Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 мая 2020 г. N 03-11-11/37364
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращения по вопросу налогообложения доходов, полученных физическими лицами - индивидуальными предпринимателями от операций с ценными бумагами, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса).
Согласно пункту 20 статьи 214 1 Кодекса налоговая база по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по операциям с ценными бумагами, по операциям с производными финансовыми инструментами, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 226 1 Кодекса налоговым агентом при получении доходов налогоплательщиком НДФЛ от осуществления операций с ценными бумагами, при осуществлении выплат по ценным бумагам признается доверительный управляющий или брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика указанные операции на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком.
Таким образом, организация-брокер, выплачивающая физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю доход от операций с ценными бумагами в рамках действующего договора на брокерское обслуживание, является налоговым агентом и независимо от статуса физического лица обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 11 статьи 346 15 Кодекса при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса, в порядке, установленном главой 23 Кодекса, не учитываются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом 3 пункта 11 статьи 346 15" имеется в виду "подпунктом 3 пункта 1.1 статьи 346 15"
В отношении права индивидуального предпринимателя на применение УСН сообщаем следующее.
Согласно пункту 4 статьи 346 13 Кодекса если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346 15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346 25 Кодекса, превысили 150 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение.
Пунктом 1 статьи 346 15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса. При этом уменьшение указанных доходов на доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса, не предусмотрено.
Налогоплательщик, утративший право на применение УСН и перешедший на общий режим налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором допущено несоответствие установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 12 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождены операции по реализации ценных бумаг и производных финансовых инструментов, за исключением базисного актива производных финансовых инструментов, подлежащих налогообложению НДС.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 12 пункта 2 статьи 149"
В связи с этим указанные операции, осуществляемые индивидуальным предпринимателем после утраты права на применение УСН, НДС не облагаются.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 мая 2020 г. N 03-11-11/37364
Текст письма опубликован не был