В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", с целью создания в 2022 - 2023 годах новых мест дополнительного образования детей в Брянской области в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":
1. Определить региональным координатором, ответственным за создание в 2022 - 2023 годах новых мест дополнительного образования детей, департамент образования и науки Брянской области.
2. Утвердить прилагаемые:
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию в 2022 - 2023 годах новых мест дополнительного образования детей в Брянской области;
описание предполагаемых организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, в которых будут создаваться новые места дополнительного образования детей.
3. Признать утратившим силу с 1 января 2021 года распоряжение Правительства Брянской области от 30 сентября 2019 года N 209-рп "О создании новых мест дополнительного образования детей в Брянской области".
4. Опубликовать распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru).
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области Оборотова В.Н.
Губернатор |
А.В. Богомаз |
Утвержден
распоряжением Правительства
Брянской области
от 16 октября 2020 г. N 178-рп
Комплекс мер
("дорожная карта") по созданию в 2022 - 2023 годах новых мест дополнительного образования детей в Брянской области
N пп |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1. |
Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание новых мест дополнительного образования детей |
департамент образования и науки Брянской области |
приказ департамента образования и науки Брянской области |
10 ноября года, предшествующего году получения субсидии |
2. |
Согласование и утверждение перечня и плана-графика создания новых мест дополнительного образования детей |
департамент образования и науки Брянской области, федеральный ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" |
письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", приказ департамента образования и науки Брянской области |
30 ноября года, предшествующего году получения субсидии |
3. |
Получение экспертного заключения на установление соответствия перечня средств обучения и воспитания для создания новых мест дополнительного образования детей от федерального ресурсного центра по направленности дополнительного образования детей |
департамент образования и науки Брянской области |
экспертное заключение от федерального ресурсного центра по направленности дополнительного образования детей |
30 ноября года, предшествующего году получения субсидии |
4. |
Представление информации об объемах средств, предусмотренных в консолидированном бюджете Брянской области, на финансовое обеспечение деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ на созданных местах дополнительного образования по направлениям расходов |
департамент образования и науки Брянской области |
письмо департамента образования и науки Брянской области |
1 февраля года получения субсидии, далее - ежегодно |
5. |
Формирование и отправка на согласование в федеральный ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" перечня средств обучения и воспитания для создания новых мест дополнительного образования детей |
департамент образования и науки Брянской области |
письмо департамента образования и науки Брянской области, приказ департамента образования и науки Брянской области |
согласно отдельному графику |
6. |
Согласование и отправка в департамент образования и науки Брянской области перечня средств обучения и воспитания для создания новых мест дополнительного образования детей |
федеральный ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" |
письмо департамента образования и науки Брянской области, приказ департамента образования и науки Брянской области |
согласно отдельному графику |
7. |
Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания новых мест дополнительного образования детей |
образовательные организации |
извещения о проведении закупок |
1 марта года получения субсидии |
8. |
Проведение мониторинга работы по приведению площадок в соответствие с требованиями, предъявляемыми к организации дополнительного образования детей |
департамент образования и науки Брянской области, федеральный ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" |
по форме, определяемой федеральным ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" |
30 августа года получения субсидии |
9. |
Закупка, доставка и наладка оборудования и средств обучения |
департамент образования и науки Брянской области |
товарные накладные, акты приемки работ |
25 августа года получения субсидии |
10. |
Повышение квалификации (профмастерства) педагогических работников на создаваемые новые места |
департамент образования и науки Брянской области |
удостоверения о повышении квалификации |
в течение срока реализации мероприятий |
11. |
Завершение набора детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам на новых местах |
департамент образования и науки Брянской области |
локальные акты образовательных организаций |
30 сентября года получения субсидии |
Утверждено
распоряжением Правительства
Брянской области
от 16 октября 2020 г. N 178-рп
Описание
предполагаемых организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, в которых будут создаваться новые места дополнительного образования детей
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия, в том числе проблематики обеспечения доступности дополнительного образования детей и ожидаемых результатов
Сфера дополнительного образования, сосредотачивая усилия общества на наиболее полном удовлетворении права ребенка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, способствующих личностному и профессиональному самоопределению, создает особые возможности для развития образования в целом.
Специфика системы дополнительного образования региона связана с большой территориальной раздробленностью и отдаленностью населенных пунктов. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в малых городах и сельских поселениях осуществляется зачастую на базе общеобразовательных организаций. В настоящее время в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях таких территорий отсутствует инфраструктура, способная создать инновационную среду.
Кроме того, наблюдается недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, прежде всего естественно-научной и технической направленностей, а также тенденция старения педагогических, методических и управленческих кадров системы дополнительного образования. Материальные условия работы в системе дополнительного образования не позволяют в необходимой мере привлечь кадры, способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельности.
В регионе функционируют 111 учреждений дополнительного образования, только 16 из них расположены в сельской местности (14,4%).
По данным федерального статистического наблюдения 1-ДО "Сведения об учреждениях дополнительного образования детей" услугами дополнительного образования в Брянской области по отрасли "Образование" за 2019 год было охвачено 49980 детей, из них в сельской местности - 2759 детей.
В организациях дополнительного образования действовало 3814 объединений, кружков и секций, подавляющее большинство которых (97,7%) бесплатные.
Кроме этого, около 3500 детей занимаются в 47 научных сообществах, из которых 18 научных сообществ работают в сельской местности.
Образовательный процесс обеспечивают 1158 педагогических работников, в том числе 658 педагогов дополнительного образования, 222 тренера-преподавателя, 95 методистов, 52 педагога-организатора.
Начиная с 2020 года Брянская область приступила к внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей.
При развитии региональной системы дополнительного образования, внедрении персонифицированного учета и персонифицированного финансирования прогнозируется фактическое уменьшение количества обучающихся (при учете ребенка один раз), охваченных системой дополнительного образования в организациях дополнительного образования Брянской области.
По статистическим данным, значительно снижен показатель охвата детей, обучающихся в организациях дополнительного образования в Брянском, Злынковском, Унечском, Дубровском, Рогнединском, Красногорском, Клинцовском районах Брянской области, в гг. Сельцо и Брянске. За последние три года в указанных муниципальных образованиях фиксируется отрицательная динамика охвата дополнительным образованием. Сниженные показатели охвата детей дополнительным образованием оказывают значительное влияние на снижение показателя по региону. Также в последние годы стала значительно увеличиваться численность детей в г. Брянске, нуждающихся в развитии творческого потенциала. Проблемная точка региона в том, что существует острая необходимость в реализации современных актуальных программ технической и естественнонаучной направленностей. Инфраструктура организаций дополнительного образования отстает от современных требований, система испытывает дефицит в новом оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, а также квалифицированных кадрах. Следствием этого является потеря контингента обучающихся, неэффективность работы учреждений дополнительного образования.
Благодаря участию в федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" на территории региона в 2020 году создано 812 новых мест дополнительного образования детей на базе государственных и муниципальных образовательных организаций гг. Брянска, Сельцо, Дубровского, Злынковского, Унечского, Брянского, Рогнединского районов, что позволит более 4800 детям в течение года получать услуги по дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей. Открыта экостанция, которая является структурным подразделением Брянского областного эколого-биологического центра.
Экостанция предоставила новые учебные места по двум направлениям: "Лесное дело" и "Биолог-исследователь". Реализация дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной направленности на ее базе предполагает организацию образовательной деятельности с использованием современного оборудования для обучающихся, увлекающихся биологией и экологией, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, реализацию технологий наставничества, а также проведение инновационных и исследовательских проектов.
В текущем году созданы 42 "точки роста", или центры дополнительного образования для детей из малых городов, сёл, рабочих поселков, что подразумевает общественное пространство на базе общеобразовательной организации для самореализации детей, педагогов, родителей, развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности.
"Точки роста" призваны обеспечить качественное образование школьников по программам цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. Занятия в них проводятся по новым методикам воспитания и обучения с использованием обновленного оборудования. Они охватывают такие предметы, как "информатика", "технология", "основы безопасности жизнедеятельности". Во внеурочное время ребята занимаются шахматами, творчеством и проектной деятельностью.
В целях обеспечения мероприятий по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования детям в Брянской области созданы два детских технопарка "Кванториум" для вовлечения обучающихся в техническое и естественно-научное направления дополнительного образования, в том числе в сельской местности. В 2021 году откроет свои двери региональный центр для талантливых и одаренных детей, планируется создать центр цифрового образования "IT-куб". Но этих мер недостаточно для достижения значения показателя по охвату обучающихся дополнительным образованием 94% к 2024 году.
Становится очевидным, что система дополнительного образования должна совершенствоваться. Главная задача - обеспечить доступ всех детей (независимо от места проживания, социального статуса семьи, здоровья и т.д.) к качественному дополнительному образованию с учетом интересов детей и их родителей (законных представителей).
Способствовать решению проблемы возможно путем модернизации материально-технической базы учреждений, реализующих программы дополнительного образования, и создания новых мест дополнительного образования детей.
Это станет важным вкладом в развитие системы дополнительного образования Брянской области и позволит решить следующие приоритетные задачи:
увеличить долю обучающихся, занятых в сфере дополнительного образования, к 2030 году до 95%;
увеличить количество детей, вовлеченных в научно-техническое и инженерное творчество;
увеличить долю обучающихся, занятых различными формами технического творчества, к 2030 году до 25%;
обновить содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
модернизировать систему привлечения, подготовки, повышения квалификации кадрового состава педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в образовательных организациях.
2. Расчет на 2020 - 2030 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием с учетом актуального демографического прогноза, в том числе в разрезе муниципальных образований, с приведением анализа влияния мероприятия
В рамках реализации концепции развития дополнительного образования детей Брянской области разработана региональная модель системы дополнительного образования детей. Основными ее структурными единицами являются:
Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина - многопрофильное учреждение, выполняющее координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта, структурным подразделением которого является региональный модельный центр дополнительного образования детей Брянской области;
Брянский областной эколого-биологический центр - ресурсный центр дополнительного образования детей естественно-научной направленности;
Брянский региональный центр эстетического воспитания "Родники" - региональный ресурсный центр дополнительного образования детей художественной направленности;
центр технического творчества Брянской области - ресурсный центр дополнительного образования детей технической направленности;
центры технического образования;
детский технопарк "Кванториум" в г. Брянске;
муниципальные учреждения дополнительного образования;
"точки роста";
кружки и секции на базе общеобразовательных и дошкольных учреждений, школ-интернатов, профессиональных образовательных организаций.
На территории региона в организациях дополнительного образования реализуются программы по всем направленностям: технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной.
Организации дополнительного образования детей Брянской области принимают активное участие в реализации мероприятий федерального и международного уровней.
С 2016 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 536 в целях совершенствования государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения в Брянской области создана и успешно работает Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников".
В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" планируется следующая динамика увеличения охвата детей дополнительным образованием:
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2030 год |
|
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
Вместе с тем имеются муниципальные образования с показателем охвата детей услугами дополнительного образования ниже среднеобластного.
Динамика увеличения охвата детей дополнительным образованием в муниципальных образованиях с охватом ниже среднеобластного показателя, а также в муниципальных образованиях, в состав которых входят крупные города
В целях решения задачи увеличения охвата дополнительным образованием детей планируется создание новых мест дополнительного образования на базе существующих государственных и муниципальных организаций дополнительного образования детей и на базе общеобразовательных учреждений муниципальных районов.
С учетом специфики региона, необходимости развития инженерного образования приоритет будет отдаваться объединениям технической и естественно-научной направленностей.
Принимаемые меры по созданию новых мест в системе дополнительного образования Брянской области будут способствовать выполнению показателей регионального проекта "Успех каждого ребенка".
N |
Наименование муниципального образования |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием детей, процентов |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2030 год |
||
1. |
Городской округ город Брянск |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
2. |
Брасовский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
3. |
Брянский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
4. |
Выгоничский муниципальный район |
85 |
87 |
92 |
93 |
94 |
95 |
5. |
Гордеевский муниципальный район |
83 |
85 |
92 |
93 |
94 |
95 |
6. |
Дубровский муниципальный район |
80 |
86 |
92 |
93 |
94 |
95 |
7. |
Дятьковский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
8. |
Жуковский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
9. |
Жирятинский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
10. |
Злынковский муниципальный район |
85 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
11. |
Карачевский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
12. |
Городской округ город Клинцы |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
13. |
Клетнянский муниципальный район |
85 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
14. |
Климовский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
15. |
Клинцовский муниципальный район |
80 |
87 |
92 |
93 |
94 |
95 |
16. |
Комаричский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
17. |
Красногорский муниципальный район |
81 |
88 |
92 |
93 |
94 |
95 |
18. |
Мглинский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
19. |
Навлинский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
20. |
Новозыбковский городской округ |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
21. |
Погарский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
22. |
Почепский муниципальный район |
80 |
87 |
92 |
93 |
94 |
95 |
23. |
Рогнединский муниципальный район |
80 |
85 |
92 |
93 |
94 |
95 |
24. |
Севский муниципальный район |
81 |
87 |
92 |
93 |
94 |
95 |
25. |
Стародубский муниципальный округ |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
26. |
Суземский муниципальный район |
83 |
87 |
92 |
93 |
94 |
95 |
27. |
Суражский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
28. |
Трубчевский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
29. |
Городской округ город Фокино |
87 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
30. |
Унечский муниципальный район |
89 |
90 |
92 |
93 |
94 |
95 |
31. |
Сельцовский городской округ |
80 |
87 |
92 |
93 |
94 |
95 |
Приложение 1
к описанию предполагаемых
организаций, реализующих
программы дополнительного
образования детей, в которых
будут создаваться новые
места дополнительного
образования детей
Таблица индикаторов
N пп |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение |
1. |
Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов по дополнительным общеобразовательным программам на базе новых мест (человек в год) |
1800 |
2. |
Доля педагогических и руководящих работников образовательных организаций, прошедших повышение квалификации по работе на новых местах дополнительного образования (%) |
100 |
2.1. |
Педагогические работники, в том числе наставники без педагогического образования, % |
100 |
2.2. |
Привлекаемые специалисты (наставники), в том числе из предприятий реального сектора экономики, образовательные волонтеры и др., % |
100 |
2.3. |
Руководители, % |
100 |
3. |
Участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях различной направленности, в которых примут участие обучающиеся на новых местах |
|
3.1. |
Число мероприятий (ед. в год) |
20 |
3.2. |
Участников в них (человек в год) |
900 |
Приложение 2
к описанию предполагаемых
организаций, реализующих
программы дополнительного
образования детей, в которых
будут создаваться новые
места дополнительного
образования детей
Ранжированный по приоритетности перечень новых мест дополнительного образования детей
N |
Количество мест |
Наименование организации, на базе которой создаются новые места |
Адрес организации |
Направленность мест |
Стоимость создания новых мест, руб.* |
1. |
20 |
Государственное автономное учреждение дополнительного образования "Центр технического творчества Брянской области" |
241035, Брянская обл., г. Брянск, ул. Мало-Орловская, д. 8 |
техническая |
660 720 |
2. |
30 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Жуковская средняя общеобразовательная школа N 1 имени Б.В. Белявского" |
242700, Брянская обл., г. Жуковка, пер. Школьный, д. 9 |
техническая |
991 080 |
3. |
50 |
Государственное автономное учреждение дополнительного образования "Брянский эколого-биологический центр" |
241050, Брянская обл., г. Брянск, ул. 7-я Линия, д. 13 |
туристско-краеведческая |
761 500 |
4. |
30 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Трубчевская средняя общеобразовательная школа N 1" |
242220, Брянская обл., г. Трубчевск, ул. Урицкого, д. 42 |
техническая |
991 080 |
5. |
20 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Меленская средняя общеобразовательная школа" |
243253, Брянская обл., Стародубский муниципальный округ, с. Меленск, ул. Школьная, д. 1а |
техническая |
660 720 |
6. |
20 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шкрябинская средняя общеобразовательная школа" |
243245, Брянская обл., Стародубский муниципальный округ, с. Шкрябино, ул. Садовая, д. 3 |
техническая |
660 720 |
7. |
20 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Троснянская средняя общеобразовательная школа" Жуковского района |
242710 Брянская обл., Жуковский р-н, с. Тросна, ул. Ленина, д. 61а |
физкультурно-спортивная |
214 580 |
8. |
30 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Дятьковская средняя общеобразовательная школа" Дятьковского района Брянской области |
242600, Брянская обл., г. Дятьково, ул. Ленина, д. 170 |
физкультурно-спортивная |
321 870 |
9. |
30 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 имени дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского" г. Новозыбкова |
243020, Брянская обл., г. Новозыбков, ул. Коммунистическая, д. 12 |
туристско-краеведческая |
456 900 |
10. |
30 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 1 п. Навля" |
241030, Брянская обл., пос. Навля, ул. Красных Партизан, д. 29 |
естественно-научная |
572 970 |
11. |
20 |
Государственное автономное учреждение дополнительного образования "Региональный центр эстетического воспитания "Родники" |
241050, Брянская обл., г. Брянск, ул. Калинина, д. 113 |
художественная |
269 280 |
Всего |
300 |
|
|
|
6 561 420 |
* Расчет стоимости производился исходя из оценки средней стоимости нормы оснащения образовательного процесса и в соответствии с методикой определения высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей, утвержденной заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 1 июня 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Брянской области от 16 октября 2020 г. N 178-рп "О создании в 2022 - 2023 годах новых мест дополнительного образования детей в Брянской области"
Вступает в силу с 16 октября 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 октября 2020 г. N 3200202010200006