Итоговая резолюция Всероссийского совещания школьных служб примирения и медиации*
(направлена письмом Минпросвещения России от 2 ноября 2020 г. N ДГ-1959/07)
24 сентября 2020 года Министерством просвещения Российской Федерации совместно с ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" при поддержке ФГБУ "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина" (МГЮА) организовано и проведено Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации (далее - Совещание)**.
Актуальность мероприятия была обусловлена необходимостью:
- подведения итогов реализации Концепции за период с 2014 по 2020 годы; обобщения опыта развития и обозначения лучших практик в области работы школьных служб медиации и примирения за период действия Концепции;
- раскрытия потенциала медиации как значимого социального института, исполняющего важную воспитательную функцию, необходимого для снижения уровня конфликтности в российской школе, что важно для устойчивого развития страны в условиях глобализации и стремительного распространения информационных технологий;
- системного развития научно-исследовательской работы в сфере медиативных и восстановительных технологий как междисциплинарной области практики и исследований проблематики конфликта в школе;
- придания нового импульса развития медиативной практики, технологий медиации и примирения как высокоэффективных инструментов предупреждения и урегулирования споров, а также формирования безопасной среды в образовательном пространстве;
- планирования работы по развитию школьных служб медиации и примирения на текущий период.
В Совещании приняли участие 466 человек из 85 субъектов Российской Федерации. Среди них представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители научного и экспертного сообщества, сотрудники образовательных организаций и практикующие медиаторы.
Основными формами работы Совещания были пленарное заседание и пять тематических круглых столов, посвященных ключевым направлениям развития служб школьной медиации и школьных служб примирения, а именно:
- "Проблема эффективности подготовки профессионального школьного медиатора: современное состояние, перспективы" (круглый стол N 1);
- "Медиация и примирение: практики применения в образовательных организациях" (круглый стол N 2);
- "Службы школьной медиации как форма институционализации современного гражданского общества" (круглый стол N 3);
- "Роль школьных служб примирения и медиации в процессах управления, профилактической работы и воспитания обучающихся в образовательных организациях" (круглый стол N 4);
- "Реализация восстановительных программ в образовательных организациях как элемент профилактики криминализации подростковой среды" (круглый стол N 5).
Участникам Совещания была представлена возможность ознакомиться с опытом работы по интеграции медиативных и восстановительных технологий в образовательное пространство, представленным представителями Алтайского края, Воронежской, Иркутской, Липецкой, Московской и Омской областей.
Участники мероприятия отмечают большое значение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, а также необходимость обеспечения подконтрольности этой деятельности институтам гражданского общества.
По мнению участников Совещания медиация и восстановительные технологии уже вносят ощутимый вклад в снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества в целом, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Участники отмечают также, что приоритет применения медиативных и восстановительных технологий в образовательной среде как наиболее эффективного и востребованного инструмента разрешения конфликтов и профилактики правонарушений в образовательной среде был заложен еще Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Появившаяся на ее основе Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, стала основополагающим и крайне своевременным документом, позволившим начать формирование в нашей стране уникальной системы профилактики правонарушений.
Вопреки наличию правовых пробелов и неурегулированности отношений, связанных с осуществлением медиативной деятельности в образовательной среде, а также благодаря слаженному межведомственному взаимодействию ключевых министерств и ведомств, вовлеченных в ее реализацию, в рамках осуществления Концепции удалось достичь значительных успехов. Это стало одной из основных причин пролонгации ее действия до 2020 года. Новизна и нестандартность метода по предотвращению конфликтных ситуаций нашли отклик и в родительском сообществе, что проявилось в виде повышения вовлеченности данной категории участников образовательных отношений в работу служб медиации и примирения.
Особый акцент участниками мероприятия был сделан на проявлении огромного интереса обучающихся к медиации как инновационной технологии безопасного пространства в образовательной среде, а также на неуклонном росте числа волонтеров служб медиации и примирения.
Отмечая позитивный характер опыта интеграции медиативных и восстановительных технологий в сфере школьного образования, участники Совещания предлагают:
1. Министерству просвещения Российской Федерации:
- организовать в 2021 году проведение Всероссийского конкурса на лучший реализованный проект практической деятельности школьных служб медиации и примирения;
- организовать проведение тематической просветительской смены на площадках Всероссийских детских центров для юных медиаторов-волонтеров, имеющих достижения в успешности, конкурентоспособности своих знаний и компетентности в различных областях знаний;
- создать экспертный совет при Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях;
- обеспечить разработку перечня организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в области медиации и восстановительных технологий для системы образования и размещение соответствующей информации на сайте ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей".
2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
- актуализировать требования к результатам освоения программ бакалавриата федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, включенным в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области медиации (медиатор)";
- разработать единую специальную комплексную типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по подготовке специалистов в области медиации и восстановительных технологий для системы образования, включающую в обязательном порядке как медиативные, так и восстановительные технологии.
3. Минюсту России при подготовке проектов нормативных правовых актов учесть необходимость закрепления на законодательном уровне понятий "медиативный и восстановительный подходы" с описанием данной деятельности, а также возможностью использования данных методов при разрешении конфликтных ситуаций в образовательных организациях.
4. Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка при разработке Концепции единого информационного ресурса защиты прав детей, направленного на правовое информирование и просвещение несовершеннолетних и их родителей, в том числе по вопросам применения процедур медиации, учесть возможность проведения онлайн-мероприятий для доступности всех заинтересованных лиц, включая несовершеннолетних, юных волонтеров-медиаторов, в том числе из труднодоступных районов, отдаленных школ, служб школьной медиации и примирения с дефицитом профессиональных кадров.
5. ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей":
- в сборнике материалов по итогам проведения I Всероссийского совещания школьных служб медиации и примирения отразить все данные о практическом опыте в области применения медиативных и восстановительных технологий, а также апробации элементов восстановительного правосудия;
- актуализировать форму мониторинга деятельности служб школьной медиации в субъектах Российской Федерации для подготовки и направления в субъекты Российской Федерации сводного информационно-аналитического доклада.
6. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- предусмотреть меры дополнительной поддержки специалистов служб медиации и примирения образовательных организаций;
- довести до сведения руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций информацию о необходимости повышения квалификации специалистов в области медиативных и восстановительных технологий.
______________________________
* Направлена заместителям руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, для организации работы по дальнейшему развитию школьных служб примирения и медиации письмом Минпросвещения России от 02.11.2020 N ДГ-1959/07.
** Совещание проведено в рамках выполнения пункта 8 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее - Концепция), до 2025 года, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Правительственная комиссия) от 25.09.2019 N 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Итоговая резолюция Всероссийского совещания школьных служб примирения и медиации (направлена письмом Минпросвещения России от 2 ноября 2020 г. N ДГ-1959/07)
Текст документа опубликован в журнале "Администратор образования", декабрь 2020 г., N 23