В соответствии с письмом Минфин России, рассмотрев обращение, содержащее предложения о мерах поддержки малого и среднего бизнеса в сфере государственных закупок в условиях кризиса, в рамках компетенции сообщает следующее.
1. По вопросу 1 в части установления 50-процентного авансирования по контрактам, заключаемым с субъектами малого предпринимательства (далее - СМП) по результатам закупок, осуществленных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), сообщаем следующее.
Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 124-ФЗ) внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие, в том числе возможность по соглашению сторон изменения размера аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса (часть 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, поскольку в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок размер предоставляемого аванса напрямую влияет на размер обеспечения исполнения контракта, Законом N 124-ФЗ в целях снижения финансовой нагрузки на участников закупок был предусмотрен механизм, позволяющий устанавливать обеспечение исполнения контракта в размере, уменьшенном на размер аванса, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению.
При этом при осуществлении закупок среди СМП в указанном случае размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком не от начальной (максимальной) цены контракта, а от цены контракта, по которой заключается контракт.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 N 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", предусматривающие случаи, при которых допускается внесение в 2020 году изменений в заключенные контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
В отношении предложения об установлении 50-процентного авансирования в рамках закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), сообщаем, что порядок исполнения и расторжения договора положениями Закона N 223-ФЗ не предусмотрен.
Заказчик самостоятельно с учетом требований Закона N 223-ФЗ устанавливает в положении о закупке и документации о закупке условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе о размере и порядке предоставления аванса, исходя из особенностей ведения хозяйственной деятельности каждого заказчика.
Таким образом, реализация указанных предложений в Законе N 223-ФЗ не представляется возможным, а также противоречит принципам Закона N 223-ФЗ.
При этом указанный вопрос при необходимости может быть урегулирован путем направления директив Правительства Российской Федерации представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ о применении 50-процентного авансирования в рамках закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъект МСП).
Вместе с тем Минфин России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 25 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352, в случае, если договором предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора устанавливается в размере аванса.
По мнению Минфина России, применение 50-процентного авансирования приведет к увеличению финансовой нагрузки на участников закупок, осуществляемых в рамках Закона N 223-ФЗ, в связи с возникновением у таких участников обязанности представить при заключении договора обеспечение исполнения договора в размере, соответствующем установленному размеру аванса, и, следовательно, может повлечь сокращение количества участников соответствующих закупок, в связи с чем, не может быть поддержано.
2. По вопросам 2 и 3 сообщаем, что положения Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ не ограничивают право заказчика установить в условиях контракта (договора) его поэтапное исполнение.
Кроме того, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, при этом в случае осуществления закупок среди СМП и субъектов МСП в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ срок оплаты по контракту (договору) должен составлять не более 15 рабочих дней.
Одновременно с этим, проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - оптимизационный законопроект), предусматривающим комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, который внесен в Правительство Российской Федерации, в целях уточнения положений об исполнении контракта и оплате по контракту вводится понятие "этап контракта".
При этом в отношении предложения об уменьшении срока оплаты по контракту (договору) до 10 дней Минфин России отмечает, что предусмотренные в настоящее время предельные сроки оплаты по контрактам (договорам) были установлены во исполнение поручений Правительства Российской Федерации, а также по результатам обсуждения с профессиональным и бизнес-сообществом, которыми предусмотренные в настоящее время сроки оплаты признаны оптимальными и достаточными.
Таким образом, указанные предложения не поддерживаются.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. По вопросу 4 Минфин России сообщает, что оптимизационным законопроектом предусматривается введение рейтинга деловой репутации участников закупок, порядок применения которого должно будет определить Правительство Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предложение, в том числе в части освобождения участников закупки - субъектов СМП от необходимости предоставления обеспечения заявки, может быть рассмотрено в рамках подготовки вышеуказанного порядка формирования и применения рейтинга деловой репутации участников закупок.
3. По вопросу 5 в части увеличения доли закупок у СМП (до 50 процентов) в рамках закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, сообщаем, что установленный в настоящее время минимальный объем закупок у СМП не создает барьеров и (или) ограничений для предоставления соответствующих преимуществ, что позволяет заказчику осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме, превышающем установленный минимальный обязательный объем закупок у указанных лиц.
При этом Минфином России письмом от 14.05.2020 N 01-02-02/24-39327 на имя Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова направлены предложения о внесении изменений в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие расширение мер поддержки указанным лицам:
- распространение преимуществ, предусмотренных положениями статьи 30 Закона N 44-ФЗ, не только на субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, но и на субъекты среднего предпринимательства;
- увеличение минимального объема закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с 15 до 30 процентов совокупного годового объема закупок.
При этом увеличение объема закупок у СМП до 50 процентов для многих заказчиков создаст трудности в достижении указанного минимального объема таких закупок, а также приведет к невозможности осуществления закупок на территориях с низкой конкурентной средой и (или) неготовности СМП обеспечить нужды заказчиков в необходимом объеме.
Таким образом, указанное предложение не поддерживается.
В отношении вопроса об увеличении объема закупок у субъектов МСП до 25 процентов в рамках закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, сообщаем, что поскольку в настоящее время в рамках реализации Национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и Федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" с 1 января 2020 года увеличен обязательный объем закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП до 20%, в связи с чем, дальнейшее увеличение указанного объема не поддерживается.
4. По вопросу 6 в части установления предварительного согласования укрупнения лотов и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Минфин России сообщает, что в настоящее время обеспечивается масштабная реформа контрактной системы в сфере закупок, основными целями которой, в том числе являются оптимизация и сокращение сроков осуществления закупок, а также оптимизация деятельности органов контроля в сфере закупок, в связи с чем, указанные предложения не соответствуют поставленным целям, поскольку вводят дополнительные временные ограничения на осуществление закупок, необходимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе при введении режима повышенной готовности.
При этом в настоящее время Законом N 44-ФЗ предусмотрены случаи, при которых заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подлежит согласованию с контрольным органом в сфере закупок - в случае заключения контракта по результатам признания закупки несостоявшейся.
Также Законом N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случае, предусмотренном в обращении, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке, что позволяет соблюсти баланс публичных интересов между сроками заключения контракта и надлежащим контролем за такими закупками.
Кроме того, следует отметить, что согласно части 3 статьи 88 раздела XXII Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС) закупки в государствах-членах осуществляются согласно приложению N 25 (Протокол о порядке регулирования закупок) к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).
Частью 4 статьи 2 Закона N 44-ФЗ установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ, применяются правила международного договора.
Случаи закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные статьей 93 Закона N 44-ФЗ не противоречат положениям Договора о ЕАЭС.
Дополнительно отмечаем, что заказчик самостоятельно формирует объект закупки с учетом своих потребностей, целей осуществления закупки, а также с учетом ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, в том числе не позволяющих при осуществлении торгов включать в один лот технологически и функционально невзаимосвязанные между собой товары, работы, услуги.
При этом понятие "неоднородные товары", а также критерии, позволяющие определить товар, работы или услугу как неоднородную, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом, указанные предложения не могут быть поддержаны.
5. По вопросу 7 в части предложения о введении административной ответственности заказчика за задержку оплаты для закупок, осуществляемых в рамках Закона N 223-ФЗ, Минфин России сообщает, что ФАС России разработан проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий установление ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП.
6. По вопросу 8 в части предложения об установлении штрафа как меры ответственности, альтернативной включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, Минфин России сообщает следующее.
Включение в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодательством Российской Федерации в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых на себя в рамках процедур закупок, в случае нарушения которых предусмотрены меры финансовой ответственности в виде удержания денежных средств, предоставленных в качестве обеспечения заявки.
При этом при отсутствии в действиях участников закупок фактов, послуживших основанием для рассмотрения контрольным органом вопроса о включении их в РНП, соответствующие санкции не применяются.
Более того, действия (бездействие) участников закупок, выражающиеся в уклонении от заключения контракта либо в его ненадлежащем исполнении, не являются мерой административной ответственности, в силу чего применение критериев виновности юридического лица, содержащихся в статье 2 1 КоАП РФ, к указанным правоотношениям недопустимо.
Таким образом, указанное предложение не может быть поддержано.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 11 июня 2020 г. N 24-05-08/50618 "О мерах поддержки среднего и малого бизнеса в сфере государственных закупок в условиях кризиса"
Текст письма опубликован не был