Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 3. Порядок досудебного разрешения споров с участниками платежной системы Банка России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы по вопросам, связанным с предоставлением операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг в рамках платежной системы Банка России

Приложение 3
к Положению Банка России
от 24 сентября 2020 года N 732-П
"О платежной системе Банка России"

 

Порядок
досудебного разрешения споров с участниками платежной системы Банка России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы по вопросам, связанным с предоставлением операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг в рамках платежной системы Банка России

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2021 г.

 

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 апреля 2022 г. - Указание Банка России от 23 декабря 2021 г. N 6030-У

См. предыдущую редакцию

1. В случае возникновения спора, связанного с предоставлением Банком России операционных услуг, услуг платежного клиринга, расчетных услуг, прямые участники обязаны направить претензию в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника.

Претензия должна быть составлена на русском языке, подписана руководителем (лицом, его замещающим) либо лицом, уполномоченным распоряжаться денежными средствами, прямого участника, направившего претензию при возникновении спора (далее - заявитель), заверена печатью (при наличии) заявителя и содержать следующую информацию:

полное наименование (фирменное - при наличии) заявителя в соответствии с его учредительными документами;

фактическое место нахождения постоянно действующего исполнительного органа заявителя;

БИК заявителя;

номер банковского (корреспондентского) счета (субсчета) заявителя;

изложение обстоятельств, на которых основана претензия, с указанием ссылок на федеральные законы, нормативные акты Банка России, договор счета, иные документы, требования и (или) условия которых были нарушены по мнению заявителя.

К претензии могут быть приложены документы, содержащие сведения, подтверждающие обстоятельства, на которых основана претензия.

Претензия может также содержать предложение о создании согласительной комиссии для разрешения спора.

При возникновении у косвенного участника оснований для предъявления претензии претензия представляется прямым участником - заявителем.

В случае возникновения спора, связанного с предоставлением ОПКЦ СБП операционных услуг, услуг платежного клиринга для сервиса быстрых платежей, заявители - участники СБП направляют претензию в адрес ОПКЦ СБП, копию претензии направляют в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника. Прием, рассмотрение претензии и принятие решения по ней, а также уведомление заявителей о принятом решении осуществляется ОПКЦ СБП в соответствии с договором, предусмотренным частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", заключенным между участником СБП и ОПКЦ СБП.

В случае принятия ОПКЦ СБП решения об отказе в признании претензии заявитель может направить претензию в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника. Претензия рассматривается подразделением Банка России, обслуживающим счет участника, в соответствии с пунктами 2 - 8 настоящего приложения.

В случае досудебного урегулирования споров между банком плательщика и банком получателя, являющимися участниками СБП, связанных с совершением (отказом от совершения) платежей плательщиком или получателем средств с использованием СБП (за исключением осуществления ТПСБП), с использованием автоматизированной системы, предоставленной ОПКЦ СБП в соответствии с договором об оказании операционных услуг, услуг платежного клиринга, предусмотренным частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", заключенным участником СБП с ОПКЦ СБП, перевод денежных средств по результатам процесса досудебного урегулирования споров осуществляется на основании поручения для СБП, составленного Банком России.

Для урегулирования споров между банком плательщика и банком получателя при осуществлении ТПСБП, связанных с совершением (отказом от совершения) платежей плательщиком или получателем средств с использованием СБП, заявитель может направить претензию в Банк России.

2. Претензия представляется в двух экземплярах, на одном из которых не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления, проставляются штамп и подпись работника подразделения Банка России с указанием фактической даты приема претензии, после чего претензия возвращается заявителю в качестве подтверждения приема претензии.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 апреля 2022 г. - Указание Банка России от 23 декабря 2021 г. N 6030-У

См. предыдущую редакцию

3. По результатам рассмотрения претензии подразделение Банка России, обслуживающее счет участника, в срок не позднее тридцати календарных дней после дня приема претензии, сообщает заявителю в письменном виде об одном из следующих решений:

об удовлетворении претензии (в полном объеме или частично);

об отказе в признании претензии;

о создании согласительной комиссии для рассмотрения претензии.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 апреля 2022 г. - Указание Банка России от 23 декабря 2021 г. N 6030-У

См. предыдущую редакцию

4. Рассмотрение претензии может быть приостановлено подразделением Банка России, обслуживающим счет участника, в случае необходимости получения дополнительных документов или сведений. С этой целью подразделение Банка России, обслуживающее счет участника, направляет заявителю предложение о представлении дополнительных документов или сведений с указанием срока их представления.

В случае неполучения необходимых документов или сведений к сроку, указанному в предложении Банка России, претензия рассматривается подразделением Банка России, обслуживающим счет участника, на основании имеющихся документов в течение десяти рабочих дней с даты, следующей за датой окончания срока, указанного в предложении Банка России.

Срок рассмотрения претензии может быть однократно продлен на не более чем тридцать календарных дней при необходимости получения сведений по претензии у оператора иностранной платежной системы, с которым заключен договор о взаимодействии в целях осуществления ТПСБП.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 апреля 2022 г. - Указание Банка России от 23 декабря 2021 г. N 6030-У

См. предыдущую редакцию

5. В состав согласительной комиссии включается равное количество представителей Банка России, в том числе представителей подразделения, обслуживающего счет участника, и заявителя, но не более пяти человек с каждой стороны. В состав согласительной комиссии также могут включаться независимые специалисты (не более пяти человек) из организаций, не представляющих какую-либо из сторон, вопросы деятельности которых затронуты в претензии, в том числе вопросы передачи сообщений по каналам связи и обеспечения защиты информации.

В случае рассмотрения претензии к ОПКЦ СБП в состав согласительной комиссии включаются представители ОПКЦ СБП.

В случае рассмотрения претензии при осуществлении ТПСБП в соответствии с договором о взаимодействии с оператором иностранной платежной системы в состав согласительной комиссии могут быть включены представители оператора иностранной платежной системы.

6. Согласительная комиссия создается на срок до десяти рабочих дней. В случае необходимости на основании совместного решения Банка России и заявителя срок работы согласительной комиссии может быть продлен до тридцати рабочих дней.

7. Работа согласительной комиссии проходит в два этапа.

На первом этапе осуществляется сбор подразделением Банка России, обслуживающим счет участника, и заявителем необходимых документов, сведений об обстоятельствах, послуживших основанием для предъявления претензии.

На втором этапе на основании собранных на первом этапе материалов комиссия осуществляет рассмотрение обстоятельств, послуживших основанием предъявления заявителем претензии, и выносит свое решение по результатам рассмотрения претензии путем голосования.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 апреля 2022 г. - Указание Банка России от 23 декабря 2021 г. N 6030-У

См. предыдущую редакцию

8. По итогам работы согласительной комиссией составляется акт, содержащий следующие сведения:

описание фактических обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии;

описание мероприятий, проведенных членами согласительной комиссии;

вывод по результатам работы согласительной комиссии и его обоснование;

решение об удовлетворении претензии заявителя (в полном объеме или частично) либо об отказе в удовлетворении претензии заявителя, принятое по результатам рассмотрения претензии.

Члены согласительной комиссии, не согласные с решением, вправе изложить особое мнение в произвольной форме, которое прикладывается к акту. В случае несогласия с решением более чем двух членов согласительной комиссии решение по результатам рассмотрения претензии считается не принятым.

Акт составляется на русском языке в двух экземплярах, подписывается всеми членами согласительной комиссии, в том числе имеющими особое мнение, и предоставляется подразделению Банка России, обслуживающему счет участника, и заявителю.