Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1008818-7 "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(о возможности назначения административного наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного соответствующей статьей (частью статьи) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона подготовлен в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 7 апреля 2020 года N 15-П.
Данным Постановлением Конституционного Суда положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку исключают возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта Российской Федерации, за совершение конкретного административного правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что действующее правило назначения административного наказания при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого юридического лица допускает назначение юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в случае если он предусмотрен соответствующей статьей или частью статьи Особенной части Кодекса. Таким образом, указанное правило не применяется при назначении юридическим лицам наказания в виде штрафа в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности, что нарушает конституционные принципы равенства и справедливости.
В целях устранения данных противоречий авторами законопроекта предлагается установить возможность назначения юридическим лицам административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного соответствующей статьей (частью статьи) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса, положения которых регулируют вопросы назначения административного штрафа в размере ниже низшего предела для граждан и должностных лиц.
Кроме того, проектом предлагается уменьшить минимальное пороговое значение административного штрафа, при котором может быть применено данное правило для граждан, снизив его с десяти тысяч рублей до пяти тысяч рублей.
Представленные изменения, по мнению Комитета, позволят обеспечить дифференциацию административной ответственности и, как следствие, назначение справедливого и соразмерного административного наказания, в связи с чем концепция рассматриваемого законопроекта поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1008818-7 "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.