Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 декабря 2017 г. N 03-05-06-03/84169
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство по закону на имущество, находящееся за пределами Российской Федерации, и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено статьей 1224 ГК РФ.
Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя уплачивается государственная пошлина в размере 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей, другим наследникам - в размере 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб.
При этом в подпункте 13 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, за выдачу свидетельства о праве на наследство на территории Российской Федерации в отношении движимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, определенных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ, исходя из оценки, установленной подпунктом 13 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.
Что касается выдачи свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию на недвижимое имущество, находящееся за пределами Российской Федерации, то оно, согласно приказу Минюста России от 27 декабря 2016 г. N 313, выдается только для подтверждения права на наследство, находящееся за пределами Российской Федерации (формы N 3.3 и N 3.4), без определения его состава и оценки. По данным формам нотариус удостоверяет только круг наследников, которые будут наследовать недвижимое имущество за пределами территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию, выдаваемого для подтверждения права на наследство недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, должна уплачиваться в размере, установленном подпунктом 26 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ (т.е. 100 рублей), как за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы о нотариате) Федеральная нотариальная палата, в частности, осуществляет координацию деятельности и контроль за деятельностью нотариальных палат.
Согласно статьям 33 и 34 Основ о нотариате неправильное совершение нотариального действия обжалуется в судебном порядке.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.
Таким образом, по вопросу правомерности действий нотариусом, занимающимся частной практикой, вправе обратиться в Федеральную нотариальную палату или в порядке, установленном статьями 33 и 34 Основ о нотариате, в региональную нотариальную палату или в суд.
При этом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата. В связи с этим толкование норм, касающихся оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, входит в компетенцию данного Министерства.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 декабря 2017 г. N 03-05-06-03/84169
Текст письма опубликован не был