Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 19 октября 2020 г. N 3.4-05/1327
на проект федерального закона N 992383-7 "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 13 октября 2020 года.
Федеральным законом предусматривается ратификация Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами (далее - Конвенция). Конвенция была заключена государствами-членами Совета Европы в г. Лондоне 7 июня 1968 года. Документ вступил в силу 14 августа 1970 года. В настоящее время странами-участницами Конвенции являются 24 государства.
МИД России подписал от имени Российской Федерации вышеуказанную конвенцию в г. Страсбурге 22 января 2016 года. Ратифицируемой Конвенцией упрощается порядок признания документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами государств-участников Конвенции, в частности, отменяется необходимость их легализации.
Необходимо отметить, что в рамках работы по защите прав граждан, находящихся за рубежом, с учетом меняющейся международной обстановки МИД России на регулярной основе осуществляет мониторинг международных договоров, к которым не присоединилась Российская Федерация. В течение последних 30 лет наблюдался рост объемов трансграничных межчеловеческих контактов, а также рост зарубежной российской диаспоры, что привело к увеличению консульских действий, совершаемых российскими загранучреждениями в странах-участницах Конвенции, где в настоящее время проживают более полутора миллионов соотечественников, имеющих гражданство Российской Федерации. Увеличение объема и спектра, выдаваемых соотечественникам российскими консульскими учреждениями документов повлекло за собой постановку вопроса об облегчении процедуры признания таких документов местными властями.
Участие в Конвенции упростит взаимодействие россиян с властями иностранного государства, позволяя местным компетентным органам беспрепятственно и без дополнительного удостоверения признавать документы, которые выдают российские дипломатические представительства и консульские учреждения.
Для целей Конвенции легализация означает только формальную процедуру, используемую для удостоверения подлинности подписи на документе, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ (статья 1). Конвенция распространяется на документы, которые были совершены дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами Договаривающейся Стороны (далее - Сторона), выступающими в качестве официальных должностных лиц и осуществляющими свои функции на территории любого государства (статья 2). Каждая Сторона освобождает от легализации документы, на которые распространяется Конвенция (статья 3). Каждая Сторона принимает необходимые меры к тому, чтобы ее государственные органы не осуществляли легализацию в тех случаях, когда Конвенция отменяет легализацию (статья 4, пункт 1).
Конвенция при необходимости допускает возможность проверки документов. Такая проверка не повлечет за собой уплаты пошлины и должна проводиться в максимально сжатые сроки.
В статье 5 Конвенции указано, что в отношениях между Сторонами она имеет преимущественную силу над положениями международных договоров, предусматривающих легализацию документов, совершенных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами.
Конвенция действует бессрочно, при этом любая Сторона может ее денонсировать путем направления письменного уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, которое вступает в силу по истечении шести месяцев с даты его получения названным лицом (статья 9).
Ратификация Конвенции отвечает интересам Российской Федерации и позволит устранить излишние процедуры, связанные с консульской легализацией документов, в частности, российские граждане, оформляющие документы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, получат возможность представлять их в государственные учреждения стран-участниц Конвенции без консульской легализации.
В свою очередь иностранные граждане стран-участниц Конвенции смогут представлять в российские государственные органы документы, выдаваемые дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями этих стран в России, без консульской легализации в МИД России.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством в отношении отмены необходимости легализации иностранных официальных документов.
Конвенция не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами".
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.