Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 мая 2020 г. N 03-15-05/40898
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложением по установлению упрощенной системы расчета страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, в размере 6 или 15% от полученного дохода от предпринимательской деятельности по уведомлению налогового органа в личном кабинете налогоплательщика, без зависимости от конкретных выплат работникам, и сообщает следующее.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса, для индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предусмотрена обязанность представлять в установленном порядке расчет по страховым взносам, в котором наряду с данными о начисленных страховых взносах, содержатся персонифицированные сведения о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования (персональные данные, указываемые в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица), наличие которых необходимо при подтверждении пенсионных прав этих лиц для назначения им страховой пенсии.
Таким образом, уплата страховых взносов одним платежом в размере 6 или 15% от полученного дохода от предпринимательской деятельности, без дифференциации исчисленных сумм страховых взносов в зависимости от сумм выплат и вознаграждений в пользу работников - застрахованных лиц приведет к невозможности формирования прав работников такого предпринимателя на соответствующие выплаты по видам обязательного социального обеспечения, включая пенсию и пособия.
Вместе с тем главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса установлен различный подход к определению объекта обложения по страховым взносам на разные виды обязательного социального страхования, учитывая принцип застрахованности физического лица по конкретному виду страхования в зависимости от вида заключаемого им договора с организацией (трудового или гражданско-правового, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг), статуса иностранного гражданина, а также установленной предельной величины выплат для исчисления тех или иных страховых взносов.
Учитывая вышеизложенное, предложение по уплате страховых взносов одним платежом в процентах от дохода индивидуального предпринимателя - работодателя без учета размера выплат каждому работнику и особенностей страхования работников в системе обязательного социального страхования не может быть поддержано.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 мая 2020 г. N 03-15-05/40898
Текст письма опубликован не был