Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации района
от 09.12.2020 N 111
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита администрации Викуловского муниципального района
12 декабря 2023 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" и определяет организацию и осуществление администрацией Викуловского муниципального района внутреннего финансового аудита.
1.2. Внутренний финансовый аудит в администрации Викуловского муниципального района является деятельностью по формированию и предоставлению Главе Викуловского муниципального района:
а) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий администрации Викуловского муниципального района, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
б) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
в) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса администрации Викуловского муниципального района, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений по организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам;
3) повышения качества финансового менеджмента.
II. Организация внутреннего финансового аудита
2.1. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие данные процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - Объект аудита), выполняемые руководителями и должностными лицами (работниками) структурных подразделений администрации Викуловского муниципального района.
2.2. Уполномоченными должностными лицами администрации Викуловского муниципального района, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, являются сотрудники администрации Викуловского муниципального района (далее - Субъект аудита).
Аудиторские мероприятия в администрации Викуловского муниципального района проводятся Субъектом аудита, который подчиняется непосредственно Главе Викуловского муниципального района.
2.3. Деятельность Субъекта аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности, стандартизации.
2.4. Субъектами бюджетных процедур являются руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений администрации Викуловского муниципального района, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - Субъекты бюджетных процедур).
2.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
2.6. Субъект аудита при подготовке к проведению и во время проведения аудиторских мероприятий имеет права и несет обязанности, предусмотренные пунктами 3 - 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н.
2.7. Субъекты бюджетных процедур имеют права и несут обязанности, предусмотренные пунктами 9 - 10 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н.
2.8. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в администрации Викуловского муниципального района несет Глава Викуловского муниципального района.
III. Планирование внутреннего финансового аудита
3.1. Планирование внутреннего финансового аудита включает:
1) планирование деятельности Субъекта аудита;
2) составление плана проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений, а также подготовка и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
3) планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия.
3.2. В целях планирования деятельности Субъекта аудита учитываются:
1) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
2) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
3) возможность совершенствования Субъектом аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
3.3. В целях составления (ведения) плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:
1) информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
2) результаты мониторинга качества финансового менеджмента, а также достижение администрации Викуловского муниципального района целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) объем бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых администрацией Викуловского муниципального района, в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
4) решения Главы Викуловского муниципального района о необходимости проведения аудиторских мероприятий;
5) результаты проведения аудиторских мероприятий, в том числе реализация Субъектами бюджетных процедур меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков.
3.4. В целях планирования аудиторского мероприятия и формирования программы аудиторского мероприятия учитываются:
1) тема, цели и задачи аудиторского мероприятия;
2) данные предварительного анализа об Объектах аудита;
3) информация из реестра бюджетных рисков и результаты мониторинга мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
4) располагаемые ресурсы, в том числе трудовые, материальные и другие, необходимые для проведения аудиторского мероприятия.
3.5. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляется руководителем Субъекта аудита по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и утверждается приказом Главы Викуловского муниципального района не позднее 25 декабря года, предшествующему планируемому.
Изменения в план проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год вносятся по предложениям Субъекта аудита и утверждаются приказом Главы Викуловского муниципального района.
3.6. План проведения аудиторских мероприятий должен включать не менее двух аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
3.7. Информация о плане проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год, внесение изменений в план доводится до Субъектов бюджетных процедур в течение 5 рабочих дней, после утверждения плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год.
3.8. Внеплановые проверки проводятся на основании решения Главы Викуловского муниципального района, принятого на основании предложений Субъекта аудита. В решении Главы Викуловского муниципального района обязательно указываются тема, объекты и цели аудиторского мероприятия, а также сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия утверждается приказом Главы Викуловского муниципального района и доводится Субъектом аудита до Субъектов бюджетных процедур в течение 5 рабочих дней, после утверждения внепланового аудиторского мероприятия.
3.9. С целью планирования аудиторского мероприятия Субъектом аудита составляется и утверждается программа аудиторского мероприятия по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Изменения в программу аудиторского мероприятия вносятся и утверждаются Субъектом аудита.
3.10. Программа аудиторского мероприятия должна обеспечивать достижение целей аудиторского мероприятия. В целях составления программы аудиторского мероприятия Субъект аудита проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся Объектами аудита.
3.11. Программа аудиторского мероприятия должна содержать:
а) основание аудиторского мероприятия (пункт плана аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение Главы Викуловского муниципального района о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) тему аудиторского мероприятия;
г) цели и задачи аудиторского мероприятия;
д) перечень объектов внутреннего финансового аудита;
е) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;
ж) применяемые методы внутреннего финансового аудита;
3.12. Субъект аудита направляет не позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторского мероприятия утвержденную программу аудиторского мероприятия для ознакомления Субъектам бюджетных процедур.
В случае внесения изменений в программу аудиторского мероприятия Субъект аудита обеспечивает ознакомление Субъектов бюджетных процедур в течение 3 рабочих дней после их внесения.
Пункт 3.13 изменен с 12 декабря 2023 г. - Постановление Администрации Викуловского муниципального района от 12 декабря 2023 г. N 106
3.13. Датой начала аудиторского мероприятия считается день предъявления руководителем аудиторской группы распоряжения администрации Викуловского муниципального района о проведении аудиторского мероприятия Субъекту бюджетных процедур. Датой окончания аудиторского мероприятия считается день подписания заключения о результатах аудиторского мероприятия Субъектом бюджетных процедур.
3.14. Для проведения аудиторского мероприятия из работников формируется аудиторская группа. Распределение обязанностей между членами аудиторской группы осуществляется в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
3.15. Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита: аналитические процедуры; инспектирование; пересчет; запрос; наблюдение; мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
IV. Проведение аудиторского мероприятия и оформление его результатов
4.1. Аудиторское мероприятие проводится Субъектом аудита в соответствии с утвержденной программой.
Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 45 рабочих дней.
4.2. Проведение аудиторского мероприятия может быть приостановлено на основании мотивированного обращения Субъекта аудита на имя Главы Викуловского муниципального района.
В случае согласования Главой Викуловского муниципального района мотивированного обращения о приостановлении аудиторского мероприятия, Субъект аудита направляет Субъекту бюджетных процедур уведомление о приостановке аудиторского мероприятия.
После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия ее проведение возобновляется. Субъект аудита направляет Субъекту бюджетных процедур уведомление о возобновлении аудиторского мероприятия в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления аудиторского мероприятия.
4.3. Проведение аудиторского мероприятия может быть продлено (не может превышать 30 рабочих дней) на основании мотивированного обращения Субъекта аудита на имя Главы Викуловского муниципального района.
В случае согласования Главой Викуловского муниципального района о продлении сроков проведения аудиторского мероприятия, Субъект аудита направляет Субъекту бюджетных процедур уведомление о продлении срока аудиторского мероприятия.
4.4. С целью получения необходимой информации в отношении Объектов аудита Субъект аудита направляет запрос Субъекту бюджетных процедур.
Ответ с приложением копий всех необходимых документов составляется Субъектом бюджетных процедур и направляется в срок не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.
4.5. В соответствии с программой аудиторского мероприятия Субъект аудита осуществляет сбор и анализ аудиторских доказательств.
При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.
Аудиторские доказательства представляют собой документы и фактические данные, информацию, полученную при выполнении аудиторских процедур в отношении Объектов аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия.
4.6. При проведении аудиторского мероприятия может использоваться выборка, предназначенная для того, чтобы на основании изучения менее, чем 100% элементов общего набора действий (операций), документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
4.7. Выборка может быть проведена одним из следующих способов:
1) статистическая выборка, при которой элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом или с использованием теории вероятности;
2) нестатистическая выборка - не соответствующая характеристикам статистической выборки.
Применяемый способ выборки для изучения Объектов аудита должен обеспечить получение достаточных для достижения целей аудиторского мероприятия аудиторских доказательств.
4.8. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
4.9. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
а) Объекты аудита исследованы в соответствии с программой этого мероприятия;
б) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов и рекомендаций, формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.
4.10. Рабочие документы аудиторского мероприятия, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
4.11. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
4.12. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита в администрации Викуловского муниципального района имеют Глава Викуловского муниципального района, Субъект аудита.
Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.13. Результаты проведения аудиторского мероприятия оформляются заключением о результатах аудиторского мероприятия, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий администрации Викуловского муниципального района, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, которое подписывается руководителем Субъекта аудита.
4.14. Информация, а также предложения и рекомендации, по решению руководителя Субъекта аудита могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок, направляемых Субъектам бюджетных процедур.
4.15. Заключение должно содержать следующую информацию:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе, не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной (ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
- о степени надежности внутреннего финансового контроля;
- о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
- о качестве исполнения бюджетных полномочий администрации Викуловского муниципального района, в том числе о достижении администрации Викуловского муниципального района значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя Субъекта аудита.
4.16. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
а) указанные в заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
б) указанная в заключении информация должна быть: точной, полной, объективной, ясной, краткой, конструктивной, своевременной;
в) в заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями руководителя Субъекта аудита, должностных лиц (работников) Субъекта аудита и (или) должностных лиц, подписывающих указанные документы;
г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или недостатков), а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций;
д) заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
е) заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
Пункт 4.17 изменен с 12 декабря 2023 г. - Постановление Администрации Викуловского муниципального района от 12 декабря 2023 г. N 106
4.17. Должностные лица (работники) Субъекта аудита принимают участие в подготовке заключения. Руководитель Субъекта аудита обеспечивает подготовку заключения по результатам аудиторского мероприятия.
Пункт 4.18 изменен с 12 декабря 2023 г. - Постановление Администрации Викуловского муниципального района от 12 декабря 2023 г. N 106
4.18. Руководитель Субъекта аудита в срок за 3 рабочих дня до окончания аудиторского мероприятия, направляет проект заключения Субъектам бюджетных процедур в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
4.19. Субъекты бюджетных процедур направляют письменные возражения и предложения по проектам заключения.
Сроки ознакомления Субъектов бюджетных процедур с проектами заключения и сроки направления возражений и предложений по проекту заключения в течение 3 рабочих дней после получения документов.
4.20. Руководитель Субъекта аудита рассматривает полученные возражения и предложения Субъектов бюджетных процедур и при необходимости вносят изменения в проекты заключения в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений и предложения Субъектов бюджетных процедур.
Письменные возражения и предложения Субъектов бюджетных процедур, а также результаты рассмотрения приобщаются к рабочим документам аудиторского мероприятия.
4.21. Заключение, составленное в одном экземпляре и подписанным Субъектом аудита направляется Главе Викуловского муниципального района в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения аудиторского мероприятия.
Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
4.22. Копия заключения по результатам аудиторского мероприятия направляется Субъектом аудита Субъекту бюджетных процедур.
4.23. Глава Викуловского муниципального района рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения:
а) о реализации Субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений администрации Викуловского муниципального района, выводов, предложений и рекомендаций Субъекта аудита (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов администрации Викуловского муниципального района, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) администрации Викуловского муниципального района информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) администрации Викуловского муницип
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.