Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(утв. МЧС России от 20 августа 2020 г. N 2-4-71-17-11)
Настоящий документ фактически прекратил действие
См. Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 19 марта 2021 г. N 2-4-71-5-11)
Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов) (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях совершенствования методического руководства созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, для повышения эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Методические рекомендации разработаны на основе нормативных правовых актов, руководящих, методических и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с учетом накопленного в МЧС России опыта методического руководства созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
В Методических рекомендациях изложены научно-обоснованные принципы создания, хранения, использования и восполнения, резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также порядок отчетности об их состоянии.
В Приложениях к Методическим рекомендациям представлены:
примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
нормы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
формы донесений по состоянию резервов материальных ресурсов, пояснения к ним и регламент представления донесений.
МЧС России рекомендует руководствоваться методическими рекомендациями для обеспечения единого методического подхода к созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Введение
Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера во многом определяется эффективностью деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС (далее - резервы материальных ресурсов) являются важнейшей и неотъемлемой составляющей этой системы на всех уровнях и входят в комплекс мероприятий по предупреждению ЧС, снижению рисков их возникновения, а также уменьшению возможных негативных последствий.
Достаточность и рациональность размещения продовольствия, пищевого сырья, медицинских изделий, лекарственных препаратов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты и других материальных ресурсов позволяют оперативно устранить непосредственную опасность для жизни и здоровья людей, ликвидировать ЧС, минимизировать ее масштабы, и, как следствие, решить главную задачу - спасти людей и организовать первоочередное жизнеобеспечение населения в ЧС.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера являются материальными ценностями, создаваемыми заблаговременно и предназначенными для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС.
Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов) предназначены для совершенствования функционирования РСЧС (в части, касающейся создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера).
Методические рекомендации являются инструментом оказания практической помощи при решении комплекса организационных, правовых и экономических мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в процессе создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов.
1. Общие положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Резервы материальных ресурсов предназначены для использования при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания пунктов временного размещения пострадавшего населения, пунктов питания и организации первоочередного жизнеобеспечения в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Создание и использование резервов материальных ресурсов основывается на следующих принципах:
определенность целевого назначения - формируются целевые резервы, учитывающие потенциальные возможности проявления ЧС применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям;
рациональность размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при возникновении ЧС и дислокация их в зонах, исходя из оценки степени риска возникновения в них чрезвычайных ситуаций;
мобильность - поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны ЧС, а также осуществления приемки, переработки и подготовки материальных ресурсов резервов к использованию при ликвидации ЧС;
достаточность - величина резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики, которые должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации ЧС в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения работ, спецификой региона или объекта, видом ЧС;
управляемость - соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС на различных уровнях задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее сопряженность со всеми органами различного уровня, участвующими в ликвидации ЧС;
экономичность - объемы, номенклатура и величина затрат (финансовых ассигнований), выделяемых на создание резервов материальных ресурсов, которые должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации ЧС с минимальным привлечением материальных ресурсов из иных источников, а также определяться в соответствии с прогнозируемым ущербом и спецификой территории (объекта).
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет:
средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;
средств бюджетов муниципальных образований - резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления;
собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.
МЧС России осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов).
2. Порядок создания резервов материальных ресурсов
Настоящие методические рекомендации представляют единый методический подход к созданию, хранению, использованию и восполнению следующих видов резервов:
резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы материальных ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления;
резервы материальных ресурсов организаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются с учетом:
прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС;
предполагаемого объема работ по ликвидации ЧС;
максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС;
продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам, установленным вЧС;
природных, экономических и иных особенностей региона или объекта;
величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов.
Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию резервов материальных ресурсов возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Резервы материальных ресурсов создаются:
федеральными органами исполнительной власти. Для регламентирования порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов федеральный орган исполнительной власти издает нормативный правовой акт о порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, утверждающий положение о резерве, объемах и номенклатуре резерва;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для ликвидации ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера, в том числе для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ЧС, включающего развертывание и содержание пунктов временного размещения населения, пунктов обогрева и питания; оснащения аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (далее - АСФ, АСС) для проведения АСДНР и других мероприятий. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительный документ высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о Порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации. При этом следует подчеркнуть, что номенклатура и объемы резерва субъекта Российской Федерации должны быть утверждены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В противном случае эти резервы могут считаться ведомственными или объектовыми. Аналогичную работу проводят и органы местного самоуправления;
организациями - для ликвидации ЧС локального характера, в том числе для защиты работников организации при ЧС природного и техногенного характера и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (при их наличии) (далее - НАСФ) для проведения АСДНР. Порядок создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяется приказом руководителя организации.
Примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представлена в приложении 1.
В указанных нормативных правовых документах рекомендуется предусмотреть ответственных за создание резервов материальных ресурсов, источники финансирования, порядок выпуска и возмещения ресурсов, учета и контроля их хранения и использования.
Типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС представлены в приложении 2.
Исходя из классификации ЧС и предназначения резервов материальных ресурсов, рекомендуется:
федеральным органам исполнительной власти рассчитывать объемы создаваемых резервов в соответствии с предназначением и территориальным размещением резерва федерального органа исполнительной власти;
субъектам Российской Федерации рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения соответственно не менее 500 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС регионального (межмуниципального) характера;
муниципальным образованиям рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения не менее 50 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС муниципального характера;
организациям рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом оснащения НАСФ и защиты сотрудников организации.
В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода первоочередного жизнеобеспечения населения:
в зоне ЧС после землетрясения - до 30 суток;
в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3 суток;
в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-10 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);
в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях - по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.
Нормы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС представлены в приложении 3.
Сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, районам Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера, изолированным административно-территориальным единицам, не имеющим развитой транспортной сети, рекомендуется формировать резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС в большем объеме и в расширенной номенклатуре по сравнению с регионами, расположенными в центральной части Российской Федерации.
Учитывая, что по интенсивности протекания ряд ЧС классифицируется как ЧС с внезапно и быстро распространяющейся опасностью, и то, что они могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает, наиболее целесообразно иметь максимальный объем заложенных в резерв материальных ресурсов. Такие ресурсы можно изъять с места хранения в любое время, обеспечить оперативную загрузку их в транспортные средства и доставку в зоны ЧС.
В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям рекомендуется ежегодно планировать и выделять из соответствующих бюджетов средства для поддержания фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС.
При накоплении резервов материальных ресурсов необходимо учитывать экономические и производственные возможности территорий. В первоочередном порядке целесообразно закупать материальные ресурсы, не производимые в регионе и материальные ресурсы, наиболее часто используемые по предназначению.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям рекомендуется постоянно совершенствовать работу в области создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС по следующим направлениям:
оптимизация номенклатуры и объемов резерва материальных ресурсов;
принятие мер по реальному накоплению резервов материальных ресурсов, соблюдению правил хранения материальных средств резерва, своевременному восполнению, освежению и замене.
Созданные резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера могут быть использованы в целях гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Рекомендуемый порядок хранения резервов материальных ресурсов
3.1. Организация хранения резервов материальных ресурсов
Резервы материальных ресурсов всех уровней хранятся как в специализированных складских помещениях (складах, хранилищах), так и в специализированных местах хранения (далее - склады) при соблюдении необходимых требований к их хранению.
При невозможности (нецелесообразности) организации хранения отдельных видов материальных ресурсов в организациях, подведомственных органам, создающим резервы, их хранение может быть организовано на договорной основе в других организациях при соблюдении условий хранения и оперативной доставки по назначению.
Основной задачей хранения резервов материальных ресурсов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.
Выполнение основной задачи обеспечивается:
правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием и использованием складов;
тщательным приемом поступающих материальных ресурсов и устранением выявленных недостатков;
подготовкой материальных ресурсов к хранению;
подготовкой мест хранения и поддержанием в них условий, снижающих влияние окружающей среды на материальные ресурсы;
созданием необходимых условий хранения для каждого вида материальных ресурсов (температура, относительная влажность воздуха, вентиляция) и соблюдением санитарно-гигиенических требований;
постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых материальных ресурсов и своевременным проведением мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая проверка, перекладка, проведение лабораторных испытаний, переконсервация, борьба с вредителями и др.);
проведением периодических проверок материальных ресурсов, условий и мест их хранения;
строгим соблюдением режима хранения материальных ресурсов в зависимости от их физических и химических свойств;
максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов;
правильным подбором и обучением, работников складов, наличием штатной единицы начальника склада;
надежной организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности;
своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения;
поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам и местам погрузки в любое время года и суток.
Руководители организаций, в которых размещаются резервы материальных ресурсов, несут ответственность за их сохранность.
На все виды резервов материальных ресурсов устанавливаются и доводятся в установленном порядке сроки хранения.
В случае утраты или порчи резервов материальных ресурсов в результате несоблюдения необходимых условий при хранении, их восполнение производится за счет средств объектов, осуществляющих хранение этих материальных ресурсов.
Руководители организаций, на которых размещены резервы материальных ресурсов, систематически проверяют наличие, качественное состояние, условия хранения, учет и готовность к использованию материальных ресурсов резервов.
3.2. Склады и требования к ним
Склад для хранения материальных ресурсов является составной частью складского хозяйства организации. Его состав (количество и техническое устройство мест хранения) зависит от номенклатуры и объема хранящихся материальных ресурсов.
По техническому устройству места хранения могут быть открытыми, полузакрытыми и закрытыми.
Открытые (открытая площадка) - открытый участок территории, приспособленный для хранения материалов, но не обеспечивающий защиту от воздействия внешней среды.
Полузакрытые (навесы) - крыша на опорах, предохраняющая от прямого воздействия осадков и солнечной радиации.
Закрытые (отапливаемые и неотапливаемые хранилища) - капитальные сооружения, предохраняющие от воздействия осадков, запыления, солнечной радиации, а также резких колебаний температуры и влажности воздуха.
По предназначению места хранения могут быть специализированными и универсальными.
Специализированные (холодильные камеры, резервуары и т.п.) предназначены для хранения определенных видов материалов, не допускаемых к совместному хранению с другими материалами или требующих специальных условий и режимов хранения, или для хранения больших объемов одной номенклатуры.
Универсальные предназначены для хранения широкой номенклатуры материалов, требующих одинаковых условий и режимов хранения. При необходимости, для улучшения работы на таких складах, могут быть выделены специализированные участки (секции) для одноименных материалов.
Основными требованиями, предъявляемыми к складу, являются:
соответствие емкости склада резерву хранимых материалов;
обеспечение сохранности количества и качества материалов;
рациональная организация складского оперативного процесса (приемка, внутрискладские работы, выдача).
Места хранения должны соответствовать общим требованиям строительных норм и правил, а также действующим нормам и правилам проектирования складов для материалов, требующих специальных условий и режимов хранения (ядовитые, легковоспламеняющиеся и т.п.).
Склад должен быть укомплектован противопожарным оборудованием, инвентарем, резервами песка (воды).
3.3. Организация приема материальных ценностей и контроля их состояния
Прием материалов является одной из основных операций общего технологического процесса работы склада и включает количественную и качественную проверку материалов и документальное оформление приема. Проверка количества поступивших материалов должна предшествовать проверке их качества.
Прием по количеству заключается в проверке соответствия количества поступивших материальных ресурсов данным, указанным в транспортных и сопроводительных документах поставщика (транспортная накладная, счет-фактура и т.п.).
Проверка количества должна производиться в единицах измерения, указанных в сопроводительных документах, а также способами и средствами, указанными в государственных стандартах и технических условиях на соответствующие материалы.
При несоответствии поступивших материалов по количеству и качеству, а также при отсутствии сопроводительных документов или неправильном их оформлении составляется рекламационный акт, который высылается в установленном порядке поставщику.
3.4. Порядок хранения продовольствия и пищевого сырья
При хранении продовольствия и пищевого сырья необходимо руководствоваться требованиями СанПин 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов".
Продукты, которые при соблюдении установленных правил хранения не нуждаются в специальных температурных режимах, считаются нескоропортящимися. К нескоропортящимся продуктам относятся: мука и сухие изделия из муки, крупы, сахар, соль, чай, засушенные овощи и фрукты, пряности, специи, отдельные виды консервированных продуктов, мясные и рыбные консервы, бутилированные и минеральные воды и пр. Их хранение осуществляется в закрытых отапливаемых и неотапливаемых складах.
Продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они могут нанести вред здоровью человека, считаются скоропортящимися и особо скоропортящимися и подлежат хранению в условиях холода. К таким продуктам относятся: мясо и рыба, сливочное масло и маргарин, колбасные и мясные изделия, полуфабрикаты из рыбы и мяса, молочные продукты и овощи, фрукты и пр. Их хранение осуществляется в морозильных камерах и холодильниках.
При хранении продуктов в холодильниках необходимо руководствоваться СанПиН от 29 сентября 1988 г. 4695-88 "Санитарные правила для холодильников".
Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в установленном порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
В помещениях холодильных систем с некруглосуточным присутствием обслуживающего персонала, рекомендуется устанавливать сигнализаторы аварийной концентрации паров хладагента в воздухе рабочей зоны.
Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами.
3.5. Порядок хранения лекарственных средств и медицинских изделий
Хранение лекарственных средств необходимо осуществлять в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств".
Требования к хранению медицинских изделий устанавливается производителем этих изделий и указывается в эксплуатационной документации на медицинское изделие (подраздел "Условия транспортирования и хранения") в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 19 января 2017 г. N 11н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия".
Хранение отдельных видов медицинских изделий (резиновые изделия, изделия из пластмасс, перевязочные средства и вспомогательные материалы, хирургические инструменты, металлические изделия из чугуна, железа, олова, латуни, серебряные и нейзильберные инструменты) необходимо осуществлять в соответствии с приказом Минздрава России от 13 ноября 1996 г. N 377 "Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения", а также приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств".
Хранение приборов, аппаратуры и медицинского оборудования необходимо осуществлять в соответствии с ГОСТ 20790-93/ГОСТ Р 50444-92 "Межгосударственный стандарт. Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия".
3.6. Порядок хранения транспортных средств
Выбор того или иного способа хранения транспортных средств должен базироваться на анализе требований к их хранению, возможностей организации, осуществляющей хранение (наличие помещений, стоянок, площадок и т.п.) и климатических особенностей территорий.
Хранение транспортных средств может быть организовано в помещениях (на закрытых стоянках) и на площадках (открытых и закрытых).
Устройство и оснащение помещений и стоянок, их планировка должны обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности, технической эксплуатации транспортных средств и их сохраняемости.
Независимо от способа хранения необходимо, чтобы стоянки обеспечивали свободный проход к подвижному составу, а также отвечали требованиям ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей", СП 43.13330.2012 "Свод правил. Сооружения промышленных предприятий", СНиП 31-03-2001 "Свод правил. Производственные здания" и ПОТ РМ-027-2003 "Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте".
3.7. Порядок хранения средств связи
Хранение средств связи необходимо осуществлять в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, установленными производителем этих средств.
В зависимости от технических условий по режиму хранения средства связи могут храниться в отапливаемых и неотапливаемых хранилищах (помещениях) и на открытых площадках.
Правила и порядок хранения средств связи определяются техническими условиями на них.
3.8. Порядок хранения строительных материалов
При организации хранения строительных материалов необходимо руководствоваться требованиями:
СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";
Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 г. N 642н;
ВСН 212-85 Указания по приемке, складированию, хранению и транспортированию основных строительных материалов и изделий на базах трестов комплектации и УПТК строительных организаций Главмосстроя.
3.9. Порядок хранения нефтепродуктов
Хранение нефтепродуктов осуществляется в подземных, заглубленных и наземных резервуарах.
Резервуарам и их оборудованию (трубопроводы, насосные станции, сливно-наливные сооружения, устройства для подогрева вязких нефтепродуктов) необходимо отвечать следующим требованиям:
обеспечивать полную количественную и качественную сохранность нефтепродуктов при длительном хранении с выполнением требований ГОСТ 1510-84. "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение";
надежно изолировать хранящиеся нефтепродукты от атмосферы с помощью дыхательной аппаратуры, обеспечивать проектное давление и вакуум, а также иметь устройство для контроля за давлением и вакуумом;
наземные резервуары окрашиваются светлой краской, заглубленные резервуары заизолированы и засыпаны грунтом до проектной нормы в целях уменьшения суточного перепада температуры в газовом пространстве;
для контроля за уровнем и утечкой нефтепродуктов резервуары оборудуются автоматизированными системами определения количества и контроля для своевременного обнаружения утечки при появлении неисправностей;
резервуары для хранения автомобильного и авиационного бензина оборудуются средствами для снижения потерь, плавающими крышами, газоуравнительными системами.
В резервуарах, предназначенных для хранения вязких нефтепродуктов (моторные масла, дизельное топливо летних марок), необходимо иметь средства подогрева продуктов до температуры, обеспечивающей проведение технологических операций с соблюдением установленных нормативов по загрузке ж/д цистерны.
Резервуары для хранения бензина и топлива целесообразно оборудовать гильзами для отделения газового пространства резервуара от атмосферы при вскрытии замерного люка и дисками-отражателями на патрубках дыхательной аппаратуры.
Хранение каждой марки нефтепродукта осуществляется раздельно с закреплением за ней отдельного технологического комплекса.
3.10. Порядок хранения средств индивидуальной защиты
Хранение средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с требованиями:
приказа МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля";
приказа МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты".
Средства индивидуальной защиты в местах хранения размещаются отдельно от других материальных ресурсов и должны соответствовать утверждённой номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий). Их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.
4. Рекомендации по освежению и замене резервов материальных ресурсов
По истечении сроков хранения резервов материальных ресурсов, установленных соответствующими стандартами и техническими условиями, проводится контроль их состояния с целью принятия решения продления срока хранения или освежения (замены) материальных ресурсов. При этом материальные ресурсы подвергаются анализам, физико-химическим и физико-механическим испытаниям. Контрольно-измерительный инструмент и другие средства измерения подлежат контролю технического состояния и проверке точности показаний в установленные сроки в специальных организациях.
В случае, когда по истечении срока хранения установлено, что в качественном состоянии материальных ресурсов не произошло изменений, приводящих к невозможности использования их по назначению, срок хранения может быть продлен, но не более чем на половину первоначально установленного срока.
Контролю за качественным состоянием материалов, срок хранения которых продлен, необходимо уделять особое внимание. При появлении признаков ухудшения качества этих материалов следует в кратчайшие сроки производить их освежение.
При невозможности принятия решения о продлении срока хранения материальных ресурсов проводится их освежение (замена).
Освежение резервов - это выпуск материальных ресурсов из резервов в связи с истечением установленного срока хранения материальных ресурсов, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ресурсов до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в резервы равного количества аналогичных материальных ресурсов.
Освежение резервов осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами и производится органами, их создавшими, из тех же источников финансирования, что и накопление.
Основанием для определения очередности освежения резервов являются дата изготовления и срок хранения.
Освежению, в первую очередь, подлежат материальные ресурсы, у которых при очередной проверке выявлено какое-либо отклонение от нормы (изменение основных технических показателей и т.д.), а также с продленными сроками годности.
Освежение резервов, находящихся в организациях, осуществляющих их ответственное хранение, а также замена их на продукцию аналогичного ассортимента и качества, производится указанными организациями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств.
Для определенных видов материальных ресурсов может устанавливаться иной порядок их освежения и замены.
Замена резервов - это выпуск материальных ресурсов из резервов при одновременной поставке и закладке в них равного количества аналогичных или других однотипных материальных ресурсов в связи с изменением стандартов и технологий изготовления изделий или изменением номенклатуры резервов.
5. Использование резервов материальных ресурсов
Решение об использовании резерва материальных ресурсов принимается органом, создавшим этот резерв.
Каждое решение о выпуске материальных ресурсов из резерва сопровождается письменным распоряжением указанного органа, в котором, кроме целевого назначения выделенных из резерва материальных ресурсов, необходимо указывать и источники восполнения израсходованных материальных средств резерва.
6. Восполнение резервов материальных ресурсов
Восполнение резервов материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется органом, создавшим эти резервы.
Объемы и номенклатура восполняемых материальных ресурсов резервов должны соответствовать объемам и номенклатуре израсходованных при ликвидации ЧС ресурсов, если нет иного решения органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резервов.
Восполнение материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется в соответствии с решением органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва и определившего источники их восполнения, или за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва.
7. Рекомендации по отчетности о состоянии резервов материальных ресурсов
Федеральным органам исполнительной власти рекомендуется представлять в МЧС России "Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" по форме 1/РЕЗ ЧС один раз в год, к 15 января по состоянию на 1 января текущего года.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально рекомендуется представлять к 5 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации "Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" по форме 1/РЕЗ ЧС по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом.
Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации рекомендуется представлять в территориальные органы МЧС России, наделенные полномочиями осуществления на территории федерального округа сбора, обобщения и анализа сведений по вопросам (далее - уполномоченные территориальные органы МЧС России), указанные донесения к 8 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.
Уполномоченные территориальные органы МЧС России организуют сбор, обобщение и представление в МЧС России соответствующих донесений за каждый субъект Российской Федерации к 11 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.
В объемы резервов материальных ресурсов субъекта Российской Федерации не рекомендовано включать резервы, созданные органами местного самоуправления. Резервы, созданные организациями за счет своих средств, являются объектовыми резервами и их использование осуществляется по решениям руководителей организаций. Информация об этих резервах в форму N 1/РЕЗ ЧС не включается.
Органам местного самоуправления рекомендуется представлять в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации "Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органов местного самоуправления" по форме 2/РЕЗ ЧС два раза в год, по состоянию на 1 января и 1 июля, соответственно к 8 января и 8 июля.
Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации рекомендуется представлять в уполномоченные территориальные органы донесения соответственно к 11 января и 11 июля. Уполномоченные территориальные органы МЧС России организуют сбор, обобщение и представление в МЧС России соответствующих донесений к 15 января и 15 июля.
Формы донесений по состоянию резервов материальных ресурсов, пояснения к ним и регламент представления донесений представлены в Приложении 4.
Заместитель Министра Российской Федерации |
П.Ф. Барышев |
Перечень нормативных правовых актов в области создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чс природного и техногенного характера
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
6. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
11. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
12. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями".
20. Приказ МЧС России от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
21. Приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
22. Приказ МЧС России от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
23. Приказ МЧС России от 25.10.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
24. Приказ МЧС России от 04.11.2004 N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасного опасного объекта".
25. Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
26. Приказ МЧС России от 27.01.2014 N 27 "Об утверждении Положения о резерве материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
27. Приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты".
28. Приказ МЧС России от 14.06.2016 N 323 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
29. Приказ МЧС России от 26.04.2016 N 218 "Об утверждении номенклатуры и объемов материальных ресурсов, подлежащих накоплению в резерве материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и перечня мест хранения резерва материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
30. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств".
31. Приказ Минздрава России от 19.01.2017 N 11н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия".
32. Приказ Минтруда России от 17.09.2014 N 642н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов".
33. ГОСТ 1510-84. Государственный стандарт Союза ССР. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.
34. ГОСТ 20790-93/ГОСТ Р 50444-92 "Межгосударственный стандарт. Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия".
35. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".
36. СанПиН от 29 сентября 1988 г. 4695-88 "Санитарные правила для холодильников".
37. СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов".
38. ВСН 212-85 "Указания по приемке, складированию, хранению и транспортированию основных строительных материалов и изделий на базах трестов комплектации и УПТК строительных организаций Главмосстроя".
39. Методические рекомендации "МР 1.1.0093-14. 1.1. Общие вопросы. Условия организации и функционирования пунктов временного размещения и пунктов долговременного пребывания людей, прибывающих из зон чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России от 20 августа 2020 г. N 2-4-71-17-11)
Текст методических рекомендаций опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие
См. Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 19 марта 2021 г. N 2-4-71-5-11)