Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе Алтайского края
"Создание условий для эффективного и ответственного
управления региональными и муниципальными финансами"
Подпрограммы
государственной программы Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
2 марта, 18 ноября, 25 декабря 2020 г., 16 апреля, 30 августа 2021 г.
Подпрограмма 1 изменена с 4 марта 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 2 марта 2020 г. N 89
Изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Подпрограмма 1
"Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края"
Паспорт изменен с 28 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 25 декабря 2020 г. N 562
Паспорт
подпрограммы 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края"
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Настоящая подпрограмма определяет систему мер, направленных на обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края.
Высокая доля агропромышленного комплекса в экономике Алтайского края традиционно определяет более низкий уровень бюджетной обеспеченности по сравнению с регионами, обладающими сырьевыми ресурсами, или промышленными регионами. Повышение собираемости собственных доходов, а также ответственная бюджетная политика, позволяющая привлекать дополнительные средства из федерального бюджета, являются существенными факторами, определяющими наполнение бюджета Алтайского края.
В структуре финансовой помощи из федерального бюджета наиболее крупным источником являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность.
Таблица 1
Структура доходов
консолидированного бюджета Алтайского края в 2014-2019 годах
млн. рублей
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
Всего доходов |
94550 |
95509 |
99465 |
102067 |
119763 |
119450 |
Налоговые и неналоговые доходы |
54938 |
56774 |
66490 |
66327 |
72046 |
70614 |
удельный вес в объеме доходов |
58 |
59 |
67 |
65 |
60 |
59 |
Безвозмездные поступления |
39612 |
38735 |
32975 |
35740 |
47717 |
48836 |
удельный вес в объеме доходов |
42 |
41 |
33 |
35 |
40 |
41 |
в том числе дотации из федерального бюджета |
18870 |
17650 |
18004 |
23606 |
33487 |
29057 |
удельный вес в объеме безвозмездных поступлений |
48 |
46 |
55 |
66 |
70 |
59 |
Такой объем финансовой помощи налагает повышенную ответственность за использование предоставленных средств. С 2017 года все дотационные регионы, в том числе и Алтайский край, обязаны ежегодно заключать соглашения с Минфином России, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов.
В целях выполнения такого соглашения в крае реализуется программа мероприятий по увеличению доходов и оптимизации расходов, предусматривающая легализацию налоговой базы; снижение задолженности по налогам и платежам в консолидированный бюджет; проведение работы по повышению уровня заработной платы; повышение собираемости доходов; проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот и пониженных ставок; повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества; создание централизованных бухгалтерий в муниципальных образованиях и современной структуры бюджетных учреждений.
На протяжении ряда лет консолидированный бюджет Алтайского края имеет социальную направленность. Около 70 процентов расходов консолидированного бюджета края сосредоточены в отраслях социальной сферы.
Таблица 2
Структура
расходов консолидированного бюджета Алтайского края в 2014-2019 годах
млн. рублей
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
Всего расходов |
95713 |
98156 |
94291 |
99772. |
110975 |
135946 |
Социальные расходы (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная политика) |
67659 |
63856 |
64518 |
69809 |
79197 |
93897 |
удельный вес в объеме расходов |
71 |
65 |
68 |
70 |
71 |
69 |
Национальная экономика |
16500 |
21312 |
18847 |
17756 |
18724 |
23147 |
ЖКХ |
4625 |
5857 |
4023 |
4833 |
5077 |
9141 |
Другие расходы |
6929 |
7131 |
6903 |
7374 |
7977 |
9761 |
Приоритетом при расходовании бюджетных средств консолидированного бюджета края является безусловное исполнение действующих обязательств, осуществление социально значимых расходов в первоочередном порядке.
На 01.01.2019 в Алтайском крае насчитывается 719 муниципальных образований, в том числе 10 городских округов, 59 муниципальных районов, 7 городских и 643 сельских поселения. Поддержка муниципалитетов также является приоритетной задачей, оказывающей непосредственное влияние на стабильное функционирование бюджетной системы Алтайского края в целом. Доля межбюджетных трансфертов в объеме расходов краевого бюджета стабильно высока и составляет к 2017-2019 годам почти третью часть бюджета.
Таблица 3
Межбюджетные
трансферты местным бюджетам в 2014-2019 годах
млн.рублей
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
Расходы краевого бюджета, всего |
79140 |
82390 |
77865 |
83524 |
93245 |
112127 |
Расходы краевого бюджета без учета межбюджетных трансфертов местным бюджетам |
57535 |
62303 |
57851 |
59191 |
66154 |
78545 |
Межбюджетные трансферты местным бюджетам |
21605 |
20087 |
20014 |
24333 |
27091 |
33582 |
удельный вес в объеме расходов краевого бюджета |
27 |
24 |
26 |
29 |
29 |
30 |
В результате активного реформирования сферы общественных финансов в последние годы обеспечена четкая законодательная регламентация процесса формирования и исполнения краевого бюджета; осуществлен переход к формированию и утверждению бюджета Алтайского края на трехлетний период, увязка показателей бюджета с долгосрочными и среднесрочными параметрами, характеризующими бюджетную систему Алтайского края.
В то же время в условиях ограниченности финансовых ресурсов и необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств возрастает актуальность повышения качества планирования и исполнения краевого бюджета.
Сферой реализации подпрограммы 1, таким образом, является управление региональными и муниципальными финансами посредством создания условий для обеспечения поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края, эффективного расходования бюджетных средств, эффективного управления государственным долгом, развития информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами.
Сфера реализации подпрограммы 1 определяет ее цели, задачи, структуру и состав мероприятий.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и мероприятия, показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы 1, сроки и этапы реализации подпрограммы 1
1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1
Приоритетом региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1 является создание условий для стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами.
2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами.
Задачами подпрограммы 1 являются:
планирование доходов и содействие в обеспечении поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края;
создание условий для финансового обеспечения задач и функций государства и повышения эффективного расходования бюджетных средств;
создание условий для эффективного управления государственным долгом;
создание условий для развития информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами.
В целях реализации подпрограммы 1 осуществляются мероприятия организационного (не требующие финансового обеспечения) и финансового характера.
Перечень мероприятий подпрограммы 1 с указанием объемов финансирования приведен в таблице 2 государственной программы.
В соответствии с задачей "Планирование доходов и содействие в обеспечении поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края" подпрограммы 1 реализуются следующие мероприятия.
Мероприятие 1.1.1. Осуществление мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края (не требующее финансового обеспечения).
В целях мобилизации доходов бюджетов в рамках реализации программы мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Алтайского края от 23.08.2019 N 321-р, определен перечень мероприятий, органы, ответственные за их реализацию, сроки их реализации. Министерство финансов Алтайского края ежеквартально осуществляет мониторинг реализации мероприятий программы, подготавливает сводный отчет и направляет в Правительство Алтайского края.
Один из инструментов государственной поддержки физических и юридических лиц - предоставление льгот и преференций по налогам, сборам и иным платежам в бюджет Алтайского края, являющихся по своей сути налоговыми расходами, требующими отдельного учета и оценки эффективности их предоставления.
В целях формирования комплексной системы управления налоговыми расходами в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, в рамках указанного мероприятия планируется:
формирование перечня налоговых расходов и проведение оценки их объемов и эффективности и целесообразности;
учет результатов оценки эффективности налоговых расходов при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период.
Мероприятие 1.1.2. Анализ состояния задолженности по платежам в консолидированный бюджет Алтайского края (не требующее финансового обеспечения).
В рамках указанного мероприятия осуществляется анализ динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края, мониторинг недоимки по региональным и местным налогам, налогам по специальным налоговым режимам, зачисляемым в консолидированный бюджет края. Совместно с федеральными и краевыми органами государственной власти проводится работа с налогоплательщиками, имеющими задолженность по налогам, зачисляемым в краевой и местные бюджеты.
В соответствии с задачей "Создание условий для финансового обеспечения задач и функций государства и повышения эффективного расходования бюджетных средств" подпрограммы 1 реализуются следующие мероприятия.
Мероприятие 1.2.1. Формирование и реализация региональной бюджетной политики на среднесрочный и долгосрочный периоды (не требующее финансового обеспечения).
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 закона Алтайского края от 3 апреля 2015 года N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае", в целях осуществления долгосрочного бюджетного планирования в Алтайском крае, обеспечения стабильности и предсказуемости развития бюджетной системы края разрабатывается и утверждается бюджетный прогноз. Бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по поддержанию сбалансированности консолидированного бюджета Алтайского края в долгосрочной перспективе, определяет основные параметры консолидированного бюджета края на долгосрочный период, а также предельные объемы расходов бюджета края на финансовое обеспечение государственных программ края на период их реализации.
В соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономического развития, обеспечения реализации стратегических задач. В текущих условиях актуальность долгосрочных ориентиров приобретает особое значение. Ключевой целью разработки бюджетного прогноза является оценка наиболее вероятных тенденций состояния бюджета Алтайского края, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить стабильное функционирование бюджетной системы региона.
Бюджетный прогноз должен стать инструментом, обеспечивающим решение следующих задач:
обеспечение предсказуемости параметров бюджетной системы края;
профилактика бюджетных рисков;
оценка потенциальных объемов долгосрочных параметров финансового обеспечения отдельных направлений расходования бюджетных средств, в том числе государственных программ.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Алтайского края также определяют вектор бюджетного планирования на среднесрочную перспективу и, как и бюджетный прогноз, содержат основные параметры краевого бюджета на трехлетний период и предельные объемы расходов краевого бюджета на финансовое обеспечение программных и непрограммных мероприятий.
Мероприятие 1.2.2. Обеспечение процесса бюджетного планирования посредством формирования проекта краевого бюджета и внесения в него изменений (не требующее финансового обеспечения).
Основная задача в рамках указанного мероприятия - обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта закона о краевом бюджете, в том числе за счет:
своевременного внесения изменений (при необходимости) в закон Алтайского края "О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" от 03.09.2007 N 75-ЗС, иные законы Алтайского края в целях приведения в соответствие с изменяющимся бюджетным законодательством и создания условий для принятия закона о краевом бюджете;
своевременной разработки и утверждения бюджетной классификации на региональном уровне;
инвентаризации расходных обязательств и ведения реестра расходных обязательств в целях определения объема финансовых ресурсов, необходимых для их обеспечения;
своевременного внесения изменений в закон о краевом бюджете в целях обеспечения реализации программных мероприятий, в том числе за счет средств федерального бюджета.
Мероприятие 1.2.3. Создание условий для эффективного расходования средств краевого бюджета (не требующее финансового обеспечения).
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является использование программно-целевых принципов ее организации. В настоящее время сформирована и совершенствуется нормативно-правовая база по вопросам формирования и реализации государственных программ, а структура расходов краевого бюджета соответствует структуре государственных программ Алтайского края.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Алтайского края" в крае утвержден соответствующий порядок работы с государственными программами. Состав включаемых в государственную программу подпрограмм и планируемые результаты их выполнения определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются законом о краевом бюджете. В 2019 году актуализирован перечень государственных программ Алтайского края.
В рамках применения программно-целевого планирования осуществляется оценка деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, являющихся государственными заказчиками программ (субъектами бюджетного планирования), определяется эффективность их реализации, по результатам которой принимается решение о продлении сроков реализации, а также о прекращении реализации отдельных мероприятий либо государственной программы в целом.
Дальнейшие меры по совершенствованию системы государственных программ в соответствии с требованиями Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, направлены на увязку параметров государственных программ Алтайского края с национальными целями и стратегическими задачами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Внедрение в систему управления региональными финансами обзоров бюджетных расходов является дополнительным инструментом, направленным на повышение эффективности бюджетных расходов.
Это потребует разработки соответствующей нормативной базы, определения ответственных органов государственной власти региона за проведение обзора и целевых значений оптимизации бюджетных расходов по результатам проведения обзора.
Выявленные неэффективно используемые ресурсы предполагается перенаправлять на решение приоритетных задач.
В соответствии с задачей "Создание условий для эффективного управления государственным долгом" подпрограммы 1 реализуется мероприятие 1.3.1 (осуществление взвешенной долговой политики и поддержание кредитного рейтинга Алтайского края (обеспеченное финансированием).
В целях поддержания высокого качества управления региональными финансами, подтвержденного Министерством финансов Российской Федерации, актуальной задачей остается осуществление взвешенной долговой политики, а также поддержание кредитного рейтинга Алтайского края посредством работы с международными (национальными) рейтинговыми агентствами.
Основные направления долговой политики Алтайского края, сориентированные на оптимизацию и сокращение объема государственного долга края, позволяют обеспечить выполнение обязательств Алтайского края, установленных условиями дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении краю из федерального бюджета бюджетных кредитов, в рамках проведенной в декабре 2017 года реструктуризации указанных обязательств.
В соответствии с условиями реструктуризации в 2020-2024 годах:
дефицит краевого бюджета не должен превышать 10 процентов от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
доля общего объема государственного долга Алтайского края не должна превышать 7 процентов суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год.
Контроль за соблюдением предельных значений дефицита краевого бюджета, объема государственного долга и объема расходов на его обслуживание исключает возможность нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соблюдения установленных пороговых значений.
Министерством финансов Алтайского края также проводится анализ долговой нагрузки муниципальных образований, разрабатываются рекомендации органам местного самоуправления, направленные на снижение объема муниципального долга, включающие обязательное принятие мер по оздоровлению бюджетного сектора и сбалансированности исполнения бюджетов.
В соответствии с задачей "Создание условий для развития информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами" подпрограммы 1 реализуется мероприятие 1.4.1 (развитие информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами (обеспеченное финансированием).
В Алтайском крае насчитывается около 3 тысяч органов государственной власти, органов местного управления и подведомственных им учреждений. Их задачей является в том числе обеспечение своевременного прохождения финансовых расчетов, соблюдение предусмотренных законодательством правил и процедур. Решение обозначенной задачи невозможно без применения современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих организовать планирование и сбор отчетности.
Дальнейшими шагами по цифровизации управления бюджетным процессом станут:
проведение мероприятий, направленных на повышение скорости обработки данных и обеспечения бесперебойности сервисов;
ведение юридически значимого электронного документооборота;
предоставление вычислительных мощностей и программных сервисов главным распорядителям бюджетных средств для организации "сквозного" исполнения бюджета;
совершенствование аналитических модулей;
поддержание имеющихся технических средств в современном состоянии;
обеспечение безопасности данных, обрабатываемых в государственной информационной системе "Финансы";
осуществление адаптации информационных систем к изменениям бюджетного законодательства;
иные мероприятия, позволяющие обеспечить единство бюджетного процесса, а также его удобство и оперативность.
Мероприятия подпрограммы 1 реализуются Министерством финансов Алтайского края. Участниками реализации мероприятия 1.1.1 также являются органы исполнительной власти Алтайского края, 1.3.1, 1.4.1 - КАУ "Алтайский центр финансовых исследований".
3. Показатели достижения целей и решения задач и ожидаемые конечные результаты подпрограммы 1
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы 1 и их значениях по годам приведены в таблице 1 государственной программы.
Ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы 1 будут являться:
разработка и утверждение мероприятий по росту доходного потенциала консолидированного бюджета Алтайского края;
рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края до 83060,3 млн. рублей;
обеспечение доли недоимки по региональным и местным налогам, налогам со специальным налоговым режимом в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края в размере не более 5,5 процента;
разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики Алтайского края на очередной год и плановый период;
разработка бюджетного прогноза Алтайского края на долгосрочный период;
разработка проекта закона о краевом бюджете в установленные законодательством сроки;
обеспечение доли расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программ, не менее 85 процентов;
разработка и утверждение мероприятий по оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края;
обеспечение отношения объема государственного долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в размере не более 6 процентов;
обеспечение объема расходов на обслуживание государственного долга края в расходах краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в размере не более 4 процентов;
поддержание кредитного рейтинга Алтайского края.
Реализация подпрограммы 1 позволит:
создать условия для устойчивого исполнения консолидированного бюджета Алтайского края и эффективного управления региональными финансами;
повысить прозрачность и предсказуемость бюджетного планирования;
обеспечить развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях;
сократить уровень просроченной кредиторской задолженности;
обеспечить осуществление взвешенной долговой политики Алтайского края.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Подпрограмма 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края" реализуется с 2020 по 2024 год.
Раздел III изменен с 28 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 25 декабря 2020 г. N 562
III. Объем финансирования подпрограммы 1
Общий объем финансирования подпрограммы 1 за счет средств краевого бюджета составляет 747506,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 58448,3 тыс. рублей;
2021 год - 164054,6 тыс. рублей;
2022 год - 184796,8 тыс. рублей;
2023 год - 163295,3 тыс. рублей;
2024 год - 176911,7 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
IV. Механизм реализации подпрограммы 1
Министерство финансов Алтайского края осуществляет текущее управление и мониторинг реализации подпрограммы 1:
организует реализацию подпрограммы 1, принимает решение о внесении изменений в подпрограмму 1 и несет ответственность за достижение показателей подпрограммы 1, а также конечных результатов ее реализации;
рекомендует участникам подпрограммы 1 осуществить разработку отдельных мероприятий и планов их реализации; готовит ежеквартальные и годовые отчеты.
Органы исполнительной власти Алтайского края, КАУ "Алтайский центр финансовых исследований":
осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы 1 в рамках своей компетенции;
предоставляют Министерству финансов Алтайского края информацию, необходимую для проведения оценки эффективности подпрограммы 1 и подготовки ежеквартальных и годовых отчетов.
Подпрограмма 2 изменена с 4 марта 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 2 марта 2020 г. N 89
Изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Подпрограмма 2
"Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края"
Паспорт изменен с 16 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 16 апреля 2021 г. N 128
Паспорт
подпрограммы 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края"
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2
Настоящая подпрограмма определяет систему мер, направленных на поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края, развитие инициативного бюджетирования.
В силу объективных факторов различного характера (исторических, географических, климатических и иных) уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края значительно дифференцирован, что обусловлено неравномерностью размещения налоговой базы на территории региона и значительным количеством муниципалитетов.
Разрыв между максимальным и минимальным уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края в 2014-2019 годах составляет от 3,6 до 4,4 раза.
Таблица 1
Бюджетная
обеспеченность муниципальных районов, городских округов Алтайского края до выравнивания в 2014-2019 годах
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Минимальный уровень бюджетной обеспеченности, руб. на 1 жителя |
2672 |
2875 |
3005 |
2933 |
3144 |
2795 |
Максимальный уровень бюджетной обеспеченности, руб. на 1 жителя |
11681 |
11036 |
10671 |
10885 |
12065 |
11280. |
Разрыв между максимальным и минимальным уровнем бюджетной обеспеченности |
4,4 |
3,8 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
4,0 |
Регулирование бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Алтайском крае осуществляется посредством использования механизма финансового выравнивания и закрепления дополнительных доходных источников за местными бюджетами.
Выравнивание бюджетной обеспеченности в Алтайском крае осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными законами Алтайского края от 03.11.2005 N 89-ЗС, от 03.11.2005 N 90-ЗС.
В 2018 году внесены изменения в методику распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов, утвержденной законом Алтайского края от 03.11.2005 N 90-ЗС. Введено 2 новых коэффициента удорожания стоимости бюджетных услуг: коэффициент дифференциации заработной платы, коэффициент общей удаленности (муниципальных образований от административных центров районов и административного центра края). Введение новых коэффициентов позволило учесть территориальную и пространственную специфику Алтайского края, экономические различия муниципалитетов в целях определения их бюджетной обеспеченности.
В 2019 году объем фонда финансовой поддержки поселений составил 79,2 млн. рублей (на уровне 2018 года), объем фонда финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов - 1,5 млрд. рублей (в 1,5 раза выше уровня 2018 года). Разрыв в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов до и после выравнивания сократился с 4,0 до 1,9 раза. Количество получателей дотаций в 2019 году увеличилось на 11 и составило 49.
Кроме того, часть поступлений от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, по решению субъекта Российской Федерации может быть передана в местные бюджеты. Законом Алтайского края от 31.08.2005 N 62-ЗС "О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами" для местных бюджетов установлены единые нормативы отчислений от отдельных видов налоговых доходов. В 2018 году по переданным нормативам в бюджеты муниципальных образований края поступило 2,1 млрд. рублей.
Указанные меры создают дополнительный стимул в дальнейшей работе органов местного самоуправления по увеличению доходного потенциала.
В качестве стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственных доходов ежегодно в законе о краевом бюджете предусматриваются дотации на сбалансированность.
В рамках расширения практики инициативного бюджетирования в 2017-2018 годах был реализован 231 проект развития общественной инфраструктуры, основанный на местных инициативах, в 51 муниципальном районе и 3 городских округах. Всего на реализацию проектов было направлено 214,1 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 131.3 млн. рублей, местных бюджетов - 50,3 млн. рублей, населения - 18,6 млн. рублей, юридических лиц - 13,9 млн. рублей. В 2019 году были признаны победителями 213 проектов от 49 муниципальных районов и 2 городских округов. Объем финансирования из краевого бюджета планируется в сумме 127.3 млн. рублей.
Важной задачей в рамках реализации мероприятий настоящей подпрограммы является дальнейшая поддержка муниципальных образований края, сохранение сложившихся приоритетов в сфере межбюджетного регулирования.
Сфера реализации подпрограммы 2 определяет ее цели, задачи, структуру и состав мероприятий.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2, цели, задачи и мероприятия, показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы 2, сроки и этапы реализации подпрограммы 2
1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2
Приоритетами региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2 являются: создание условий для обеспечения равных финансовых возможностей оказания гражданам Алтайского края муниципальных услуг за счет выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований края; создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края; развитие инициативного бюджетирования.
Подраздел 2 изменен с 30 августа 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 27 августа 2021 г. N 315
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы 2
Целью подпрограммы 2 является создание условий для поддержания и стимулирования устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края.
Задачами подпрограммы 2 являются:
сокращение дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности;
обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований;
развитие инициативного бюджетирования.
В целях реализации подпрограммы 2 осуществляются мероприятия организационного (не требующие финансового обеспечения) и финансового характера.
Перечень мероприятий подпрограммы 2 с указанием объемов финансирования приведен в таблице 2 государственной программы.
В соответствии с задачей "Сокращение дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности" подпрограммы 2 реализуется мероприятие 2.1.1 (выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края (обеспеченное финансированием).
Указанное мероприятие направлено на создание условий для обеспечения равных финансовых возможностей оказания гражданам Алтайского края муниципальных услуг за счет обеспечения минимально гарантированного уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований края. Инструментом реализации мероприятия является предоставление из краевого бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края.
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края осуществляется с соблюдением требований бюджетного законодательства, в соответствии с едиными формализованными методиками, утвержденными законами Алтайского края от 03.11.2005 N 89-ЗС, от 03.11.2005 N 90-ЗС.
Расчет распределения указанных дотаций производится на основе официальной статистической и иной информации, представляемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, Министерством транспорта Алтайского края, Министерством промышленности и энергетики Алтайского края, управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
В целях обеспечения открытости и прозрачности распределения бюджетных средств исходные данные для расчета дотации ежегодно доводятся до муниципальных образований для согласования.
В соответствии с задачей "Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований" подпрограммы 2 реализуются следующие мероприятия.
Мероприятие 2.2.1. Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Алтайского края (обеспеченное финансированием).
Распределение дотаций в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов осуществляется в соответствии с Порядком распределения и предоставления муниципальным районам, городским округам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 19.12.2019 N 512, и утверждается распоряжениями Правительства Алтайского края.
Дотации в рамках указанного мероприятия предоставляются:
в целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности и результативности деятельности;
для финансового обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований при недостатке собственных доходов.
В целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности и результативности деятельности, а также выявления муниципальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из краевого бюджета, Министерством финансов Алтайского края систематически проводится мониторинг исполнения местных бюджетов в части зачисления доходов, осуществления выплат по заработной плате работникам муниципальных учреждений, иным социально значимым и приоритетным расходам.
Мероприятие 2.2.2. Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО (обеспеченное финансированием).
С 2006 года бюджеты ЗАТО включены в единую систему бюджетов субъектов Российской Федерации с распространением на них механизмов межбюджетного регулирования, предусмотренных для муниципальных образований, имеющих статус городского округа.
В целях обеспечения создания условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО осуществляются следующие меры:
распределение межбюджетных трансфертов за счет средств краевого бюджета без учета межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Алтайского края для предоставления бюджету ЗАТО Сибирский;
своевременное перечисление дотаций, поступающих из федерального бюджета, бюджету городского округа ЗАТО Сибирский.
Мероприятие 2.2.3. Предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений (обеспеченное финансированием).
Указанное мероприятие направлено на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в части исполнения расходных обязательств муниципальных образований по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений.
Для реализации данного мероприятия в краевом бюджете предусматривается выделение субсидий на указанные цели. Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений, в том числе условия предоставления субсидий и методика расчета субсидий, представлены в приложении 2 к государственной программе.
Мероприятие 2.2.4. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления (обеспеченное финансированием).
В рамках указанного мероприятия в краевом бюджете ежегодно предусматриваются межбюджетные трансферты на компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также на осуществление социально значимых инициатив, обеспечение функционирования органов местного самоуправления.
Мероприятие 2.2.5. Обеспечение долговой устойчивости муниципальных образований Алтайского края (не требующее финансового обеспечения).
Одним из инструментов обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований является обеспечение их долговой устойчивости. В рамках указанного мероприятия планируется оценка долговой устойчивости муниципальных образований.
Система оценки муниципалитетов по группам риска позволит применять к ним соответствующие к данной группе ограничения и требования:
согласование с Министерством финансов Алтайского края основных параметров бюджета, отражающих долговую политику муниципального образования;
осуществление мер, направленных на восстановление платежеспособности (для муниципальных образований, относящихся к высокой группе риска).
В соответствии с задачей "Развитие инициативного бюджетирования" подпрограммы 2 реализуется мероприятие 2.3.1 (предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование реализации инициативных проектов развития (создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований (обеспеченное финансированием).
Практика инициативного бюджетирования в Алтайском крае реализуется с 2017 года в рамках проекта Минфина России "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации". По результатам конкурсного отбора заявок на участие муниципальным образованиям края предоставляются субсидии на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры (далее - "Проект").
Главной целью Проекта является вовлечение граждан в решение вопросов местного значения и, как следствие, решение проблем сельских территорий. Участвовать в Проекте могут сельские населенные пункты, входящие в состав муниципальных районов поселки городского типа (рабочие поселки), города с численностью населения до 50 тыс. человек, а также муниципальные районы и муниципальные округа с проектами общерайонного (общеокружного) значения, которыми будут пользоваться жители двух и более населенных пунктов. Проекты должны быть реализованы в течение года, в котором предоставляется субсидия. Участвуя в Проекте, жители непосредственно определяют направления расходования бюджетных средств, в незначительном объеме участвуют в финансировании выбранных объектов, могут контролировать процесс выполнения работ.
В целях оказания методической поддержки участникам Проекта в Алтайском крае регулярно проводятся выездные семинары и вебинары с целью обучения сотрудников органов местного самоуправления формам и методам работы с проектами, основанными на инициативах граждан.
Порядок предоставления из краевого бюджета субсидии на реализацию инициативных проектов развития (создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе условия предоставления субсидии и методика ее расчета, представлены в приложении 3 к настоящей программе.
Мероприятия подпрограммы 2 реализуются Министерством финансов Алтайского края. Участниками реализации мероприятия 2.2.3 также являются органы местного самоуправления (по согласованию), мероприятия 2.3.1 - КАУ "Алтайский центр финансовых исследований", органы местного самоуправления (по согласованию).
Подраздел 3 изменен с 16 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 16 апреля 2021 г. N 128
3. Показатели достижения целей и решения задач и ожидаемые конечные результаты подпрограммы 2
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы 2 и их значениях по годам приведены в таблице 1 государственной программы.
Ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы 2 будут являться:
обеспечение значения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в размере 6524,3 рубля на жителя;
обеспечение доли просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований Алтайского края в размере не более 2 процентов;
отсутствие муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов), в которых имеется просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений;
увеличение доли внебюджетных средств, привлеченных для финансирования инициативных проектов развития (создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований, в общем объеме средств, до 10 процентов.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2
Подпрограмма 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края" реализуется с 2020 по 2024 год.
Раздел III изменен с 16 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 16 апреля 2021 г. N 128
III. Объем финансирования подпрограммы 2
Общий объем финансирования подпрограммы 2 за счет всех источников финансирования составляет 14099457,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 5785308,1 тыс. рублей;
2021 год - 4144881,8 тыс. рублей;
2022 год - 1449596,0 тыс. рублей;
2023 год - 1448336,0 тыс. рублей;
2024 год - 1271336,0 тыс. рублей.
За счет средств из федерального бюджета - 444726,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 101995,0 тыс. рублей;
2021 год - 100463,0 тыс. рублей;
2022 год - 81596,0 тыс. рублей;
2023 год - 80336,0 тыс. рублей;
2024 год - 80336,0 тыс. рублей.
За счет средств краевого бюджета - 13390112,9 тыс. рублей, том числе по годам:
2020 год - 5598063,1 тыс. рублей;
2021 год - 3973049,8 тыс. рублей;
2022 год - 1323000,0 тыс. рублей;
2023 год - 1323000,0 тыс. рублей;
2024 год - 1173000,0 тыс. рублей.
За счет средств местных бюджетов - 195619,0 тыс. рублей, том числе по годам:
2020 год - 70250,0 тыс. рублей;
2021 год - 53369,0 тыс. рублей;
2022 год - 30000,0 тыс. рублей;
2023 год - 30000,0 тыс. рублей;
2024 год - 12000,0 тыс. рублей.
За счет внебюджетных источников - 69000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 15000,0 тыс. рублей;
2021 год - 18000,0 тыс. рублей;
2022 год - 15000,0 тыс. рублей;
2023 год - 15000,0 тыс. рублей;
2024 год - 6000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
IV. Механизм реализации подпрограммы 2
Министерство финансов Алтайского края осуществляет текущее управление и мониторинг реализации подпрограммы 2:
организует реализацию подпрограммы 2, принимает решение о внесении изменений в подпрограмму 2 и несет ответственность за достижение показателей подпрограммы 2, а также конечных результатов ее реализации;
рекомендует участникам подпрограммы 2 осуществить разработку отдельных мероприятий и планов их реализации; готовит ежеквартальные и годовые отчеты.
КАУ "Алтайский центр финансовых исследований", органы местного самоуправления (по согласованию):
осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы 2 в рамках своей компетенции;
предоставляют Министерству финансов Алтайского края информацию, необходимую для проведения оценки эффективности подпрограммы 2 и подготовки ежеквартальных и годовых отчетов.
Подпрограмма 3 изменена с 4 марта 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 2 марта 2020 г. N 89
Изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Подпрограмма 3
"Повышение качества управления муниципальными финансами"
Паспорт изменен с 16 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 16 апреля 2021 г. N 128
Паспорт
подпрограммы 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами"
Соисполнитель государственной программы |
Министерство финансов Алтайского края |
Участники подпрограммы |
органы исполнительной власти Алтайского края |
Цель подпрограммы |
создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами |
Задача подпрограммы |
содействие повышению качества управления муниципальными финансами |
Перечень мероприятий подпрограммы |
осуществление оценки качества управления муниципальными финансами; предоставление грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления; премирование муниципальных образований в целях поощрения и распространения применения примеров лучшей муниципальной практики; проведение экспертизы местных бюджетов; проведение мониторинга исполнения переданных муниципальным районам полномочий по формированию и предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; проведение мониторинга соблюдения муниципальными образованиями выполнения соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов; оказание методической помощи органам местного самоуправления |
Показатели подпрограммы |
количество муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов с высоким (надлежащим) качеством управления муниципальными финансами; доля муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период; количество муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации; количество муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Алтайского края, получающих гранты в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; количество муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы 3 за счет средств краевого бюджета составляет 100000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 20000 тыс. рублей; 2021 год - 20000 тыс. рублей; 2022 год - 20000 тыс. рублей; 2023 год - 20000 тыс. рублей; 2024 год - 20000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
рост количества муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов с высоким (надлежащим) качеством управления муниципальными финансами до 32; рост доли муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее 15 процентов; отсутствие муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации; предоставление 4 муниципальным образованиям Алтайского края грантов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; премирование не менее 3 муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика". |
Раздел I изменен с 16 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 16 апреля 2021 г. N 128
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3
Настоящая подпрограмма определяет систему мер, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами.
Оценка качества управления муниципальными финансами в 2012-2018 годах осуществлялась в рамках реализации приказа комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края от 26.06.2012 N 47.
Таблица 1
Результаты
оценки качества управления муниципальными финансами в муниципальных районах и городских округах Алтайского края в 2014-2018 годах
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста 2018 к 2014 |
Количество муниципальных районов, городских округов: |
|
|
|
|
|
|
с высоким качеством |
10 |
11 |
28 |
21 |
36 |
в 3,6 р. |
с низким качеством |
11 |
17 |
22 |
37 |
19 |
173% |
с неудовлетворительным качеством |
49 |
42 |
19 |
11 |
14 |
- |
% муниципальных районов, городских округов с низким и неудовлетворительным качеством управления муниципальными финансами |
86% |
84% |
59% |
70% |
48% |
|
За период 2014-2018 годов отмечается рост качества управления муниципальными финансами в крае (в 3,6 раза), однако количество муниципальных районов и городских округов с низким и неудовлетворительным качеством управления муниципальными финансами еще значительное. По итогам 2018 года количество муниципальных районов и городских округов с низким и неудовлетворительным качеством управления муниципальными финансами составило 48% в общем количестве муниципальных районов и городских округов.
С 2018 года Министерством финансов Алтайского края осуществляется экспертиза местных бюджетов всех типов муниципальных образований. По итогам оценки дотационности муниципальных образований Алтайского края за период 2016-2018 гг. экспертизе подлежали 84 муниципальных образования из 719 (12% от общего количества), в том числе 1 городской округ - ЗАТО Сибирский, и 83 сельских поселения из 33 муниципальных районов. Из них 13 проектов решений (16% от подлежащих экспертизе) составлены на трехлетний период (2019-2021 годы).
По результатам проведенной оценки проектов решений о бюджетах поселений на 2019 год (2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов) и иных документов и материалов, а также мониторинга исполнения местных бюджетов, регулярно проводимого Министерством финансов Алтайского края, отмечается необходимость:
повышения качества составления документов и материалов, характеризующих местные бюджеты;
осуществления мониторинга соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства в части соблюдения требований бюджетного законодательства;
распространения примеров лучшей муниципальной практики деятельности органов местного самоуправления;
оказания методической помощи муниципальным образованиям края в части формирования бюджетов.
Сфера реализации подпрограммы 3 определяет ее цели, задачи, структуру и состав мероприятий.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3, цели, задачи и мероприятия, показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы 3, сроки и этапы реализации подпрограммы 3
1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3
Приоритетами региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3 являются обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства органами местного самоуправления, распространение примеров лучшей муниципальной практики в сфере решения вопросов местного значения.
Подраздел 2 изменен с 16 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 16 апреля 2021 г. N 128
2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы 3
Целью подпрограммы 3 является создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами.
Задачей подпрограммы 3 является содействие повышению качества управления муниципальными финансами.
В целях реализации подпрограммы 3 осуществляются мероприятия организационного (не требующие финансового обеспечения) и финансового характера.
Перечень мероприятий подпрограммы 3 с указанием объемов финансирования приведен в таблице 2 государственной программы.
В соответствии с задачей "Содействие повышению качества управления муниципальными финансами" подпрограммы 3 реализуются следующие мероприятия.
Мероприятие 3.1.1. Осуществление оценки качества управления муниципальными финансами (обеспеченное финансированием).
Оценка качества управления муниципальными финансами осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством финансов Алтайского края порядком в целях совершенствования процедуры контроля за выполнением муниципальными образованиями Алтайского края требований бюджетного законодательства и стимулирования повышения качества управления муниципальными финансами.
Результаты мониторинга соблюдения муниципальными образованиями Алтайского края требований бюджетного законодательства и оценки качества управления муниципальными финансами регулярно публикуются на официальном Интернет-сайте Министерства финансов Алтайского края.
Мероприятие 3.1.2. Предоставление грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления (обеспеченное финансированием).
Указанное мероприятие направлено на поощрение органов местного самоуправления Алтайского края за достижение наилучших значений комплексной оценки эффективности их деятельности. Распределение указанных средств осуществляется в соответствии с Порядком выделения грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 10.08.2015 N 79.
Мероприятие 3.1.3. Премирование муниципальных образований в целях поощрения и распространения примеров лучшей муниципальной практики (обеспеченное финансированием).
В целях выявления, поощрения и распространения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований на федеральном и краевом уровне организовано проведение Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
Конкурс осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 N 815, Положением, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 22.02.2017 N 62, и состоит из регионального и федерального этапов, проводимых последовательно.
По результатам проведения регионального этапа и выявления примеров лучшей муниципальной практики в Алтайском крае предусмотрено премирование победителей.
Мероприятие 3.1.4. Проведение экспертизы местных бюджетов (не требующее финансового обеспечения).
В рамках указанного мероприятия во исполнение пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется подготовка заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Постановлением Правительства Алтайского края от 06.09.2018 N 353 установлены Порядок представления документов и материалов, необходимых для подготовки заключения, уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края по приему таких документов и материалов, необходимость повторного направления документов и материалов в случае получения отрицательного заключения.
Муниципальные образования, в отношении которых проводится экспертиза, подлежат включению в план проверок органов государственного финансового контроля.
Мероприятие 3.1.5. Проведение мониторинга исполнения переданных муниципальным районам полномочий по формированию и предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (не требующее финансового обеспечения).
По состоянию на 01.01.2019 в крае насчитывалось 650 поселений, в том числе 7 городских и 643 сельских. Значительное количество поселений, территориальная специфика, неравномерность размещения налоговой базы обусловливают их абсолютно разную и практически несопоставимую бюджетную обеспеченность. Осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности с регионального уровня вследствие указанных особенностей представляется нецелесообразным и малоэффективным. В связи с этим государственное полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений края передано на муниципальный уровень.
Закон Алтайского края от 11.11.2005 N 97-ЗС "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственным полномочием по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений" устанавливает обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в их состав, за счет средств краевого бюджета.
Органы местного самоуправления предоставляют в установленные Министерством финансов Алтайского края сроки отчетность об использовании финансовых средств, переданных на осуществление государственного полномочия. По результатам мониторинга исполнения государственного полномочия, осуществляемого Министерством финансов Алтайского края, в муниципальные образования направляются предписания об устранении нарушений.
Мероприятие 3.1.6. Проведение мониторинга соблюдения муниципальными образованиями выполнения соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов (не требующее финансового обеспечения).
В целях повышения качества управления муниципальными финансами между Министерством финансов Алтайского края и органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Алтайского края заключаются соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов. Финансовые органы муниципальных районов заключают аналогичные соглашения с поселениями, входящими в состав соответствующего муниципального района. Порядок заключения соглашений утвержден постановлением Правительства Алтайского края от 20.12.2019 N 528.
Итоги выполнения условий соглашений учитываются при определении размеров дополнительной финансовой помощи из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края.
Мероприятие 3.1.7. Оказание методической помощи органам местного самоуправления (не требующее финансового обеспечения).
С целью повышения качества управления муниципальными финансами Министерство финансов Алтайского края осуществляет методическую поддержку деятельности органов местного самоуправления посредством разработки модельных правовых актов, составления аналитических обзоров деятельности органов местного самоуправления, осуществления консультационной помощи.
Мероприятия подпрограммы 3 реализуются Министерством финансов Алтайского края. Участниками реализации мероприятия 3.1.3 также являются органы исполнительной власти Алтайского края.
Подраздел 3 изменен с 16 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 16 апреля 2021 г. N 128
3. Показатели достижения целей и решения задач и ожидаемые конечные результаты подпрограммы 3
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы 3 и их значениях по годам приведены в таблице 1 государственной программы.
Ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы 3 будут являться:
рост количества муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов с высоким (надлежащим) качеством управления муниципальными финансами до 32;
рост доли муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее 15 процентов;
отсутствие муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации;
предоставление 4 муниципальным образованиям Алтайского края грантов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
премирование не менее 3 муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы 3
Подпрограмма 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами" реализуется с 2020 по 2024 год.
III. Объем финансирования подпрограммы 3
Общий объем финансирования подпрограммы 3 за счет средств краевого бюджета составляет 100000 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 20000 тыс. рублей;
2021 год - 20000 тыс. рублей;
2022 год - 20000 тыс. рублей;
2023 год - 20000 тыс. рублей;
2024 год - 20000 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
IV. Методика оценки эффективности подпрограммы 3
Утратил силу с 4 марта 2020 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 2 марта 2020 г. N 89
IV. Механизм реализации подпрограммы 3
Министерство финансов Алтайского края осуществляет текущее управление и мониторинг реализации подпрограммы 3:
организует реализацию подпрограммы 3, принимает решение о внесении изменений в подпрограмму 3 и несет ответственность за достижение ее показателей, а также конечных результатов ее реализации;
рекомендует участникам подпрограммы 3 осуществить разработку отдельных мероприятий и планов их реализации; готовит ежеквартальные и годовые отчеты.
Органы исполнительной власти Алтайского края:
осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы 3 в рамках своей компетенции;
предоставляют Министерству финансов Алтайского края информацию, необходимую для проведения оценки эффективности подпрограммы 3 и подготовки ежеквартальных и годовых отчетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.