Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 мая 2020 г. N 3а-397/2020/3а-404/2020
Кассационным определением СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. N 8а-3410/2021[88а-5544/2021] настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Никишина Юрия Александровича, действующего от имени и в интересах несовершеннолетнего сына Никишина Александра Юрьевича, Нигаматзянова Тимура Томасовича к Кабинету Министров Республики Татарстан, Песошину Алексею Валерьевичу о признании недействующими пунктов 4-11 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 N 374, от 17 мая 2020 года N 398,
установил:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 19 марта 2020 года принято постановление N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", которое опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 марта 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 27 марта 2020 года, N 24, ст. 0673.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 года N 374 оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции. Данное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 10 мая 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 12 мая 2020 года N 35, ст. 0951, вступило в силу с 12 мая 2020 года (пункт 2).
В настоящее время постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 действует также с учетом изменений, внесенных в него постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 мая 2020 года N 398, которое опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 17 мая 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 19 мая 2020 года, N 37 (II часть), ст. 1020.
Оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 установлен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, осуществлять реализацию которого предписано на всей территории Республики Татарстан.
Оспариваемым постановлением в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 N 374, от 17 мая 2020 года N 398 установлены следующие ограничения:
приостановлена с 26 марта 2020 года до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки деятельность: а) спортивных центров, плавательных бассейнов, фитнес-центров, за исключением индивидуальных тренировок с персональным тренером при условии, что один тренер одновременно тренирует не более одного человека; б) кинотеатров (кинозалов), ночных клубов (дискотек), детских игровых комнат, детских развлекательных центров и иных развлекательных организаций (пункт 4);
приостановлена с 28 марта 2020 года до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки работа: а) торговых, торгово-развлекательных центров (комплексов), розничных рынков, за исключением находящихся в них: аптек и аптечных пунктов; объектов розничной торговли продовольственными товарами; объектов, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг мобильной связи, при наличии отдельного наружного (уличного) входа; объектов розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, до 400 кв. метров при наличии отдельного наружного (уличного) входа; б) иных объектов розничной торговли, за исключением: аптек, аптечных пунктов; объектов розничной торговли продовольственными товарами; объектов розничной торговли транспортными средствами; объектов розничной торговли иными непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, до 400 кв. метров при наличии отдельного наружного (уличного) входа; в) объектов оказания услуг общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких объектов, доставки заказов, оказания услуг общественного питания в помещениях организаций работникам соответствующих организаций, а также оказания услуг общественного питания в гостиницах проживающим в них лицам; г) бань, саун.
Ограничения не распространяются на продажу товаров дистанционным способом, доставку товаров, за исключением товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (пункт 5);
приостановлена с 28 марта 2020 года до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки бронирование мест, прием и размещение граждан в санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках.
Организациям, указанным в абзаце первом данного пункта, в отношении размещенных в них лиц предписано: обеспечить условия для их самоизоляции и проведение необходимых санитарно-эпидемиологических мероприятий до окончания срока их проживания без возможности его продления; организовать их питание непосредственно в зданиях проживания данных лиц в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 6);
приостановлена с 6 апреля 2020 года до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки деятельность: государственных центров реабилитации инвалидов; государственных реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; социально-реабилитационных отделений комплексных центров социального обслуживания населения Республики Татарстан; негосударственных поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), оказывающих реабилитационные услуги инвалидам, гражданам в возрасте старше 65 лет, детям-инвалидам (пункт 7);
запрещена до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки: с 19 марта 2020 года оказание организациями и индивидуальными предпринимателями услуг по предоставлению кальянов для курения, применение кальянов на принадлежащих им объектах и территориях; с 1 апреля 2020 года перевозку легковым такси более двух пассажиров (без учета несовершеннолетних лиц) одновременно; с 13 апреля 2020 года прием заявителей в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, за исключением приема по предварительной записи на определенные дату и время в отношении услуг, по которым не предусмотрена подача заявлений (запросов) на предоставление услуг в электронном виде через порталы государственных и муниципальных услуг и официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления; с 14 апреля 2020 года посещение гражданами культовых помещений, зданий и сооружений, земельных участков, на которых расположены такие здания и сооружения, а также участие в проводимых в указанных объектах и на территориях религиозных обрядах и церемониях, за исключением участия священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования указанных объектов; с 23 апреля 2020 года работа объектов розничной торговли с 22.00 до 6.00 часов, за исключением аптек, аптечных пунктов и автозаправочных станций; с 12 мая 2020 года вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли, оказания услуг, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, а также нахождение граждан в общественных местах без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы); с 12 мая 2020 года вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, без использования средств индивидуальной защиты рук (перчатки); с 12 мая 2020 года нахождение граждан на детских игровых площадках, детских площадках, спортивных площадках, в том числе расположенных во дворах многоквартирных домов; с 12 мая 2020 года межмуниципальные перевозки пассажиров и багажа, за исключением перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок; с 12 мая 2020 года государственная регистрация заключения брака с общим количеством участников более 10 человек (пункт 8);
возложена обязать до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки: с 30 марта 2020 года на граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) в общественных местах, в объектах розничной торговли, оказания услуг; с 12 мая 2020 года на организации, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", обеспечивать исполнение требований к организации их деятельности, установленных в приложении N 1 к данному постановлению (пункт 9);
возложена обязанность с 23 апреля 2020 года до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки обеспечить самоизоляцию на дому в течение 14 календарных дней граждан: прибывших (вернувшихся) с территорий субъектов Российской Федерации; совместно проживающих в период обеспечения изоляции с гражданами, прибывшими (вернувшимися) с территорий субъектов Российской Федерации. При появлении первых респираторных симптомов лица, указанные в настоящем пункте, обязаны незамедлительно обратиться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций.
Ограничения, установленные данным пунктом, не распространяются на: лиц, осуществляющих международные, межрегиональные перевозки грузов, пассажиров и багажа; работников организаций, проживающих за пределами Республики Татарстан, работающих в том числе вахтовым методом. Организациям при невозможности перевода работников, проживающих за пределами Республики Татарстан, на дистанционную форму работы организовать их работу преимущественно вахтовым методом и компактное обособленное проживание на территории Республики Татарстан с обеспечением выполнения установленных настоящим постановлением требований; работников зарегистрированных за пределами Республики Татарстан организаций, осуществляющих деятельность по выполнению работ и оказанию услуг для организаций, расположенных на территории Республики Татарстан, при условии организации компактного обособленного проживания таких работников на территории Республики Татарстан с обеспечением выполнения установленных настоящим постановлением требований (пункт 10);
установлено, что в отношении всех лиц, прибывших (вернувшихся) в Республику Татарстан с 14 апреля 2020 года с территорий иностранных государств, обеспечивается их изоляция и медицинское наблюдение в условиях обсерватора на срок 14 календарных дней со дня их прибытия (пункт 11).
Никишин Ю.А., действуя от имени и в интересах несовершеннолетнего сына Никишина А.Ю., 30 июня 2006 года рождения, Нигаматзянов Т.Т. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административными исковыми заявлениями о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", ссылаясь на его принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных ему Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий, с нарушением норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
По мнению административных истцов, оспариваемый ими нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в пунктах 4-11 устанавливает ограничения, которые носят явно неадекватный характер, не обусловлены предотвращением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), нарушают права и законные интересы несовершеннолетнего Никишина А.Ю., Нигаматзянова Т.Т.
В судебном заседании Никишин Ю.А. и его представитель Хамидуллин И.И., Нигаматзянов Т.Т. административные исковые заявления поддержали.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Игушина С.Р., Слепнева Э.И., являющаяся также представителем Песошина А.В., административный иск не признали.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые заявления не подлежат удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административных исков.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Специальным федеральным законом, содержащим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данным Федеральным законом устанавливаются полномочия органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, принимают нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 N 206, от 2 апреля 2020 года N 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить соответствующую территорию в границах субъекта Российской Федерации, на которую предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на этой территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (с учетом предусмотренных указами исключений); установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 129 для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности, установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования. Кабинету Министров Республики Татарстан предписано обеспечить принятие мер по предотвращению завоза и распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных данному органу государственной власти вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административных истцов об установлении в пунктах 4-11 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 ограничений, носящих явно неадекватный характер, не обусловленных предотвращением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), суд приходит к следующему.
Решением Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7, от 30 марта 2020 года N 9 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, продолжительностью 14 календарных дней со дня их прибытия; принять меры по введению режима повышенной готовности, введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции; обеспечить контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) персоналом транспортно-пересадочных узлов, транспортных средств и других мест с массовым пребыванием людей. На граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Главным санитарным врачом Республики Татарстан в зависимости от складывающейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации в адрес Премьер-министра Республики Татарстан Песошина А.В. направлялись предложения о введении ограничительных мероприятий на территории Республики Татарстан (от 18 марта 2020 года N 04/6809, от 27 марта 2020 года N 04/7957, от 30 марта 2020 года N 06/8112, от 20 апреля 2020 года N 04/4418).
Следовательно, вопреки доводам административных истцов предусмотренные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 ограничительные и иные мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности, предусмотренные в пунктах 4-11 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 N 374, от 17 мая 2020 года N 398, нельзя признать чрезмерными.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 N 374, от 17 мая 2020 года N 398 в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав несовершеннолетнего Никишина А.Ю., Нигаматзянова Т.Т.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений Никишина Юрия Александровича, действующего от имени и в интересах несовершеннолетнего сына Никишина Александра Юрьевича, Нигаматзянова Тимура Томасовича к Кабинету Министров Республики Татарстан, Песошину Алексею Валерьевичу о признании недействующими пунктов 4-11 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 N 374, от 17 мая 2020 года N 398 отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 г. N 3а-397/2020/3а-404/2020
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 11 ноября 2020 г.
Кассационным определением СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. N 8а-3410/2021[88а-5544/2021] настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения