В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснениями критериев правоприменительного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области.
2. Признать утратившим силу приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) от 26.09.2019 N 140 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области".
3. Организационному управлению обеспечить опубликование настоящего приказа и руководства на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность" Государственный надзор" в подразделе "Профилактика нарушений" в трехдневный срок с даты его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Главгосстройнадзора Московской области Д.В. Белолипецкого.
Начальник Главного управления |
А.П. Гарибян |
Утверждено
приказом Главного управления
государственного строительного надзора
Московской области
от 02.10.2020 г. N 140
Руководство
по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативно правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативно правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области
I. Общие положения
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований, проверяемых Главным управлением государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области.) при осуществлении регионального государственного строительного надзора, подготовлено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Данное Руководство разработано с целью предотвращения нарушений градостроительного законодательства при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований.
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, реконструкции, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является проверка:
- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- наличия разрешения на строительство;
- выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи ГрК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце пропущен номер статьи - "54"
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, реконструкции, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ. являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, проверки проводятся органом государственного строительного надзора в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 ГрК РФ. обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
Органом государственной власти Московской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Московской области, согласно Положению о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11 апреля 2016 г. N 270/9, в том числе на проведение проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанного надзора, является Главгосстройнадзор Московской области.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ на официальной странице Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет (ссылка: https://gusn.mosreg.ru/deyatelnost/knd/gosudarstvennyy-stroitelnyy-nadzor/normativno-pravovye-akty-soderzhashie-obyazatelnye-trebovaniya) размещены нормативные акты, содержащие требования, соблюдение которых обязательно для лиц осуществляющих строительство и реконструкцию объектов капитального строительства и соблюдение которых оценивается при проведении проверок в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора.
II. Организация проверок в рамках программы проведения проверок.
Осуществление регионального государственного строительного надзора начинается с даты обращения застройщика, технического заказчика или лица осуществляющего строительство объекта капитального строительства (далее - Субъект) в Главгосстройнадзоре Московской области.
Во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в электронном виде подача извещений о начале строительства на официальной странице в сети Интернет (ссылка: РГПУ https://uslugi.mosreg.ru/services/13513) с предоставлением следующих документов:
- Обязательные для представления:
1. Общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
2. Документ о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
3. Извещение о начале строительства (заявление);
4. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
- Представляются реквизиты следующей документации:
1. Разрешение на строительство (номер, дата выдачи);
2. Положительное заключение экспертизы проектной документации (регистрационный номер проектной документации в ИСОГД);
3. Проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства (регистрационный номер проектной документации в ИСОГД).
Программа проверок при составлении предусматривает количество проверок в соответствии с присвоенной категорией риска:
- 10 (десять) проверок;
- 7 (семь) проверок;
- 5 (пять) проверок по программе проверок на следующие объекты капитального строительства:
Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:
а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);
б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);
в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.
Получение извещения о начале строительства со всеми документами является основанием для разработки уполномоченным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области программы проведения проверок и осуществления соответствующей процедуры в соответствии с ней.
Проверка проводится на основании распоряжения Главгосстройнадзора Московской области, составленного в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 с отражением следующей информации:
1) вид государственного надзора;
2) Ф.И.О., наименование должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также при необходимости привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (при проверке деятельности юридических лиц, вытекающей из деятельности филиалов и т.п., местонахождение их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями, место жительства физического лица;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов);
7) сроки проведения и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) наименование Регламента исполнения государственной функции;
9) перечень документов, представление которых субъектом проверки необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки;
11) дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия (при составлении акта проверки).
Субъекты проверок уведомляются Главгосстройнадзором Московской области о проведении проверки по программе проверок не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки по программе проверок заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся субъектами надзора, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора в Главгосстройнадзор Московской области или путем личного вручения под роспись. Уведомление о проведении проверки направляется по месту нахождения (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или по месту жительства/пребывания (для физических лиц) субъекта надзора. В случае проверки деятельности юридического лица, вытекающей из деятельности филиала/представительства, уведомляется также руководитель филиала, представительства по месту нахождения филиала/представительства. Субъекты осуществляющее строительство, обязаны осуществлять строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией, (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ).
В случае, если между Главгосстройнадзор Московской области и субъектом надзора заключено Соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на официальной странице в сети Интернет (ссылка: РГПУ https://uslugi.mosreg.ru/services/13513) на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии.
Субъекты осуществляющее строительство, обязаны осуществлять строительный контроль в течение всего процесса строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии со ст. 53 ГрК РФ и Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам строительного подряда, заключенным с субъектом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции.
Согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ функции технического заказчика также могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, объектов капитального строительства.
Членство в СРО согласно ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.1 и 2.2 ст. 52, ч. 5 и 6 ст. 55.31 ГрК РФ не требуется:
лицам, которые работают на основании договоров подряда, размер обязательства каждого из которых не превышает 3 млн. рублей;
лицам, которые работают на основании договоров о строительстве, реконструкции, заключенных с иными лицами, чем застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор (в. т.ч. по субподрядным договорам);
государственным и муниципальным учреждениям, которые осуществляют работы по подрядным договорам с органами территориального самоуправления, гос. власти и т. д.;
коммерческим организациям с государственной долей собственности более 50%;
юр. лицам, созданным по инициативе и при участии публично-правовых организаций;
юр. лицам с уставным капиталом, который более, чем на 50% состоит из средств публично-правовых образований.
физ. лицам, занимающимся строительными, реконструкционными работами индивидуального жилья.
лицам, осуществляющим по договору с застройщиком или тех. заказчиком только строительный контроль, без исполнения иных полномочий тех. заказчика, указанных п. 22 ст. 1 ГрК РФ, т.к. строительный контроль согласно ч. 2. ст. 52, ч. 4 ст. 53, п. 1 ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ. приказу Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624, не относится к работам, оказывающим влияние на безопасность ОКС, для осуществления которых требуется членство в СРО.
Согласно разъяснению Минстроя РФ (письмом от 27.02.2018 г. N 7044-Аг/08) требования о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации строительства распространяется только на лиц, для которых необходимо членство в саморегулируемых организациях в области строительства. Указанное условие также содержится в формах исполнительных документов в РД 11-02-2006.
Таким образом, подписывать исполнительную документацию в части осуществления строительного контроля застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, вправе сотрудники организаций - участников строительства, являющиеся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, за исключением случаев, когда членство в СРО таких организаций не требуется.
При получении от субъекта извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты регистрации такого извещения вносятся изменения в программу проведения проверок с указанием оснований для внесения изменений.
Измененная программа проведения проверок направляется застройщику, техническому заказчику или лицу осуществляющему строительство в электронной форме в личный кабинет РПГУ https://uslugi.mosreg.ru/ застройщика, технического заказчика или лица осуществления строительства по истечении 7 (семи) рабочих дней с даты подачи извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ.
При проведении проверки членов СРО ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения проверки обязано направить в СРО уведомление о проведении проверки по форме любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.
В случае выявления нарушений членами СРО обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области, обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки направить в СРО любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) уведомление о выявленных нарушениях.
III. Организация внеплановых проверок
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения субъектами надзора ранее выданного предписания;
2) мотивированное представление должностного лица Главгосстройнадзора Московской области, по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, по итогам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Главгосстройнадзор Московской области, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области., изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении внеплановой проверки издается распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Внеплановая выездная проверка субъектов проверки проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких субъектов проверки в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ.
В день подписания распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области проведении внеплановой выездной проверки должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области за строительством в целях согласования ее проведения с прокуратурой представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъекта проверки заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К данному заявлению прилагаются копия распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
Перед началом проверки, но не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до ее проведения должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области, уведомляет субъект надзора о проведении проверки посредством направления копии распоряжения начальника (либо его первого заместителя, заместителя)
Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случаях, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, о проведении внеплановой проверки юридическое лицо и индивидуальный предприниматель уведомляется должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты субъекта проверки, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора в Главгосстройнадзор Московской области, или иным доступным способом.
В случае, если между Главгосстройнадзора Московской области и субъектом надзора заключено Соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на официальной странице в сети Интернет (ссылка: РГПУ https://uslugi.mosreg.ru/) / либо на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии.
При проведении проверки членов СРО ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения проверки обязано направить в СРО уведомление о проведении проверки любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.
В случае выявления нарушений членами СРО обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки направить в СРО любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) уведомление о выявленных нарушениях.
В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения субъектами проверки предписания, предметом такой проверки является исполнение выданного органом государственного надзора предписания.
Данные о внеплановых проверках размещаются в ФГИС "Единый реестр проверок" в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.
Частью 1.1 ст. 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Выдаваемые Главгосстройнадзором Московской области предписания об устранении нарушений, выявленных при проведении плановых и внеплановых проверок, должны быть устранены лицом, которому выдано предписание, в указанный срок.
Об исполнении предписания Главгосстройнадзор Московской области уведомляется извещением об устранении нарушений на официальной странице в сети Интернет (ссылка: РГПУ https://uslugi.mosreg.ru/) / либо на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии. Субъект после фактического окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий) в государственный орган, осуществляющий региональный государственный строительный надзор направляется извещение об окончании строительства объекта капитального строительства на официальной странице в сети Интернет (ссылка: РГПУ https://uslugi.mosrcg.ru/). Указанное извещение является основанием для проведения проверки законченного строительством объекта (итоговой проверки).
Проведение проверки законченного строительством объекта капитального строительства производится аналогично проведению программной выездной проверки со следующими особенностями:
а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование, и примененные строительные материалы (изделия);
б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
Акт, составленный по итогам проверки законченного строительством объекта капитального строительства (при отсутствии сведений о выявлении нарушений или о невыполнении всего объема работ, предусмотренного проектной документацией), является основанием для обращения застройщика или технического заказчика за выдачей заключения о соответствии.
Заключение о соответствии выдается, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии принимается, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и такие нарушения не были устранены до даты принятия решения.
Принятие Главгосстройнадзором Московской области, осуществляющим региональный государственный строительный надзор, решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не препятствует повторному обращению застройщика или технического заказчика за выдачей заключения о соответствии после устранения причин, послуживших основанием для принятия Главгосстройнадзором Московской области указанного решения.
Осуществление регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1.1 статьи 54 ГрК РФ. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ. а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ. установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами.
По результатам проведенной проверки при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в случае если по результатам такой проверки выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
Ответственность за нарушение обязательных требовании, подлежащих исполнению при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства
По результатам проведенной проверки при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1, 1.1, статьи 54 ГрК РФ, могут быть приняты следующие решения:
- о выдаче застройщику, техническому заказчику, или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении нарушений обязательных требований, которые обязаны исполнить предписание в указанный в предписании срок; неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 КоАП.
- о привлечении застройщика, технического заказчика, или подрядчика (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ.
- административная ответственность за нарушение обязательных требований, подлежащих обязательному исполнению при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, предусмотрена статьями 9.4, 9.5, 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 9.16 КоАП РФ.
- административная ответственность организаций, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства без обязательного соблюдения методологических рекомендаций "МР 3.1/2.2.0172/2-20", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.04.2020 и требований предусмотренных постановлением губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области", предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ на основании которой возбуждается дело и передается на рассмотрение в Роспотребнадзор.
- административная ответственность организаций, граждан при выявлении факта осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) предусмотрена частью 1, статьи 9.5 КоАП РФ,
- направление уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района.
IV. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении государственного контроля (надзора) в области строительства на территории Московской области
При реализации функций по осуществлению регионального государственного строительного надзора Главгосстройнадзор Московской области руководствуется в своей деятельности:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства";
- постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 N 480 "О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (далее - Постановление N 440);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог".
- ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта".
- ТР ТС 011/2011 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов".
- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения";
- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1130 "Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора";
- приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства";
- приказом Ростехнадзора от 12.03.2020 N 107 "Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора";
- Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами";
- постановлением Правительства Московской области от 25.12.2018 N 1006/46 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области";
- постановлением Правительства Московской области от 30.11.2018 N 878/41 "Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности";
- постановлением Губернатора МО от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области";
- положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 270/9;
- распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 05.09.2018 N 56 "Об утверждении перечня должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области. государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, Законом Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях";
- распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 28.01.2020 N 03 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Московской области";
- СанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ при осуществлении государственного строительного надзора проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.
Основные рекомендации подконтрольным субъектам (застройщиком, техническим заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство) по проведению мероприятий, направленных на устранении причин совершения массовых нарушений обязательных требований:
1) изучить требования основных нормативно-правовых актов в области строительства и иных объектов недвижимости, перечень размещен на сайте Главгосстройнадзора Московской области;
2) улучшить качество организации строительного контроля, осуществляемого заказчиком, застройщиком на предмет соответствия выполненных работ по проекту, ст. 53 ГрК РФ;
3) принимать участие в вебинарах по вопросам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проводимых Главгосстройнадзором Московской области;
4) ознакомиться с результатами проведения проверок на сайте Главгосстройнадзора Московской области;
5) своевременное ознакомление с изменениями законодательства в сфере строительства, реконструкции объектов капитального строительства на сайте Главгосстройнадзора Московской области;
6) в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) застройщиком, техническим заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство, необходимо обязательное соблюдение методологических рекомендаций "МР 3.1/2.2.0172/2-20", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.04.2020 и требований предусмотренных постановлением губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ.
Инструкция
по подаче документов участниками строительства на сайте http://gosuslugi.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 2 октября 2020 г. N 140 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области (http://gusn.mosreg.ru) 5 октября 2020 г.