемых при расчете сводной оценки
Показатель |
Вес показателя |
Коэффициент абсолютной ликвидности К1 |
0,11 |
Коэффициент быстрой ликвидности К2 |
0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности К3 |
0,42 |
Соотношение собственных и заемных средств К4 |
0,21 |
Коэффициент рентабельности К5 |
0,21 |
5.4. На основании значения сводной оценки финансовое состояние поручителя:
- является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
- является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, но не превышает 2,4;
- является неудовлетворительным, если значение сводной оценки превышает 2,4.
Величина чистых активов поручителя не должна быть меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого бюджетного кредита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.