Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона обусловлен истечением 31 декабря 2020 года действия Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и, как следствие, прекращением применения потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Прожиточный минимум предназначается, в том числе для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам и др.
Проектом федерального закона предлагается изменить методику расчета прожиточного минимума исходя из величины медианного среднедушевого дохода, а также изменить методику расчета минимального размера оплаты труда - с учетом значения медианной заработной платы.
В соответствии со статьей 1 законопроекта "медианный среднедушевой доход" является величиной денежного дохода, исчисляемой ежегодно федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем отмечаем, что законопроектом не приводятся критерии, которыми должен руководствоваться названный федеральный орган при исчислении указанной величины, что создает для последнего широкие пределы усмотрения. Таким образом, данная норма не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности, о соблюдении которого неоднократно указывалось в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, от 23 июня 2020 года N 28-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П).
Обращаем внимание, что статьей 2 законопроекта вводится новый термин "медианная заработная плата", который в настоящее время в законодательстве Российской Федерации не применяется и законопроектом не раскрывается.
Замечаний юридико-технического характера по проекту федерального закона не имеется.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.