2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации использовать Методические рекомендации при организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, отдыха и трудовой деятельности граждан в организациях различных форм собственности на территории субъектов Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить заместителя Министра спорта Российской Федерации М.В. Томилову.
Министр |
О.В. Матыцин |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минспорта России
от 25 сентября 2020 г. N 718
Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, отдыха граждан и в организациях различных форм собственности
1. Общие положения
Методические рекомендации представляют собой совокупность положений, определяющих основные параметры развития физкультурно-спортивной работы в муниципальных образованиях, исходя из прогнозной численности населенного пункта, категории населенного пункта, количества имеющихся и необходимых объектов спорта, кадрового и ресурсного обеспечения физкультурно-спортивной работы.
Методические рекомендации отображают необходимый перечень нормативных документов, определяющих порядок формирования физкультурно-спортивной работы в муниципальном образовании.
В ходе организации физкультурно-спортивной работы в муниципальном образовании определены рекомендации по активизации занятий физической культурой и спортом, вовлеченности населения в спортивно-массовые мероприятия и их сопровождение в части организационной деятельности и ресурсного обеспечения.
Методические рекомендации направлены на обеспечение создания комфортной среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию муниципальных образований в части привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом, активному здоровому образу жизни, через развитие уличной детской спортивно-игровой и спортивной инфраструктуры.
2. Определение прогнозной численности населенного пункта
Для более точного планирования развития инфраструктуры спортивных сооружений и видов спортивно-оздоровительных услуг для населения необходим прогноз численности и структуры населения каждого муниципального образования. Для этого необходимо обратиться к методикам расчёта этих показателей.
Прогнозные значения численности населения можно определить с помощью среднего абсолютного прироста и среднего коэффициента роста.
Прогнозирование по формуле среднего абсолютного прироста используется в том случае, если принимается допущение, что с каждым годом численность населения изменяется на одно и то же значение. При этом прогноз рассчитывается по формуле:
где
S(o) - численность населения на начало периода;
t - период прогноза;
d(ср) - средний абсолютный прирост;
S(t) - численность населения на прогнозируемый период.
Прогнозирование с помощью среднего коэффициента роста осуществляется тогда, когда предполагается, что численность населения с каждым годом изменяется в одно и то же число раз. В этом случае прогнозное значение рассчитывается по формуле:
где
S(o) - численность населения на начало периода;
t - период прогноза;
K(ср) - средний коэффициент роста;
S(t) - численность населения на прогнозируемый период.
Прогнозы на основе показателей естественного и механического движения населения
Данный подход основывается на гипотезе, что сложившиеся тенденции в движении населения в прошлом сохранятся в будущем на период прогнозирования.
Прогнозная численность населения может быть рассчитана на основе коэффициента общего прироста населения по формуле:
;
где
S(o) - численность населения на начало периода;
S(t) - численность населения на прогнозируемый период;
t - период прогноза;
К(общ.прироста) - коэффициент общего прироста:
.
(P-У) - естественный прирост населения; (Р - рост; У - убыль)
(П-В) - механический прирост населения; (П - прибыл; В - выбыл)
Sср - средняя численность населения.
Метод передвижки возрастов прогнозирует численность населения возрасте х+1 на основе анализа таблиц смертности по формуле:
где
- численность населения в возрасте х лет,
- коэффициент дожития.
3. Определение категории населенного пункта
Исходя из действующих в России принципов территориальной организации местного самоуправления, за территориальную единицу, на которой осуществляется местное самоуправление, принято муниципальное образование.
Муниципальное образование - населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения. Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания восьми видов муниципальных образований. Муниципальные образования одних видов входят в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации.
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Основные характеристики типов муниципальных образований:
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ);
городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ);
муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ);
городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ);
городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования (абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ);
внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением (абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ);
внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ).
Важной характеристикой муниципального образования является не только численность населения, но и плотность населения, так как она в значительной мере влияет на формирование и развитие инфраструктуры муниципального образования, в том числе спортивных сооружений.
К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ).
К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ).
4. Определение необходимой обеспеченности населенного пункта объектами спорта
4.1 Определение объектов спорта по видам
Алгоритм расчета обеспеченности населенного пункта объектами спорта, позволяет определить какие из них могут подходить тому или иному муниципальному образованию, в зависимости и от структуры и численности населения, а также других факторов.
Необходимо провести тщательный анализ состояния здоровья граждан и на этой основе определить группы здоровья в каждой возрастной подгруппе:
- группа Д-1 - категория абсолютно здоровых граждан;
- группа Д-2 - категория граждан, обладающих незначительными недугами, не запрещающими им заниматься физкультурой и спортом;
- группа Д-3 - категория граждан, имеющих достаточно серьёзные заболевания.
(классификация предложена "Лигой здоровья нации").
Численность и плотность населения на территории муниципального образования, имеют значение, но этого недостаточно для определения структуры и объёма спортивных сооружений. Оценка здоровья граждан позволит определиться с характером и направленностью спортивных сооружений.
При таком подходе создана классификация спортивных сооружений, предназначенных для каждой из 9-ти групп населения, стратифицированных как по возрасту, так и по состоянию здоровья.
1. "Группа А" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-1.
(А х 100%) / N =% (дети и молодёжь со здоровьем группы Д-1)
2. "Группа Б" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-2.
(Б х 100%) / N =% (дети и молодёжь со здоровьем группы Д-2)
3. "Группа В" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-3.
(В х 100%) / N =% (дети и молодёжь со здоровьем группы Д-3)
4. "Группа Г" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30 - 59 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-1.
(Г х 100%) / N =% (граждане среднего возраста со здоровьем группы Д-1)
5. "Группа Д" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-2.
(Д х 100%) / N =% (граждане среднего возраста со здоровьем группы Д-2)
6. "Группа Е" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-3.
(Е х 100%) / N =% (граждане среднего возраста со здоровьем группы Д-3)
7. "Группа Ж" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-1.
(Ж х 100%) / N =% (граждане старшего возраста со здоровьем группы Д-1)
8. "Группа З" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-2.
(З х 100%) / N =% (граждане старшего возраста со здоровьем группы Д-2)
9. "Группа И" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-3.
(И х 100%) / N =% (граждане старшего возраста со здоровьем группы Д-3)
Спортивное сооружение (далее с/с) - специально построенное и соответственно оборудованное сооружение крытого или открытого типа, обеспечивающее проведение учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований по различным видам спорта, активный отдых и реабилитацию, связанных с занятиями физической культурой и спортом.
Классификация спортивных сооружений
По структуре населенных мест выделяют следующие группы с/с:
1. Микрорайонные (обслуживающие население микрорайона или группы жилых домов, или отдельного дома).
2. Районные (обслуживают жилой район)
3. Межрайонные (обслуживают несколько районов)
4. Общегородские (обслуживают население всего города, поселка)
5. Региональные (обслуживают население субъекта или региона)
6. Федеральные
По характеру использования и специфике назначения:
1. Спортивно-зрелищное сооружение - сооружения, имеющие специальные места для зрителей, представляющих собой трибуны или отдельные ряды при обеспечении нормальной видимости и необходимых условий эвакуации (в помещении - 500 мест и более; на открытом воздухе - 1500 и более). К ним относятся стадионы, Дворцы спорта, универсальные площадки, велодромы, автомотодромы, лыжные и горнолыжные стадионы и другие спортивные сооружения, имеющие трибуны, скамейки, стулья, места для стояния.
2. Учебно-тренировочные сооружения - сооружения, предназначенные для учебно-тренировочного процесса. К учебно-тренировочным сооружениям относятся спортивные базы общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и специального образования и тренировочные центры подготовки спортсменов. Независимо от наличия зрительских мест все сооружения для гребного, парусного, лыжного, горнолыжного, санно-бобслейного, стрелкового, конькобежного, конного (за исключением ипподромов), шахматного и шашечного спорта относятся к учебно-тренировочным.
3. Физкультурно-оздоровительные сооружения - сооружения, предназначенные для проведения физкультурно-оздоровительных работ и активного отдыха населения. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется на всех сооружениях, где занятия не требуют специальной подготовки и не представляют опасности для жизни и здоровья занимающихся.
4. Учебно-спортивные, предназначенные для проведения учебных и тренировочных занятий (спортивные базы учебных заведений, центры подготовки).
5. Демонстрационные, рассчитанные на проведение соревнований с привлечением зрителей (спортивные сооружения, имеющие места для зрителей).
6. Для активного отдыха населения (отдельные с/с, базы отдыха).
7. Специальные (для занятий с детьми, для лечебно-оздоровительных целей).
По размеру:
Малые физкультурно-спортивные организации - средняя численность сотрудников - менее 50 человек.
Средние физкультурно-спортивные организации - по критерию численности сотрудники колеблются от 100 до 300 человек.
Крупные - работают более 300 человек.
По архитектурно-планировочным особенностям:
Объемные (крытые).
Плоскостные (открытые - на открытом воздухе).
Специально построенные с/с - сооружения, построенные по специально разработанному архитектурному проекту, согласно строительным нормам, на специально отведенном земельном участке.
Приспособленные с/с - сооружения, построенные при несоблюдении строительных норм по спортивным сооружениям, которые переоборудованы под спортивные сооружения.
Отдельно стоящими - здания сооружений, построены отдельно.
Встроенными - сооружения встроены в здания спортивного или другого назначения.
По количеству видов спорта:
Отдельные - для одного вида спорта или для нескольких при условии трансформации (смены) оборудования.
Комплексные - состоящие из нескольких отдельных, объединенной одной территорией или находящихся в одном здании.
По функциональному назначению:
по видам спорта (плавательный бассейн, волейбольная площадка, зал борьбы и т.д.)
По объемно-планировочной конструкции различают:
Открытые с/с - это сооружения, в которых соревнования и учебно-тренировочные занятия проводятся под открытым небом.
Крытые с/с - это сооружения, в которых соревнования и учебно-тренировочные занятия проводятся в крытых залах, манежах, бассейнах, Дворцах спорта и т.п. Сооружения с навесом, в которых соревнования и учебно-тренировочные занятия проводятся на открытом воздухе, относятся к крытым сооружениям.
Отдельные |
Комплексные |
||
Открытые |
Крытые |
Открытые |
Крытые |
Площадки по видам спорта Поля: для футбола, регби, хоккея с мячом, конного спорта, стрельбы из лука. Сектора по видам легкой атлетики Дорожки: л/а, конькобежные. Кроссовые дистанции. Лыжные базы. Горнолыжные базы. Санные трассы. Лыжные трамплины. Велотреки. Конные манежи. Стрелковые тиры. Стрелковые стенды. Бассейны. |
Спортивные залы. Манежи: (л/а, конные, для стрельбы из лука) Велодромы. Гребной бассейн. Стрелковый тир. Шахматно-шашечный клуб. Теннисные корты. Катки: (для массового катания, хоккея с мячом). |
Стадионы. Спортивные ядра. Комплексные спортивные площадки. Комплексные бассейны. Спортивные базы для пятиборья. Стрельбища. Лыжные стадионы. Гребные каналы. Яхт-клубы. Конноспортивные базы. |
Крытые стадионы. Дворцы спорта. Многозальные спортивные корпуса. Комплексные бассейны. Универсальные спортивные залы. Дома физкультуры Стрельбища с крытыми и полукрытыми тирами. |
По форме собственности физкультурно-спортивные организации делятся на:
Государственные - имеющие учредителями какие-либо органы государственного управления.
Муниципальные - имеющие учредителями какие-либо органы муниципального управления.
Частные - созданные на основе частной собственности, то есть принадлежащие физическим или юридическим лицам.
Организации, находящиеся в собственности общественных организаций
По отношению к получению прибыли физкультурно-спортивные организации подразделяются на:
Некоммерческие (не имеющие в качестве основной цели получение и распределение полученной прибыли, но имеющими права осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей). Например, спортивные секции, группы, созданные на базе общеобразовательных учебных заведений, вузов, предприятий различных форм собственности.
Коммерческие (созданные для получения прибыли и ее распределения между участниками)
Все спортивные сооружения условно делят на 6 категорий:
категория А - спортивные сооружения для международных соревнований;
категория В - тренировочные сооружения для профессионального спорта высших достижений;
категория С - спортивные и развлекательные сооружения в черте города;
категория D - спортивные и развлекательные сооружения за городской чертой и в лесопарковой зонах;
категория Е - спортивные и развлекательные сооружения в туристических центрах;
категория F - сооружения для соревнований и тренировок по специализированным видам спорта.
Существуют и внекатегорийные спортивные сооружения - наиболее крупные и построенные по индивидуальному проекту.
Каждое отдельное с/с структурно состоит из трех элементов:
Основное спортивное сооружение - сооружение, где непосредственно проходят соревнования и учебно-тренировочные занятия. Объемно-планировочные размеры, покрытия, разметка и оборудование основного сооружения должны соответствовать государственным строительным нормам, правилам соревнований соответствующих спортивных федераций и действующему табелю спортивного оборудования и инвентаря спортивных сооружений.
Вспомогательные с/с - сооружения, предназначенные для обслуживания занимающихся и участников соревнований. К вспомогательным сооружениям относятся помещения для обслуживания занимающихся, помещения и сооружения инженерно-технических служб, хозяйственные и подсобные, административные, врачебно-медицинские, предназначенные для судей, представителей СМИ, сотрудников органов безопасности (пожарной охраны и милиции).
Сооружения для зрителей - это трибуны (стационарные или трансформируемые), ряды сидений (стульев, скамеек) и места для стояния, располагаемые у основного сооружения (спортивного ядра, поля, площадки, зала, бассейна и т.д.) и другие помещения для обслуживания (павильоны, фойе, буфеты, кафе, санузлы и т.п.).
4.2 Расчет количества объектов спорта по видам
При принятии решений по оптимальному размещению на территории субъектов Российской Федерации объектов спорта рекомендуется учитывать:
а) критерии минимально допустимого уровня обеспеченности объектами спорта и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов спорта для населения;
б) критерии доступности услуг по физической культуре и спорту, оказываемых населению;
в) существующая обеспеченность населения объектами спорта;
г) существующий уровень доступности для населения услуг по физической культуре и спорту;
д) специфика территории (численность населения, плотность населения, демографический состав, природно-климатические, географические условия, состояние дорожной и транспортной инфраструктуры, социально-экономические особенности развития);
е) тенденции изменения на территории численности населения, относящего к различным категориям потребителей услуг по физической культуре и спорту, оказываемых населению;
ж) приоритеты пространственного развития в части изменения функционального назначения территорий, размещения новых и реконструкции существующих жилых и общественных территорий;
з) возможности сокращения или неувеличения объемов расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для выполнения задач, поставленных в Указе Президента об увеличении доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%, а также для эффективной реализации своих полномочий в области физической культуры и спорта органам местного самоуправления необходимо провести тщательный анализ состояния здоровья граждан и на основе предложенных трёх групп здоровья (группа Д-1 - категория абсолютно здоровых граждан; группа Д-2 - категория граждан, обладающих незначительными недугами, не запрещающими им заниматься физкультурой и спортом, группа Д-3 - категория граждан, имеющих достаточно серьёзные заболевания) в каждой возрастной подгруппе (дети и молодежь (возраст 3-29 лет), граждане среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), граждане старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет)) может быть создана классификация спортивных сооружений, предназначенных для каждой из 9-ти групп населения, стратифицированных как по возрасту, так и по состоянию здоровья:
1. "Группа А" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-1
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные Межрайонные Региональные Федеральные |
Учебно-тренировочные Физкультурно-оздоровительные Учебно-спортивные Специальные |
Малые Средние Крупные |
Объемные Плоскостные Специально построенные Отдельно стоящие |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие Коммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - поля: для футбола, хоккея с мячом, конного спорта, лыжные базы, горнолыжные базы, велотреки, конные манежи, стрелковые тиры, бассейны. Спортивные залы - манежи: (л/а, конные), велодромы, гребной бассейн, шахматно-шашечный клуб, теннисные корты, катки: (для массового катания, хоккея с мячом). Стадионы, комплексные спортивные площадки, спортивные базы для пятиборья, стрельбища, лыжные стадионы, гребные каналы, яхт-клубы, конноспортивные базы. Крытые стадионы, Дворцы спорта, многозальные спортивные корпуса, универсальные спортивные залы, Дома физкультуры. |
2. "Группа Б" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-2
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные Межрайонные |
Физкультурно-оздоровительные Учебно-спортивные Для активного отдыха населения Специальные |
Малые Средние |
Объемные Плоскостные Приспособленные |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие Коммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - поля (для футбола, хоккея с мячом, стрельбы из лука), сектора по видам легкой атлетики, дорожки: л/а, лыжные базы, горнолыжные базы, велотреки, конные манежи, стрелковые тиры, бассейны. Спортивные залы - манежи (л/а, для стрельбы из лука), велодромы, стрелковый тир, шахматно-шашечный клуб, теннисные корты, катки (для массового катания, хоккея). Стадионы, комплексные спортивные площадки, комплексные бассейны, стрельбища, лыжные стадионы, конноспортивные базы. Крытые стадионы, Дворцы спорта, Многозальные спортивные корпуса, универсальные спортивные залы, Дома физкультуры. |
3. "Группа В" - доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-3
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные Общегородские |
Спортивно-зрелищное сооружение Физкультурно-оздоровительные Для активного отдыха населения Демонстрационные Специальные |
Малые Средние |
Объемные Плоскостные Приспособленные Встроенные |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - дорожки: л/а, лыжные базы, велотреки, стрелковые тиры, стрелковые стенды, бассейны. Спортивные залы - манежи, стрелковый тир, шахматно-шашечный клуб, катки (для массового катания). Стадионы, комплексные спортивные площадки, комплексные бассейны. Крытые стадионы, Дворцы спорта, Многозальные спортивные корпуса, универсальные спортивные залы, Дома физкультуры |
4. "Группа Г" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-1
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные Межрайонные Региональные Федеральные |
Учебно-тренировочные Физкультурно-оздоровительные Учебно-спортивные |
Малые Средние Крупные |
Объемные Плоскостные Специально построенные Отдельно стоящие |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие Коммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - поля (для футбола, хоккея с мячом, конного спорта, стрельбы из лука), сектора по видам легкой атлетики, дорожки: л/а, конькобежные, кроссовые дистанции, лыжные базы, горнолыжные базы, лыжные трамплины, велотреки, конные манежи, стрелковые тиры, бассейны. Спортивные залы - манежи: (л/а, конные), велодромы, гребной бассейн, стрелковый тир, шахматно-шашечный клуб, теннисные корты, катки. Стадионы, комплексные спортивные площадки, комплексные бассейны, спортивные базы для пятиборья, стрельбища, яхт-клубы, конноспортивные базы. Крытые стадионы, Дворцы спорта, многозальные спортивные корпуса, комплексные бассейны, универсальные спортивные залы, дома физкультуры. |
5. "Группа Д" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-2
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные Межрайонные |
Физкультурно-оздоровительные Учебно-спортивные Для активного отдыха населения Специальные |
Малые Средние |
Объемные Плоскостные Приспособленные |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие Коммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - поля (для футбола, хоккея с мячом, стрельбы из лука), сектора по видам легкой атлетики, дорожки: л/а, лыжные базы, горнолыжные базы, велотреки, конные манежи, стрелковые тиры, бассейны. Спортивные залы - манежи (л/а, для стрельбы из лука), велодромы, стрелковый тир, шахматно-шашечный клуб, теннисные корты, катки (для массового катания, хоккея). Стадионы, комплексные спортивные площадки, комплексные бассейны, стрельбища, лыжные стадионы, конноспортивные базы. Крытые стадионы, Дворцы спорта, Многозальные спортивные корпуса, универсальные спортивные залы, Дома физкультуры. |
6. "Группа Е" - доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-3
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные |
Спортивно-зрелищное сооружение Физкультурно-оздоровительные Для активного отдыха населения Демонстрационные Специальные |
Малые Средние |
Объемные Плоскостные Приспособленные Встроенные |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - дорожки: л/а, лыжные базы, велотреки, стрелковые тиры, стрелковые стенды, бассейны. Спортивные залы - манежи, стрелковый тир, шахматно-шашечный клуб, катки (для массового катания). Стадионы, комплексные спортивные площадки, комплексные бассейны. Крытые стадионы, Дворцы спорта, Многозальные спортивные корпуса, универсальные спортивные залы, Дома физкультуры. |
7. "Группа Ж" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-1
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные Межрайонные |
Спортивно-зрелищные Физкультурно-оздоровительные Демонстрационные Специальные |
Малые Средние |
Объемные Плоскостные Приспособленные Отдельно стоящие Встроенные |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - поля (стрельбы из лука), дорожки л/а, лыжные базы, велотреки, стрелковые тиры, стрелковые стенды, бассейны. Спортивные залы - манежи, велодромы, шахматно-шашечный клуб, катки (для массового катания). Стадионы, комплексные спортивные площадки, комплексные бассейны. Крытые стадионы, Комплексные бассейны, Универсальные спортивные залы. |
8. "Группа З" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-2
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные |
Физкультурно-оздоровительные Для активного отдыха населения Демонстрационные Специальные |
Малые Средние |
Объемные Плоскостные Приспособленные Отдельно стоящие |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие Коммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - поля (стрельбы из лука), дорожки л/а, лыжные базы, велотреки, стрелковые тиры, стрелковые стенды, бассейны. Спортивные залы - манежи, велодромы, шахматно-шашечный клуб, катки (для массового катания). Стадионы, комплексные спортивные площадки, комплексные бассейны. Крытые стадионы, Комплексные бассейны, Универсальные спортивные залы. |
9. "Группа И" - доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), в общей численности населения (N), относящихся по здоровью к группе Д-3
По структуре населенных мест |
По характеру использования |
По размеру |
По архитектурно-планировочным особенностям |
По количеству видов спорта |
По конструкции |
По форме собственности |
По отношению к получению прибыли |
Микрорайонные Районные |
Спортивно-зрелищное сооружение Физкультурно-оздоровительные Для активного отдыха населения Демонстрационные Специальные |
Малые Средние |
Объемные Плоскостные Приспособленные Встроенные |
Отдельные Комплексные |
Открытые Крытые |
Государственные Муниципальные Частные |
Некоммерческие |
Это могут быть: Площадки по видам спорта - дорожки л/а, лыжные базы, велотреки, стрелковые тиры, стрелковые стенды, бассейны. Спортивные залы - манежи, велодромы, шахматно-шашечный клуб, катки (для массового катания). Стадионы, комплексные спортивные площадки, комплексные бассейны. Крытые стадионы, Комплексные бассейны, Универсальные спортивные залы. |
5. Расчет численности кадрового обеспечения физкультурно-спортивной работы
Определение штатной численности структуры штатного расписания исходит из критерия выполняемых трудовых функций условно можно выделить следующие группы работников физкультурно-спортивных организаций:
1 - административно-управленческий персонал (директор (руководитель) и его заместители, администратор(ы), специалист по кадрам, юрисконсульт (специалист по правовой работе) и т.п.);
2 - обслуживающий персонал (медицинский персонал, персонал по эксплуатации объекта);
3 - педагогический персонал (старшие тренеры и тренеры, инструкторы-методисты, спортсмены-инструкторы, инструкторы по спорту, физической культуре и адаптивной физической культуре).
Основным критерием для определения штатной численности первых двух групп работников выступает категория объекта спорта, а для 3 группы работников, основной критерий - план комплектования организации, т.е., численность лиц, получающих физкультурно-спортивные услуги.
Численность педагогического персонала таким образом находится в прямой зависимости от объема выполняемых трудовых функций, поскольку чем больше группа занимающихся и тренера или инструктора, тем больший объем работы им выполняется. Таким образом, при разработке нормативов штатной численности указанной группы работников необходимо обращаться к методикам в области нормирования труда, утвержденными актами Минтруда России.
Подход к определению необходимой штатной численности государственных и муниципальных организаций в области физической культуры и спорта заключается в следующем: необходимая штатная численность определяется как сумма необходимого числа ставок для исполнения каждой из функций, которые признаны предметом ведения государственных и муниципальных организаций в области физической культуры и спорта на основании федерального и регионального законодательства.
Непосредственно расчет штатной численности работников государственных и муниципальных организаций в области физической культуры и спорта осуществляется на основе сформированного перечня функций, выполняемых организацией.
Расчет числа сотрудников государственных и муниципальных организаций физической культуры и спорта, необходимых для исполнения всех вмененных функций полномочий, осуществляется с использованием формулы:
,
где:
- число сотрудников государственных и муниципальных органов организаций физической культуры и спорта, необходимых для исполнения всех вмененных функций;
j - функция государственных и муниципальных организаций физической культуры и спорта;
- значение показателя реализации функции за год (число раз исполнения i-й функции за год), единиц
- показатель типовой нормы времени на исполнение i-й функции, часов;
- фонд рабочего времени за год, часов;
0.9 коэффициент, определяющий отпускной режим сотрудников государственных и муниципальных организаций физической культуры и спорта;
Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., установлен в размере 1.05 (подлежит верификации).
6. Рекомендации по составу локальных нормативных актов
Основной объем правового регулирования в области физической культуры и спорта, охватывающего вопросы обеспеченности населения объектами спорта и спортивными сооружениями, а также отдельных аспектов кадрового обеспечения занятий физической культурой по месту жительства, отдыха и работы граждан, приходится на подзаконное правовое регулирование, осуществляемое федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет цели и задачи, которые стоят перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в области территориального планирования.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование понимается как планирование развития территорий, в т.ч. для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Как следует из содержания ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особое значение в этой связи стоит уделить территориальному планированию субъекта Российской Федерации и муниципального района. ГрК Российской Федерации определяет общее назначение объектов регионального и местного значения, размещение которых должно быть запланировано в документах территориального планирования. Так, в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации определяется местоположение планируемого размещения объектов железнодорожного, водного, воздушного транспорта, а также автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; объектов, необходимых для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; образования; здравоохранения; физической культуры и спорта. В схеме территориального планирования муниципального района предусматривается размещение объектов следующего назначения: электро- и газоснабжение поселений; автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; объекты образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта; объекты, необходимые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
Критерии доступности объектов спорта (наличие необходимого количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности и осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения в рамках гарантированного (законодательно установленного) объема оказываемых гражданам государственных услуг с учетом потребности в государственных услугах в сфере физической культуры и спорта; полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг физкультурно-спортивными организациями в средствах массовой информации; наличие в физкультурно-спортивных организациях условий предоставления услуг инвалидам и другим лицам с учетом имеющихся у них стойких ограничений жизнедеятельности; возможность получения гражданами услуг физкультурно-спортивных организаций с учетом уровня их доходов и с учетом установления льгот для отдельных категорий граждан).
В целях обеспечения защиты социальных прав спортсменов, работников физической культуры, спорта и туризма, учитывая приоритетный характер физической культуры, спорта и олимпийского движения в деле оздоровления нации, сохранения спортивного потенциала и ценных тренерских кадров в Российской Федерации принят Указ Президента Российской Федерации от 22.05.1996 N 748 "О дополнительных социальных гарантиях спортсменам, работникам физической культуры, спорта и туризма". Данный Указ определил, что организация и финансирование дополнительного пенсионного обеспечения ветеранов спорта, работников физической культуры, спорта и туризма осуществляются без привлечения бюджетных ассигнований за счет добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц, а также иных поступлений, условия, размеры и порядок осуществления выплат гражданам, имеющим право на указанное дополнительное пенсионное обеспечение, определяются учредительными документами и договором между негосударственным пенсионным фондом и гражданами.
Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, и предусматривают создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовку спортивного резерва и повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
7. Рекомендации по активизации занятий физической культурой и спортом, вовлеченности населения в спортивно-массовые мероприятия
Независимо от категорирования населения работа по приобщению к физкультуре должна охватывать следующие направления:
- создание положительного имиджа сферы физической культуры и спорта как целостной структуры, улучшающую качество жизни граждан нашей страны;
- пропаганда деятельности Министерства спорта Российской Федерации, региональных Министерств и ведомств по развитию массового спорта и обновлению материально-технической базы;
- освещение спортивных достижений спортсменов высокого класса, представляющих свою страну, регион, город на российских и международных соревнованиях;
- пропаганда занятий массовым спортом, здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий;
- работа по привлечению спортсменов к участию в телевизионных и иных медийных проектах на общероссийских каналах и региональном телевидении, пропагандирующих здоровый образ жизни, создающий позитивный имидж физкультуры и спорта.
Для повышения качества физкультурно-спортивной деятельности и увеличения числа занимающихся в России предлагаем такой род социальной деятельности и такие эффективные инструменты воздействия на общественное сознание в соответствии с предложенной категоризацией:
Дети и молодежь (возраст 3-29 лет)
Прежде всего систему агитационно-массовой работы надо начинать среди родителей детей, учащихся, которая также решит задачу повышения уровня теоретических знаний в области физической культуры и спорта. Она может включать беседы о физической культуре, о видах спорта, культивируемых в городе, в муниципальном образовании, в поселке, предоставление информационного материала в виде программ, пособий, методик, в которых родителей необходимо информировать о возможностях занятия спортом и приобщения к физкультуре детей. В школе учащихся можно мотивировать, чтобы на уроках физкультуры они стали активными помощниками в проведении физкультурных занятий, учитывая интерес детей в классе и к спортивным мероприятиям, а как следствие - вовлечение в регулярные занятия спортом, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Чаще проводить внеклассные спортивно-массовые мероприятия: дни здоровья; школьная Спартакиада, которую можно проводить в трех возрастных группах (5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы) по мини-футболу, волейболу, баскетболу; спортивный праздник "Веселые старты" во всех возрастных группах; президентские состязания в 4, 7, 9 классах; военно-спортивная игра "Зарница" для учащихся 8-11 классов; лыжные эстафеты во всех возрастных группах; соревнования по подтягиванию, стрельбе и т.п.
Для решения задачи, связанной с созданием новых привлекательных форм организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства с детьми, подростками во внутригородских муниципальных образованиях, необходимо совершенствование системы обеспечения информацией населения, поиск и внедрение инновационных научно-методических разработок, технологий, благодаря которым реально увеличится количество подростков, как регулярных участников спортивных мероприятий и физкультурных занятий. Можно организовать на площадках ежедневную утреннюю гимнастику на открытом воздухе (в течение года) Еженедельно проводить на детских площадках спортивные развлечения с участием актива из числа старшеклассников, родителям с детьми организовывать туристические походы, походы выходного дня (ежемесячно), организовать физкультурно-оздоровительные праздники микрорайонов "Папа, мама и я - спортивная семья", "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!", "Малыш", "Нептун", "Золотая осень" (по календарному плану). Конечно необходимость улучшения инфраструктуры городских дворов, с целью вовлечения в спортивную деятельность слоев населения с невысоким достатком.
Для детей можно разработать компьютерные игры, дающих знания о всевозможных видах спорта, тем самым формирующим потребность в физическом воспитании, мотивации к занятиям в спортивных школах и секциях, показывая прямую зависимость обретения определенного статуса, репутации, популярности от личных достижений в соревнованиях.
Современные дети и молодежь проводят от двух до десяти часов ежедневно в виртуальной сети Интернет, которая влияет на формирование жизненных ориентиров и ценностей 1. Социальные сети, твиты и блоги оказывают сильное воздействие, поэтому данные формы коммуникации необходимо использовать для популяризации спорта и здорового образа жизни. Например, можно мотивировать детей и молодежь через "волевые" посты - акцентировать на значимости воли человека, рассказывая о современных людях инвалидах, которые, несмотря на физические ограничения, достигают спортивных высот. Так же действенны "эстетические" блоги - изображения, фотографии, видеоотчеты людей за определенный период времени, избавившихся от лишнего веса, сконструирующих свою фигуру. Можно использовать "страшилки" - твиты, посвященные последствиям курения, злоупотребления спиртных напитков, наркозависимых и любителей фаст-фуда. Часто всплывающие "рекламные" постеры, призывающие любить спорт и активный образ жизни, помогут на подсознательном уровне сформировать положительный образ и задуматься о физических занятиях.
Особой популярностью пользуются социальные сети. Социальная сеть - ВКонтакте. Ядро активной аудитории составляют люди в возрасте от 18 до 34 лет (из них до 18 лет - 24%, 18-24 - 37,9%, 25-34 - 31,9%), или 94% от всех посетителей сети, при этом ежемесячная аудитория насчитывает 54,6 млн человек, половина из которых публично активны. Они создают более 40 млн. сообщений в сутки. Авторы, разрабатывающие публичный контент, способствуют тому, что соцсети становятся все более актуальным показателем общественных настроений. Они позволяют уловить "живые" общественные проблемы. Компания BrandAnalytics определила наиболее интересные для пользователей темы публичных сообщений, основываясь на данных самых популярных в России соцсетей. Наиболее увлекательными, на наш взгляд, являются темы "Сами создают новости" и "Новости и их обсуждение". В первой размещаются информация, фото и видео с места событий - о спортивных мероприятиях и других интересных событиях. Этот тип сообщений набирает обороты благодаря широкому распространению мобильных средств доступа в Интернет. Второй тип сообщений содержит репосты новостей общественно значимых событий и их обсуждение. Число подобных сообщений зависит от информационного фона: во время резонансных событий (например, Олимпийских игр) количество обсуждений резко увеличивается. 2 Тем не менее возможности Интернета и web-ресурсов в пропаганде физической культуры и спорта используются в нашей стране не в полной мере. Авторы предлагают использовать инфографику - вид современного графического дизайна, используется в основном как иллюстрация для СМИ, в том числе электронных. Инфографика - это способ подачи любой информации в виде обобщенных данных, предлагаемых зрителю в графической форме, которая преобразовывает сложную информацию в графику, которая одновременно легка для восприятия и визуально привлекательна. При этом текст в инфографике присутствует, но как сопроводительный, а большая его часть заменяется графическими элементами. Всего одна страница инфографики может содержать столько же информации, сколько 1-2 страницы текста. Последние годы инфографика в спорте стала весьма популярной. Иногда один раз показать лучше, чем десять раз рассказать, тем более, когда на картинке умещаются мельчайшие детали, которые вряд ли увидишь со стороны. К Олимпиаде 2014 г. МОК присвоил РИА-Новости статус национального хост-агентства и фотопула Олимпийских игр "Сочи-2014". Совместно с агентством спортивных новостей Р-Спорт они разработали большое количество макетов интересной инфографики по спортивным сооружениям, а также интерактивной инфографики по всем видам спорта, представленных в Олимпиаде - (http://sochi2014.rsport.ru/sochi2014_info). Р-Спорт производит не только эксклюзивный информационный, но и мультимедиа контент (в т. ч. инфографику), а также имеет представительство в соцсетях Facebook, ВКонтакте, Twitter. Большое количество электронных журналов также имеют свой раздел инфографики, посвященный спортивной тематике, http://www.gazeta.ru/infographics, https://sport.mail.ru/infographics. Учитывая вышеизложенное, можно предложить конкурс (для студентов специальностей графического дизайна, молодых людей, работающих в сфере дизайна и т.п.) разработать собственный макет инфографики спортивной тематики. Процесс разработки и создания макетов инфографики обязательно вызовет интерес у молодежи, особенно если конкурс будет проводится в виде соревнования с вручением призов. Готовые макеты инфографики нужно размещать в социальных сетях, потому что работы, выполненные молодыми для молодых, имеют больше шансов заинтересовать.
Условия жизни в большом городе или мегаполисе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, общие понятия о социально-культурных ценностях, способы свободного времяпрепровождения. В обществе бытует мнение, что субкультура скорее негативно влияет на молодых людей, но есть определенные виды субкультур, которые транслируют положительную социальную активность и ценностные ориентиры. Приведем примеры некоторых из них: "Бэкпэкеры" стоят на стыке двух субкультур - музыкальной и туристической (напоминает чем-то субкультуру путешественников автостопом), которые путешествует за небольшие деньги без помощи туроператоров всего лишь с одним рюкзаком за плечами. "Стрейт Эдж", основой которого является идея самоконтроля, агитирует за здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя. "Натуристы (течение, в основе которого лежит максимальное приближение человека к природе для оздоровления тела и духа) проповедуют здоровый образ жизни, они не культивируют вредные привычки, с удовольствием занимаются спортом. "Яппи" - молодые люди, которые ведут активный деловой образ жизни городского профессионала, посещают фитнес-центры. 3
Важным результатом социальной рекламы, пропаганды физкультурного движения должно стать понимание физической культуры и спорта как социальной ценности.
Граждане среднего возраста (женщины; 30-54 года: мужчины: 30-59 лет)
Для данной категории населения необходима реализация кампании, направленной на привлечение максимального количества людей к выполнению рациональных двигательных режимов. Разъяснение населению практической значимости физической культуры и спорта в повседневной жизни каждого человека должно быть акцентировано на сохранение и укрепление здорового образа жизни народа, продление жизненного периода активного долголетия каждого человека, обеспечение должного уровня работоспособности населения страны. Здоровый образ жизни необходимо активно пропагандировать как в различных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека (баннеры, листовки, плакаты, видеоролики, всевозможные арт-объекты и любое другое воспроизведение идеи посредством искусства). Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, информацию можно преподносить с точки зрения лозунгов (например, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней).
Для граждан среднего возраста можно использовать метод массовой пропаганды - комбинированный метод, при использовании которого происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы человека. Примером служит проведение ежегодных пробежек за здоровый образ жизни и трезвость нации, проходящих в десятках городов. Например, "Кросс нации" - это самое массовое спортивное мероприятие в России, всероссийская лыжная гонка "Лыжня России" также ежегодно собирает огромное количество людей: молодых и старых, здоровых и не очень. Данные спортивные мероприятия нужно проводить в каждом городе. Также важны социальные проекты, направленные на популяризацию здорового образа жизни, в рамках которых проводятся многочисленные мероприятия, тренинги, лекции, занятия, акции. Примером служит акция "Меняй сигареты на конфеты", цель которой доказать, что от одной конфеты можно получить больше удовольствия, чем от одной выкуренной сигареты.
При этом для данной категории граждан важно сочетать различные формы пропагандистской деятельности в зависимости от типологии социальных групп внутри:
- физкультурно-спортивная работа на производстве, учитывая специфику профессиональной принадлежности
- в зонах отдыха, в местах массового отдыха (парки, скверы и т.п.)
- на спортивных объектах по месту жительства
- в общественных организациях.
Популяризация физической культуры и спорта может осуществляться следующими методами:
1. Организация пропагандистских публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации (статьи, передачи, репортажи с социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью); посредством рекламы.
2. Создание физкультурно-спортивных объектов (объекты спорта, спортивные сооружения) и спортивных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
3. Проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий, формирование спортивного образа жизни.
В пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни можно условно выделить два ведущих направления:
- рациональная пропаганда, нацеленная на положительный пример (например, что дают здоровью эти занятия, как они помогают в борьбе со стрессом, в повышении работоспособности, сохранении молодости и т.д.);
- контрпропаганда, показывающая разрушительные последствия вредных привычек и нездорового образа жизни в целом (последствия курения, употребления спиртных напитков, сидячий образ жизни, неправильное питание и т.д.).
Помимо этого, необходимо в каждом городе создать официальный спортивный сайт Министерства спорта данного региона, в котором постоянно должны освещаться проходящие физкультурные и спортивные мероприятия на территории региона, фоторепортажи, видеопрограммы, информация о проведении мероприятий в муниципальных образованиях.
Особый пропагандистский эффект в муниципальных образованиях имеют проводимые спортивные мероприятия на призы, учрежденные средствами массовой информации или представителями крупного бизнеса, градообразующих предприятий и т.п. Например, в Оренбуржье ежегодно проводится 22 таких мероприятия в 18 муниципальных образованиях, в которых принимают участие более 5 тысяч человек. Наиболее традиционными являются: городская легкоатлетические эстафеты на призы газеты "Южный Урал" в г. Оренбурге, призы газеты "Российская провинция" в г. Бузулуке (проводится более 40 лет), волейбольный турнир на призы газеты "Маяк" Ташлинского района (проводится более 30 лет), турнир по дзюдо на призы газеты "Авангард" Тоцкого района (более 20 лет) и другие. Проведение этих мероприятий всегда широко освещается в прессе и способствует привлечению внимания населения к спортивной жизни города или района, а также более плодотворному сотрудничеству органов управления физической культурой и спортом с редакциями СМИ. 4
Также необходимо мотивировать жителей муниципальных образований принимать участие в пропаганде здорового образа жизни: художники данного района могут выполнять арт-объекты на зданиях, жилых домах на темы здорового образа жизни и спорта. Материалы для создания таких объектов (баллончики с красками, кисти, другие необходимые материалы) надо безвозмездно предоставлять за счет муниципальных образований. Фитнес-тренеры или тренеры районных спортивных школ могут снимать рекламные ролики, писать статьи, вести блоги о здоровом образе жизни.
Для повышения качества физкультурно-спортивной деятельности и увеличения числа занимающихся в России необходимы новые подходы к формированию физической культуры населения. К одному из направлений модернизации системы физического воспитания населения можно отнести интерактивные формы самоорганизации клубных мероприятий спортивной направленности. Суть интерактивной формы общения состоит в том, что процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники клуба оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться и дискутировать на темы, которые им близки. Совместная деятельность членов клуба в процессе общения означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, впечатлениями о соревнованиях. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Особенности интерактивных форм самоорганизации - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. 5
Клубы спортивной направленности, создаются, прежде всего, для объединения людей, близких по духу, для регулярного общения. Клубы любителей бега с каждым годом становятся все более перспективной формой коллективных занятий физической культурой. Согласно официальным данным, в нашей стране зарегистрировано 5207 клубов любителей бега, в которых занимается 385 тысяч человек. Клуб любителей бега - это сообщество людей, которым интересно все, что связано с бегом. Участником данного клуба может стать любой человек, который в состоянии бегать или ходить, независимо от пола, возраста, профессии и места жительства. В клуб любителей бега приходят люди, которые, как правило, желают поправить свое здоровье, которым не хватает общения, они желают завести новых знакомых и друзей. Клуб может существовать в разных формах. Например, в форме воскресных встреч, в форме еженедельных многоразовых совместных тренировок, в форме организованных выездов на соревнования, в форме интерактивного общения на форумах членов клуба.
Среди субъектов проведения пропагандистской физкультурно-оздоровительной работы в России заметное место могут занимать волонтеры и волонтёрские организации, которые должны акцентировать внимание людей быть спортивными, разбираться в правильном питании, закаливать организм, соблюдать личную гигиену. В сферу пропагандистской работы помимо волонтеров должны быть вовлечены и профессиональные спортивные клубы страны.
Можно законодательно в нашей стране закрепить опыт ряда европейских стран, в которых предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физической культурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.
В первую очередь хотелось бы отметить хороший отечественный опыт, существовавший во времена СССР. В Советском Союзе существовали действенный программы на предприятиях, включающие в себя физическую культуру, гимнастику. В настоящее время можно трансформировать данный опыт и развивать. Важно в любой организации закрепление проведения собственных корпоративных спартакиад, соревнований по различным видам спорта в соответствии с сезоном, что также будет способствовать пропаганде физической активности. На крупных и средних предприятиях во всех субъектах РФ желательно в цехах, в отделах оборудовать помещения для занятий фитнесом, производственной гимнастикой, настольным теннисом и т.п. С учетом того, что большая часть населения, это работники предприятий города, офисные сотрудники, то практически весь 8 часовой рабочий день у них "сидячий" образ жизни. Известный кардиолог профессор Н. Мухарлямов писал, что тем, у кого "сидячая" работа, в обед следует ограничиться чаем с бутербродом, а остальное время перерыва использовать для прогулки, игры в настольный теннис, легкой пробежки. Иными словами, вместо того чтобы приобретать калории, следует активно их расходовать, а полный обед лучше перенести на "послерабочее" время. Во многих учреждениях в обеденный перерыв сотрудники с увлечением играли бы в настольный теннис. Это и будет основой формирования производственной физической культуры, в которой присутствуют элементы повышенной двигательной активности и своеобразной гимнастики микромышц глаз, гимнастики зрительного анализатора.
Можно в СМИ, через социальную рекламу, баннеры знакомить людей с организациями, которые заключают договора с комплексами на оказание физкультурно-оздоровительных услуг для массового приобщения своих работников к физической культуре и спорту. Для таких организаций это будет своего рода рекламой, для жителей районов, городов повод задуматься и на собраниях трудовых коллективов отстаивать свои права на создание в своей организации физкультурных традиций. Но не зависимо от формы собственности предприятия, численности персонала нужно нормативно закрепить проведение производственной гимнастики (это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления) или физкультурной паузы (она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин). Занятия гимнастикой на производстве отнимают лишь несколько минут рабочего времени, но они приносят неоценимую пользу.
Главное, что должна донести до людей пропаганда физической культуры и спорта, что сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.
Граждане старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины; 60-79 лет)
Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры для пожилых людей тесно связан с повышенной физической активностью, усилением функций скелетно-мышечной системы, активизацией обмена веществ. Пропаганда здорового образа жизни, одно из важнейших направлений деятельности органов власти, поскольку состояние здоровья пожилых людей, борьба против малоподвижного, нездорового образа жизни являются одним из важнейших приоритетов государственной политики.
В настоящее время, растет число стран, которые строят планы по пропаганде физической активности среди пожилых людей на государственном уровне путем организации масштабных национальных кампаний, различных программ и проектов, целью которых интенсивная реализация уже начатых, а также разработка и внедрение совершенно новых программ, особых мер. В некоторых случаях кампании по пропаганде физической активности среди людей пожилого возраста являются важной частью комплексной национальной программы по продвижению принципов здорового образа жизни населения (как это делается, например, в Сингапуре, на Филиппинах, в Израиле), или более узко национального проекта для повышения уровня жизни (такие проекты существуют, например, в Англии: "Быть активным - быть здоровым"; США: "Национальный план по физической активности"; Австралия: "Быть активным"; Новая Зеландия: "Физическая активность").
Сейчас существует большое количество исследований, касающихся пользы для здоровья физической активности для пожилых людей. Деятельность государства в настоящий момент, как правило, ограничивается мероприятиями общего характера (законодательных мер, предоставления соответствующих научных исследований, организация мониторинга реализуемых мероприятий, их оценки и контроля).
Хороший опыт важности физической активности для людей старше 55-60 лет есть во многих российских городах. Например, в Москве и Московской области существует программа "Активное долголетие". Она дает нашим бабушкам и дедушкам возможность:
- Сломать стереотипы и пересмотреть существующие мифы о старении и упадке.
- Говорить о пользе повышения физической активности у пожилых людей.
- Отметить достижения людей старшего возраста.
- Охватить всех пожилых людей, поделив на целевые группы.
- Проведения местных спортивных фестивалей, мобильных мероприятий.
В целях пропаганды здорового образа жизни среди лиц возрастного населения к занятиям физической культурой между Министерством спорта Российской Федерации и Союзом пенсионеров России было подписано соглашение о сотрудничестве. В 2014 году в Чебоксарах проведена первая Спартакиада пенсионеров России, в которой приняли участие около 500 представителей старшего поколения из 56 субъектов РФ. В 2018 году в Спартакиаде пенсионеров России, которая прошла в Новосибирске, приняли участие представители 67 регионов России и семи зарубежных стран: Белоруссии, Германии, Испании, Казахстана, Китая, Польши и Сербии. Граждане старшего поколения активно принимают участие в таких массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, как Всероссийский день бега "Кросс нации", Всероссийский день ходьбы, всероссийские соревнования по лыжным гонкам "Лыжня России", всероссийские соревнования по спортивному ориентированию "Российский азимут", всероссийские зимние и летние сельские спортивные игры, всероссийские массовые соревнования "Оздоровительный спорт - в каждую семью" 6. Но, к сожалению, такие мероприятиях плохо освещаются в средствах массовой информации, чаще#
Схема воздействия рекламы и пропаганды на мышление широких масс населения и изменение их социального поведения
/---------------\
| Государство | /------------------\ /--------------------------\
| |----| Реклама и |--| Широкие слои населения |
|---------------| | пропаганда | | |
| Бизнес |----| | \--------------------------/
| | \------------------/ |
\---------------/ /--------------------------\
| Изменение мышления |
/--------------------------------------| |
| | | |
| | \--------------------------/
/-------------\ /-------------------\ /------------------------------\
| Занятия | | Конструктивное | | Противостояние вредным |
|физкультурой | | заполнение досуга | | привычкам, снижение |
| и спортом | | | | преступности, улучшение |
\-------------/ \-------------------/ | здоровья нации |
| |
\------------------------------/
Приоритетным направлением в пропагандистской деятельности должны стать такие целевые группы, как дети и молодежь в связи с тем, что именно в раннем возрасте положительные образы ложатся в наиболее благодатную почву, а полезные навыки и привычки сохраняются на всю жизнь. Таким образом, популяризация физической культуры и спорта, используя различные каналы, методы и формы пропаганды, способствует убеждению, внушению и заражению идеей о необходимости вести здоровый образ жизни.
8. Рекомендации по нормированию ресурсного обеспечения физкультурно-спортивной работы в муниципальных образованиях
При определении потребностей субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта" в качестве критериев доступности услуг по физической культуре и спорту, указывается:
- наличие необходимого количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности и осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения в рамках гарантированного (законодательно установленного) объема оказываемых гражданам государственных услуг с учетом потребности в государственных услугах в сфере физической культуры и спорта;
- полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг физкультурно-спортивными организациями в средствах массовой информации; наличие в физкультурно-спортивных организациях условий предоставления услуг инвалидам и другим лицам с учетом имеющихся у них стойких ограничений жизнедеятельности; возможность получения гражданами услуг физкультурно-спортивных организаций с учетом уровня их доходов и с учетом установления льгот для отдельных категорий граждан.
Приказом Минспорта России от 25.02.2016 N 172 утвержден классификатор объектов спорта, который предназначен для упорядочивания и систематизации инфраструктурных характеристик объектов спорта. При классификации объектов спорта в зависимости от их функционального назначения и инфраструктурных характеристик, объекту спорта присваивается соответствующий код, состоящий из четырех разделов: тип, подтип, категория, единовременная пропускная способность.
При принятии решений по оптимальному размещению на территории субъектов Российской Федерации объектов спорта рекомендуется учитывать:
а) критерии минимально допустимого уровня обеспеченности объектами спорта и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов спорта для населения;
б) критерии доступности услуг по физической культуре и спорту, оказываемых населению;
в) существующую обеспеченность населения объектами спорта;
г) существующий уровень доступности для населения услуг по физической культуре и спорту;
д) специфику территории (численность населения, плотность населения, демографический состав, природно-климатические, географические условия, состояние дорожной и транспортной инфраструктуры, социально-экономические особенности развития);
е) тенденции изменения на территории численности населения, относящего к различным категориям потребителей услуг по физической культуре и спорту, оказываемых населению;
ж) приоритеты пространственного развития в части изменения функционального назначения территорий, размещения новых и реконструкции существующих жилых и общественных территорий;
з) возможности сокращения или неувеличения объемов расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Критерии минимально допустимого уровня обеспеченности объектами спорта и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов спорта.
Приказом Минспорта России от 14.04.2020 N 303 "О внесении изменения в Методические рекомендации о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 марта 2018 г. N 244" определены нормативы нормы обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры (в том числе с учетом прогнозной динамики численности населения соответствующего населенного пункта и его категории исходя из такой численности, а также с учетом категорирования таких объектов и их транспортной доступности).
Обеспеченность объектами спорта в Российской Федерации, определяется исходя из Единовременной пропускной способности объекта.
------------------------------
1 Васильева М.Г. Влияние современного телевидения на формирование семейных ценностей у молодежи. Система ценностей современного общества, 2013. - N 27. - С. 144-148.
2 Широбакина Е.А., Стеценко Н.В., Лущик И.В. Инфографика как социальный проект по пропаганде физической культуры и спорта среди молодежи. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2015. - N 3 - С 63-65.
3 Гатиатуллина Э.Р. Пропаганда физической культуры и спорта в формировании критического отношения подростков к определенным субкультурам. Ростовский научный журнал, 2017. - N 5. - С. 201-205.
4 Описательный отчет министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области "О развитии физической культуры и спорта в Оренбургской области за 2009 год" - URL: https://pandia.ru/text/77/485/54443-11.php (дата обращения 15.08.2020)
5 Слободчикова Т.А. Интерактивные формы самоорганизации клубных мероприятий спортивной направленности. Обучение и воспитание: методики и практика, 2013. - N 9. - С. 163-166.
6 Вице-премьер РФ Ольга Голодец. Совещание по вопросу развития сферы физической культуры и спорта для старшего поколения 23 января 2020 г. - URL:https://sport.rambler.ru/other/41606305/?utrn_content=sport_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 15.08.2020)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ от 25 сентября 2020 г. N 718 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, отдыха и трудовой деятельности граждан в организациях различных форм собственности"
Текст приказа опубликован не был