Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 9 октября 2020 г. N 600
"Об утверждении Положения об организации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 36, ст. 5655) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 44, ст. 6777) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - Положение).
2. Назначить лицом, ответственным за осуществление внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, функционирования и контроля за ее исполнением в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство), советника Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.А. Горчукову.
3. Директорам департаментов Министерства:
обеспечить выполнение мероприятий, осуществляемых в соответствии с Положением, в рамках установленной компетенции;
организовать ознакомление государственных гражданских служащих Министерства с Положением в течение десяти рабочих дней с даты издания настоящего приказа, а также лиц, назначаемых на должности государственной гражданской службы Министерства, с даты назначения на должность.
4. Советнику Министра сельского хозяйства Российской Федерации Ю.В. Косовану обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение десяти рабочих дней с даты его издания.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. Министра |
Д.Х. Хатуов |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минсельхоза России
от 9 октября 2020 г. N 600
Положение
об организации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
1. Положение об организации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее соответственно - Положение, Министерство, антимонопольный комплаенс) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
2. Термины, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р (далее - Методические рекомендации N 2258):
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3434; 2020, N 17, ст. 2718), иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное лицо" - лицо, ответственное за осуществление внедрения антимонопольного комплаенса, функционирования и контроля за его исполнением в Министерстве.
3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве.
5. Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация осуществления антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса в Министерстве осуществляется Министром сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министр), который:
а) утверждает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими Министерства требований Положения;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
7. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве функции по внедрению антимонопольного комплаенса и контролю за его исполнением распределяются между уполномоченным лицом и департаментами Министерства следующим образом:
7.1. Уполномоченное лицо:
а) осуществляет подготовку и представление Министру внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса, в рамках установленной компетенции;
б) выявляет риски нарушения антимонопольного законодательства, учитывает обстоятельства, связанные с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определяет вероятность возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) консультирует государственных гражданских служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организует взаимодействие с департаментами Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) взаимодействует с антимонопольным органом и организует содействие ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
е) информирует Министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
ж) участвует в разработке предложений по исключению конфликта интересов, выявленного в деятельности государственных гражданских служащих и департаментов Министерства;
з) организует внутренние расследования, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса, и участвует в них.
7.2. Департаменты Министерства в рамках установленной компетенции направляют информацию уполномоченному лицу:
а) о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) о возможных рисках нарушения антимонопольного законодательства;
в) о внутренних документах Министерства, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
8. Уполномоченное лицо подотчетно непосредственно Министру.
9. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве, возлагаются на Общественный совет при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
10. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства
11. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Министерства осуществляются следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
12. Уполномоченное лицо не реже одного раза в год проводит анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел), включающий следующие мероприятия:
а) осуществление сбора сведений в Министерстве о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
13. Уполномоченное лицо проводит не реже одного раза в год анализ нормативных правовых актов Министерства, включающий следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) организация размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление Министру сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства.
14. Департаменты Министерства проводят анализ проектов нормативных правовых актов, относящихся к их компетенции, включающий следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
15. Уполномоченное лицо с привлечением департаментов Министерства проводит мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве, включающий следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
16. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченное лицо с привлечением департаментов Министерства проводит оценку таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или их дисквалификации.
17. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным лицом по уровням согласно приложению к Методическим рекомендациям N 2258.
18. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
19. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Меры, направленные на снижение Министерством рисков нарушения антимонопольного законодательства
20. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченное лицо с привлечением департаментов Министерства разрабатывает (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
21. Уполномоченное лицо осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
22. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
23. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного лица, так и для Министерства в целом.
24. Ключевые показатели эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса разрабатываются уполномоченным лицом в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 февраля 2019 г. N 133/19 "Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса", и утверждаются Министром.
25. Уполномоченное лицо проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве.
26. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
27. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
28. Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным лицом Министру на рассмотрение не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным.
29. После рассмотрения Министром доклад об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным лицом в коллегиальный орган на утверждение.
30. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте в течение месяца с даты утверждения.
31. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, направляется Министерством в Федеральную антимонопольную службу для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в Министерстве в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 9 октября 2020 г. N 600 "Об утверждении Положения об организации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минсельхоза России от 10 июня 2024 г. N 311
Изменения вступают в силу с 10 июня 2024 г.
Приказ Минсельхоза России от 10 мая 2023 г. N 475
Изменения вступают в силу с 10 мая 2023 г.
Приказ Минсельхоза России от 7 июня 2022 г. N 344
Изменения вступают в силу с 7 июня 2022 г.