Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Выводы и предложения по результатам реализации Росреестром функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков
Анализ деятельности саморегулируемых организаций по результатам проведенных проверок за 2015 год, с учетом данных предшествующих лет, свидетельствует о сохранении в сфере саморегулирования, поднадзорной Росреестру, ряда объективных недостатков, которые, в первую очередь, связаны с низкой эффективностью исполнения возложенных на данные организации функций по разработке стандартов профессиональной деятельности и по осуществлению контроля за деятельностью своих членов.
Сложившаяся ситуация в том числе связана с тем, что в базовом законе отсутствуют четкие требования к реализации саморегулируемыми организациями функции по стандартизации деятельности, недостаточно детально определены действия при работе с жалобами, а также по внесудебному урегулированию споров.
В 2015 году Росреестр принимал участие в работе над проектами федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в которых нашли отражение предложения Росреестра по повышению ответственности саморегулируемых организаций за неисполнение обязательных требований законодательства Российской Федерации.
В частности данными законопроектами предлагается установление административной ответственности саморегулируемых организаций и их должностных лиц за нарушения требований законодательства Российской Федерации по:
ведению реестра членов саморегулируемой организации;
ведению и хранению дел членов саморегулируемой организации;
осуществлению контроля за деятельностью своих членов.
Данные изменения призваны стимулировать деятельность саморегулируемых организаций, способствовать укреплению института саморегулирования в качестве основного регулятора качества производимых товаров, выполняемых работ (услуг) в различных видах профессиональной и предпринимательской деятельности.
Развитие и внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности с обязательным членством является одним из способов устранения излишних административных барьеров и ограничений, оптимизации государственных функций и альтернативой государственному лицензированию или иным разрешительным механизмам.
Анализ практики функционирования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций оценщиков показал, что саморегулируемые организации недостаточно эффективно занимаются разработкой стандартов профессиональной деятельности и, соответственно, повышением качества регулирования соответствующих отраслей деятельности.
Стандарты данных саморегулируемых организаций зачастую дублируют положения федеральных законов и (или) стандартов, содержат общие декларативные положения, не оказывающие существенного влияния на характер и качество осуществления профессиональной деятельности.
В этой связи особенно актуален законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым устанавливается порядок формирования и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций, закрепляются их основные функции, в том числе функция по разработке федеральных стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности.
Отказ от применения механизмов лицензирования с переходом на принципы саморегулирования предполагал также передачу функций по осуществлению контроля за деятельностью субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.
Необходимо отметить, что формально функции по контролю за деятельностью своих членов осуществляются всеми саморегулируемыми организациями, однако, в отсутствие разработанных саморегулируемыми организациями стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, а также в связи с объективным нежеланием саморегулируемых организаций терять своих членов вследствие применения к ним мер дисциплинарного воздействия в виде исключения, контроль зачастую сводится лишь к проверке исполнения ряда формальных требований законодательства.
Согласно данным, представленным в Росреестр 38 саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (из 54, сведения о которых внесены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), в 2015 году данными организациями было проведено 2446 плановые проверки деятельности арбитражных управляющих (в 2014 году - 2543 плановых проверок) и 5902 внеплановые проверки по жалобам на действия арбитражных управляющих (в 2014 году - 5680 внеплановых проверок). По итогам плановых проверок в 2015 году в деятельности арбитражных управляющих саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих было выявлено 1406 нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность арбитражных управляющих (в 2014 году - 1314), по итогам внеплановых проверок в 2015 году - 2058 нарушений (в 2014 году - 1840).
При этом в 2015 году, согласно данным представленными саморегулируемыми организациями арбитражных, в сводный государственный реестр арбитражных управляющих внесены сведения об исключении из состава членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих:
147 арбитражных управляющих - по решению саморегулируемой организации арбитражных управляющих за неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими правил и стандартов профессиональной деятельности;
16 арбитражных управляющих - в связи с дисквалификацией;
43 арбитражных управляющих - в связи с несоответствием установленным статьей 20 Федерального закона о банкротстве требованиям.
Что касается деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, то в соответствии с данными, представленными 15 саморегулируемыми организациями оценщиков, в 2015 году такими организациями было проведено 5575 плановых проверок деятельности оценщиков (в 2014 году - 5009 плановых проверок) и 795 внеплановых проверок по жалобам на действия оценщиков (в 2014 году - 395 внеплановых проверок). По итогам плановых проверок в 2015 году в деятельности оценщиков было выявлено 4313 нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего оценочную деятельность (в 2014 году - 1710), по итогам внеплановых проверок в 2015 году - 1017 нарушений (в 2014 году - 671).
По информации саморегулируемых организаций оценщиков в 2015 году из состава членов данных организаций за нарушения законодательства об оценочной деятельности были исключены 523 оценщика.
Однако, степень доверия общества к саморегулируемым организациям недостаточно высока, поскольку тенденция по увеличению количества жалоб на действия (бездействия) арбитражных управляющих, поступающих в Росреестр (его территориальные органы), продолжает сохраняться.
Так, согласно статистическим данным Росреестра, в 2015 году в Росреестр (его территориальные органы) поступило 9336 обращений (жалоб) на действия (бездействие) арбитражных управляющих (в 2014 году - 7772).
По результатам рассмотрения поступивших в Росреестр (его территориальные органы) обращений на действия (бездействие) арбитражных управляющих, а также исполнения полномочий на участие в собраниях кредиторов должников и судебных заседаниях по делам о несостоятельности (банкротстве) должностные лица Росреестра (его территориальных органов) составили и направили в суды 4990 заявлений и административных материалов в отношении арбитражных управляющих (в 2014 году - 4486).
Судами на основании административных материалов Росреестра вынесено 3130 (в 2014 году - 2766) решений о наложении на арбитражных управляющих административных штрафов, 52 - о дисквалификации арбитражных управляющих (в 2014 году - 67), 3 - о вынесении предупреждения (в 2014 году - 9), 1644 решений о прекращении производства по делу (в 2014 году - 1549), в том числе 1384 с объявлением арбитражному управляющему устного замечания в связи с малозначительностью допущенного правонарушения (в 2014 году - 1271).
Принятие законопроектов "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" позволит повысить эффективность государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, что в свою очередь будет способствовать соблюдению законности при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.