Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Губернатора
Приморского края
от 15.10.2020 N 150-пг
Перечень
и описание предполагаемых организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, в которых будут создаваться новые места дополнительного образования детей
1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия
Создание в Приморском крае в 2022-2023 годах новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ (далее - Мероприятие) реализуется в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
В Приморском крае всего 865 образовательных организаций, реализующих программы ДОД в регионе, их них:
- 87 учреждений дополнительного образования детей сферы образования;
- 53 учреждения дополнительного образования сферы спорта и культуры;
- 3 учреждения, оказывающие услуги дополнительного образования, имеющие статус негосударственной образовательной организации;
- 722 учреждения, оказывающие услуги дополнительного образования, имеющие иной статус: общеобразовательные, организации дошкольного образования, организации профессионального образования и т.д. (по информации из 1-ДОП за 2019 г.).
По состоянию на 01 сентября 2020 года дополнительными общеобразовательными программами в Приморском крае охвачены 217 729 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (77,2% от общего числа детей), в том числе 2 141 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 665 детей-инвалидов и 2 847 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятие позволит обеспечить достаточную доступность дополнительного образования.
Привлечение образовательных организаций дополнительного образования детей частной формы собственности, введение системы персонифицированного учёта позволит в полной мере обеспечить 80% охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами к 2024 году.
Кадровый состав учреждений дополнительного образования детей составляет 2977 человек. Из них административно-управленческий персонал - 281 человек, педагогические работники - 1625 человек, учебно-вспомогательный персонал - 105 человек, иной персонал - 966 человек.
В общей численности педагогических работников учреждений дополнительного образования высшее профессиональное образование имеют 876 человек, высшую и первую квалификационные категории - 866 человек.
Система дополнительного образования детей Приморского края имеет ряд проблем по обеспечению доступности дополнительного образования детей. В том числе:
наблюдается острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях и компьютерной технике;
часть зданий организаций дополнительного образования нуждается в ремонте;
наблюдается потребность в педагогических и методических кадрах; дублирование малозатратных направлений дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях;
низкий уровень взаимосвязи дополнительного образования с социальными группами населения и современными рынками труда в регионе.
Это препятствует реализации современных программ дополнительного образования, предполагающих развитое материально-техническое обеспечение. Происходит сокращение спектра образовательных программ, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, исчезновение наиболее ресурсоемких программ в сфере технического и естественнонаучного творчества.
В 2021 году в Приморском крае запланировано внедрение целевой модели развития системы дополнительного образования детей. Наряду с внедрением персонифицированного учёта и персонифицированного финансирования, развитие материальной базы путем создания новых мест дополнительного образования, повышения квалификации педагогических работников системы позволит расширить спектр дополнительных программ, обеспечить эффективное сетевое взаимодействие при реализации этих программ, расширить возможности применения новых форм дополнительного образования, в том числе дистанционных, индивидуальных и очно-заочных.
1.1. Влияние мероприятия на повышение охвата детей дополнительными общеобразовательными программами, повышения доступности дополнительного образования для детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей.
В Приморском крае сохранены все виды реализуемых направленностей дополнительного образования детей.
Особенностью существующей системы дополнительного образования детей является ее интеграционный, межведомственный характер. Программы дополнительного образования реализуются в организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях, школах, профессиональных образовательных организациях, и охватывают различные сферы деятельности и интересов - науку, спорт, искусство.
В то же время существует проблема недостаточной проработанности механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, что также не позволяет в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного дополнительного образования.
Одним из факторов, влияющих на качество дополнительного образования, на равное распространение современных технологий, форм и методов преподавания во всех образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, является наличие кадрового потенциала и уровень квалификации. В настоящее время в системе дополнительного образования Приморского края недостаточно педагогов дополнительного образования для реализации программ технической и естественнонаучной направленности.
Модернизация материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, создание новых мест дополнительного образования детей в Приморском крае, для различных групп детей требует учёта различных факторов обеспечения доступности: информационный, организационный, временной, транспортный (пешеходный), экономический.
Общее количество создаваемых мест - 1 950. Создание новых мест позволит охватить дополнительным образованием более 7,5 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей (не менее 70% от числа таких детей в Приморском крае). Новые места дополнительного образование детей предполагается создать в 44 образовательных организациях Приморского края.
Создание новых мест запланировано по всем направленностям дополнительного образования (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
1.2. Вклад мероприятия в обновление содержания и технологий дополнительного образования, развитие проектной и исследовательской деятельности, формирование у детей современных компетенций.
В Приморском крае растет социальный заказ на дополнительные общеразвивающие программы, направленные на ознакомление детей с передовыми научными идеями и технологиями, популяризацию научных открытий, высокотехнологичных разработок и инженерных решений, погружение детей в современные формы социальной, культурной жизни, туризма, спорта и физической культуры. Для реализации таких программ необходимо современная материально-техническая база, высокотехнологичное учебное и лабораторное оборудование и средства связи.
Создание новых мест позволит повысить охват детей и эффективность дополнительного образования по различным направленностям.
Оснащение образовательных организаций современными средствами обучения и воспитания позволит расширить спектр дополнительных общеобразовательных программ с включением в программы содержания современных областей научного знания (химия, биология, физика, медицина, экология, астрономия, физическая география), связанных с приоритетными направлениями Национальной-технологической инициативы, Стратегиями научно-технологического развития России до 2035 года (композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицина, космос, рациональное природопользование и экология).
Современное учебное и лабораторное оборудование позволит использовать методы науки, культуры, инженерии, спорта для развития исследовательской и проектной деятельности, приобретения навыков практического применения знаний, расширения методов гражданской активности и волонтёрства. Современное оборудование для полевых исследований позволит внедрять разнообразные формы выездной деятельности (экспедиций, практикумов, практических занятий на местности, стажировок, участие в природоохранной деятельности и мониторинговых программах); внедрять инженерные и предпринимательские проекты, проводить хакатоны, конкурсы инженерного творчества, организовывать детско-взрослые пробные производства; развивать новые образовательные практики исследовательского краеведения, исторической реконструкции, туристко-краеведческой работы, направленные на формирование патриотизма и гражданской ответственности, сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны, сохранения природного и культурного наследия России.
Приобретение современных средств обучения и воспитания позволит развивать дополнительные общеразвивающие программы художественной и физкультурно-спортивной направленности, в том числе:
- развивать программы на основе использования современных музыкальных инструментов и оборудования (мультипликационная студия, электронная музыка, музыкальные инструменты, оборудование и материалы для театра, полимерные материалы для изобразительного искусства, гончарные круги, полимерная глина для декоративно-прикладного творчества и др.);
- решать задачи этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел; поддерживать программы на основе использования новых форм художественного творчества с применением цифровых технологий (арт-дизайн, 3Д-моделирование, фото, кино, мультстудии, цифровые книги, цифровой театр, медиаобразование и др.);
- развивать программы физкультурно-спортивной направленности, в том числе для обучающихся с ОВЗ, содействовать усилению мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни, вовлечению в массовый спорт и регулярные занятия физической культурой.
Современные средства обучения и воспитания обеспечат новые возможности для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации; выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности.
2. Расчет на 2020-2030 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием с учетом актуального демографического прогноза, в том числе в разрезе муниципальных образований, с приведением анализа влияния Мероприятия
Реализация Мероприятия позволит обеспечить реальное увеличение охвата детей современными программами дополнительного образования, в том числе:
увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся за счет средств бюджета по дополнительным общеобразовательным программам: в 2021 году - 78%, в 2022 году - 78,5%, в 2023 году - 79%.
обеспечение дополнительных общеобразовательных программ современными средствами обучения;
переподготовка/повышение квалификации работников создаваемых новых мест;
увеличение количества мероприятий, в которых примут участие обучающиеся новых мест;
обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
В результате в Приморском крае будут достигнуты показатели, установленные федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Таблица N 1
Динамика
увеличения охвата детей дополнительным образованием с учетом актуального демографического прогноза, в том числе в разрезе муниципальных образований
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Показатели охвата по годам, % |
|
2022 (план) |
2023 (план) |
||
1. |
Арсеньевский городской округ |
78,5 |
79 |
2. |
Городской округ Большой Камень |
78,5 |
79 |
3. |
Владивостокский городской округ |
78,5 |
79 |
4. |
Дальнереченский городской округ |
78,5 |
79 |
5. |
Дальнереченский муниципальный район |
78,5 |
79 |
6. |
Кавалеровский муниципальный район |
78,5 |
79 |
7. |
Кировский муниципальный район |
78,5 |
79 |
8. |
Надеждинский муниципальный район |
78,5 |
79 |
9. |
Находкинский городской округ |
78,5 |
79 |
10. |
Октябрьский муниципальный район |
78,5 |
79 |
11. |
Партизанский городской округ |
78,5 |
79 |
12. |
Партизанский муниципальный район |
78,5 |
79 |
13. |
Пограничный муниципальный район |
78,5 |
79 |
14. |
Пожарский муниципальный район |
78,5 |
79 |
15. |
Городской округ Спасск-Дальний |
78,5 |
79 |
16. |
Спасский муниципальный район |
78,5 |
79 |
17. |
Тернейский муниципальный район |
78,5 |
79 |
18. |
Уссурийский городской округ |
78,5 |
79 |
19. |
городской округ ЗАТО город Фокино |
78,5 |
79 |
20. |
Хасанский муниципальный район |
78,5 |
79 |
21. |
Черниговский муниципальный район |
78,5 |
79 |
22. |
Шкотовский муниципальный район |
78,5 |
79 |
Показатели 2022-2023 гг. являются плановыми в соответствии с показателями федерального проекта. По каждому муниципалитету показатели будут уточняться по результатам текущего календарного года и итогам участия в конкурсном отборе.
3. Данные по сети организаций дополнительного образования, их количеству и охвату программами дополнительного образования
На территории Приморского края функционируют 87 учреждений дополнительного образования детей сферы образования, из них 1 краевое, 86 - муниципальных учреждений.
Типы учреждений:
центры - 46 учреждения;
дворцы - 2 учреждения;
дома - 7 учреждений;
станции - 4 учреждений;
школы - 7 учреждений;
спортивные школы - 21 учреждение.
Методическое и организационное руководство развитием системы дополнительного образования детей ведется в ресурсном центре - ГОАУ ДОД "Детско-юношеский центр Приморского края".
Наибольшее количество учреждений дополнительного образования детей в Приморском крае расположено в городах Владивосток (22 УДОД), Находка (11), Спасск-Дальний (5) и Уссурийск (5). В муниципальных районах количество УДОД варьируется от 2 до 5.
В учреждениях дополнительного образования детей занимается 94 884 ребенка. Во многих общеобразовательных учреждениях (школы, детские сады) реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, функционирует 5051 различное объединение. Там кружковой работой занимаются 22 899 детей.
В общей сложности в учреждениях дополнительного образования детей в Приморском крае обучаются 117 783 детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.
Таблица N 2
Сведения
о сети учреждений дополнительного образования детей по видам образовательной деятельности
Направленность |
Количество учреждений, ед. |
Количество занимающихся (чел.) |
все виды образовательной деятельности |
40 (40%) |
42 495 |
художественная |
7 (7%) |
4 924 |
физкультурно-спортивная, школьные спортивные клубы |
25 (25%) |
21 750 |
социально-педагогическая |
2 (2%) |
5 774 |
военно-патриотическая |
4 (4%) |
1 057 |
естественно-научная |
10 (10%) |
9 061 |
техническая |
8 (8%) |
5 359 |
туристско-краеведческая |
2 (2%) |
4 284 |
Всего |
98 |
94 884 |
Кадровый состав учреждений дополнительного образования детей составляет 2977 человек. Из них административно-управленческий персонал - 281 человек, педагогические работники - 1625 человек, учебно-вспомогательный персонал - 105 человек, иной персонал - 966 человек.
В общей численности педагогических работников учреждений дополнительного образования высшее профессиональное образование имеют 876 человек, высшую и первую квалификационные категории - 866 человек.
Кроме работников учреждений дополнительного образования к реализации Мероприятий планируется привлечь преподавателей организаций высшего профессионального образования, работников ведущих предприятий региона, учителей общеобразовательных организаций.
Особенностью существующей системы дополнительного образования детей является ее интеграционный, межведомственный характер. Программы дополнительного образования реализуются в организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях, школах, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов - науку, спорт, искусство.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Достижения системы дополнительного образования Приморского края
В 2018 году в рамках федеральной государственной программе "Доступная среда" на 2011-2020 годы, на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования условий для обучения детей-инвалидов выделено 8,74 млн. руб., из них средств федерального бюджета - 7,69 млн. руб., средств краевого бюджета - 1,05 млн. руб., условия создаются в 6 образовательных организациях.
В 2020 году на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования условий для обучения детей-инвалидов выделено 8,74 млн. руб., из них средств федерального бюджета - 7,69 млн. руб., средств краевого бюджета - 1,05 млн. руб., условия создаются в 6 образовательных организациях.
С 2017 года Приморский край участвует в получении субсидии из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.
В рамках данной программы в 2017 году объем освоенных средств составил - 19,23 млн. руб., в том числе: размер субсидии из федерального бюджета - 15,18 млн. руб., средства краевого бюджета 3,11 млн. руб., средства местного бюджета 0,94 млн. руб.
В 2018 году было освоено - 21,39 млн. руб., из них 16,86 млн. руб. - размер субсидии из федерального бюджета, 3,62 млн. руб. - средства краевого бюджета, 0,91 млн. руб. - средства местного бюджета, отремонтировано 7 спортивных залов.
В 2019 году выделено - 67,7 млн. руб., из них 16,67 млн. руб. - размер субсидии из федерального бюджета, 2,27 млн. руб. - средства краевого бюджета, 48,76 млн. руб. - средства местного бюджета, отремонтировано 9 спортивных залов.
В 2020 году выделено - 83,38 млн. руб., из них 18,55 млн. руб. - размер субсидии из федерального бюджета, 2,53 млн. руб. - средства краевого бюджета, 62,3 млн. руб. - средства местного бюджета. Отремонтировано 11 спортзалов и 1 открытое плоскостное спортивное сооружение.
В 2019 году за счет средств федеральной субсидии был открыт детский технопарк "Кванториум", в рамках мероприятия по созданию которого было израсходовано 98,048 млн. руб., из них:
на приобретение оборудования для создания детского технопарка "Кванториум" 73,05 млн. руб., в том числе средств федерального бюджета - 71,59 млн. руб., средств краевого бюджета - 1,46 млн. руб.;
на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации для реконструкции здания под размещение детского технопарка "Кванториум" 25,00 млн. руб. средств краевого бюджета.
В 2020 году Приморский край также являлся получателем субсидии из федерального бюджета:
1. На создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей: создано 6860 новых мест по шести направленностям в 62 образовательных организациях 19 муниципальных образованиях края. Освоено 67,69 млн. руб., из них 44,94 млн. руб. - размер субсидии из федерального бюджета, 0,91 млн. руб. - средства краевого бюджета, 21,83 млн. руб. - средства местного бюджета;
2. На "Создание ключевого центра дополнительного образования детей, реализующего дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы". Общий объем средств на реализацию мероприятия составил 10,58 млн. руб., в том числе 10,37 млн. руб. - размер субсидии из федерального бюджета, 0,21 млн. руб. - средства краевого бюджета.
ДНК создан на базе ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет". С 1 сентября 2020 года начата регистрация обучающихся на выбранные образовательные программы. На выбор школьникам доступно 25 образовательных программ в рамках трех образовательных проектов ("Детский университет", "Малая академия" и "Урок технологии" по семи основным областям научно-технического развития: космос; робототехника; информационные технологии; нейротехнологии; биотехнологии; промышленный дизайн; VR.
Школьники Приморского края ежегодно становятся победителями и призёрами всероссийских и международных конкурсов и соревнований. В 2020 году победители и призеры регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Приморском крае были направлены для участия во Всероссийских этапах предметных олимпиад и олимпиады НТИ.
На заключительные этапы всероссийской олимпиады школьников победители региональных олимпиад направлялись в образовательный центр "Сириус".
В 2019 году Приморский край принимал участие в федеральном проекте "Билет в будущее", который был реализован по поручению президента РФ. Приморский край стал пятым среди российских регионов по исполнению федерального проекты "Билет в будущее". В мероприятиях, направленных на раннюю профессиональную ориентацию, приняли участие более 5 тысяч школьников края. В 2020 году Приморский край продолжает реализацию федерального проекта.
В 2019 году в Приморском крае реализован проект стратегической инициативы "Кадры будущего". Проект "Кадры будущего для регионов" направлен на формирование и развитие лидерских команд из активных, амбициозных и неравнодушных школьников, способных и готовых включиться в проектирование и реализацию важных для своего региона социально-экономических проектов.
Команды из ребят в возрасте от 14 до 17 лет, ориентированные на развитие Приморского края, под руководством тьюторов (студентов ВУЗов и колледжей) и наставников (профессионалов - представителей предприятий и бизнеса, экспертов своего дела) проходят специализированные обучающие программы в формате индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий. В ходе реализации проектов ребятам предоставлена возможность социальных и профессиональных проб в разных отраслях экономики, на ключевых предприятиях региона, а также стажировки на производстве.
В 2018 году в Приморском крае реализован Международный проект экологической активности детей и подростков "Дети чистой планеты", в котором приняли участие 538 человек в возрасте от 10 до 17 лет, в том числе 455 человек из Дальневосточного федерального округа и 83 из Китайской народной республики.
МАУ ДО "Владивостокский городской дворец детского творчества" с сентября 2017 года стал официальным партнером инженерных соревнований "Солнечная регата". Задачами соревнований являются поиск путей решения экологических проблем и популяризация альтернативных источников энергии, а также - воспитание "специалистов будущего" - ориентирующихся в современных технологиях, способных решать сложнейшие задачи и стремиться к прорывам в высокотехнологичных отраслях. Данные соревнования входят в утвержденную дорожную карту Национальной технологической инициативы "MariNet". В мае 2018 года в городе Великий Новгород команда обучающихся МАУ ДО "Владивостокский городской дворец детского творчества" приняла участие в Международных инженерных соревнованиях "Солнечная регата", по итогам которых заняла 1 место в номинации "Лучший дизайн проект".
В апреле 2018 года обучающиеся Учебного Молодежного Научного Общества ("УМНО") МАУ ДО "Владивостокский городской дворец детского творчества" приняли участие в одном из трех самых престижных конкурсов научных работ школьников в России - в очном туре XXV Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, представив 4 научные работы. В 2018 году очный тур конкурса объединил 1026 человек из 63-х субъектов Российской Федерации и 5-ти стран зарубежья. В этих непростых условиях все представленные на конкурс работы обучающихся "УМНО" завоевали дипломы первой степени, а также победили в пяти номинациях, включая самую престижную награду - победу в номинации "За лучшую работу в области проблем устойчивого развития". Две научные работы были опубликованы в материалах конференции как образцовые.
6. Описание предполагаемых организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, в которых будут создаваться новые места дополнительного образования детей
Новые места дополнительного образование детей предполагается создать в 44 муниципальных образовательных организациях (общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования), расположенных в 22 муниципальных образованиях края.
Общее количество создаваемых мест - 1 950. Создание новых мест позволит охватить дополнительным образованием более 7,5 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Ранжированный по приоритетности перечень создаваемых новых мест дополнительного образования детей в соответствии с формой, указанной в приложении 6 к конкурсной документации, сведения об организациях, на базе которых планируется создание новых мест и таблица индикаторов представлены в приложениях N 1, 2 и 3 к настоящему описанию.
При расчете стоимости создания новых мест использовалась Методика определения высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей, утвержденная руководителем приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года N 11.
При определении оснащения новых мест дополнительного образования детей учитывался примерный перечень средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей, утвержденный распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 года N р-21.
Создание новых мест запланировано по всем направленностям дополнительного образования (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Общая доля новых мест для реализации программ технической и естественнонаучной направленностей запланирована в объеме 28% от общего числа новых мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.