Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 октября 2020 г. N 01-8852-ГЕ/20
"О письмах Росреестра в субъекты Российской Федерации"
28 мая 2021 г.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии сообщает о направлении главам субъектов Российской Федерации разработанных Росреестром в целях реализации совместного плана мероприятий ("дорожной карты") по наполнению Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями методических рекомендаций по вопросам:
выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;
работы с перечнями объектов недвижимости с недостающими характеристиками;
порядка получения материалов и данных федерального фонда пространственных данных и сведений единой электронной картографической основы;
работы с функционалом публичной кадастровой карты.
Направляем копии соответствующих писем и обращаем внимание на то, что в них также отражена информация о возложении координации применения методических рекомендаций в субъектах Российской Федерации со стороны органа регистрации прав на руководителей (и.о. руководителей) территориальных органов Росреестра, председателя Госкомрегистра и начальника Севреестра.
Приложение на 41 л.
|
Г.Ю. Елизарова |
Письмом Росреестра от 28 мая 2021 г. N 01-3974-ГЕ/21 взамен настоящих Рекомендаций направлены Рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
Рекомендации
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
Настоящие Рекомендации разработаны для целей организации мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, если правоустанавливающие документы на данные объекты недвижимости были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
1. Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости при организации работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по представлению заявлений на государственную регистрацию прав по объектам недвижимости, подпадающим под действие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"
1.1. Работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости осуществляется в отношении подпадающих под действие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ):
земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства.
1.2. Для организации работы по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) направляют в орган регистрации прав письмо о предоставлении перечня указанных в пункте 1.1 настоящих Рекомендаций ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не зарегистрированы (далее - перечень).
1.3. Орган регистрации прав осуществляет подготовку перечня в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления указанного в пункте 1.2 настоящих Рекомендаций письма.
1.4. Уполномоченным органам рекомендуется при получении перечня:
в возможно короткий срок (желательно не более чем 5 рабочих дней):
- направлять запросы в иные органы и организации (в том числе в налоговые органы, органы записи актов гражданского состояния, нотариусам, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации) в целях получения необходимых сведений и документов (в том числе копий технических паспортов, и т.п.);
- извещать граждан (в том числе посредством опубликования извещения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети "Интернет", на информационных стендах) о проведении работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в целях государственной регистрации права собственности на такие объекты недвижимости (далее - извещение);
в разумный срок (желательно не более чем 30 календарных дней) сопоставлять содержащиеся в перечне сведения:
- с имеющейся в их распоряжении архивной документацией;
- данными похозяйственных книг;
- документами, полученными от иных органов, организаций.
1.5. В указанном в пункте 1.4 настоящих Рекомендаций извещении в числе прочего рекомендуется указывать информацию:
о видах, кадастровых номерах и адресах объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН;
возможности и сроках обращения граждан в уполномоченные органы в целях обеспечения указанным органом государственной регистрации прав на объекты недвижимости;
размере государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества (350 рублей), а также о возможности снижения размера государственной пошлины (до 245 рублей) в случае подачи заявления о государственной регистрации прав и уплаты государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.
1.6. В целях выявления правообладателей объектов недвижимости и обеспечения государственной регистрации права собственности на ранее учтенные объекты недвижимости уполномоченным органам рекомендуется организовывать выезд специалистов уполномоченных органов на место нахождения объектов недвижимости (в том числе составить график выездов, например, на территории ведения гражданами садоводства и огородничества, который также целесообразно указать в извещении).
1.7. Уполномоченным органам рекомендуется также проводить разъяснительную работу с населением (например, в виде мобильных консультационных пунктов) о необходимости в целях защиты своих прав и имущественных интересов осуществления государственной регистрации прав на принадлежащие им объекты недвижимости, включения в ЕГРН контактных данных правообладателей (адресов электронной почты и (или) почтового адреса, по которым с ними осуществляется связь в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), в том числе:
для направления органом регистрации прав в их адрес различных уведомлений, в том числе о поступивших заявлениях в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, об исправлении реестровых и технических ошибок в сведениях ЕГРН, о внесении изменений в сведения ЕГРН об объекте недвижимости на основании документов, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, и т.д.;
обеспечения согласования с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков (что в том числе позволит избежать возможного возникновения земельных споров о границах смежных земельных участков).
1.8. Уполномоченные органы по результатам инвентаризации имеющихся сведений и документов, поступивших обращений граждан, проведенных выездов в разумный срок (желательно не более чем три месяца со дня получения перечня) организовывают работу по подаче в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации права собственности граждан на ранее учтенные объекты недвижимости, в отношении которых получены/имеются документы-основания (в том числе свидетельства о праве на наследство, государственные акты, свидетельства и другие документы, устанавливающие (удостоверяющие) права на объекты недвижимости, в том числе документы, указанные в абзаце втором пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), выписки из похозяйственных книг).
1.9. При подготовке (представлении) и рассмотрении заявлений о государственной регистрации права собственности граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, на находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства рекомендуется учитывать следующее.
На основании пункта 5 части 2 статьи 12 Закона N 93-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 3.3 Закона N 137-ФЗ), наделены правом на подачу в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество приведена в приложении N 1 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 (далее - приказ N 920).
Согласно статье 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из положений статей 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу, за государственную регистрацию прав должна быть уплачена государственная пошлина. При этом в рассматриваемом случае она может быть уплачена как непосредственно лицом, в отношении которого совершается соответствующее юридически значимое действие (в пользу которого действует орган государственной власти или орган местного самоуправления), так и представителем данного лица, в том числе уполномоченным органом, выступающим в таком качестве в силу полномочий, предоставленных ему законом (письма Минфина России от 02.12.2015 N 03-05-04-03/70406 и от 25.05.2016 N 03-05-06-03/29946).
1.10. Согласно приложению N 1 к приказу N 920, действуя от имени правообладателя объекта недвижимости, уполномоченный орган обязан в числе прочего указать в заявлении о государственной регистрации прав СНИЛС правообладателя и реквизиты документа, удостоверяющего личность такого правообладателя (строка 7.1). При этом в строке 8.1.1 заявления в разделе "наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя" указываются реквизиты документа, на основании которого соответствующий представитель органа государственной власти или органа местного самоуправления действует от имени такого органа.
1.11. После осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости уполномоченный орган передает правообладателю объекта недвижимости в том числе выписку из ЕГРН, выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 218-ФЗ, в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
1.12. В случае если по итогам работ, указанных в пунктах 1.4, 1.6 настоящих Рекомендаций, уполномоченными органами в том числе выявлены объекты недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, имеющие признаки самовольных построек (в частности, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений), сведения о таких объектах недвижимости в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных объектов направляются в территориальный орган Росреестра, в орган муниципального земельного контроля для принятия ими соответствующих мер.
1.13. Если при проведении комплексных кадастровых работ их исполнителем выявлены ранее учтенные объекты недвижимости, расположенные в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, и указанным исполнителем обеспечено внесение сведений о таких объектах недвижимости в ЕГРН в порядке, установленном статьей 69 Закона N 218-ФЗ (пункт 3 части 2 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), заказчик комплексных кадастровых работ передает в уполномоченные органы (если заказчик комплексных кадастровых работ не является уполномоченным органом) полученные исполнителем комплексных кадастровых работ от правообладателей объектов недвижимости и заверенные в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости.
Уполномоченному органу рекомендуется:
в случае если соответствующие ранее учтенные объекты недвижимости подпадают под действие Закона N 93-ФЗ, организовать работу, предусмотренную пунктом 1.8 настоящих Рекомендаций;
в отношении остальных ранее учтенных объектов недвижимости проводить работу с их правообладателями в целях подачи последними (уполномоченными органами при наличии нотариально удостоверенной доверенности, выданной правообладателем, или, если право возникло на основании акта такого органа, договора, заключенного с этим органом) в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав.
1.14. В случае если по итогам работ, указанных в пунктах 1.4, 1.6 настоящих Рекомендаций, уполномоченными органами выявлены иные объекты недвижимости (не подпадающие под действие Закона N 93-ФЗ), которые отвечают признакам ранее учтенных, но сведения о них в ЕГРН отсутствуют (например, имеется технический паспорт здания/помещения, выданный органом технической инвентаризации), рекомендуется:
уполномоченным органам организовать работу по подаче в орган регистрации прав заявлений и документов в порядке, установленном статьей 69 Закона N 218-ФЗ, в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
органу регистрации прав по данным объектам недвижимости также сформировать отдельный перечень, работа по которому будет проводиться после принятия проекта федерального закона N 933979-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости".
2. Выявление правообладателей при выполнении комплексных кадастровых работ
При проведении комплексных кадастровых работ (далее - ККР) выявление правообладателей объектов недвижимости и осуществление государственной регистрации прав на них возможно в следующих случаях.
2.1. В случае предоставления исполнителю ККР правообладателем объектов недвижимости заверенных в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, копий документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в ЕГРН либо права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, исполнитель ККР представляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения ККР (пункт 3 части 2 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
2.2. В случае выявления расположенных в границах территории выполнения ККР земельных участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, устанавливающие или подтверждающие право пользования земельным участком, в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие в соответствии с земельным законодательством использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, исполнитель ККР направляет сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке) заказчику ККР и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора (часть 4.1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ).
2.3. В случае отсутствия в ЕГРН сведений о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются ККР, земельных участках, за исключением земельных участков, являющихся лесными участками, о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ ранее учтенными объектами недвижимости, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, орган местного самоуправления при наличии у него документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", направляет заявление о внесении в ЕГРН сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства по правилам, предусмотренным частями 5-9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ (часть 4.1 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ).
В иных случаях целесообразно воспользоваться рекомендациями, приведенными в разделе 1 настоящих Рекомендаций.
3. Выявление правообладателей ранее учтенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, государственная регистрация прав на помещения в многоквартирных домах
3.1. Для организации работы по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости уполномоченному органу рекомендуется направлять в орган регистрации прав письмо о предоставлении перечня ранее учтенных помещений, расположенных в многоквартирных домах (далее - МКД), права на которые в ЕГРН не зарегистрированы (далее - перечень помещений).
3.2. Орган регистрации прав осуществляет в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления указанного в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций письма подготовку и направление в уполномоченный орган перечней помещений, расположенных в МКД, сведения о которых содержатся в ЕГРН (с указанием кадастрового номера, вида объекта недвижимости, адреса (местоположения, включая номер помещения), назначения, площади), но права на них не зарегистрированы, в том числе в целях выявления уполномоченным органом:
объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН;
объектов недвижимости, в отношении которых требуется осуществление государственной регистрации права.
3.3. Уполномоченные органы проводят анализ полученных перечней помещений.
3.4. В отношении помещений, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН (не включены в перечень), проводится анализ документов, имеющихся в распоряжении уполномоченных органов и организаций, осуществляющих хранение архива технической документации, на предмет наличия оснований для внесения в ЕГРН сведений о таких помещениях как о ранее учтенных объектах недвижимости в порядке, установленном статьей 69 Закона N 218-ФЗ.
3.5. Уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав соответствующие документы в установленном статьей 69 Закона N 218-ФЗ порядке в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (документ, подтверждающий ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости (например, технический паспорт помещения, инвентарное дело, оформленное на МКД, в составе которого содержится описание помещения) либо устанавливающий или подтверждающий право на него).
3.6. В отношении помещений, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но права на них не зарегистрированы, орган местного самоуправления проводит анализ имеющихся документов на предмет оснований возникновения права.
3.6.1. Согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ (то есть до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до вступления в силу Закона N 122-ФЗ применялся действовавший порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1985 N 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда" предусматривалось, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой системе на основе регистрации и технической инвентаризации.
В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 N 380. функции по технической инвентаризации и регистрации жилищного фонда осуществляли бюро технической инвентаризации.
С момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ и до 01.01.2000 согласно пункту 2 статьи 32, пункту 2 статьи 33 Закона N 122-ФЗ (в редакции до 01.01.2017) субъекты Российской Федерации поэтапно вводили систему государственной регистрации прав и использовали для государственной регистрации прав органы (организации), осуществлявшие регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 21.05.2001 (то есть до вступления в силу Федерального закона от 15.05.2001 N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), предусматривала, что право собственности на приобретенное жилое помещение возникало с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Вместе с тем договор безвозмездной передачи квартиры в собственность, подписанный после вступления в силу Закона N 122-ФЗ и создания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации учреждения юстиции по государственной регистрации права, подлежал государственной регистрации уже в учреждении юстиции по государственной регистрации права в соответствующем субъекте Российской Федерации и соответственно право собственности на жилое помещение на основании такого договора считается возникшим с момента осуществления такой государственной регистрации органом регистрации прав.
По жилым помещениям, являющимся предметом договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, подписанного и зарегистрированного до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, учитывая наличие на них ранее возникшего права физических лиц, формируется отдельный перечень, работа по которому будет проводиться после принятия проекта федерального закона N 933979-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости".
3.6.2. В отношении помещений, права на которые подлежали и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 122-ФЗ, с 01.01.2017 - Законом N 218-ФЗ, переданных по договору с момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, при отсутствии такой государственной регистрации уполномоченному органу рекомендуется сформировать отдельный перечень, в который включить помещения, права собственности (ограничение права в виде найма (коммерческого) жилого помещения, аренды) на которые в ЕГРН не зарегистрированы. Также в этот перечень рекомендуется включить помещения, которые не были предоставлены гражданам в порядке приватизации, однако они используются на условиях договора коммерческого найма (гражданами), аренды (юридическими лицами) и соответствующая информация (документы) имеется в распоряжении органа местного самоуправления.
3.7. В отношении помещений, указанных в пункте 3.6.2 настоящих Рекомендаций, уполномоченному органу рекомендуется подготавливать документы, в том числе заявление (форма которого утверждена приказом N 920), документы, подтверждающие наличие ранее возникшего права муниципальной собственности на него (например, выписка из реестра муниципального имущества, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и устанавливающие наличие права), для государственной регистрации права муниципальной собственности на них и представить их в установленном Законом N 218-ФЗ порядке в орган регистрации прав.
3.8. После государственной регистрации ранее возникшего права муниципальной собственности на помещения, указанные в пункте 3.6.2 настоящих Рекомендаций, органу местного самоуправления рекомендуется организовать взаимодействие с гражданами, которым предоставлены такие помещения в порядке приватизации, по договору найма (коммерческого), и юридическими лицами, которым помещения предоставлены на праве аренды, в целях последующего представления документов в орган регистрации прав для государственной регистрации соответствующего права (ограничения права).
4. Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля
4.1. Должностным лицам Росреестра и органов муниципального земельного контроля при проведении мероприятий по государственному земельному надзору или муниципальному земельному контролю рекомендуется анализировать поступающую информацию в том числе на предмет выявления объектов недвижимости, технический учет или кадастровый учет которых осуществлен до 01.03.2008 и сведения о них отсутствуют в ЕГРН, правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, включая правообладателей объектов недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
4.2. Выявление ранее учтенных объектов недвижимости и их правообладателей осуществляется при:
подготовке к проведению и проведении административных обследований объектов земельных отношений, плановых и внеплановых проверок,
подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях в результате рассмотрения и анализа получаемой у органов государственной власти, органов местного самоуправления, архивных фондов, сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, а также у правообладателей земельных участков и контролируемых лиц - информации об использовании земель.
4.3. Информация о выявленных в результате осуществления государственного земельного надзора (муниципального земельного контроля) ранее учтенных объектах недвижимости, их правообладателях, включая правообладателей объектов недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, с приложением копий подтверждающих документов направляется в уполномоченные органы, которыми проводятся на территории соответствующего муниципального образования (субъекта Российской Федерации) мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости.
4.4. Орган, которым проводятся мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, получивший информацию о выявленных в результате осуществления государственного земельного надзора (муниципального земельного контроля) ранее учтенных объектах недвижимости, их правообладателях, правообладателях объектов недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, организует работу в соответствии с пунктами 1.4, 1.5, 1.8-1.11, 1.14 настоящих Рекомендаций.
Рекомендации по работе с перечнями объектов недвижимости с недостающими характеристиками
Общие положения
1. Рекомендации по работе с перечнями объектов недвижимости с недостающими характеристиками (далее - перечни) разработаны в целях проведения работ по наполнению Единого государственного реестра недвижимости сведениями о характеристиках объектов недвижимости, в том числе необходимых для определения их кадастровой стоимости.
2. Перечни формируются органом регистрации прав в отношении:
земельных участков, у которых в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) категория земель отсутствует, не установлена, установлена некорректно*;
земельных участков, у которых в ЕГРН вид разрешенного использования отсутствует, не установлен, установлен некорректно*;
зданий, помещений, сооружений, единых недвижимых комплексов, у которых в ЕГРН отсутствуют сведения о назначении*.
При этом по одним и тем же объектам могут отсутствовать или быть установленными некорректно сразу несколько характеристик.
Обработка перечня
3. Проведение анализа информации, содержащейся в перечне, включает в себя:
идентификацию объектов недвижимости, содержащихся в перечне;
анализ сведений о недостающих характеристиках.
Сбор информации о недостающих характеристиках
4. Мероприятия по сбору информации включают в себя:
анализ правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, имеющихся в распоряжении органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы), в том числе архивных, на предмет наличия сведений о характеристиках объектов недвижимости, содержащихся в перечне;
направление запросов в органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях получения необходимых сведений и документов (в том числе копий технических паспортов, правоустанавливающих документов и т.п.);
сопоставление содержащихся в перечне сведений:
с имеющейся в распоряжении уполномоченных органов архивной документацией;
документами, полученными от органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
5. В случае отсутствия сведений о категории земель, виде разрешенного использования земельных участков целесообразно принять во внимание следующее:
в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным;
согласно части 11 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 данной статьи;
в соответствии с частью 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки - в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка;
согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации право самостоятельного выбора основного и вспомогательного вида использования закреплено за правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе о правах на данный земельный участок, а при отсутствии в данном документе указания на такую цель вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества (при наличии).
Направление результатов
6. Результатом мероприятий, указанных в пунктах 4-5 настоящих рекомендаций, является:
издание распорядительного акта органа власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к категории земель, установлении вида разрешенного использования в соответствии с требованиями действующего законодательства;
направление в орган регистрации прав:
документов имеющихся в распоряжении органов государственной власти субъекта Российской Федерации, для внесения сведений о характеристиках объектов недвижимости в ЕГРН;
документов, предоставленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации;
сведений (документов) в порядке, установленном статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Рекомендации по порядку получения материалов и данных федерального фонда пространственных данных и сведений единой электронной картографической основы для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Материалы и данные федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД) и сведений единой электронной картографической основы (далее - ЕЭКО) предоставляются потребителям организацией-фондодержателем ФФПД - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", которое также является оператором сведений ЕЭКО.
Порядок предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в ФФПД, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 N 262 "Об утверждении правил предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе правил подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов".
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ) предоставление пространственных данных и материалов ФФПД осуществляется за плату.
В соответствии с пунктом 10 Правил определения размера платы за предоставление пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 N 299, в случае предоставления пространственных данных и материалов органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления стоимость базовой расчетной единицы равна нулю (т.е. плата не взимается), к стоимости услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, применяется коэффициент 0,3.
Плата за оказание услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, установлена приказом Минэкономразвития России от 25.05.2017 N 248 "Об установлении размера платы за оказание услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, и стоимости базовой расчетной единицы при предоставлении пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном и ведомственных фондах пространственных данных, а также в фонде пространственных данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны".
Правила предоставления заинтересованным лицам сведений ЕЭКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 N 1370 (далее - Правила предоставления сведений ЕЭКО).
Сведения ЕЭКО предоставляются заявителям на основании заявления в виде:
а) ортофотопланов и (или) ортофотокарт;
б) государственных цифровых топографических карт открытого пользования и (или) государственных цифровых топографических планов открытого пользования;
в) общегеографической карты масштаба 1:2500000;
г) пространственных данных, содержащихся в государственных цифровых топографических картах открытого пользования и цифровых топографических планах открытого пользования, сгруппированных по определенной теме.
Сведения ЕЭКО предоставляются только в электронном виде.
В целях автоматизации процесса предоставления сведений ЕЭКО потребителям Законом N 431-ФЗ предусмотрено создание государственной информационной системы ведения ЕЭКО (далее - ГИС ЕЭКО), завершение работ по созданию ГИС ЕЭКО запланировано в конце 2020 года.
При этом до завершения создания ГИС ЕЭКО с учетом части 6 статьи 32 Закона N 431-ФЗ предоставление сведений ЕЭКО осуществляется организацией-фондодержателем ФФПД - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (далее - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД") с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", иных технических средств связи.
В соответствии с пунктом 9 Правил определения размера платы за использование сведений ЕЭКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 N 1371, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления сведения ЕЭКО предоставляются на безвозмездной основе.
Для получения пространственных данных и материалов ФФПД или сведений ЕЭКО необходимо обратиться в ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" (125413, г. Москва, ул. Онежская, дом 26, тел. 8 (495) 456-91-27) с заявлением, оформленным в соответствии с Порядком предоставления пространственных данных и материалов, или с заявлением, оформленным в соответствии с Правилами предоставления сведений ЕЭКО.
На официальном сайте ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" по электронному адресу https://order.cgkipd.ru размещен сервис автоматизированного поиска пространственных данных и материалов, находящихся в ФФПД, а также сформирована база метаданных на материалы и данные ФФПД, которая размещена по электронному адресу https://cgkipd.ru.
В рамках реализации выдачи информации о пунктах государственной геодезической сети в местной системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении территории кадастрового округа (МСК-субъекта), по электронному адресу https://cgkipd.ru/fsdf/ggs/interaktivnie-karti-o-ggs/ размещена информация о включенных в ФФПД таких пространственных данных.
Рекомендации
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для работы с функционалом веб-приложения к официальному сайту Росреестра "Публичная кадастровая карта"
1. Введение
С учетом состава сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), отображаемых на публичной кадастровой карте (далее - ПКК) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственном реестре недвижимости", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в целях выявления потенциальных правообладателей объектов недвижимости посредством ПКК могут проводить анализ на наличие/отсутствие сведений о форме собственности в отношении земельных участков и объектов капитального строительства (зданий, сооружений), расположенных в их границах, в том числе с использованием размещенных на ПКК материалов космических снимков компании ESRI (далее - космические снимки).
Также посредством анализа космических снимков возможно выявление территорий, в границах которых осуществляется хозяйственная деятельность, расположены здания и сооружения, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН.
В процессе проведения анализа сведений ПКК возможно подключение слоя "Границы" для отображения границ муниципальных образований и населенных пунктов, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Посредством реализованной на ПКК возможности добавлять объекты пользователя ПКК в виде полигонов, точек и полилиний можно сформировать выявленные территории для дальнейшего использования в рамках проведения мероприятий по выявлению потенциальных правообладателей.
2. Поиск
Перед началом проведения мероприятий по выявлению потенциальных правообладателей объектов недвижимости необходимо определить территорию, воспользовавшись поиском ПКК.
Для этого пользователь должен перейти на панель "Поиск", нажав на инструмент "Поиск" , расположенный на панели инструментов управления функциями веб-приложения ПКК.
На панели "Поиск" расположено окно ввода, предназначенное для ввода запросов, и кнопка "Найти". Также на панели расположен выпадающий список с названиями типов объектов ЕГРН, поиск по которым осуществляет веб-приложение ПКК.
2.1. Вывод вариантов значений поискового запроса в выпадающий список поисковой строки
В процессе ввода пользователем запроса в строку поиска на панели "Поиск" в выпадающем списке поискового поля появляются варианты значений (объекты ЕГРН), в атрибутах которых содержатся буквы и/или цифры, введенные пользователем. Такими атрибутами являются кадастровый номер для объектов недвижимости, учетный номер для кадастровых кварталов, районов, округов и административных границ, адрес для объектов недвижимости и административных границ, а также идентификационный номер, учетный номер или наименование административных границ.
Следует учитывать, что по значениям из выпадающего списка можно найти только объекты недвижимости (по адресу или по кадастровому номеру), единицы кадастрового деления (по учетному номеру), административные границы (по адресу, идентификационному номеру или реестровому номеру).
Для просмотра информации по конкретному объекту пользователь должен выбрать его название из списка щелчком левой кнопки мыши. В результате отобразится карточка объекта, содержащая информацию по нему. Карта приблизится к объекту, объект будет выделен желтым цветом (при условии, что видимость слоя с объектами данного типа включена).
2.2. Поиск по адресу
Поиск по адресу для объектов недвижимости.
Для осуществления поиска по адресу пользователь должен щелчком левой кнопки мыши выбрать тип объектов ЕГРН ("Участки", "ОКС") на панели "Поиск", ввести искомый адрес или его часть в строку поиска на панели "Поиск" и нажать кнопку "Найти".
Если поиск осуществляется по части адреса объекта, система предлагает варианты адресов (подсказки) для поиска. По нажатию на подсказку левой кнопкой мыши она копируется в строку поиска.
Чем больше указано атрибутов адреса, тем точнее будет выполнен поиск.
По аналогии с поиском объектов недвижимости на ПКК возможно осуществить поиск по адресу объектов административных границ (например, границы населенных пунктов), выбрав тип объекта поиска "Границы".
3. Получение информации об объектах
3.1. Получение информации об объекте из списка результатов поиска
После выполнения поиска можно приступить к проведению анализа на установленной территории на наличие у объектов недвижимости сведений о форме собственности, конфигурации, категории земель и других характеристиках.
Для получения информации об объекте из списка результатов поиска пользователь должен щелчком левой кнопки мыши выбрать интересующий объект в списке результатов поиска либо выбрать объект щелчком левой кнопкой мыши на карте. В результате веб-приложение ПКК раскрывает панель, содержащую информацию о выбранном объекте. Карта приближается к объекту.
По нажатию на учетный номер кадастрового квартала в информационном окне открывается инфоокно кадастрового квартала, карта перемещается к кадастровому кварталу, он выделяется желтым цветом.
Информация об объектах разбита на вкладки: "Информация", "Услуги", "Комплексные кадастровые работы" (для кадастровых кварталов, в которых выполняются комплексные кадастровые работы), "Аукцион" (для земельных участков, выставленных на торги), "Уполномоченный орган" (для земельных участков, свободных от прав третьих лиц).
3.2. Отображение базовой карты
Веб-приложение ПКК предоставляет пользователю возможность выбора одного из следующих слоев в качестве базовой карты с помощью инструмента управления картой , раздел "Картографическая основа ПКК".
Также возможно подключить слой "Границы" раздела "Общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРН" для отображения границ муниципальных образований, населенных пунктов.
3.3. Использование космоснимков
Активировав на ПКК слой космических снимков, можно в ходе проведения вышеуказанного анализа выявить территории, в границах которых расположены объекты недвижимости, сведения о которых полностью или частично отсутствуют в ЕГРН, при этом в границах которых осуществляется хозяйственная деятельность, определить наличие объектов искусственного и природного происхождения, способствующих выявлению хозяйствующих субъектов и их потенциальных правообладателей.
4. Создание графических примитивов на ПКК
Веб-приложение ПКК предоставляет возможность добавления пользовательских объектов на карту с помощью функций рисования объектов на карте (рисование точки, линии, полигона с возможностью указания буфера) и путем импорта координатного описания объектов в формате .geojson.
Пользователю также доступны следующие дополнительные функциональные возможности:
- пространственный поиск в границах нарисованного объекта (объектов);
- построение буфера вокруг объекта;
- удаление объекта с карты;
- присвоение объекту имени;
- сохранение объекта/объектов в файл в формате .geojson .
Для добавления объектов на карту пользователь должен выбрать инструмент "Рисование" , расположенный на панели инструментов.
4.1. Добавление пользовательских объектов на карту с помощью функций рисования объектов на карте
С помощью инструментов веб-приложения ПКК пользователь может добавить объекты в виде точки, линии или полигона. Для этого необходимо воспользоваться соответствующими инструментами, расположенными в выпадающем списке на панели "Рисование".
Выбрав инструмент "Добавление точки", отображаемый на панели по умолчанию, пользователь должен щелчком левой кнопки мыши указать на карте добавляемую точку и нажать "Сохранить". Точка отобразится на карте, а также в списке в нижней части панели "Рисование".
Выбрав инструмент "Добавление линии" из раскрывающегося списка, пользователь должен щелчками левой кнопки мыши указать начальную и промежуточные точки добавляемой линии. Завершается построение линии двойным щелчком левой кнопки мыши. Затем необходимо нажать "Сохранить". Добавленная линия отобразится на карте, а также в списке в нижней части панели "Рисование".
Выбрав инструмент "Добавление полигона" из раскрывающегося списка, пользователь должен щелчками левой кнопки мыши указать начальную и промежуточные точки вершин добавляемого полигона. Завершается построение полигона двойным щелчком левой кнопки мыши. Затем необходимо нажать "Сохранить". Добавленный полигон отобразится на карте, а также в списке в нижней части панели "Рисование".
4.2. Добавление пользовательских объектов на карту путем импорта файлов в формате .geojson
Веб-приложение ПКК предоставляет возможность добавления пользовательских объектов на карту путем импорта файла в формате .geojson в СК EPSG:3857. Для реализации этой функции пользователь должен выбрать инструмент "Загрузить объекты" , расположенный на панели "Рисование". Далее откроется стандартный диалог операционной системы для выбора файла. В случае если выбранный пользователем файл прошел форматно-логическую проверку, объекты, границы которых описаны в нем, будут отображены на карте и добавлены в список объектов пользователя.
4.3. Сохранение объектов
Добавленные объекты можно экспортировать в файл в формате .geojson. Для этого пользователь должен выбрать инструмент "Скачать" , расположенный на панели "Рисование".
Далее откроется стандартный диалог операционной системы для сохранения файла. Пользователю будет необходимо изменить название файла или оставить его предложенным по умолчанию, выбрать путь для сохранения и подтвердить сохранение файла.
______________________________
* Указываются объекты недвижимости, для которых в ЕГРН отсутствует сущностное значение характеристики (например, символ, слова "не установлено" и пр.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 октября 2020 г. N 01-8852-ГЕ/20 "О письмах Росреестра в субъекты Российской Федерации"
Текст письма опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Росреестра от 28 мая 2021 г. N 01-3974-ГЕ/21
Изменения вступают в силу с 28 мая 2021 г.