Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 7 декабря 2020 г. N 30-01-02-1051
"Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов"
25 февраля, 22 июня 2021 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.
2. Организационно-аналитическому отделу управления правового и организационно-аналитического обеспечения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) организовать размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.priroda.permkrai.ru), опубликование настоящего приказа в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
И.о. министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края |
Д.М. Беланович |
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов
(утв. приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 7 декабря 2020 г. N 30-01-02-1051)
25 февраля, 22 июня 2021 г.
I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов (далее - Программа) предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края (далее - региональный геологический надзор).
2. Региональный геологический надзор осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений пользователями участков недр местного значения требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Пермского края в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
3. Одним из инструментов достижения целей регионального геологического надзора, включая обеспечение экологической безопасности, соблюдение принципов рационального использования и охраны недр, является совершенствование его системы. Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) проводится работа по достижению целевой модели реализации приоритетного проекта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования.
II. Основные цели и задачи профилактической работы
4. Цели профилактической работы:
повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности отдельных контрольно-надзорных органов;
снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр;
обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
5. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности);
повышение уровня правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области охраны окружающей среды;
повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности.
6. Настоящая программа призвана обеспечить создание условий для снижения случаев нарушения обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, повышение результативности и эффективности надзора, формирование заинтересованности поднадзорных субъектов в соблюдении требований законодательства.
III. Виды и формы профилактических действий
7. Для решения задач и достижения целей программы предусмотрены следующие виды и формы профилактических действий:
размещение и актуализация на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.priroda.permkrai.ru) (далее - официальный сайт Министерства) перечней нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края (далее - обязательные требования);
размещение на официальном сайте Министерства руководств по соблюдению обязательных требований;
размещение на официальном сайте Министерства типовых нарушений обязательных требований;
размещение на официальном сайте Министерства проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
проведение разъяснительной работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
регулярное обобщение практики осуществления регионального геологического надзора и размещение на официальном сайте Министерства соответствующих обобщений;
проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.
IV. Мероприятия программы
8. Мероприятия программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей Программы.
9. Перечень мероприятий Программы, сроки их реализации и ответственные исполнители приведены в План-графике профилактических мероприятий на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов (приложение 1).
10. В Программу возможно внесение изменений и корректировка перечня мероприятий в связи с необходимостью осуществления профилактических мер в отношении нарушений в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, выявленных в ходе плановых и внеплановых проверок, проведенных должностными лицами Министерства в 2021 году и в случаях изменения законодательства в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности.
V. Ресурсное обеспечение программы
Реализация Программы осуществляется Министерством за счет средств краевого бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Министерства. Привлечение иных кадровых, материальных и финансовых ресурсов для реализации программы не требуется.
VI. Порядок управления Программой
11. Руководитель (координатор) Программы - начальник отдела геологического надзора управления минеральных ресурсов Министерства - старший государственный инспектор Пермского края в области охраны окружающей среды.
12. Руководитель программы:
координирует деятельность по реализации Программы; представляет заинтересованным лицам информацию о ходе реализации Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы; организует подготовку докладов о реализации Программы.
13. Исполнители Программы:
консультант отдела геологического надзора управления минеральных ресурсов Министерства - старший государственный инспектор Пермского края в области охраны окружающей среды;
главные специалисты отдела геологического надзора управления минеральных ресурсов Министерства - государственные инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды;
14. В срок до 1 февраля года, следующего за годом реализации Программы, осуществляется подготовка отчета о реализации Программы по итогам отчетного года.
15. Отчет о реализации Программы по итогам календарного года подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства в срок до 15 февраля года, следующего за годом реализации Программы.
Раздел VII изменен с 8 марта 2021 г. - Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25 февраля 2021 г. N 30-01-02-196
VII. Оценка эффективности реализации программы
16. Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) в течение всего срока реализации Программы по следующей формуле:
, где
- сумма достигнутых (100% и более) по итогам календарного года целевых показателей Программы в рамках надзора, ед.
- общее количество целевых показателей Программы, ед.
Показатель |
Значение показателя |
Уровень реализации Программы |
Корректировка Программы |
90% и более |
высокий уровень |
не требуется |
|
70-90% |
средний уровень |
требуется в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий |
|
Менее 70% |
низкий уровень |
17. Показатель эффективности реализации Программы профилактики в 2021 г. ожидается 90% и более. Проектируемые значения планового показателя на 2022 - 2023 гг. не менее значения, достигнутого в предыдущие периоды.
Программа дополнена разделом VIII с 8 марта 2021 г. - Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25 февраля 2021 г. N 30-01-02-196
VIII. Обзор правоприменительной практики
18. Поднадзорными субъектами в области регионального геологического надзора являются юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели и их уполномоченные представители, являющиеся пользователями недр на участках недр местного значения по 1155 лицензиям (по состоянию на 1 января 2021 г.).
Пункт 19 изменен с 3 июля 2021 г. - Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 июня 2021 г. N 30-01-02-861
19. В 2020 г. в рамках осуществления регионального геологического надзора проведено 9 внеплановых проверок, из них по 7 проверкам выявлено невыполнение предписания, по 2 проверкам нарушений не выявлено. Проведено 11 плановых рейдовых осмотров в Кунгурском (2 рейда), Бардымском (2 рейда), Пермском (2 рейда), Сивинском муниципальных районах и в Нытвенском, Ильинском, Осинском, Красновишерском городских округах. По результатам рейдовых осмотров выявлено 7 фактов самовольного пользования недрами. Информация передана в правоохранительные органы для установления лиц, осуществлявших самовольную добычу полезных ископаемых.
По материалам проверок правоохранительных органов Министерством вынесено:
одно постановление о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
три определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
по двум плановым рейдовым осмотрам материалы проверки в Министерство не поступили;
по одному плановому рейдовому осмотру проводятся мероприятия по возбуждению уголовного дела.
В 2020 г. эксперты и экспертные организации к участию в мероприятиях по надзору не привлекались.
В 2020 г. факты причинения вреда окружающей среде поднадзорными субъектами по итогам проведенных проверок не выявлены.
Наиболее типичным из выявленных нарушений является незаконная добыча полезных ископаемых на участках недр местного значения.
В 2020 г. Министерством проведены следующие профилактические мероприятия:
разъяснительная работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
публичные обсуждения правоприменительной практики;
регулярное обобщение практики осуществления регионального геологического надзора;
перечень и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, актуализированы и размещены на официальном сайте Министерства;
сведения о проводимых проверках и их результатах размещены в ФГИС "Единый реестр проверок";
сформирован перечень типовых нарушений обязательных требований и размещен на официальном сайте Министерства;
подготовлена полугодовая форма федерального статистического наблюдения N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора" и размещена на портале ГАС "Управление";
подготовлен ежегодный доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) и размещен на портале ГАС "Управление" и официальном сайте Министерства.
Министерство применяет риск-ориентированный подход при организации и осуществлении регионального геологического надзора, что способствует снижению интенсивности надзорных мероприятий.
Наиболее значимыми рисками являются:
различное толкование содержания обязательных требований поднадзорными субъектами, которое может привести к нарушению ими обязательных требований;
неисполнение обязательных норм и требований в части соблюдения законодательства о недрах, что может повлечь за собой причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Приложение 1 изменено с 3 июля 2021 г. - Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 июня 2021 г. N 30-01-02-861
Приложение 1
к Программе
профилактики нарушений обязательных
требований, соблюдение которых
оценивается при проведении мероприятий
по исполнению государственной функции
по осуществлению регионального
государственного надзора за геологическим
изучением, рациональным использованием
и охраной недр в отношении участков
недр местного значения на территории
Пермского края на 2021 год
и плановый период 2022 - 2023 годов
План-график
профилактических мероприятий на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов
25 февраля, 22 июня 2021 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Актуализация и размещение перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора |
Осуществляется по мере вступления в силу, признания утратившими силу или изменения нормативно-правовых актов, иных документов |
Консультант отдела геологического надзора, специалист-эксперт отдела геологического надзора |
2 |
Размещение на сайте сведений о результатах проведения контрольных (надзорных) мероприятий |
Ежеквартально |
Консультант отдела геологического надзора, специалист-эксперт отдела геологического надзора, главные специалисты отдела геологического надзора |
3 |
Проведение разъяснительной работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
Постоянно |
Консультант отдела геологического надзора, специалист-эксперт отдела геологического надзора |
4 |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами |
Постоянно |
Начальник отдела геологического надзора, консультант отдела геологического надзора, специалист-эксперт отдела геологического надзора |
5 |
Проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики |
Ежеквартально |
Начальник отдела геологического надзора |
6 |
Проведение семинаров (конференций), разъяснительной работы в средствах массовой информации по вопросам соблюдения обязательных требований |
Ежегодно |
Начальник отдела геологического надзора, консультант отдела геологического надзора, специалист-эксперт отдела геологического надзора |
7. |
Актуализация руководства по соблюдению обязательных требований и размещение его на официальном сайте Министерства |
Осуществляется по мере вступления в силу, признания утратившими силу или изменения нормативно-правовых актов, иных документов |
Начальник отдела геологического надзора, консультант отдела геологического надзора |
8 |
Регулярное обобщение практики осуществления регионального геологического надзора и размещение на официальном сайте Министерства соответствующих обобщений |
До 1 февраля года, следующего за отчетным |
Начальник отдела геологического надзора, консультант отдела геологического надзора, специалист-эксперт отдела геологического надзора |
9 |
Формирование перечней типовых нарушений обязательных требований и размещение их на официальном сайте Министерства |
До 1 февраля года, следующего за отчетным |
Консультант отдела геологического надзора, специалист-эксперт отдела геологического надзора |
10 |
Подготовка и размещение полугодовой формы федерального статистического наблюдениях N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
В срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом |
Консультант отдела геологического надзора, главные специалисты отдела геологического надзора |
11 |
Подготовка ежегодных докладов об осуществлении государственного контроля (надзора) и размещение его в ГАС "Управление" и на официальном сайте Министерства |
До 1 февраля года, следующего за отчетным |
Специалист-эксперт отдела геологического надзора, главные специалисты отдела геологического надзора |
12 |
Исключена с 3 июля 2021 г. - Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 июня 2021 г. N 30-01-02-861 Информация об изменениях: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 7 декабря 2020 г. N 30-01-02-1051 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Пермского края на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов"
Вступает в силу с 18 декабря 2020 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (http://www.priroda.permkrai.ru) 7 декабря 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2020 г. N 5901202012080001, в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 14 декабря 2020 г. N 50
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 июня 2021 г. N 30-01-02-861
Изменения вступают в силу с 3 июля 2021 г.
Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25 февраля 2021 г. N 30-01-02-196
Изменения вступают в силу с 8 марта 2021 г.