Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2020 г. по делу N 66а-893/2020 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой М.В.
при секретаре ФИО12
с участием прокурора ФИО8, административного истца ФИО2, его представителя ФИО4, представителей административного ответчика Правительства Тюменской области, заинтересованного лица Губернатора Тюменской области: ФИО5, ФИО7, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими пунктов 1, 8.5, 12.2 постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п (в редакции от 31 мая 2020 года) "О введении режима повышенной готовности", установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тюменской области о признании недействующими пункта 8.6, абзац 1 пункта 10.2 постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п (в редакции от 02 апреля 2020 года) "О введении режима повышенной готовности".
Административные исковые требования мотивированы тем, что постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п "О введении режима повышенной готовности" в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в редакции Постановления Правительства Тюменской области от 30.03.2020 N 164-п) пунктом 8.6 приостановлено с 28 марта 2020 года по 5 апреля 2020 года в Тюменской области посещение парков, скверов, набережных, детских и спортивных площадок и иных открытых мест массового отдыха людей, пункт 10.2 указанного постановления Правительства (в редакции от 02.04.2020 г.), устанавливает начиная с 00.00 часов по местному времени 03 апреля 2020 года и до отмены указанного ограничения запрет покидать места проживания, за исключением перечисленных в нем случаев. Указанные выше нормы нарушают его право на медицинскую помощь и охрану здоровья путем индивидуальных занятий бесконтактными видами физической культуры и спорта в парках и скверах, конституционные права административного истца на свободное передвижение, выбор места пребывания на территории Тюменской области, также оспариваемым постановлением установлен запрет на посещение культовых учреждений, что нарушает его права на свободу совести, свободу вероисповедания.
Кроме того, указывает, что ограничение права на свободу передвижения граждан в Тюменской области возможно только в случаях, когда на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности или на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, тогда как постановлениями Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п прямо не определена территория, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а введение режима повышенной готовности в Тюменской области является неправомерным, поскольку введен неуполномоченным органом - Правительством Тюменской области. Введение мер, ограничивающих права граждан, в связи с опасностью распространения массовых инфекционных заболеваний, по его мнению, допускается только Губернатором Тюменской области.
Просит признать не действующими пункт 8.6 в части запрета посещения парков и скверов и абзац 1 пункта 10.2 постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п (в редакции от 02.04.2020 г.) "О введении режима повышенной готовности", как не соответствующие законодательству Российской Федерации, принять меру предварительной защиты в виде запрета применения пункта 8.6 и абзаца 1 пункта 10.2 постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п (в редакции от 02.04.2020 г.) "О введении режима повышенной готовности", вынести частное определение в адрес Губернатора и Правительства Тюменской области по выявленным случаям нарушения законности при введении режима повышенной готовности и ограничительных мероприятий (карантина) в Тюменской области.
Позднее административным истцом уточнены административные исковые требования, просит признать не действующим в части пунктов 1, 8.5, 12.2 постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п (в редакции от 31.05.2020 г.). Указывает на то, что пунктом 1 введен режим повышенной готовности, подпунктом 8.5 приостановлено с 28 марта 2020 года по 14 июня 2020 года в Тюменской области посещение парков, скверов, набережных, детских и спортивных площадок и иных открытых мест массового отдыха людей. Подпунктом 12.2 установлено, что граждане обязаны начиная с 00.00 часов по местному времени 3 апреля 2020 года и до отмены указанного ограничения не покидать места проживания (пребывания), за исключением следующих случаев:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением и действующими нормативными правовыми актами;
передвижения, непосредственно связанного с осуществлением деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением и действующими нормативными правовыми актами (в том числе с оказанием транспортных услуг и услуг доставки);
следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением;
прогулок на улице не более двух человек вместе, при условии соблюдения дистанции до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование);
занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе не более двух человек вместе, при условии соблюдения расстояния между занимающимися не менее 5 метров;
обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, оказание которых не приостановлено;
выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Передвижение граждан в случае их следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением и действующими нормативными правовыми актами, а также в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением и действующими нормативными правовыми актами (в том числе с оказанием транспортных услуг и услуг доставки), осуществляется на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Тюменской области (в случае принятия такого постановления).
Ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, иные случаи, непосредственно направленные на защиту жизни, здоровья и иных прав, и свобод граждан.
Отмечает, что данные нормы нарушили его конституционные права на свободное передвижение, выбор места пребывания на территории Тюменской области.
Кроме того, указывает на то, что режим повышенной готовности с 18 марта 2020 года в Тюменской области введен неуполномоченным органом (пункт 1 указанного постановления), что свидетельствует о нарушении процедуры принятия, оспариваемого нормативного правового акта и не соответствует федеральному и региональному законодательству. Просит вынести частное определение в адрес Губернатора Тюменской области и Правительства Тюменской области за нарушение законности при введении режима повышенной готовности и ограничительных мероприятий (карантина) в Тюменской области.
Просит учесть, что подпункт 12.3 оспариваемого постановления обязывает граждан не посещать культовые здания (за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий), в связи с чем в период с 19 апреля 2020 года по 26 апреля 2020 года он не мог принимать участие в общественных богослужениях в храмах Московского Патриархата Русской Православной Церкви в дни празднования Светлого Христова Воскресения (Пасхи), что нарушило права верующих, гарантированные Конституцией РФ, на участие в общественных богослужениях в храмах. Просит в данной части, в рамках проверки законности оспариваемого постановления, вынести частное определение по факту нарушения права на свободу вероисповедания.
В судебном заседании административный истец ФИО2 уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование нарушения процедуры принятия, оспариваемого нормативного правового акта, дополнил о том, что представителями административного ответчика и заинтересованного лица не представлены пояснительные записки к тексту оспариваемых постановлений, что лишает возможности дать оценку правомерности и обоснованности оспариваемых нормативных актов. Дополнительно указывает, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением требований, предъявляемых федеральным законодательством к порядку принятия нормативных правовых актов, поскольку представленные листы согласования постановлений Правительства Тюменской области содержат согласование с Вице-Губернатором, тогда как это не входит в его полномочия, и не содержат согласования с руководителями исполнительных органов государственной власти Тюменской области, а именно согласования руководителя Департамента финансов Тюменской области. Представленные административным ответчиком и заинтересованным лицом выписки из протокола заседания Президиума Правительства Тюменской области не содержат указания на дату, до которой принимались документы, сведения о голосовании, а также сведения о лицах, принявших участие в голосовании, не представлено заключение антикоррупционных экспертиз проектов оспариваемых постановлений. Самостоятельно требований об оспаривании подпункта 12.3 Постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 г N 120-п (в редакции от 31 мая 2020 года) он не заявляет, поскольку для него утрачена актуальность этого вопроса.
Представитель административного истца ФИО4 позицию своего доверителя поддержал в полном объеме, просил удовлетворить исковое заявление в полном объеме, кроме того пояснил, что оспариваемое постановление по своему содержанию не соответствует требованиям и установленному Регламенту, мер, обеспечивающих граждан возможностью его исполнения, не принято. Указывает, что документы, на которые ссылаются представители административного ответчика, заинтересованного лица, а именно указания оперативного штаба и постановления Главного санитарного врача Тюменской области, не были опубликованы в установленном законом порядке, отсутствует обязательное согласование должностных лиц. Установление масочного режима, в условиях отсутствия возможности их получения, является незаконным.
Представители административного ответчика Правительства Тюменской области ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании поддержали письменные возражения на административные исковые требования. С требованиями административного искового заявления не согласны в полном объеме, просят в их удовлетворении отказать. Указывают, что постановление Правительства Тюменской области от 17.03.2020 г. N 120-п (в редакции от 31.05.2020 г.) "О введении режима повышенной готовности" и все вносимые в него изменения приняты в соответствии с законодательством "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области", опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Суду пояснили, что постановление Правительства Тюменской области N 120-п "О введении режима повышенной готовности" принято в пределах полномочий Правительства Тюменской области, предусмотренных федеральным законодательством во исполнение постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача по Тюменской области, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Также указывают, что оспариваемое постановление и все вносимые в него изменения были приняты в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Тюменской области уполномоченным органом Правительством Тюменской области исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции в Тюменской области. Введенные ограничения установлены для всех в Тюменской области и направлены исключительно на сохранение жизни и здоровья людей и носят временный характер, Главным санитарным врачом по Тюменской области были приняты предписания об обеспечении условий социального дистанцирования граждан. Оперативный штаб создан распоряжением Губернатора Тюменской области в целях недопущения ввоза и распространения новой коронавирусной инфекции, постановления Главного санитарного врача Тюменской области опубликованы на официальном сайте Управления Роспотребнадзора, а также в системе "Консультант плюс", и имеются в общем доступе. Коме того указывают, что запрета на вероисповедание, религию, религиозные убеждения в постановлении Правительства от 17.03.2020 N 120-п не содержится. Полагают, что постановление Правительства от 17.03.2020 N 120-п и все постановления о внесении изменений в него являются нормативными актами, принятыми Правительством Тюменской области в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования, и законные интересы истца не нарушают. Антикоррупционная экспертиза постановления и изменений в него не проводилась, полагают, что ее проведение не требовалось.
Прокурор ФИО8 в заключении указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований административного истца. Оспариваемое постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п "О введении режима повышенной готовности" в редакции от 31.05.2020 было принято уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка принятия и опубликования. С целью обеспечения прав граждан на защиту жизни и здоровья в связи с угрозой распространения на территории области новой коронавирусной инфекции Правительство Тюменской области правомерно ввело на территории Тюменской области режим повышенной готовности. Установленные оспариваемыми положениями ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства носят временный характер, вызванный особыми условиями, обусловленными опасностью распространения коронавирусной инфекции. Административным ответчиком доказано соответствие оспариваемых постановлений действующему законодательству и отсутствие нарушения указанными постановлениями прав и законных интересов административного истца.
Заинтересованное лицо Губернатор Тюменской области ФИО9 о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, дело рассмотрено в его отсутствие, с участием представителей ФИО5, ФИО6, ФИО7, поддержавших возражения, представленные Правительством Тюменской области.
Суд, выслушав административного истца, его представителя, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Установлено, что 17 марта 2020 года принято постановление Правительства Тюменской области N 120-п "О введение режима повышенной готовности", на момент рассмотрения, действующие в редакции от 31 мая 2020 года (далее по тексту - Постановление N 120-п).
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Данное регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона N 68-ФЗ).
В статье 11 Федерального закона N 68-ФЗ, в редакции 01.04.2020 N 98-ФЗ, закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в силу которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе: принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу пунктов 1, 2.1 части 2 статьи 3 Закона Тюменской области от 28.12.2004 г. N 323 "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" к полномочиям исполнительных органов государственной власти области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится введение режима повышенной готовности или ЧС для соответствующих органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 8 указанного Закона Тюменской области предусмотрено, что указанные полномочия осуществляются Правительством Тюменской области.
Правительство Тюменской области - высший исполнительный орган государственной власти области (статья 3 "Устава Тюменской области" от 30.06.1995 года N 6).
Согласно статье 43 "Устава Тюменской области" от 30 июня 1995 года N 6, статей 6, 11 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются постановления.
В силу положений пункта 3 статьи 11 указанного выше закона постановление Правительства Тюменской области подписывается Губернатором Тюменской области.
Таким образом, оспариваемое Постановление N 120-п принято полномочным лицом Правительством Тюменской области с соблюдением формы.
В обоснование нарушения процедуры принятия административный истец ссылается на отсутствие пояснительных записок к рассматриваемым проектам, отсутствие в протоколах голосования сведений о лицах и количестве присутствующих и данных о голосовании.
В соответствии с пунктом 1.13 Регламента Правительства Тюменского области, принятого постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2007 г. N 220-п (ред. от 24.01.2020 г.) "О Регламенте Правительства Тюменской области" (далее - Регламент) Решения Правительства (Президиума) считаются принятыми единогласно, если никто из членов Правительства (Президиума) с правом решающего голоса во время заседания Правительства (Президиума) не высказался против принятия соответствующего решения Правительства (Президиума). В случае если кто-либо из членов Правительства (Президиума) с правом решающего голоса во время заседания Правительства (Президиума) высказался против принятия соответствующего решения Правительства (Президиума), такое решение выносится на голосование. В этом случае решение принимается простым большинством голосов присутствующих членов Правительства (Президиума) с правом решающего голоса. Результаты голосования отражаются в протоколе.
Исходя из положений данного Регламента, в протоколе должны отражаться только сведения о наличии возражений относительно рассматриваемого предмета, обязательного наличия пояснительных записок процедурой принятия не предусмотрено. Представленные суду протоколы соответствуют предъявляемым к ним требованиям (т.1 л.д. 81, 94, 96, 99, 111, 113, 115, 119, 129, 138, 141, 143, 151, 154, 162, 166, 168, 172, 195; т.2 л.д. 41, 43, 205, 211, 222, 245). Наличие подписи Вице-Губернатора Тюменской области ФИО10 в листах согласования на законность принятого Постановления Правительства Тюменской области не влияет, поскольку запрет Законом Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" на данные действия не установлен, как и отсутствует обязанность по проведению предварительного согласования с руководителями подразделений Правительства Тюменской области при решении вопроса о введении режима повышенной готовности и его реализации.
При этом необходимо отметить, что в Преамбуле оспариваемого Постановления N 120-п в отражены обосновывающие его принятие законодательные и нормативные правовые акты: Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций", Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV)", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 323 "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.04.2020 N 02/7500-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19", постановление Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 04.04.2020 N 4 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Тюменской области", постановление Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области", Методическими рекомендациями МР 3.1.0178, утвержденными Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 08.05.2020, в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данные нормативные правовые акты были опубликованы, т.е. размещены для общего доступа в средствах массовой информации, на сайтах соответствующих служб и ведомств в установленном для них порядке с целью соблюдения прав граждан по ознакомлению.
Несостоятельной является ссылка административного истца на отсутствие в общем доступе сведений о постановлении Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 04.04.2020 N 4 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Тюменской области", постановлении Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области"
Данные акты размещены на сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области 06.04.2020 г. и 13.04.2020 г. соответственно.
Проверяя довод административного истца об отсутствии по оспариваемому Постановлению N 120-п антикоррупционной экспертизы и пояснения представителей административного ответчика о ее не проведении, судом проведен анализ представленных доказательств исходя из положений частей 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (статьей 2) предусмотрена обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
При этом статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018 г.) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тюменской области от 11 февраля 2008 года N 42-п "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области" (далее - Порядок) утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является главное правовое управление Правительства Тюменской области. При этом, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области осуществляется главным правовым управлением Правительства Тюменской области на стадии согласования документов одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Правительства Тюменской области и Правилами разработки и утверждения административных регламентов, утвержденными Правительством Тюменской области (пункты 1.3, 2.5 Порядка). Полномочия главного правового управления Правительства Тюменской области закреплены в пунктах 2.2, 2.3 Положения о главном правовом управлении Правительства Тюменской области, утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005 года N 57-п.
Суду представлены листы согласования постановления Правительства Тюменской области N 120-п, внесенных в него изменений, в которых содержится подпись Заместителя Губернатора, начальника главного правового управления Правительства Тюменской области ФИО11 (т.2 л.д. 78 - 83, 87 - 89, 91 - 95, 99 - 101, 109-110, 113-115, 123, 125, 128 - 129, 138 - 141, 151 - 154, 158 - 159, 161 - 163, 165, 177 - 178, 181 - 182, 184 - 186, 199 - 200, 202, 206, 212 - 213, 223 - 224, 239 - 240, 246 - 248, 251).
Наличие подписи начальника главного правого управления Правительства Тюменской области в листах согласования проектов оспариваемых нормативных актов свидетельствует об отсутствии замечаний со стороны данного управления к правовому содержанию проекта и отсутствие в нем коррупционного фактора, что представляет собой результаты правовой и антикоррупционной экспертизы.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия, оспариваемого нормативного правового акта суд, выясняет соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют, что при принятии Постановления N 120-п антикоррупционная экспертиза проводилась.
Отсутствие отдельного заключения антикоррупционной экспертизы, исходя из анализа положений Постановления N 120-п, не может рассматриваться как существенное нарушение процедуры принятия нормативного правового акта.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumeN.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Данное положение закреплено в пункте 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 (ред. от 28.06.2019 г.) "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области". Публикация в одном печатном издании оспариваемых постановлений нарушением процедуры опубликования не является.
Согласно представленных суду скриншотам с официального интернет - портала правовой информации (www.pravo.gov.ru). оспариваемое Постановление N 120-п с момента принятия и с последующими изменениями было размещено на данном портале (т.1 л.д. 173-175, т. 2 л.д. 53-77).
Установленные выше обстоятельства свидетельствует о том, что Постановление N 120-п опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области, процедура опубликования нормативного правового акта соблюдена, данный нормативный акт вступил в законную силу.
Таким образом, Постановление N 120-п является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия, опубликованию и введению в действие.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон РФ N 5242-), в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Статьей 8 названного Закона РФ N 5242-I предусматривается, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
В соответствии с положениями статьи 8 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц.
Как следует из пунктов 1, 3, 4 статьи 2 Протокола N 4 "Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней", подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года)
каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства; пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц; права, признанные выше, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, регулирующим право граждан на свободу передвижения и выбора места проживания (пребывания), предусмотрена возможность установления ограничений в реализации данных прав и свобод при наступлении определённых условий, что, как следует из анализа приведённых выше международных норм, соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод граждан.
Статьей 19 Федерального закона N 68-ФЗ, в редакции от 01.04.2020 N 98-ФЗ, установлена обязанность граждан Российской Федерации соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При этом в соответствии с положениями статей 10, 19 данного закона могут устанавливаться дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 утверждены "Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" (далее - Правила поведения).
Согласно подпунктам "а, б" пункта 3 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
В силу подпунктов "в, г" пункта 3 Правил поведения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:
- осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (подпункт "в");
- осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт г").
В силу ст. 6 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон N 52-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу части 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей определяются статьей 51 указанного закона.
Решением Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации поручено:
- обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV) (п. 1.1);
- с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (п. 1.2).
О продолжении глобального распространения, угрозе завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отмечается в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), где также указывалось на необходимость принятия мер, направленных на исключение распространения инфекции.
Согласно статье 31 Федерального закона N 52-ФЗ ограничительные мероприятия вводятся, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением, в том числе, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27 "О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" перечислены меры, позволяющие предотвратить распространение заболевания среди работников организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
С учётом сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, Тюменской области, а также указанных выше положений законодательства и принятых соответствующих нормативных правовых актов Правительство Тюменской области было полномочно 17 марта 2020 года принять решение о введении с 18 марта 2020 года режима повышенной готовности, установить ограничительные мероприятия, в том числе на передвижение граждан, запрет на посещение мест массового отдыха людей на территории субъекта Российской Федерации - Тюменская область.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, в первую очередь, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Позднее были приняты постановления:
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции", от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения коронавирусной инфекции", которыми высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции; с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности; обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 04.04.2020 N 4 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Тюменской области", предписывающее осуществлять комплекс мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Тюменской области.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 11.04.2020 N 5 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в Тюменской области", определяющее порядок обеспечения безопасной организации производства.
Необходимо отметить, что в проверяемый период Главным государственным санитарным врачом по Тюменской области неоднократно принимались постановления о недопущении распространения новой коронавирусной инфекции в Тюменской области (13.04.2020, 21.04.2020, 22.04.2020, 05.05.2020, 30.05.2020), что подтверждает необходимость принятия мер реагирования со стороны органов государственной власти Тюменской области.
Таким образом, введение с 18 марта 2020 года Правительством Тюменской области режима повышенной готовности (пункт 1 Постановления N 120-п) является обоснованным и соответствует требованиям действующего законодательства.
Постановлением N 120-п установлены ограничительные мероприятия, оспариваемые административным истцом:
- приостановление с 28 марта 2020 года по 14 июня 2020 года в Тюменской области посещение парков, скверов, набережных, детских и спортивных площадок и иных открытых мест массового отдыха людей (подпункт 8.5.);
- начиная с 00.00 часов по местному времени 3 апреля 2020 года и до отмены указанного ограничения обязать граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением следующих случаев:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением и действующими нормативными правовыми актами;
передвижения, непосредственно связанного с осуществлением деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением и действующими нормативными правовыми актами (в том числе с оказанием транспортных услуг и услуг доставки);
следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением;
прогулок на улице не более двух человек вместе, при условии соблюдения дистанции до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование);
занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе не более двух человек вместе, при условии соблюдения расстояния между занимающимися не менее 5 метров;
обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, оказание которых не приостановлено;
выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Передвижение граждан в случае их следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением и действующим нормативными правовыми актами, а также в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением и действующими нормативными правовыми актами (в том числе с оказанием транспортных услуг и услуг доставки), осуществляется на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Тюменской области.
Ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, иные случаи, непосредственно направленные на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан (подпункт 12.2).
По мнению суда ограничения, установленные подпунктами 8.5, 12.2 Постановления N 120-п, строятся на рекомендациях органов санитарно-эпидемиологического контроля, выработанных исходя из особенностей заболевания и эффективных мер борьбы с ним. Данные ограничения приняты полномочным органом, при наличии предусмотренных законом оснований, соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и международным нормам и направлены на защиту таких конституционно значимых ценностей как жизнь и здоровье человека, носят временный характер, вызваны особыми обстоятельствами и обусловлены опасностью распространения новой коронавирусной инфекции.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обязан проверить законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правого акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи.
Поскольку административным истцом требований об оспаривании пункта 16, подпункта 12.3 Постановления N 120-п не заявлено, у суда не имеется оснований для проверки их законности.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По правилам части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным требованиям.
Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца.
В силу пункта 2 части 4 статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменский область сегодня", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Правительство Тюменской области.
Принимая во внимание то обстоятельство, что судом не установлено оснований для признания постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 г. N 120-п (в редакции от 31 мая 2020 года) недействующим, отсутствуют основания для вынесения частного определения в адрес Правительства Тюменской области, Губернатора Тюменской области в рамках статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 208-213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании недействующими пунктов 1, 8.5, 12.2 постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п (в редакции от 31 мая 2020 года) "О введении режима повышенной готовности", отказать.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании - газете "Тюменская область сегодня".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме составлено 26 июня 2020 года.
Судья Тюменского областного суда (подпись) М.В. Подкорытова
Копия верна
Судья Тюменского областного суда |
М.В. Подкорытова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 10 июня 2020 г. N 3а-25/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1, 8.5, 12.2 постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п"
Текст решения опубликован на официальном сайте Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2020 г. по делу N 66а-893/2020 настоящее решение оставлено без изменения