Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С. Н.,
при секретаре судебного заседания Зайнуллине И.У.,
с участием прокурора прокуратуры Свердловской области Войновой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное производство 3а-207/2020
по административному исковому заявлению Могориты Тамары Павловны о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693 утверждены:
- кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области;
- средней уровень кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, по муниципальным районам и городским округам, расположенным на территории Свердловской области, в рублях за квадратный метр.
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru), 2014, 16 июля, N 2006)
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 13 февраля 2020 года N 220 внесены изменения в Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущены опечатки. Дату названного приказа следует читать как "13 февраля 2019 года"
В частности, пункт 1 Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693 дополнен подпунктом 3 следующего содержания:
"3) удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, Свердловской области (прилагается)".
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 13 февраля 2020 года N 220 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 21 февраля 2019 года.
Могорита Тамара Павловна (далее - административный истец) является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501018:260 (далее - земельный участок), площадью 380000 кв. м., разрешенное использование: земли занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: Свердловская область, р-н Белоярский, п. Прохладный, ул. Свердлова, дом 6.
В связи с переводом земельного участка в иную категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО Актом определения кадастровой стоимости от 24 апреля 2019 года по состоянию на 24 апреля 2019 года определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 80662600 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 212, 27 руб. для Белоярского городского округа для второй группы, утвержденного Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693 в редакции 13 февраля 2020 года N 220.
Административный истец, уточнив заявленные требования, просит признать недействующим подпункт 3 пункта 1 Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693 в редакции Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 13 февраля 2019 года N 220 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области" в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, Свердловской области в рублях, за квадратный метр применительно к Белоярскому городскому округу (строка 6).
По мнению административного истца, в оспариваемом в части нормативном правовом акте установлен размер удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения для 6 групп.
Между тем, невозможно понять по какому признаку земельный участок отнесен ко второй группе и к нему применено минимальное значение удельного показателя для этой группы.
В судебном заседании представители административного истца Кичева Е.С. и Назарова Н.А. заявленные требования поддержали, указав на несоответствие обжалуемого Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693 в редакции от 13 февраля 2019 года N 220 статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и положениям Налогового кодекса Российской Федерации, которые в, частности, предписывают, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком размере должен платить налогоплательщик.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт порождает правовые последствия для налогоплательщика, соответственно, он нарушает права административного истца на установление кадастровой стоимости в установленном законом порядке и вносит неопределенность в порядок расчета кадастровой стоимости.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Аписарова О.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, указывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят административным ответчиком в установленном порядке в пределах его компетенции.
Представитель административного ответчика указал, что в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и обществом с ограниченной ответственностью "Первая Оценочная Компания" был заключен государственный контракт по выполнению работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области.
Во исполнение государственного контракта был представлен отчет, который после соблюдения процедуры, предусмотренной требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", лег в основу обжалуемого нормативного правового акта.
Дополнительно в судебном заседании представитель административного ответчика Аписарова О.С. пояснил, что приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения.
Порядок определения кадастровой стоимости таких земельных участков предполагает их группировку по шести группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения.
Это же относится и к удельным показателям кадастровой стоимости, которые были определены оценщиком при определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, и нашли свое отражение в отчете в электронном формате, который получил положительное экспертное заключение.
Однако Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693 были утверждены:
- кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области;
- средней уровень кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, по муниципальным районам и городским округам, расположенным на территории Свердловской области, в рублях за квадратный метр.
Между тем, по техническим причинам таблица удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности и иного специального назначения для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области не была загружена при утверждении Приказа от 08 июля 2014 года N 2693.
Представленная суду электронная версия отчета N 1 от 10 декабря 2012 года, подтверждает, что оценщиком в рамках договорных обязательств были обобщенны результаты работы по определению кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения в пределах территории Свердловской области в разрезе шести групп по муниципальным районам Свердловской области и рассчитаны удельные показатели кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения, в том числе, для Белоярского района (Белоярского ГО).
Таким образом, указанные обстоятельства явились основанием для внесения изменения в пункт 1 Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693, который был дополнен подпунктом 3.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО в направленном в адрес суда отзыве указал, что по результатам рассмотрения распоряжения Правительства Свердловской области от 15 апреля 2019 года N 141-РП было принято решение об изменении государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка, в результате которых, изменилась категория земель: с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Кадастровая стоимость земельного участка определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО в соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости".
При определении размера кадастровой стоимости заинтересованное лицо умножило утвержденный административным ответчиком минимальный удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков второй группы для Белоярского ГО на площадь земельного участка.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО, Администрация Белоярского ГО, Управление Росреестра по Свердловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили.
Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение, суд рассматривает административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Войновой О.А., полагавшего возможным отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующим выводам.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В соответствии с частями 7-9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
По материалами административного дела судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка общей площадью 380000 кв. м., расположенного по адресу: Свердловская область, р-н Белоярский, п. Прохладный, ул. Свердлова, дом 6.
Установленные в настоящее время результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области утверждены Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
В частности, оспариваемым нормативным правовым актом в редакции 13 февраля 2019 года N 220 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области.
Утвержденный минимальный удельный показатель для 2-го вида разрешенного использования земель для Белоярского ГО в размере 212,27 руб. был использован для исчисления кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 24 апреля 2019 года при изменении категории земли.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка используется для целей налогообложения, суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании названного нормативного правового акта.
Проверяя полномочия исполнительного органа власти Свердловской области на принятие оспариваемого приказа, суд учитывает, что в соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за пользование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, и принятия оспариваемого нормативного акта, под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, которому предоставлено право на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков и утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области (подпункт 7 статьи 8 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", подпункт 2-1 пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 1999 года N 499-ПП "Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области", абзац 3 пункта 2 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2012 года N 824-ПП).
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693, которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области и средней уровень кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, по муниципальным районам и городским округам, расположенным на территории Свердловской области, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru), 2014, 16 июля, N 2006).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 13 февраля 2020 года N 220 внесены изменения в Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693.
В частности, пункта 1 Приказа дополнен подпунктом 3 который касается удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области.
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 13 февраля 2020 года N 220 подписан И.о. Первого заместителя Министра на основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2545 от 18 ноября 2016 года "О наделении правом рассмотрения и подписания документов Исполняющую обязанности Первого заместителя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Е.П. Николаевой", опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 21 февраля 2019 года.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят надлежащим органом власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и официально опубликован.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Регламентация каждого этапа проведения государственной кадастровой оценки установлена статьями 24.12 - 24.17 указанного выше закона.
Судом установлено, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области являлось общество с ограниченной ответственностью "Первая Оценочная Компания".
Между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (государственный заказчик) и обществом "Первая Оценочная Компания" (исполнитель) заключен государственный контракт от 09 ноября 2012 года N 0162200011812001949-0033653-01 (далее - контракт), по условиям которого, исполнитель обязался по заданию государственного заказчика выполнить работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области и сдать результат выполнения работ государственному заказчику.
Согласно условиям контракта, оценка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения должна быть выполнена в разрезе шести групп видов использования.
Помимо расчета кадастровой стоимости земельных участков на исполнителя возложена обязанность произвести расчет средних (взвешанных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости групп видов разрешенного использования земель промышленного и иного специального назначения в разрезе муниципальных образований Свердловской области и сделать анализ результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения в разрезе муниципальных образований Свердловской области.
Названным исполнителем проведены работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, по результатам которых, в соответствии с предписаниями статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был составлен отчет в электронном виде и на бумажном носителе N 1 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01 января 2012 года.
В соответствии с пунктом 1.4 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49 определение кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения предполагает действия по группировке различных видов использования земель промышленности и иного специального назначения, определение удельных показателей кадастровой стоимости земель (далее УПКСЗ) для видов использования земель каждой группы и расчет кадастровой стоимости земельных участков по каждой группе земель промышленности и иного специального назначения.
В зависимости от применения методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков, виды использования земель промышленности и иного специального назначения согласно указанной выше Методике, объединяются в шесть самостоятельных групп.
Судом непосредственно в судебном заседании с использованием электронной техники административного ответчика исследовался электронный отчет.
Из содержания отчета следует, что земельные участки промышленности и иного специального назначения в пределах территории Свердловской области сгруппированы в шесть групп.
Соответственно, удельные показатели кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения, в том числе, для Белоярского района (Белоярского ГО) сгруппированы в разрезе 6 групп видов разрешенного использования.
Отчет N 1 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области прошел экспертизу в НП "Саморегулируемая организация Ассоциация Российских Магистров Оценки".
На экспертизу был представлен отчет с приложениями, среди которых приложение N 13 "Обобщенные показатели ГКОЗ ПРОМ" - содержащее результаты работы по определению кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения в пределах территории Свердловской области в разрезе шести групп по муниципальным районам Свердловской области с указанием минимальных средних по площади и максимальных значений удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения, в том числе, для Белоярского района (Белоярского ГО).
На отчет N 1 получено положительное экспертное заключение от 08 февраля 2013 года N 200-НП/12.
Таким образом, исполнителем по контракту произведен расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения для муниципальных районов и городских округов Свердловской области в соответствии с действующей на момент составления отчета Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49; составлен отчет, который получил положительное экспертное заключение.
Само по себе внесение изменений в Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693, которым пункт 1 дополнен подпунктом 3 следующего содержания: "3) удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, Свердловской области (прилагается)", не опровергает факт того, что расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения был сделан оценщиком на основании Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49 и не доказывает, что произведена новая оценка.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что процедура государственной кадастровой оценки, предусмотренная статьями 24.11 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", соблюдена.
Проверка же достоверности удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, утвержденных оспариваемым Приказом в редакции 13 февраля 2019 года, в том числе, связанных с ошибками при расчете кадастровой стоимости, на которые ссылаются представители административного истца, производится путем рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу статей 13, 24.18 указанного закона, главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", проверка правильности определения кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости, установленной при проведении государственной кадастровой оценки, не входит в предмет рассмотрения по делу об оспаривании нормативного правового акта, которым эта стоимость утверждена.
В то же время административный истец не лишен возможности обратиться за защитой своих прав в суд в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 21 указанного Кодекса, требование о признании нормативного правового акта недействующим не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, при несогласии административного истца с методикой оценки земельного участка и размером кадастровой стоимости, действующим законодательством предоставлена возможность обратиться за защитой своих прав в рамках административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку доказательств нарушение прав оспариваемым нормативным правовым актом административным истцом не представлено, нормативный правовой акт принят Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Могориты Тамары Павловны о признании не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу подпункт 3 пункта 1 Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года N 2693 в редакции Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 13 февраля 2019 года N 220 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области" в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, для муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, Свердловской области в рублях, за квадратный метр применительно к Белоярскому городскому округу (строка 6), оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья |
С. Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 6 июля 2020 г. N 3а-207/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.07.2014 N 2693"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)