Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 мая 2020 г. N 03-15-05/39776
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение о предоставлении мер государственной поддержки индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и осуществляющему деятельность в сфере розничной торговли компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.41), в сложившихся экономических условиях, связанных с распространением коронавирусной инфекции, и сообщает следующее.
Одной из мер поддержки бизнеса в период ухудшения экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции является решение по снижению в два раза для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) тарифов страховых взносов с 30% до 15% сверх сумм выплат работникам, превышающих минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).
Так, статьей 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) для субъектов МСП, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), установлены, начиная с 1 апреля 2020 года, пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% (10% на обязательное пенсионное страхование и 5% на обязательное медицинское страхование) с части выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
В связи с этим, индивидуальные предприниматели вправе применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года.
Вместе с тем, исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 102-ФЗ), Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия принимать решения, в частности, по продлению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков уплаты страховых взносов, представления расчета по страховым взносам, об установлении дополнительных оснований предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ в единый реестр субъектов МСП, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - постановление N 434), продление на 6 месяцев сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением УСН за 2019 год и за I квартал 2020 года, и страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март-май 2020 года, на 4 месяца - с выплат за июнь-июль 2020 года, и на 4 месяца сроков уплаты страховых взносов, исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей.
В частности, за 2019 год срок уплаты налога в связи с применением УСН для индивидуальных предпринимателей продлевается с 30 апреля 2020 г. до 30 октября 2020 г.
Срок уплаты авансовых платежей по налогу в связи с применением УСН за первый квартал 2020 года продлевается с 25 апреля 2020 г. до 25 октября 2020 г., а за полугодие - с 25 июля 2020 г. до 25 ноября 2020 г.
Также на основании пункта 1 1 постановления N 409 суммы налогов (авансовых платежей), страховых взносов, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 1 постановления N 409, подлежат уплате равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании соответствующего подпункта пункта 1 постановления N 409.
Вместе с тем пунктом 3 постановления N 409 предусмотрено продление на 3 месяца установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций, в том числе по налогу по УСН (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март-май 2020 г., а также продление до 15 мая 2020 г. сроков представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и расчетов по страховым# за первый квартал 2020 г.
Кроме того, Президентом Российской Федерации Путиным В.В. во время проводимого им 11 мая 2020 года совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны было озвучено решение о полном освобождении от уплаты налогов, сборов и страховых взносов за второй квартал 2020 года вышеназванных индивидуальных предпринимателей.
Соответствующие изменения будут оперативно внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что по вопросу включения отдельных сфер деятельности в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением N 434, следует обратиться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 мая 2020 г. N 03-15-05/39776
Текст письма опубликован не был