Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 июня 2020 г. N 03-15-05/56559
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и, в части своей компетенции, по предложению о возврате гражданам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование в связи с передачей администрирования страховых взносов от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам и финансирования обязательного социального страхования из федерального бюджета, а также о переводе на добровольное страхование в системе обязательного социального страхования, сообщает следующее.
До 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 1 января 2017 года в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
При этом положениями Федерального закона N 243-ФЗ и Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" не предусмотрено финансирование системы обязательного социального страхования за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Объем прав застрахованных лиц на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию зависит от полноты и своевременности уплаты страховых взносов, а также размера уплаченных страховых взносов. Так, размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, информация о которых передается налоговыми органами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации на основании полученных сведений из расчетов по страховым взносам, представляемых плательщиками страховых взносов.
Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Такой подход основан на страховых принципах, присущих системе обязательного социального страхования, и обеспечивает эквивалентность доходов и расходов этой системы.
В настоящее время исходя из положений пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов признаются:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (работодатели);
- физические лица, не производящие выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (не работодатели).
Физические лица - наемные работники в настоящее время не являются самостоятельными плательщиками страховых взносов.
Для добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует обращаться в соответствующие территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, по дополнительному медицинскому страхованию - в страховую организацию, осуществляющую медицинское страхование.
Что касается вопроса финансирования системы обязательного социального страхования, то сообщаем, что управление финансами обязательного пенсионного обеспечения осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1), средствами государственного социального страхования - Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации (пункт 1 Положения о Фонде обязательного социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101), средствами обязательного медицинского страхования - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (подпункт 2 пункта 8 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857).
Исходя из вышеизложенного предложение о возврате гражданам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование в связи с передачей администрирования страховых взносов от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 июня 2020 г. N 03-15-05/56559
Текст письма опубликован не был