В целях развития конкурентоспособности региональной системы высшего образования, а также развития потенциала трудовых ресурсов через обеспечение подготовки высокопрофессиональных кадров, обладающих знаниями, навыками, личностными качествами и компетенциями, отвечающими требованиям современной экономики и структуре рынка труда Иркутской области руководствуясь частью 5 статьи 66 Устава Иркутской области:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы высшего образования Иркутской области (далее - Концепция).
2. Министерству образования Иркутской области (Апанович Е.В.) обеспечить размещение Концепции на ведомственных информационных ресурсах.
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная" и сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (orgirk.ru).
|
В.Ф.Вобликова |
Утверждена
распоряжением заместителя Председателя
Правительства Иркутской области
от 25 ноября 2020 года N 99-рзп
Концепция
развития системы высшего образования Иркутской области
Введение
Настоящий документ является концептуальной основой для разработки комплекса мероприятий по развитию системы высшего образования в Иркутской области. Он задает общие ориентиры развития системы высшего образования для организаций высшего образования, расположенных на территории Иркутской области, органов государственной власти региона, бизнеса, потенциальных инвесторов, общественных организаций, является базой для разработки планов, программ, проектов.
Сопоставление основных характеристик региональной системы высшего образования с целями и задачами социально-экономического развития области, целями и задачами национальных проектов определяет стратегические цели развития системы высшего образования Иркутской области:
1) Развитие интеллектуального потенциала трудовых ресурсов через обеспечение подготовки высокопрофессиональных кадров, обладающих знаниями, навыками, личностными качествами и компетенциями, отвечающими требованиям современной экономики, целям и задачам социально-экономического развития, и структуре рынка труда Иркутской области;
2) Научно-техническая и интеллектуальная поддержка социально-экономического развития региона.
Для реализации вышеуказанных целей необходимо решение следующих задач:
1) Формирование в регионе эффективной системы непрерывного образования, воспроизводства, подготовки и переподготовки кадров для экономики региона; повышение конкурентоспособности кадров на общероссийском и мировом уровнях.
2) Развитие материально-технической базы вузов.
3) Создание условий для поддержки и развития талантов и профессионального роста кадров.
4) Получение новых знаний за счет развития и поддержки фундаментальных исследований, а также поддержка развития наукоемкого бизнеса.
5) Развитие научного и научно-производственного сотрудничества, кооперации, коллаборации между заинтересованными участниками.
6) Цифровая трансформация вузовской сферы науки и высшего образования.
7) Увеличение доли высшего образования в валовом внутреннем продукте Иркутской области посредством повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности регионального высшего образования.
Концепция развития системы высшего образования в Иркутской области и реализующий ее комплекс мероприятий позволит создать механизм поступательных позитивных системных изменений в образовании региона, а именно:
1) объединить усилия вузовского сообщества, бизнеса и органов государственной власти и местного самоуправления для подготовки востребованных рынком труда квалифицированных специалистов;
2) повысить качество высшего образования;
3) повысить глобальную конкурентоспособность организаций высшего образования, расположенных на территории Иркутской области;
4) привлечь дополнительные инвестиции в систему высшего образования региона.
Актуальность разработки и реализации Концепции развития системы высшего образования в Иркутской области основана на существующих вызовах социально-экономического развития Иркутской области, а также проблемных зон, выявленных в результате SWOT-анализа системы высшего образования, выполненного организациями высшего образования региона.
Глава 1. Вызовы социально-экономического развития Иркутской области
Вызовы социально-экономического развития Иркутской области сформулированы в соответствии c "Прогнозом баланса трудовых ресурсов Иркутской области", а также на основе анализа проекта стратегии социально-экономического развития региона. В проекте стратегии сформулированы слабые стороны различных систем и факторов, влияющих как в общем на развитие региона, так и в частности на развитие системы высшего образования, среди которых можно выделить следующие:
Фактор географического положения:
1) регион удален как от основных рынков сбыта, так и ведущих образовательных центров страны;
2) наблюдается крайне неравномерная плотность заселения территории региона.
Фактор социальной сферы:
1) сокращение доли трудоспособного населения;
2) недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы;
3) ограниченность доступности для населения отдаленных территорий услуг социальной сферы.
Фактор рынка труда и демографии:
1) низкая доля высокотехнологичных производств, ориентация на добычу полезных ископаемых;
2) несоответствие структуры выпуска специалистов с потребностью рынка труда в Иркутской области;
3) миграционный отток населения, потеря кадрового потенциала;
структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных и востребованных специальностей;
4) уровень общей безработицы по методологии МОТ выше, чем в соседних регионах и в среднем по стране;
5) высокий уровень занятости работников во вредных условиях труда.
Фактор научно-технического и инновационного потенциала:
1) высокая стоимость, риски, длительная окупаемость нововведений;
2) высокая конкуренция со стороны импортных товаров;
3) инерционность структуры научных разработок НИИ и вузов области при переходе к рынку, снижение потенциала отраслевых НИИ, "фундаментальность" исследований.
Таким образом можно выделить ряд проблем, которые в ближайшей перспективе способны вызвать негативные социально-экономические последствия в регионе, именно:
1) естественная убыль населения и миграция;
2) дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях экономики и социальной сферы;
3) несоответствие структуры трудовых ресурсов потребностям рынка труда;
4) низкая привлекательность социальной, транспортной инфраструктуры региона для молодежи.
Вызовы социально экономического развития Иркутской области должны стать "точками роста" и "точками возможностей" для системы высшего образования региона.
Глава 2. Характеристика системы высшего образования Иркутской области и ее основные проблемные зоны
По показателю числа студентов на 10 тыс. жителей, составляющему около 440, Иркутская область занимает 19-е место среди всех регионов России и 4-е среди регионов Ассоциации инновационных регионов России.
Высшее образование Иркутской области обладает значительным потенциалом благодаря наличию крупных университетов. Всего на территории Иркутской области 25 организаций высшего образования имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.
Головные вузы:
1) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ФГБОУ ВО "ИРНИТУ").
2) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет (ФГБОУ ВО "ИГУ").
3) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Байкальский государственный университет" (ФГБОУ ВО "БГУ").
4) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Братский государственный университет" (ФГБОУ ВО "БрГУ").
5) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ангарский государственный технический университет" (ФГБОУ ВО "АнГТУ").
Головные вузы, имеющие ведомственную принадлежность:
6) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского" (ФГБОУ ВО "ИрГАУ"), функции учредителя выполняет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
7) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО "ИГМУ"), функции учредителя выполняет Министерство здравоохранения Российской Федерации.
8) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО "ИрГУПС"), функции учредителя выполняет Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
9) Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФГКОУ ВО "ВСИ МВД России"), функции учредителя выполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Частные образовательные организации:
10) Частное образовательное учреждение высшего и дополнительного образования "Восточно-Сибирский институт экономики и права" (ЧОУ ВО ВСИЭП).
11) Частное образовательное учреждение высшего и дополнительного образования "Байкальский гуманитарный институт" (ЧОУ ВДО "БГИ").
12) Частное образовательное учреждение высшего образования "Байкальский институт управления" (ЧОУ ВО "БИУ").
Филиалы образовательных организаций высшего образования, головные организации которых расположены в других субъектах Российской Федерации:
13) Восточно-Сибирский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г.Иркутск) (ВСФ ФГБОУ ВО "РГУП"), функции учредителя выполняет Верховный Суд Российской Федерации.
14) Иркутский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" (ИИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)), функции учредителя выполняет Министерство юстиции Российской Федерации.
15) Иркутский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова" (ИФ ФГБОУ ВО "ВГИК"), функции учредителя выполняет Министерство культуры Российской Федерации.
16) Иркутский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА), функции учредителя выполняет Федеральное агентство воздушного транспорта.
17) Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)" в г.Иркутске (РГУФКСМиТ), функции учредителя выполняет Министерство спорта Российской Федерации.
18) Иркутский филиал ФГБОУ ВО "РАНХиГС" - "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", функции учредителя выполняет Правительство Российской Федерации.
19) Усть-Кутский институт водного транспорта филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет водного транспорта", функции учредителя выполняет Федеральное агентство морского и речного транспорта.
20) Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Функции учредителя выполняет Министерство здравоохранения Российской Федерации.
21) Иркутский юридический институт (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Университет прокуратуры Российской Федерации". Функции и полномочия учредителя выполняет Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Филиалы образовательных организаций высшего образования, головные организации которых находятся на территории Иркутской области:
22) Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Байкальский государственный университет" в г.Братске (Филиал ФГБОУ ВО "БГУ" в г.Братске).
23) Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Байкальский государственный университет" в г.Усть-Илимске (Филиал ФГБОУ ВО "БГУ" в г.Усть-Илимске).
24) Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный университет" в г.Братске (Филиал ФГБОУ ВО "ИГУ" в г.Братске).
25) Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" в г.Усолье-Сибирском.
Из 25 организаций высшего образования не все осуществляют образовательную деятельность в настоящее время. 19 осуществляют подготовку по программам высшего образования, 2 по программам среднего профессионального образования, 3 не осуществляют образовательную деятельность.
Одна организация высшего образования имеет статус национального исследовательского университета - ФГБОУ ВО "ИРНИТУ"(1).
Военные учебные центры (военные кафедры) функционирую на площадках ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" и ФГБОУ ВО "ИГУ" и Иркутского филиала "МГТУ ГА". Военные учебные центры действуют в интересах Министерства обороны Российской Федерации с целью обучения по программам военной подготовки сержантов и солдат запаса граждан Российской Федерации, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам.
Значительная по площади территория Иркутской области и особенности транспортной системы стимулируют организации высшего образования осуществлять деятельность не только в областном центре, но и в таких городах как Ангарск, Тулун, Нижнеудинск, Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут. Организация обеспечения профессиональными кадрами северных территорий требует пристального внимания в ключе технической оснащенности и доступности, а также по уровню подготовки профессорско-преподавательского состава.
Организации высшего образования Иркутской области представлены в различных рейтингах университетов. На начало 2019 года ФГБОУ ВО "ИГУ" занял 43 место среди российских вузов в рейтинге Webometrics, при этом в мировом рейтинге ИГУ расположился на 2833 месте из 11 995 вузов.
Рейтинг QS-BRICS формируется британской компанией QuacquarelliSymonds с 2013 года. ФГБОУ ВО "ИГУ" в рейтинге 2019 года находится на позиции 211 - 220. В список 2019 года вошел ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", который расположился на 351 - 400 позиции (среди российских вузов - 87).
ФГБОУ ВО "ИГУ" улучшил свои позиции в рейтинге лучших университетов России, составленном системой UniRank. Среди 373 российских вузов ИГУ разместился на 38-м месте (в 2019 году - 56 место). Всего от Иркутской области в рейтинге представлено шесть организаций высшего образования: в первую сотню вошел ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" (68 место), в третью - ФГБОУ ВО "ИГМУ" (205), еще ниже ФГБОУ ВО "БГУ" (236), затем ФГБОУ ВО "БрГУ" (275), в четвертую сотню вошел ФГБОУ ВО "АнГТУ" (360).
Кадровое обеспечение системы высшего образования Иркутской области по состоянию на конец 2019 года:
Общая численность работников в головных организациях высшего образования Иркутской области составляет 8258 человек, профессорско-преподавательский состав насчитывает 3275 человек. 2 521 специалистов имеют ученую степень, из них доктора наук - 459 человек (14% от общего числа ППС), кандидата наук - 2038 человек (62,2%), степень PhD - 4 человека (0,1%). Ученое звание имеют 1734 преподавателя, из них звание профессора - 304 человека; доцента - 1430 человек. Около 2/3 профессорско-преподавательского состава женщины (62%), мужчин - 38%.
На конец 2019 года в организациях высшего образования Иркутской области наблюдается увеличение доли профессорско-преподавательского состава (увеличения доли ППС предпенсионного и пенсионного возраста) и отсутствие притока молодых специалистов. Численность преподавателей в возрасте до 30 лет в вузах составляет всего 3,7% от общей численности ППС. В возрасте от 55 лет и старше работает 39,5% ППС.
На конец 2019 года в головных образовательных организациях высшего образования Иркутской области обучается около 68000 студентов, из них около 41000 по очной форме обучения, чуть более 32000 за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации. 2,1% обучается в частных вузах(2). Большая часть студентов обучается по программам бакалавриата (64%, специалитет - 21%, магистратура - 15%), преобладающая форма обучения - очная (63%, заочная - 36%, очно-заочная - 3%).
Перечень проблемных зон системы высшего образования, выявленные в результате SWOT-анализа, проведенного ведущими вузами Иркутской области:
1) недостаточный уровень выявления, сопровождения, поддержки и развития талантливой молодежи для решения задачи уменьшения оттока талантов из региона;
2) неудовлетворительная инфраструктура для привлечения большего количества иностранных студентов;
3) недостаточная готовность профессорско-преподавательского состава к реализации новых программ обучения для реализации основных образовательных программ высшего образования на английском языке;
4) недостаточный уровень поддержки специалистов системой дополнительного профессионального образования, сложности организации и реализации системы непрерывного образования;
5) недостаточный уровень развития научной и научно-производственной кооперации между заинтересованными участниками;
6) низкий уровень трудовой мобильности населения;
7) неразвитость механизмов взаимодействия организаций высшего образования с работодателями для подготовки кадров по индивидуальным образовательным траекториям.
Глава 3. Основные направления реализации Концепции
Мероприятия и комплексные проекты, направленные на развитие высшего образования в Иркутской области, могут быть систематизированы по следующим направлениям:
Направление 1. Создание условий для поддержки и развития талантов и профессионального роста кадров обеспечивается за счет:
1) воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, предусматривающего специальную грантовую поддержку выполняемого научно-исследовательского, научно-технического проекта, в том числе за счет средств регионального бюджета или инвестиций;
2) поддержки научных проектов по приоритетам научно-технологического развития, не менее 50% из которых руководят молодые перспективные исследователи в возрасте до 40 лет;
3) развития проектной деятельности в связке "школа - вуз"; организации специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) при вузах, для ранней профессионализации, профориентации;
4) региональной поддержки талантливой молодежи; повышения ответственности вузов за поступивших и получающих господдержку талантливых студентов;
5) создания системы взаимодействия министерства образования Иркутской области, органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, предприятий, бизнеса, вузов для привлечения и отбора кандидатов для заключения договоров о целевом обучении по наиболее востребованным специальностям, актуальным для успешного социально-экономического развития в области;
6) развития инфраструктуры и создания социальных условий, для трудоустройства и закрепления молодежи, окончивших организации высшего образования, расположенные на территории Иркутской области, в регионе.
7) развитие деятельности общественных объединений на базе образовательных организаций высшего образования, развитие волонтерских проектов.
Направление 2. Развитие современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров обеспечивается за счет:
1) развития системы дополнительного профессионального образования (ДПО) при организациях высшего образования региона;
2) внедрения интегративной платформы непрерывного образования и набора сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ в организациях высшего образования региона;
3) формирования и внедрения современных программ непрерывного образования образовательными организациями высшего образования Иркутской области, участия научно-педагогических кадров в их реализации;
4) дополнительной подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей Иркутской области к реализации современных программ непрерывного образования, соответствующих трендам научно-технологической инициативы; разработки и внедрения механизмов и инструментов реализации программ непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования региона;
5) реализации мероприятий федерального проекта "Новые возможности для каждого" национального проекта "Образование"
Направление 3. Формирование в регионе эффективной системы воспроизводства кадров для экономики региона и повышение их конкурентоспособности на общероссийском и мировом уровнях обеспечивается за счет:
1) разработки механизма формирования, поддержки и развития кадрового резерва управленческих команд научных и образовательных организаций Иркутской области;
2) поддержки научных проектов и исследований региональных вузов в сфере общественно-политических и социально-гуманитарных наук;
3) поддержки и развития системы демонстрации и популяризации результатов и достижений науки;
4) совершенствования инженерного, педагогического, медицинского, аграрного образований в соответствии с международным уровнем;
5) развития системы профессиональных конкурсов, дающей обучающимся возможности для профессионального и карьерного роста;
6) реализации Федерального проекта "Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок" национального проекта "Наука";
7) реализации мероприятий федеральных проектов "Новые возможности для каждого", "Социальные лифты для каждого" национального проекта "Образование".
Направление 4. Получение новых знаний за счет развития и поддержки фундаментальных исследований обеспечивается за счет:
1) совершенствования системы управления развитием фундаментальных научных исследований в России;
2) разработки системы обеспечения реализации программ фундаментальных научных исследований;
3) увеличения количества проектов "Мегасайенс" в регионе;
4) развития связей "вуз - НИИ" через создание межрегионального НОЦ;
5) сокращения сроков внедрения результатов НИОКР.
Направление 5. Поддержка развития наукоемкого бизнеса обеспечивается за счет:
1) создания в Иркутской области межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;
2) создания центра компетенций Национальной технологической инициативы (центр НТИ), обеспечивающий формирование инновационных решений в области "сквозных" технологий;
3) создания бизнес-инкубаторов для развития студенческих стартапов;
4) создания патентного бюро для поддержки научных исследований преподавателей и студентов;
5) укрепления кооперации между наукой и высшей школой, одной из возможных форм которой является создание научно-образовательных кластеров (консорциумов);
6) совершенствование механизма взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления, вузовского сообщества и работодателей;
7) реализации федерального проекта "Развитие научной и научно-производственной кооперации" национального проекта "Наука";
8) сотрудничества с федеральными компаниями по организации презентационных площадок иркутских вузов в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Направление 6. Развитие научной и научно-производственной сотрудничества, кооперации, коллаборации между заинтересованными участниками обеспечивается за счет:
1) укрепления кооперации между наукой и высшей школой, одной из возможных форм которой является создание научно-образовательных кластеров (консорциумов);
2) совершенствование механизма взаимодействия региональной власти, вузовского сообщества, органов местного самоуправления и работодателей;
3) реализации федерального проекта "Развитие научной и научно-производственной кооперации" национального проекта "Наука";
4) сотрудничества с федеральными компаниями по организации презентационных площадок иркутских вузов в странах ближнего и дальнего зарубежья (Россотрудничество);
5) разработки региональных целевых программ и проектов с участием вузов региона, направленных на поддержку актуальных для региона научных исследований;
Направление 7. Формирование эффективной системы коммуникации в области инноваций и технологий, науки обеспечивается за счет:
1) поддержки и развития системы демонстрации и популяризации результатов и достижений науки, молодежных проектов продвижения науки и инноваций (фестиваль "Nauka0+", "Дни науки", хакатоны, публичные лекции, фестиваль "Книгамарт" и другие); разработка комплексной региональной программы;
2) создание распределенного Центра коллективного пользования исследовательского типа;
3) реализации проекта "Информационно-образовательный портал "Высшая школа Иркутской области", обеспечивающий расширение взаимодействия абитуриентов и организаций высшего образования Иркутской области" ("Поступай правильно").
Направление 8. Повышение конкурентоспособности регионального высшего образования обеспечивается за счет:
1) создания на базе образованного межрегионального Научно-образовательного центра (НОЦ) центра развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий;
2) участия региональных вузов в конкурсном отборе ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности;
3) участия региональных вузов в рейтинговых исследованиях как в Российской Федерации, так и за рубежом.
4) развития онлайн-обучения, внедрения цифровых программ, позволяющих применять учебно-методические материалы с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и так далее;
5) привлечения отечественных и зарубежных ученых мирового класса к формированию в регионе новых научных коллективов;
6) стимулирования и социальной поддержки обучающихся и работников вузов региона;
7) учет в программах развития вузов направлений регионального развития, региональных целевых программ;
8) участия региональных вузов в программе стратегического академического лидерства.
Направление 9. Развитие материально-технической базы вузов обеспечивается за счет:
1) создания новых лабораторий, не менее 30% которых руководят молодые перспективные исследователи;
2) развития инфраструктуры высшего образования: проектирование, строительство, реконструкция учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий библиотек, общежитий, спортивных и иных объектов;
3) реализации федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок Российской Федерации" национального проекта "Наука":
4) строительства межвузовского студенческого городка, обладающего инфраструктурой мирового уровня для обучения и культурного развития личности, организации быта и досуга.
Направление 10. Цифровая трансформация сферы науки и высшего образования обеспечивается за счет:
1) развития в региональных вузах онлайн-образования (создание и развитие технологической инфраструктуры системы онлайн-обучения, программного обеспечения с целью формирования индивидуальных цифровых портфолио обучающихся и создание системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения и реализация мероприятий по популяризации внедрения онлайн-технологий);
2) внедрения в эксплуатацию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационной системы базовых цифровых платформ, обеспечивающих доступ к большим данным для обеспечения доступа пользователей к информационной системе;
3) использования быстро растущего потенциала цифровых технологий, включая методы искусственного интеллекта, как для механизации и автоматизации всех видов работы с информацией, так и для персонализации образовательного процесса, дальнейшего развития в вузах цифровой образовательной среды;
4) равного и свободного доступа обучающихся к знаниям, а также гибкость обучения за счет разработки новых систем управления обучением по администрированию и контролю учебных курсов;
5) повышения навыков преподавателей в сфере цифровых технологий;
6) создания межвузовской базы цифровых и электронных образовательных ресурсов;
7) реализации федерального проекта "Информационная инфраструктура" национального проекта "Цифровая экономика";
8) реализации Федерального проекта "Кадры для цифровой экономики", создания центра для разработки модели "Цифровой университет";
9) реализации федерального проекта "Информационная безопасность";
10) реализация выдачи персональных цифровых сертификатов в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики"
Направление 11. Реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение экспортного потенциала регионального высшего образования и по трудоустройству лучших из них на территории Иркутской области, обеспечивается за счет:
1) создания системы привлечения иностранных студентов;
2) активного представления потенциала вузов Иркутской области в интернет-пространстве;
3) организации и проведения маркетинговых мероприятий по привлечению русскоговорящих граждан, проживающих в странах ближнего зарубежья в вузы региона;
4) расширение спектра образовательных программ, привлекательных для иностранцев и реализуемых на английском языке;
5) внедрения единой цифровой платформы научного и научно-технического взаимодействия, организации и проведения совместных исследований в удаленном доступе, в том числе с участием зарубежных ученых;
6) разработки и внедрения целевой модели деятельности организации высшего образования по экспорту образования;
7) развития онлайн-образования для иностранцев, образовательных туристических маршрутов, а также летних программ обучения для иностранцев;
8) реализации мероприятий федерального проекта "Экспорт образования" национального проекта "Образование".
Направление 12. Увеличение доли высшего образования в валовом внутреннем продукте Иркутской области обеспечивается за счет:
1) внедрения современной модели целевого обучения по утвержденным Правительством Российской Федерации специальностям и направлениям подготовки;
2) реализации мероприятий, направленных на поддержку вузов региона, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы;
3) обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, созданных центрами компетенций НТИ;
4) увеличения численности иностранных граждан, обучающихся в организациях высшего образования региона.
Глава 4. Участники реализации основных мероприятий Концепции. Результаты и риски
Участниками реализации Концепции являются органы исполнительной и законодательной власти Иркутской области при координирующей роли министерства образования Иркутской области, органы местного самоуправления организации высшего образования, филиалы, расположенные на территории Иркутской области, производственные предприятия, предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, общественные объединения и организации.
Предполагаемые результаты реализации концепции развития высшего образования Иркутской области:
1) развитие областной системы высшего образования;
2) обеспечение потребности экономики Иркутской области в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям в соответствии с концепцией социально-экономического развития региона;
3) создание общественно-государственного партнерства по повышению социального статуса квалифицированных кадров в рамках кластерного развития экономики региона;
4) развитая система поддержки и развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров;
5) эффективная система коммуникации в области инноваций и технологий, науки, в том числе с возможностью получения новых знаний за счет проведения фундаментальных исследований;
6) возможность эффективного развития наукоемкого бизнеса;
7) создание условий для развития экспортного потенциала высшего образования региона с целью увеличения его доли в ВВП Иркутской области;
8) современная система непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
9) эффективная система воспроизводства квалифицированных кадров.
Риски реализации концепции развития системы высшего образования Иркутской области:
Финансово-экономические риски: Дефицит инвестиций, направленных на реализацию концепции, в том числе негативные макроэкономические процессы снижения темпов роста и рецессия российской экономики в целом и в Иркутской области на фоне сохраняющейся зависимости бюджетных доходов и расходов от колебаний цен на энергоносители на мировых рынках. На данные макроэкономические процессы могут оказать дополнительное негативное воздействие политические процессы, связанные с продолжающимися санкционными мерами давления на финансовый, банковский и энергетический сектора российской экономики.
Минимизация этих рисков может быть достигнута через:
1) проведение мониторинга и внутреннего аудита выполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией, уточнение эффектов реализации концепции;
2) перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей;
3) реструктуризацию системы мероприятий по развитию системы высшего образования, разработку и реализацию механизмов приостановки уже начатых изменений;
4) институционализацию механизмов софинансирования.
5) введение новых механизмов поддержки инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целей развития высшего образования в регионе.
Нормативные правовые риски: Непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных правовых актов, влияющих на мероприятия концепции развития высшего образования в Иркутской области.
Минимизация риска связана с качеством планирования этапов реализации мероприятий концепции развития высшего образования в Иркутской области, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты, в концепцию и ее мероприятия.
Организационные и управленческие риски - слабая координация действий участников мероприятий по развитию высшего образования, следствием чего может быть искажение смыслов концепции, формальное исполнение мероприятий, низкое качество их реализации, возникновение диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств. Могут возникнуть серьезные административно-управленческие трудности, связанные с необходимостью заключения договоров между заказчиком и исполнителями проектов, а также соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Устранение рисков возможно за счет:
1) организации единого координационного органа, осуществляющего управление и координацию всей деятельности по реализации мероприятий, предусмотренных концепцией;
2) обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации концепции;
3) корректировки мероприятий и планов реализации концепции на основе анализа данных мониторинга;
4) опережающей разработки инструментов мониторинга до начала реализации мероприятий, предусмотренных концепцией развития высшего образования в Иркутской области.
Социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессионального сообщества и общественности целям и мероприятиям концепции развития высшего образования в Иркутской области. Риски могут быть обусловлены недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках реализации концепции результатов, с ошибками в реализации мероприятий по развитию высшего образования, с планированием деятельности, недостаточно учитывающим социальные последствия.
Минимизация данного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития высшего образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации концепции развития высшего образования в Иркутской области.
Риски, связанные с низким уровнем готовности сферы высшего образования к инновационной деятельности, нарастающим дефицитом квалифицированных кадров.
Снижение риска связано с опережающим планированием мероприятий, направленных на ресурсное обеспечение реализации концепции, формирование кадрового потенциала.
1 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2019 года. Сибирский федеральный округ. Иркутская область. Характеристика системы высшего образования // http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=11002
2 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2019 года. Сибирский федеральный округ. Иркутская область. Характеристика системы высшего образования // http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=11002
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 25 ноября 2020 г. N 99-рзп "Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Иркутской области"
Вступает в силу с 25 ноября 2020 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 14 декабря 2020 г. N 140