Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. N 1922 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. N 1922
"Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"

С изменениями и дополнениями от:

7 мая 2022 г.

 

В соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Федеральной антимонопольной службе до 1 января 2021 г. разработать и утвердить формы процессуальных документов, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 ноября 2020 г. N 1922

 

Правила
рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

С изменениями и дополнениями от:

7 мая 2022 г.

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами (далее - антимонопольный орган) дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - дело).

2. Дела возбуждаются и рассматриваются:

а) по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

б) по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления актов, противоречащих полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе.

 

II. Подведомственность дел

 

3. Дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 настоящих Правил.

4. Дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) юридического или физического лица, подавшего заявление в антимонопольный орган, указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - заявление о нарушении законодательства).

5. В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

При этом территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в отношении которого возбуждено дело.

6. В случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

7. Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.

8. Дело, возбужденное антимонопольным органом, может быть передано по решению Федеральной антимонопольной службы другому территориальному органу.

9. Вопрос о передаче дела по подведомственности разрешается Федеральной антимонопольной службой в течение 15 рабочих дней со дня поступления к ней материалов или дел, возбужденных разными территориальными органами Федеральной антимонопольной службы по факту распространения одной и той же рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

10. Дела по фактам принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления актов, противоречащих полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются тем территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, на территории которого находится орган, принявший акт.

11. Дела по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти актов, противоречащих полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются Федеральной антимонопольной службой.

12. Федеральная антимонопольная служба вправе возбудить и рассмотреть любое дело и принять дело, возбужденное ее территориальным органом, к своему рассмотрению независимо от стадии рассмотрения дела.

 

III. Рассмотрение заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

13. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются:

а) поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

б) представление прокурора;

в) заявление о нарушении законодательства;

г) собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

14. Заявление о нарушении законодательства подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык. Заявление о нарушении законодательства может быть направлено с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения антимонопольным органом.

В заявлении о нарушении законодательства содержатся:

наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства заявителя - физического лица);

наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, принявшего акт, противоречащий полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе;

описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) акта органа местного самоуправления, противоречащих полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе, с приложением имеющихся доказательств;

требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которых могут быть получены такие доказательства.

15. В случае отсутствия в заявлении о нарушении законодательства или приобщенных к нему материалах сведений, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, антимонопольный орган оставляет заявление о нарушении законодательства без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.

16. Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, выявивший, что рассмотрение заявления о нарушении законодательства относится к компетенции другого антимонопольного органа, обязан направить заявление о нарушении законодательства в соответствующий антимонопольный орган, одновременно уведомив об этом заявителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления заявления о нарушении законодательства.

Федеральная антимонопольная служба в случае принятия решения о направлении заявления о нарушении законодательства на рассмотрение в соответствующий орган уведомляет заявителя о таком решении с указанием наименования и адреса этого территориального органа, а также фамилии, имени и отчества его руководителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления заявления о нарушении законодательства.

17. Антимонопольный орган рассматривает заявление о нарушении законодательства, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления о нарушении законодательства, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

18. При рассмотрении заявления о нарушении законодательства и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган:

а) определяет, относится ли дело к его компетенции;

б) устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению;

в) определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.

19. В ходе рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган вправе запрашивать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у юридических лиц и их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении о нарушении законодательства и приложенных к нему документах и материалах.

20. По результатам рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган принимает решение:

а) о возбуждении дела;

б) об отказе в возбуждении дела.

21. Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях:

а) вопросы, указанные в заявлении о нарушении законодательства, не относятся к компетенции антимонопольного органа;

б) признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют;

в) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, дело возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом ранее;

г) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.

22. Решение об отказе в возбуждении дела антимонопольный орган направляет заявителю в течение 5 дней со дня принятия такого решения с указанием мотивов принятия этого решения.

23. Принятие решения по заявлению о нарушении законодательства может быть отложено в случае нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, в суде, арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления о нарушении законодательства, до принятия и вступления в силу соответствующего решения по такому делу, о чем антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 23.1 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

23 1. При поступлении в антимонопольный орган заявления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии решения о запрете на распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица и включении информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" и при выявлении и фиксации антимонопольным органом факта распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 10 4 статьи 5 и (или) пункта 11 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеющиеся сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, которые, по мнению антимонопольного органа, определили объект рекламирования такой рекламы и (или) распространили такую рекламу и в отношении которых может быть принято решение по делу, предусмотренное пунктом 42 1 настоящих Правил, в целях обеспечения возможности заинтересованным лицам представить возражения по вопросу отнесения их к рекламодателю или рекламораспространителю.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 23.2 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

23 2. При поступлении от заинтересованных лиц, сведения о которых размещены на официальном сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 23 1 настоящих Правил, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня размещения таких сведений, возражений по вопросу отнесения их к рекламодателю или рекламораспространителю, подтвержденных соответствующими доказательствами, антимонопольный орган вправе принять меры, направленные на уточнение сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе.

При принятии мер, направленных на уточнение сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе, антимонопольный орган запрашивает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые документы, получает объяснения заинтересованных лиц по обстоятельствам распространения рекламы.

Антимонопольный орган по ходатайству заинтересованных лиц, а также по собственной инициативе вправе принять решение о получении объяснений заинтересованных лиц путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами меры для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств распространения рекламы.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 23.3 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

23 3. При принятии мер, направленных на уточнение сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе, предусмотренных пунктом 23 2 настоящих Правил, антимонопольный орган откладывает принятие решения по делу до уточнения соответствующих сведений, о чем антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня поступления возражений, предусмотренных пунктом 23 2 настоящих Правил, в случае наличия заявления, предусмотренного пунктом 23 1 настоящих Правил.

 

IV. Возбуждение, рассмотрение дела и принятие по нему решений

 

24. При наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела и выносит определение о назначении дела к рассмотрению. Копии указанных решения и определения направляются лицам, участвующим в деле.

25. В определении о назначении дела к рассмотрению должны быть указаны:

наименование антимонопольного органа, принявшего решение о возбуждении дела;

сведения о лицах, участвующих в деле (наименование и место нахождения юридического лица, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица);

описание выявленных признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии;

нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, которые подлежат применению;

сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В определении о назначении дела к рассмотрению могут также содержаться требования о представлении лицами, участвующими в деле, пояснений, документов и сведений, необходимых для рассмотрения дела, в установленный срок.

26. Копии принимаемых антимонопольным органом решений и (или) определений направляются в течение 3 дней со дня принятия такого решения и (или) определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям. Копии таких решений и (или) определений могут быть направлены с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении копий решений и (или) определений приобщаются к материалам дела.

27. В случае если на рассмотрение антимонопольного органа поступило дело, возбужденное другим антимонопольным органом, руководитель антимонопольного органа выносит определение о принятии дела к производству в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого дела.

В определении о принятии дела к производству должны быть указаны:

наименование антимонопольного органа, принявшего решение о принятии дела к производству;

наименование антимонопольного органа, принявшего решение о возбуждении дела;

описание выявленных признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии;

сведения о лицах, участвующих в деле (наименование и место нахождения юридического лица, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица);

нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, которые подлежат применению;

сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В определении о принятии дела к производству могут также содержаться требования о представлении лицами, участвующими в деле, пояснений, документов и сведений, необходимых для рассмотрения дела, в установленный срок.

28. Лицами, участвующими в деле, являются стороны и заинтересованные лица. К участию в деле могут быть привлечены эксперты, переводчики, а также лица, располагающие сведениями о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, которые не являются лицами, участвующими в деле.

Сторонами по делу являются заявитель (заявители) и (или) лицо (лица), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Заинтересованными лицами могут быть лица, чьи права и законные интересы нарушены либо могут быть нарушены лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также лица, на чьи права или обязанности по отношению к одной из сторон дела может повлиять принятое антимонопольным органом решение.

В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов власти и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.

Переводчиком может быть лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода в ходе рассмотрения дела.

Стороны и заинтересованные лица вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей.

29. Стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе:

знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;

давать устные и письменные объяснения;

представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;

заявлять ходатайства;

делать заявления;

возражать против заявлений и доводов других лиц;

пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Сведения и документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений и документов.

Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела и приобщается к материалам дела.

Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела и приобщается к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

Информация об изменениях:

Пункт 30 изменен с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

См. предыдущую редакцию

30. Для рассмотрения дел антимонопольный орган создает постоянно действующую комиссию.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя антимонопольного органа. Комиссия состоит из работников антимонопольного органа. Председателем комиссии может быть руководитель или заместитель руководителя антимонопольного органа. В Федеральной антимонопольной службе в состав комиссии также может быть включен заместитель председателя комиссии, которым назначается руководитель структурного подразделения Федеральной антимонопольной службы. Заместитель председателя комиссии выполняет функции председателя комиссии в случае отсутствия председателя комиссии при рассмотрении дела. Количество членов комиссии, включая председателя комиссии и заместителя председателя комиссии (при наличии), не должно быть менее 3 человек. Количество членов комиссии, участвующих в рассмотрении дела, не должно быть менее 3 человек.

Член комиссии не может участвовать в производстве по делу и подлежит отводу, если у члена комиссии имеется личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.

Отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле.

Решение об отводе принимается комиссией по рассмотрению дела, членом которой является должностное лицо, в отношении которого заявлен отвод. О принятом решении комиссия выносит определение. Заявление о повторном отводе члена комиссии подлежит оставлению без рассмотрения, если в отношении такого члена комиссии по тем же основаниям ранее был заявлен отвод, решение по которому было принято комиссией.

31. Дело рассматривается антимонопольным органом в течение одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.

Лица, участвующие в деле, извещаются о дате, времени и месте его рассмотрения. Рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или это ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

Антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе вправе принять решение о рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи. Порядок использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела устанавливается Федеральной антимонопольной службой.

32. В случае невозможности рассмотрения дела в назначенный срок антимонопольный орган извещает лиц, участвующих в деле, о новой дате, времени и месте его рассмотрения.

33. При рассмотрении дела антимонопольный орган знакомится с письменными и вещественными доказательствами по делу, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, а также оглашает представленные в письменной форме объяснения и заключения.

В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган вправе запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые документы для ознакомления, получать объяснения сторон по фактам дела, послужившим поводом для его рассмотрения, и привлекать к участию в деле иных лиц.

Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами меры для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.

34. В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом ведется протокол, в котором фиксируются действия, совершаемые в ходе рассмотрения дела.

При использовании аудио- или видеозаписи в протоколе должна быть сделана отметка о применении соответствующих технических средств и лица, участвующие в деле, предупреждаются об использовании таких технических средств. Материальные носители аудио- или видеозаписи приобщаются к протоколу.

35. В случае если при подготовке дела к рассмотрению или во время рассмотрения дела антимонопольным органом будет установлено, что решение по делу может быть вынесено в отношении ненадлежащего лица, антимонопольный орган обязан по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе принять решение о замене такого лица. В этом случае рассмотрение дела откладывается.

36. Антимонопольный орган вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе объединить в одном производстве 2 дела и более, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел, если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.

Рассмотрение выделяемого (объединяемого) дела начинается в порядке, определяемом настоящими Правилами, сначала.

37. Антимонопольный орган по ходатайству лица, участвующего в деле, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в рассмотрении дела на срок, не превышающий 5 рабочих дней. Рассмотрение дела после перерыва продолжается с того момента, на котором оно было прервано. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до перерыва, не производится.

38. Рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом:

по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на рассмотрение дела по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;

в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;

для привлечения к участию в деле иных лиц, участие которых в деле, по мнению антимонопольного органа, необходимо.

Рассмотрение дела подлежит отложению в случае необходимости замены ненадлежащего лица надлежащим лицом в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил.

При отложении дела, за исключением отложения дела для замены ненадлежащего лица надлежащим лицом в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил, течение срока рассмотрения дела не прерывается. Рассмотрение дела на новом заседании возобновляется с того момента, с которого оно было отложено.

В случае отложения дела для замены ненадлежащего лица надлежащим лицом в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил после такой замены рассмотрение дела начинается в порядке, определяемом настоящими Правилами, сначала.

39. Рассмотрение дела может быть приостановлено антимонопольным органом в случаях:

нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, в суде или арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения дела;

необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста;

необходимости установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжается с даты возобновления дела.

Рассмотрение дела возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и продолжается с момента, с которого оно было приостановлено.

40. Рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в следующих случаях:

а) неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

б) ликвидация юридического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если спорное правоотношение не допускает правопреемства;

в) смерть физического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

г) вступление в законную силу решения суда, арбитражного суда, в котором дана правовая оценка фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;

д) принятие другим антимонопольным органом решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;

е) невозможность установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 31 настоящих Правил;

ж) отмена противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления до принятия антимонопольным органом решения.

41. Об отложении, о приостановлении, возобновлении и прекращении рассмотрения дела, а также о назначении экспертизы антимонопольный орган выносит определение, копия которого в 3-дневный срок со дня его вынесения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом, либо вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям. Копия определения о назначении экспертизы направляется также эксперту в 3-дневный срок со дня вынесения такого определения.

42. По результатам рассмотрения дела при установлении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение по делу.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 42.1 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

42 1. При поступлении в антимонопольный орган заявления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, предусмотренного пунктом 23 1 настоящих Правил, и при выявлении и фиксации антимонопольным органом факта распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 10 4 статьи 5 и (или) пункта 11 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", определение о назначении дела к рассмотрению не выносится, а решение по делу принимается без участия лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, оформляется в порядке, предусмотренном пунктами 42 2 - 42 6 настоящих Правил, и изготавливается в полном объеме в срок не менее 5 рабочих дней и не превышающий 7 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, указанных в пункте 23 1 настоящих Правил, либо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления в антимонопольный орган уточненных сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе, в случае, если антимонопольный орган принял меры, направленные на уточнение сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе в соответствии с пунктом 23 2 настоящих Правил.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 42.2 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

42 2. Решение по делу о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 10 4 статьи 5 и (или) пункта 11 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 42.3 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

42 3. Вводная часть решения по делу должна содержать:

а) наименование принявшего его антимонопольного органа;

б) состав комиссии, принявшей решение по делу;

в) номер дела, дату и место принятия решения по делу, а также дату изготовления решения по делу в полном объеме;

г) предмет рассмотрения дела;

д) сведения о лицах, в отношении которых принято решение по делу (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица).

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 42.4 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

42 4. Описательная часть решения по делу должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, в отношении которых принято решение по делу.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 42.5 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

42 5. В мотивировочной части решения по делу должны быть указаны:

а) обстоятельства, установленные при принятии решения по делу, а также факты и доказательства, на которых основаны выводы антимонопольного органа о таких обстоятельствах;

б) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался антимонопольный орган при принятии решения по делу;

в) доводы, по которым антимонопольный орган отклоняет те или иные доказательства;

г) сведения о нарушении требований законодательства Российской Федерации о рекламе;

д) сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 42.6 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

42 6. Резолютивная часть решения по делу должна содержать:

а) выводы о признании рекламы ненадлежащей;

б) указание на положения законодательства Российской Федерации о рекламе, нарушение которых было установлено при принятии решения по делу;

в) указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается;

д) сведения об иных мерах, направленных на устранение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе указание на необходимость обращения в суд или арбитражный суд в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О рекламе";

е) порядок и срок обжалования решения по делу.

43. Решение по делу должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

44. Вводная часть решения по делу должна содержать:

а) наименование принявшего его антимонопольного органа;

б) состав комиссии, участвовавшей в рассмотрении дела;

в) номер дела, дату и место принятия решения по делу, а также дату изготовления решения по делу в полном объеме;

г) предмет рассмотрения дела;

д) сведения о лицах, участвующих в деле (наименование и место нахождения юридического лица, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица).

45. Описательная часть решения по делу должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

46. В мотивировочной части решения по делу должны быть указаны:

а) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также факты и доказательства, на которых основаны выводы антимонопольного органа о таких обстоятельствах;

б) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался антимонопольный орган при принятии решения по делу;

в) доводы, по которым антимонопольный орган отклоняет те или иные доказательства;

г) сведения о нарушении требований законодательства Российской Федерации о рекламе;

д) сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

47. Резолютивная часть решения по делу должна содержать:

а) выводы о признании рекламы ненадлежащей или признании акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления не соответствующими законодательству Российской Федерации о рекламе;

б) указание на положения законодательства Российской Федерации о рекламе, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения дела;

в) указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается;

д) сведения об иных мерах, направленных на устранение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе указание на необходимость обращения в суд или арбитражный суд в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О рекламе";

е) порядок и срок обжалования решения по делу.

48. Резолютивная часть решения по делу подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения дела. Решение в полном объеме должно быть изготовлено в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части. Дата изготовления решения по делу в полном объеме считается датой принятия решения по делу.

Копия решения по делу направляется заказным письмом с уведомлением о вручении с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом, либо вручается под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям.

49. При установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание:

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

об отмене или изменении противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления;

об аннулировании разрешения органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа на установку рекламной конструкции.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 49.1 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

49 1. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения части 10 4 статьи 5 и (или) пункта 11 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" выдается с учетом особенностей, установленных пунктом 51 1 настоящих Правил.

50. Предписание должно быть изготовлено в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня оглашения решения по делу, на основании которого выдается предписание.

51. В предписании о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе должны быть указаны:

а) дата и место выдачи предписания;

б) наименование антимонопольного органа, выдавшего предписание;

в) состав комиссии, участвовавшей в рассмотрении дела, на основании которого выдается предписание;

г) сведения о решении по делу, на основании которого выдается предписание;

д) наименование и место нахождения юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства физического лица), в отношении которого выдается предписание;

е) нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, которые нарушены;

ж) требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

з) срок исполнения предписания;

и) срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить антимонопольный орган о его выполнении;

к) сведения о порядке обжалования предписания со ссылкой на соответствующие положения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 51.1 с 19 мая 2022 г. - Постановление Правительства России от 7 мая 2022 г. N 827

51 1. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения части 10 4 статьи 5 и (или) пункта 11 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" выносится одновременно с принятием антимонопольным органом решения по делу без участия лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, и изготавливается одновременно с решением по делу в полном объеме.

52. В предписании об отмене или изменении противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления должны быть указаны:

а) дата и место выдачи предписания;

б) наименование антимонопольного органа, выдавшего предписание;

в) состав комиссии, участвовавшей в рассмотрении дела, на основании которого выдается предписание;

г) сведения о решении по делу, на основании которого выдается предписание;

д) наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, которым выдается предписание;

е) нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, которым не соответствует принятый акт (его отдельные положения);

ж) требования, подлежащие выполнению в целях отмены или изменения акта, противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе;

з) срок исполнения предписания;

и) срок, в течение которого федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления должен известить антимонопольный орган о выполнении предписания;

к) сведения о порядке обжалования предписания со ссылкой на соответствующие положения законодательства Российской Федерации.

53. В предписании об аннулировании разрешения органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа на установку рекламной конструкции должны быть указаны:

а) дата и место выдачи предписания;

б) наименование антимонопольного органа, выдавшего предписание;

в) состав комиссии, участвовавшей в рассмотрении дела, на основании которого выдается предписание;

г) сведения о решении по делу, на основании которого выдается предписание;

д) наименование органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которым выдается предписание;

е) требования, подлежащие выполнению в целях аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции;

ж) срок исполнения предписания;

з) срок, в течение которого орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа должен известить антимонопольный орган о выполнении предписания;

и) сведения о порядке обжалования предписания со ссылкой на соответствующие положения законодательства Российской Федерации.

54. Добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

55. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.

Неисполнение в срок предписания влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

56. Выявление вновь открывшихся обстоятельств, то есть тех обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела, является основанием для антимонопольного органа изменить полностью или частично требования выданного предписания об отмене или изменении противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления по мотивированному ходатайству соответствующего органа, которому оно выдано. Подача такого ходатайства приостанавливает исполнение предписания об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления на время его рассмотрения до принятия решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства.

Указанное ходатайство должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления.

57. Антимонопольный орган по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе исправлять допущенные в решении по делу описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания в течение 3 месяцев с даты вынесения решения по делу или выдачи предписания.

58. В случае привлечения лица к административной ответственности за невыполнение в срок ранее выданного предписания антимонопольный орган устанавливает новый срок исполнения такого предписания.

 

С 2021 г. для органов ФАС устанавливаются правила рассмотрения дел:

- о распространении нарушающей законодательство рекламы;

- об издании властями актов в сфере рекламы, которые полностью или частично противоречат законодательству.

Оговорены подведомственность дел, рассмотрение заявлений, обращений и представлений, возбуждение, рассмотрение дела и принятие по нему решений.

Дело может быть возбуждено по заявлению органа власти, организации, гражданина, представлению прокурора; собственной инициативе. Поступившие документы рассматриваются в течение месяца. Определение о возбуждении дела направляется заинтересованным лицам в течение 3 дней.

Дела рассматривает постоянно действующая комиссия из работников антимонопольного органа. Срок рассмотрения - 1 месяц. Указаны требования к итоговому решению. Могут выноситься предписания о прекращении нарушения законодательства, об отмене или изменении акта, об аннулировании разрешения органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции.

 

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. N 1922 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"

 

Вступает в силу с 1 января 2021 г.

 

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2020 г. N 0001202011300029, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 49 ст. 7902

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Постановление Правительства РФ от 7 мая 2022 г. N 827

Изменения вступают в силу с 19 мая 2022 г.