Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 мая 2020 г. N 03-11-11/37317
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
Так, в соответствии со статьей 346 31 Кодекса, для налогоплательщиков, перешедших на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности (далее - ЕНВД), установлена налоговая ставка в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
В то же время, согласно пункту 2 указанной статьи Кодекса нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены ставки ЕНВД в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД.
Таким образом, поскольку предоставление данных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства, применяющим ЕНВД, следует обращаться в указанные органы власти или в финансовые органы власти субъекта Российской Федерации по месту ведения предпринимательской деятельности.
Одновременно обращаем внимание, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409), принятым на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Закона N 102-ФЗ, предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 (далее - постановление N 434), и включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев.
В части применения ЕНВД постановлением N 409 предусмотрено продление сроков уплаты ЕНВД за I квартал 2020 года - с 25 апреля 2020 года до 25 октября 2020 года, а также за II квартал - с 25 июля 2020 года до 25 ноября 2020 года.
Также постановлением N 409 предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Законом N 209-ФЗ в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 434, продление на 6 месяцев сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март-май 2020 года, на 4 месяца - с выплат за июнь-июль 2020 года, и на 4 месяца сроков уплаты страховых взносов, исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей, предоставление таким плательщикам последующей рассрочки по уплате страховых взносов сроком на один год, а также установлены Правила предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности согласно перечню в приложении к данным Правилам.
Постановлением N 409 предусмотрено продление срока представления расчета по страховым взносам для всех категорий плательщиков страховых взносов за I квартал 2020 года до 15 мая 2020 года.
Осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Соответственно, если основной вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя поименован в упомянутом в постановлении N 434 перечне сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и в перечне в приложении к вышеуказанным Правилам, то на такого индивидуального предпринимателя распространяются все вышеперечисленные меры поддержки, предусмотренные в постановлении N 409.
Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Помимо вышеизложенного предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Следует также отметить, что Законом N 102-ФЗ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие продление сроков уплаты налогов по специальным налоговым режимам на период с 1 января вплоть до 31 декабря 2020 года (включительно), а также право продлевать установленные законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам).
Кроме того, в настоящее время, в связи с новой коронавирусной инфекцией рассматриваются различные варианты введения дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 мая 2020 г. N 03-11-11/37317
Текст письма опубликован не был