Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 ноября 2020 г. N 03-08-05/101296
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом касательно применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996 (далее - Конвенция) Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося государства, резиденту другого Договаривающегося государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
Согласно пункту 2 статьи 10 Конвенции такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если их фактический получатель является резидентом другого Договаривающегося государства, то взимаемый налог не может превышать:
а) 5 процентов валовой суммы дивидендов:
(i) если этим фактическим получателем является компания, которая вложила инвестиции в компанию, выплачивающую дивиденды, независимо от формы или вида этих инвестиций, общей стоимостью не менее 500 000 французских франков или эквивалентную сумму в другой валюте, при том, что стоимость каждой инвестиции оценивается на дату ее осуществления; и
(ii) если этим фактическим получателем является компания, которая подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным налоговым законодательством Договаривающегося государства, чьим резидентом она является, и которая освобождается от уплаты этого налога из расчета этих дивидендов;
b) 10 процентов валовой суммы дивидендов, если выполняются только условия (i) подпункта "а" или только условия (ii) подпункта "а";
c) 15 процентов валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.
По результатам консультаций между компетентными органами Российской Федерации и Французской Республики с целью устранения проблем, возникающих при применении Конвенции, были достигнуты следующие договоренности касательно применения пониженной ставки налога к доходам в виде дивидендов.
Для применения лицом, имеющим фактическое право на доход, пониженной ставки в размере 5 процентов необходимо выполнение обоих критериев, установленных подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Конвенции:
1) вложение фактическим получателем дохода инвестиций в компанию, выплачивающую дивиденды, независимо от формы или вида этих инвестиций, в размере, установленном подпунктом "а" (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции;
2) фактическим получателем дохода является компания, которая подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным налоговым законодательством Договаривающегося государства, чьим резидентом она является, и которая освобождается от уплаты этого налога из расчета этих дивидендов.
В отношении Франции второе условие считается соблюденным, если на такой доход распространяется режим налогообложения материнской и дочерней компаний, что было согласовано посредством состоявшихся консультаций между компетентными органами Российской Федерации и Французской Республики, результаты которых закреплены в Меморандуме о взаимопонимании.
Вместе с тем компетентный орган Французской Республики сообщил следующие условия применения режима налогообложения материнской и дочерней компаний, предусмотренного статьями 145 и 216 Налогового кодекса Франции:
- акции, прямо принадлежащие материнской компании, управление которыми она осуществляет самостоятельно или через доверительного управляющего, должны быть зарегистрированы или размещены в учреждении, установленном властями;
- материнской компании должно принадлежать не меньше 5 процентов капитала компании-эмитента для целей применения режима налогообложения материнской и дочерней компаний. Соблюдение данного критерия минимального владения оценивается на дату выплаты дохода, полученного в результате такого владения;
- ценные бумаги (акции) должны находиться во владении в течение двух лет, и данное условие применяется к акциям, представляющим не менее 5 процентов капитала компании-эмитента, включая акции, размещенные по подписке и иным образом в зависимости от ситуации;
- весь доход от ценных бумаг (акций) может быть освобожден от налогообложения с первого года владения указанными ценными бумагами, но данное освобождение перестает применяться в случае невыполнения минимального двухлетнего периода владения.
Таким образом, учитывая условия, указанные французским компетентным органом, режим налогообложения материнской и дочерней компаний, предусмотренный статьями 145 и 216 Налогового кодекса Франции, не применяется к случаям косвенного участия материнской компании в дочерней компании.
При этом согласно договоренностям, достигнутым между компетентными органами, французские предприятия - получатели дивидендов, рассчитывающие на применение пониженной ставки налога на доход в виде дивидендов, могут представить любые подтверждения выполнения требований статей 145 и 216 Налогового кодекса Франции. При этом российская сторона может проверить соответствие данным критериям в рамках обмена информацией, предусмотренного статьей 26 Конвенции.
Одновременно сообщаем, что инвестиции общей стоимостью не менее 500 000 французских франков или эквивалентной суммы в другой валюте должны быть осуществлены фактическим получателем - французской компанией именно в компанию, выплачивающую дивиденды, то есть российскую организацию.
Касательно случая выплаты дивидендов иностранной компании, к которой в результате реорганизации присоединена другая иностранная компания, вложившая в капитал российского общества, выплачивающего дивиденды, соответствующую сумму, и имеющая право на применение пониженной ставки на дивиденды, установленной соглашением об избежании двойного налогообложения, сообщаем, что такая пониженная ставка налога на дивиденды, установленная соглашением, может быть применена в# при условии, что в соответствии с законодательством иностранного государства к данной компании в порядке универсального правопреемства перешли все права и обязанности присоединенной компании.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин ответил на вопросы о налогообложении дивидендов в отношениях между российскими и французскими компаниями.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 ноября 2020 г. N 03-08-05/101296
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 14 января 2021 г. N 1