Заслушав информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Национальный проект "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - национальная программа) реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" для решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели "цифровая трансформация", в соответствии с которыми национальная программа будет скорректирована.
В рамках национальной программы в 2018-2020 годах реализовывалось шесть федеральных проектов в сферах нормативного регулирования цифровой среды, создания информационной инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности, поддержки цифровых технологий, обеспечения кадровыми ресурсами цифровой экономики, а также цифрового государственного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" сформирован федеральный проект "Искусственный интеллект", начало реализации которого планируется с 2021 года.
По предложению Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется разработка нового федерального проекта "Цифровой регион", направленного на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, социальной сфере, сфере государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации.
Общий объем финансирования национальной программы в 2019-2024 годах составляет 1 107 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 930,2 млрд рублей, внебюджетных источников - 173,9 млрд рублей.
По итогам 2019 года уровень исполнения сводной бюджетной росписи составил 73,4 процента, не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 26,8 млрд рублей (26,6 процента). На 1 октября 2020 года объем использованных средств федерального бюджета на реализацию национальной программы составил 20,6 процента.
Согласно проекту федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" бюджетные ассигнования запланированы в 2021 году в объеме 156,3 млрд рублей, в 2022 году - 211,3 млрд рублей, в 2023 году - 191,1 млрд рублей.
В субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы и проекты в сфере цифровой экономики. Большинство региональных проектов осуществляется по направлениям, аналогичным направлениям, по которым осуществляются федеральные проекты национальной программы. В связи с корректировкой паспортов федеральных проектов национальной программы требуются внесение соответствующих изменений в региональные проекты, утверждение новых показателей и методик их расчетов.
За время реализации национальной программы сформировались условия для масштабной системной цифровой трансформации отраслей и секторов экономики. В период пандемии новой коронавирусной инфекции активизировались процессы цифровизации, усилилась поддержка развития цифровых технологий, цифровой трансформации компаний, государственного управления, образования, медицины, возросла социальная функция цифровых технологий и сервисов.
Вместе с тем принятые меры по сдерживанию распространения новой коронавирусной инфекции выявили нерешенную проблему цифрового неравенства, необходимость обеспечения повсеместного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и подключения к ней социально значимых объектов.
Актуальность приобрела задача разработки и поддержки отечественного программного обеспечения, включая мессенджеры и корпоративные платформы для обучения и работы.
Кроме того, в условиях востребованности онлайн-сервисов повысились требования к уровню защиты информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе персональных данных.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации".
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, следующие проекты федеральных законов:
N 614271-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи";
N 992331-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных";
N 946734-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
N 613239-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
N 974103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации";
N 747513-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)";
N 657361-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)";
N 514780-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации" (о создании информационной системы проверки сведений об абоненте).
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить разработку федерального проекта "Цифровой регион" для рассмотрения на президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам в 2021 году и включения в национальную программу;
разработать единый регламент работы с обращениями субъектов персональных данных о противоправных действиях в отношении их персональных данных в целях внесения изменений в нормативные правовые акты в части усиления ответственности за указанные действия;
рассмотреть вопрос о разработке нормативных правовых актов в части установления требований к данным, используемым в электронном виде, и системе управления ими;
проработать вопрос о создании региональных центров компетенций по координации ведомственных программ цифровой трансформации;
рассмотреть целесообразность разработки единой системы управления цифровой трансформацией в субъектах Российской Федерации;
оценить потребность в разработке стратегии развития сетей связи сроком на 10 лет, определив объемы использования компонентов сетей связи, включая оптическое волокно отечественного производства;
рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение работ по внедрению федеральных информационных систем, включая работы по интеграции федеральных и региональных информационных систем, а также на обучение специалистов по работе с федеральными информационными системами;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации о проведении эксперимента по организации предоставления государственных услуг и иных сервисов в банках.
4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о разработке комплекса мероприятий по цифровой трансформации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и дальнейшей его интеграции в современный цифровой контур в сфере государственного управления;
проработать вопрос о включении мероприятий, направленных на реализацию концепции развития информационно-телекоммуникационной платформы "Цифровой Совет Федерации", в федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы в 2021-2024 годах;
рассмотреть возможность уточнения целей национальной программы, определив достижение общественно значимых результатов как приоритетную;
разработать методические рекомендации по цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации;
разработать четкие механизмы контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию национальной программы;
рассмотреть вопрос о разработке системы мониторинга процесса цифровой трансформации, включая систему показателей "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, единую на федеральном, региональном и местном уровнях;
проработать вопрос о включении в национальную программу целевого показателя "доля использования продукции отечественного производства";
обеспечить согласование с субъектами Российской Федерации показателей национальной программы и общественно значимых результатов ее реализации, а также внесение в кратчайшие сроки соответствующих изменений в паспорта федеральных проектов национальной программы;
проработать вопрос об утверждении новых методических рекомендаций по расчету показателей региональных проектов и сроков заключения дополнительных соглашений;
продолжить работу по обеспечению защиты персональных данных пациентов при проведении телемедицинских консультаций;
предусматривать при создании федеральных информационных систем возможность их интеграции с региональными информационными системами;
проработать вопрос о предоставлении операторам подвижной радиотелефонной связи недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры связи, созданным за счет средств федерального бюджета;
рассмотреть возможность увеличения доли целевого набора абитуриентов из субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Арктической зоны Российской Федерации, в образовательные организации высшего образования с последующим трудоустройством в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также количества дистанционных курсов в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики";
проработать вопрос создания и развития отечественных спутниковых систем наблюдения за окружающей средой для использования на территории Арктической зоны Российской Федерации;
уделить при рассмотрении вопроса о развитии программы по переходу на цифровое эфирное телевизионное вещание особое внимание населенным пунктам, расположенным вне зоны охвата сетью эфирной цифровой наземной трансляции;
рассмотреть возможность включения в федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы мероприятия по реализации в 2021-2022 годах пилотного проекта "Цифровой Ускат" в рамках проекта "Цифровой Обь-Иртышский бассейн", предусмотрев в 2021-2022 годах для этих целей из федерального бюджета субсидии бюджету Кемеровской области - Кузбасса;
представлять на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике информацию о ходе реализации национальной программы один раз в полугодие с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года.
5. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при участии Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработать концепцию развития информационно-телекоммуникационной платформы "Цифровой Совет Федерации".
6. Комитету Совета Федерации по экономической политике:
заслушивать на заседании комитета информацию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе реализации национальной программы один раз в полугодие с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года;
проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
18 ноября 2020 г.
N 493-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 ноября 2020 г. N 493-СФ "О ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации"
Вступает в силу с 18 ноября 2020 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 47 ст. 7394