Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 30 сентября 2020 года информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева о ходе исполнения государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в 2020 году и планах по ее дальнейшей реализации в 2021 году и о ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2020 году, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева о ходе исполнения государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в 2020 году и планах по ее дальнейшей реализации в 2021 году и о ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2020 году.
2. Принять к сведению содоклад аудитора Счетной палаты Российской Федерации М.А. Меня.
3. Принять к сведению выступление председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашина.
4. Государственная Дума поддерживает усилия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, обеспечившие положительную динамику развития агропромышленного комплекса Российской Федерации, и отмечает его эффективную работу по созданию условий для устойчивого роста основных экономических показателей отраслей сельского хозяйства.
Государственная Дума отмечает проделанную Министерством сельского хозяйства Российской Федерации работу в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями и чрезвычайными ситуациями природного характера в субъектах Российской Федерации и подчеркивает важность совершенствования механизма сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в целях повышения эффективности использования средств государственной поддержки, снижения финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширения линейки страховых продуктов, а также повышения заинтересованности в этом механизме сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Благодаря проведенной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса работе сельскохозяйственные товаропроизводители обеспечены семенами озимых культур в полном объеме, увеличивается объем внесения минеральных удобрений, оказывается государственная поддержка мероприятий по известкованию кислых почв.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращает внимание на риски увеличения цен на минеральные удобрения в связи с корректировкой отдельных параметров исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых. В связи с этим принимаются меры по минимизации негативных последствий возможного повышения цен на минеральные удобрения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе при участии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы.
Реализация льготных программ акционерного общества "Росагролизинг" позволила увеличить поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственной техники и оборудования, предназначенного для сельскохозяйственных работ.
В 2020 году не были зафиксированы перебои с поставками горюче-смазочных материалов.
По вопросам оказания государственной поддержки Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отмечает, что на прямую финансовую помощь в субъекты Российской Федерации в 2020 году доведены направленные в декабре 2019 года 100,8 миллиарда рублей, уровень доведения до непосредственных получателей на 20 сентября 2020 года составил 70 процентов.
На цели пополнения оборотных средств в период проведения сезонных полевых работ в 2020 году акционерным обществом "Россельхозбанк" и публичным акционерным обществом "Сбербанк России" сельскохозяйственным товаропроизводителям выдано кредитов на сумму 446,6 миллиарда рублей, что на 30 процентов больше, чем в 2019 году. Постоянно совершенствуются инструменты льготного кредитования. Так, в 2020 году у сельскохозяйственных товаропроизводителей появилась возможность пролонгации краткосрочных кредитов, отсрочки платежей по погашению процентов и тела основного долга по инвестиционным кредитам, в перечень направлений использования льготных кредитов включены приобретение горюче-смазочных материалов, оплата электроэнергии, выплата заработной платы.
Отмечается увеличение средней заработной платы работников сельского хозяйства, в 2020 году ее размер должен превысить 30 тысяч рублей в месяц.
С 2020 года реализуется государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - государственная программа), в основу которой заложена оценка состояния всех сельских территорий Российской Федерации по основным направлениям, определяющим уровень комфорта жизни граждан. При этом остаются актуальными проблемы медленных темпов социально-экономического развития сельских территорий и сокращения численности сельского населения.
Доведенные до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств по реализации целей государственной программы оказались существенно ниже изначально запланированных паспортом государственной программы (в 2020 году на эти цели было выделено 35,9 миллиарда рублей, что на 43,3 миллиарда рублей меньше запланированного объема средств), в результате чего целевые показатели реализации государственной программы были скорректированы в меньшую сторону.
При этом отмечается повышенный интерес к участию в реализации государственной программы со стороны сельского населения и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При поддержке сельского населения в заявочной кампании на 2020 и 2021 годы принял участие 81 субъект Российской Федерации.
В рамках предусмотренного финансирования государственной программы в 2020 году реализуется 132 проекта комплексного развития сельских территорий, предусматривающие строительство и ввод в эксплуатацию жилья для сельских жителей, реализацию проектов компактной жилищной застройки и общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий. Планируются строительство газораспределительных сетей и локальных водопроводов, заключение договоров на целевое обучение аграрным профессиям и прохождение производственной практики в сельскохозяйственных вузах 6 тысяч студентов, создание 40 тысяч рабочих мест.
Уделено особое внимание реализации механизма льготной сельской ипотеки, и отмечается интерес к нему со стороны сельского населения. Было запланировано выдать в 2020 году 11 тысяч кредитов на сумму 23,5 миллиарда рублей, а уже выдано 21,5 тысячи кредитов на сумму 42,5 миллиарда рублей.
Объем заявок на участие в реализации мероприятий государственной программы на 2021-2023 годы к 30 сентября 2020 года достиг 237,1 миллиарда рублей, что уже вдвое превышает запланированный объем. Прогнозируется увеличение объема заявок.
В связи с этим обращено внимание на поручение Президента Российской Федерации изыскать средства на реализацию государственной программы в соответствии с первоначально утвержденным паспортом.
В целях повышения эффективности реализации государственной программы в 2020 году по поручению Президента Российской Федерации на базе Российского государственного аграрного заочного университета создан научный центр изучения проблем сельских территорий.
Результаты анализа проблематики развития сельских территорий свидетельствуют о невозможности до 2025 года полностью решить проблемы, препятствующие эффективному социально-экономическому развитию сельских территорий. Прорабатывается предложение о продлении срока реализации государственной программы до 2030 года.
Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о реализации государственной программы и высоко оценивает работу органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению приоритетных направлений развития сельских территорий, а также успешную реализацию в 2019 году мероприятий по строительству инженерной инфраструктуры, газораспределительных и водопроводных сетей на сельских территориях с превышением плановых объемов.
Вместе с тем депутаты Государственной Думы выражают обеспокоенность в связи с:
1) сохраняющимися недопустимо медленными темпами социально-экономического развития сельских территорий;
2) плохим состоянием инженерной инфраструктуры сельских территорий;
3) низкой доступностью для сельского населения услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания;
4) уменьшением численности населения сельских территорий;
5) высоким уровнем бедности и безработицы среди сельского населения;
6) нарушением сроков ввода в эксплуатацию построенных в отдельных регионах за счет средств федерального бюджета объектов инженерной инфраструктуры;
7) наличием фактов предоставления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации недостоверной отчетности о развитии сельских территорий;
8) слабой оснащенностью сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой и оборудованием, предназначенным для сельскохозяйственных работ;
9) высокими потерями урожая зерновых и зернобобовых культур на этапе уборки;
10) низкими темпами ввода в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель;
11) отрицательным сальдо баланса внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
12) недостаточным объемом производства продукции с высокой добавленной стоимостью;
13) диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию для сельского хозяйства;
14) высокими тарифами на электроэнергию и транспортировку продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
15) уменьшением площади мелиорируемых земель;
16) недостаточными объемами внесения в почву минеральных и органических удобрений;
17) деградацией почв и снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
18) низкой долей в урожае пшеницы 1, 2 и 3 классов;
19) высокой зависимостью сельскохозяйственных товаропроизводителей от импорта семян и племенной продукции (материала).
5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) учесть замечания, высказанные Счетной палатой Российской Федерации, и предложения Государственной Думы при корректировке государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";
2) обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 февраля 2020 года N Пр-234ГС, а также рекомендаций, содержащихся в постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 ноября 2019 года N 7086-7 ГД, от 21 ноября 2019 года N 7161-7 ГД, от 12 марта 2020 года N 7901-7 ГД, в части финансирования государственной программы в объемах, предусмотренных первоначально утвержденным Правительством Российской Федерации паспортом государственной программы;
3) при внесении изменений в государственную программу рассмотреть предложение о продлении срока ее реализации до 2030 года;
4) согласовать положения государственной программы и Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года;
5) при корректировке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия учитывать необходимость совершенствования мероприятий, направленных на повышение энерговооруженности сельскохозяйственного производства, развитие садоводства, овощеводства, картофелеводства, производства молока и крупного рогатого скота на убой;
6) уделить особое внимание развитию овощеводства защищенного грунта и животноводства, увеличению поголовья крупного рогатого скота, строительству и реконструкции объектов мелиоративного комплекса на Дальнем Востоке Российской Федерации;
7) уделить особое внимание достижению целей Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года;
8) увеличивать количество кредитных организаций, участвующих в реализации программ кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с государственной поддержкой, уделяя внимание обеспечению эффективного использования бюджетных средств;
9) по итогам 2020 года рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения возмещения части прямых понесенных затрат на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса как эффективной меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
10) рассмотреть возможность распространения положительного опыта реализации программы "Дальневосточный гектар" на другие субъекты Российской Федерации;
11) разработать механизмы снижения цен на промышленную продукцию для сельскохозяйственных товаропроизводителей, электроэнергию, горюче-смазочные материалы, пестициды и агрохимикаты;
12) рассмотреть возможность распространения мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции на личные подсобные хозяйства;
13) уделить внимание повышению эффективности мер государственной поддержки развития потребительской сельскохозяйственной кооперации;
14) рассмотреть вопрос о целесообразности наделения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
15) рассмотреть вопрос о наделении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации полномочиями по согласованию планов научных исследований в области сельского хозяйства для научных организаций Российской академии наук;
16) обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 февраля 2020 года N Пр-234ГС в части утверждения государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации и по возможности выделить в федеральном бюджете средства на цели ее реализации;
17) рассмотреть возможность увеличения размера материнского (семейного) капитала для семей, проживающих на сельских территориях;
18) принять меры по упрощению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей на розничный рынок продовольственных товаров через торговые сети;
19) разработать механизмы ограничения торговых наценок на продовольственные товары первой необходимости;
20) уделить особое внимание развитию системы повышения квалификации работников сельского хозяйства;
21) уделить внимание повышению эффективности мероприятий, направленных на развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
22) обеспечить соблюдение сроков представления заключений Правительства Российской Федерации на подготавливаемые к внесению в Государственную Думу законодательные инициативы депутатов Государственной Думы.
6. Поручить Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии 2021 года.
8. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
9. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации |
В.В. Володин |
Москва
17 ноября 2020 г. N 9080-7 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2020 г. N 9080-7 ГД "Об информации Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева о ходе исполнения государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в 2020 году и планах по ее дальнейшей реализации в 2021 году и о ходе проведения осенних полевых работ в Российской Федерации в 2020 году"
Вступает в силу с 17 ноября 2020 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 47