Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 декабря 2020 г. N 03-03-06/1/106122
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение организации и сообщает следующее.
Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в виде имущественных взносов в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" на финансовое обеспечение затрат по уплате процентных доходов владельцам облигаций без определения срока их погашения в случае отказа эмитентов указанных облигаций в одностороннем порядке от выплаты процентов по ним утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.09.2020 N 1380 (далее - Правила).
Согласно пунктам 10, 11 и 12 Правил субсидии предоставляются в объеме, равном величине процентов по облигациям в дату выплаты таких процентов. Перечисление субсидий осуществляется на корреспондентский счет ВЭБ.РФ, открытый в Центральном банке Российской Федерации. За счет средств субсидий ВЭБ.РФ осуществляет перечисление средств на счет депозитария, осуществляющего централизованный учет прав по облигациям, открытый в рамках договора эмиссионного счета с эмитентом, в целях выплаты процентного дохода владельцам облигаций в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и эмиссионной документацией для выплаты процентов по облигациям.
Таким образом, согласно вышеприведенным нормам, получателем субсидии в случае отказа эмитентов указанных облигаций в одностороннем порядке от выплаты процентов является ВЭБ.РФ, который через депозитарий, осуществляет выплаты процентного дохода по таким облигациям их владельцам согласно условиям, определенным при эмиссии облигаций.
В соответствии со статей 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" облигацией является эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом) в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.
Согласно пункту 3 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
По мнению Департамента, выплачиваемый депозитарием в соответствии с Правилами доход, является процентным доходом владельцев облигаций. Предусмотренный Правилами порядок выплаты такого дохода владельцам облигаций через ВЭБ.РФ за счет средств федерального бюджета не меняет квалификацию получаемого налогоплательщиками - владельцами облигаций (физическими лицами, российскими и иностранными организациями) дохода, в том числе, для целей применения соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также установленный главой 25 НК РФ порядок его налогообложения.
Таким образом, в целях НК РФ порядок налогообложения процентного дохода, а также основания возникновения у депозитария обязанностей налогового агента по облигациям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 09.09.2020 N 1380 "О порядке компенсации уплаты процентов по облигациям без определения срока их погашения в случае принятия эмитентами указанных облигаций решения об отказе от их выплаты и внесении изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2020 г. N 1260-р", не меняется вследствие изменения источника поступления средств: не от эмитента таких облигаций, а за счет средств федерального бюджета.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительством утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий ВЭБ.РФ на выплату процентных доходов владельцам облигаций без определения срока их погашения в случае отказа эмитентов в одностороннем порядке от выплаты процентов.
Как пояснил Минфин, порядок налогообложения процентного дохода, а также основания возникновения у депозитария обязанностей налогового агента по указанным облигациям не меняются вследствие изменения источника поступления средств: не от эмитента облигаций, а за счет федерального бюджета.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 декабря 2020 г. N 03-03-06/1/106122
Текст письма опубликован не был