Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия МП "***" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией МП "***" (далее - Конкурсная комиссия), АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории города *** (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель N 1), показателю "Опыт участника исполнения государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, направленных на модернизацию (реконструкцию), энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования систем наружного уличного освещения (энергосервисные контракты, концессионные соглашения, договоры и соглашения, направленные на оперативное обслуживание, управление, техническое обслуживание и/или ремонт систем наружного освещения), а также государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров поставки сопоставимого светотехнического оборудования или систем управления (АСУНО) для систем наружного уличного освещения, применяемого при оказании энергосберегающих услуг, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ; Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ ("О концессионных соглашениях")" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1);
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки, а также требования к составу заявки на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 17.09.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
3) источник финансирования - субсидия из бюджета города ***; КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.10.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям N 1, 2 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий "Предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами Заказчика на поставки энергетического ресурса (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов Заказчика, предложенной участником конкурса и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником конкурса проценту такой экономии" - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Критерий N 1 - 40 %; Коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого установлен следующий порядок оценки: "По данному критерию оценивается предоставленное участником закупки предложение о количестве специалистов (мастеров), ответственных за работу с грузоподъёмными машинами и механизмами (Приказ от 12 ноября 2013 г. N 533 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"); работников рабочих профессий с группой допуска по электробезопасности электротехнического персонала не ниже 3 группы (согласно требований Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, прошедших обучение по выполнению работы на высоте с применением средств подмащивания (вышки, люльки, лестницы), а также работы, выполняемые на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте, утвержденными Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н".
В качестве подтверждения информации по данному критерию участником предоставляются:
- копии удостоверений установленного образца, специалистов (мастеров), ответственных за работу с грузоподъёмными машинами и механизмами (Приказ от 12 ноября 2013 г. N 533 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения") выданные в установленном порядке, работников рабочих профессий с указанием группы допуска по электробезопасности электротехнического персонала (не ниже 3 группы);
- копии удостоверении о допуске к работам на высоте, выданные по итогам прохождения обучения в организации, имеющей соответствующую разрешительную документацию на осуществление образовательной деятельности;
- копии трудовых книжек специалистов или выписки (копии таких выписок) из трудовых книжек специалистов и (или) копии трудовых договоров и (или) копии договоров гражданско-правового характера, заключенных со специалистами;
- копия (СЗВ-ТД) Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица Утвержденной постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 года N 730, представленных специалистов;
- копии согласия лиц, сведения о которых предоставлены в заявке на участие в закупке, на обработку их персональных данных в целях участия в настоящей закупке. (Участник закупки несет ответственность за передачу персональных данных лиц, сведения о которых предоставлены в заявке на участие в закупке, без получения их согласия, на соответствующую для участия в закупке обработку их персональных данных в соответствии с действующим законодательством РФ о персональных данных)".
Из жалобы Заявителя следует, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1 установлен в соответствии с потребностью Заказчика, с учетом объема работ, которые необходимо выполнить в рамках исполнения контракта и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении копий сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, представленных специалистов в качестве подтверждения квалификации трудовых ресурсов по Показателю N 1 Критерия N 1.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Конкурсной документацией не установлена обязанность участника закупки в качестве подтверждения квалификации трудовых ресурсов предоставлять данные сведения. При этом в качестве подтверждения квалификации трудовых ресурсов, участник закупки может также представить копии трудовых книжек, выписки (копии таких выписок) из трудовых книжек, копии трудовых договоров, копии договоров гражданско-правового характера, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что по Показателю N 1 Критерия N 1 оценивается предоставленное участником закупки предложение о количестве специалистов с удостоверениями о допуске к работам на высоте, специалистов (мастеров), ответственных за работу с грузоподъёмными машинами и механизмами, работников рабочих профессий с группой допуска по электробезопасности электротехнического персонала не ниже 3 группы.
При этом в соответствии Конкурсной документацией лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя.
Изучив указанный порядок присвоения баллов, Комиссия приходит к выводу, что, для целей оценки и присвоения баллов по Показателю N 1 Критерия N 1 в Конкурсной документации необходимо устанавливать значение привлекаемых трудовых ресурсов в количестве, необходимом для выполнения работ в рамках исполнения контракта.
Вместе с тем, указанное предельное значение необходимых трудовых ресурсов отсутствует.
Кроме того, согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 2, в рамках которого установлен следующий порядок оценки: "Опыт участника исполнения государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, направленных на модернизацию (реконструкцию), энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования систем наружного уличного освещения (энергосервисные контракты, концессионные соглашения, договоры и соглашения, направленные на оперативное обслуживание, управление, техническое обслуживание и/или ремонт систем наружного освещения), а также государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров поставки сопоставимого светотехнического оборудования или систем управления (АСУНО) для систем наружного уличного освещения, применяемого при оказании энергосберегающих услуг, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ; Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ ("О концессионных соглашениях")".
При этом согласно Конкурсной документации "учёту подлежат только те энергосервисные контракты/договоры, концессионные соглашения, в результате которых обеспечено достижение экономии энергетического ресурса. Договора и соглашения, направленные на оперативное обслуживание, управление, техническое обслуживание и/или ремонт систем наружного освещения, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), государственные, муниципальные контракты и (или) гражданско-правовые договора поставки сопоставимого светотехнического оборудования или систем управления (АСУНО) для систем наружного уличного освещения, применяемого при оказании энергосберегающих услуг, сведения о которых подтверждены информацией участника закупки с указанием реестрового номера из реестра контрактов в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (договоров), концессионных соглашений на официальном сайте http:\\zakupki.gov.ru".
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении информации, подтверждающей наличие опыта сопоставимого характера и объема, поскольку из указанного положения Конкурсной документации не следует из какого реестра необходимо предоставлять сведения о контрактах и договорах.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что подтверждением опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема является наличие сведений в едином реестре государственных и муниципальных контрактов и/или реестре договоров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно положениям Конкурсной документации, оценке подлежат договоры на поставку светотехнического оборудования, применяемого при оказании энергосберегающих услуг, в связи с чем опыт поставки подтверждается следующими документами:
"- копиями подписанных в двустороннем порядке спецификаций на поставку сопоставимого светотехнического оборудования по договорам поставки в рамках оказания энергосберегающих услуг;
- копиями подписанных в двустороннем порядке товарных накладных, либо универсальных передаточных документов (УПД), либо передаточных актов, подтверждающих передачу покупателю (заказчику) сопоставимого светотехнического оборудования в объеме, согласованном договором поставки;
- копиями паспортов поставленного по договору поставки сопоставимого светотехнического оборудования всех типов (видов), предусмотренных спецификацией".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что по Показателю N 2 Критерия N 1 оценке подлежат контракты на поставку светотехнического в рамках оказания энергосберегающих услуг, при этом контракты исключительно на поставку светотехнического оборудования не оцениваются.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям N 1, N 2 Критерия N 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки, а также требования к составу заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно не установлены требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также не установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям.
Пунктом 14 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: не установлено".
Пунктом 15 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ или копии таких документов: не предусмотрены".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что услуги, оказываемые в рамках энергосервисного контракта, не требуют получения исполнителем лицензии, членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ, а также иной разрешительной документации, в связи с чем указанные требования не установлены в Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобе не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, указанный довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 07.10.2020 по делу N 20/44/105/1701 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 октября 2020 г. N 20/44/105/1701 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был