В соответствии с пунктом 1.1 плана мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по реализации концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 марта 2020 г. N 85, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации в 2020 - 2024 годах в образовательных организациях Нижегородской области Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации (далее - План).
2. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, руководителям государственных и частных образовательных организаций принять участие в реализации Плана.
3. Определить региональным координатором исполнения мероприятий Плана Дербенцеву Ларису Вениаминовну, доцента кафедры словесности и культурологии ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" (по согласованию).
4. ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" (И.М. Павленков) ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставлять в отдел дошкольного и общего образования отчет о выполнении Плана.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Е.Л. Родионову.
Министр |
С.В. Злобин |
Утвержден
приказом министерства образования,
науки и молодежной политики
Нижегородской области
от 7 мая 2020 г. N 316-01-63-885/20
План
мероприятий по реализации в 2020 - 2024 годах в образовательных организациях Нижегородской области концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации
(далее - План, Концепция)
N |
Мероприятие |
Ответственные исполнители |
Участники |
Сроки исполнения |
Планируемый результат |
I. Общесистемные мероприятия | |||||
1.1
(1.1) |
Разработка регионального плана реализации Концепции |
МОНО ГБОУ ДПО НИРО |
МОНО ГБОУ ДПО НИРО МОУО |
Май 2020 года |
Разработан и утвержден План реализации Концепции |
1.2
(1.2) |
Нормативное сопровождение исполнения регионального плана Концепции |
МОНО НИРО МОУО МОО ГОУ ЧОУ |
МОНО НИРО МОУО ГОУ ЧОУ МОО |
Ежегодно |
Приказы, регламентирующие проведение отдельных мероприятий Плана |
1.3
(1.4) (3.4) |
Внесение изменений в основные образовательные программы общего образования |
МОНО МОУО ЧОУ |
ГОУ МОО ЧОУ |
2021 - 2024 (после внесения изменений в ФГОС ОО и обновления примерных основных образовательных программ общего образования) |
Внесены изменения в основные образовательные программы общего образования, в том числе в составе ООП среднего профессионального образования |
II. Мероприятия, направленные на решение проблем мотивационного характера | |||||
2.1
(2.2) |
Участие во всероссийской конференции учителей и преподавателей родного языка и родной литературы, проводимой Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации |
МОНО МОУО ГБОУ ДПО НИРО ЧОУ |
ГБОУ ДПО НИРО МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (при условии проведения конференции) |
Консолидация профессионального, интеллектуального и социально-общественного потенциала педагогического сообщества учителей и преподавателей родного языка и родной литературы |
2.2
(2.5) |
Участие в работе форума-диалога "Языковая политика: общероссийская экспертиза", проводимого Федеральным агентством по делам национальностей |
МОНО МОУО ГБОУ ДПО НИРО |
ГБОУ ДПО НИРО МОО ГОУ |
Ежегодно (при условии проведения форума) |
Предложения по сохранению и развитию языков народов России |
2.3
(2.7) |
Участие в ежегодной всероссийской научно-просветительской акции "Большой этнографический диктант" |
МОНО МОУО ЧОУ |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (в соответствии с федеральным графиком) |
Ежегодное участие во всероссийской научно-просветительской акции "Большой этнографический диктант" |
2.4
(2.8) |
Участие во всероссийском конкурсе на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и на лучшее описание русской культуры на родном языке |
МОНО МОУО ЧОУ |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (при условии проведения конкурса) |
Ежегодное участие во всероссийском конкурсе на лучшее сочинение |
2.5
(2.9) |
Участие во всероссийских масштабных детских и молодежных акциях (форумах, фестивалях, творческих конкурсах и т.д., в том числе в онлайн-формате) с целью популяризации родных языков и культур |
МОНО МОУО ЧОУ |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (при условии проведения федеральных мероприятий) |
Ежегодное участие во всероссийских масштабных детских и молодежных акциях |
2.6 |
Реализация интернет-проекта "Родной язык: мудрость моего народа", включающего конкурс народных пословиц; челлендж по народным книгам (билингва) и конкурс социальной рекламы |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (ноябрь) |
Выставка конкурсных работ в сети Интернет |
2.7
(2.10) |
Поддержка молодежного волонтерского движения и молодежных стартапов в сфере изучения и сохранения родных языков и культур народов Российской Федерации |
МОНО МОУО ЧОУ |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (при условии проведения федеральных мероприятий) |
Ежегодное участие во всероссийских молодежных стартапах |
2.8 |
Организация и проведение мероприятий в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры |
ГБОУ ДПО НИРО МОУО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (май) |
Популяризация знаний о родном языке (русском) |
2.9 |
Проведение всероссийской научно-практической конференции для педагогов образовательных организаций, студентов, магистрантов и аспирантов, в том числе поднимающей вопросы преподавания родного языка и родной литературы "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин" |
ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (по согласованию) Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы Нижегородской области Региональное отделение Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка по сохранению и развитию родного языка (русского) |
ГОУ МОО ЧОУ |
Ежегодно (март) |
Выступления и мастер-классы педагогов Сборник статей по материалам конференции |
III. Мероприятия, направленные на решение проблем методического характера | |||||
3.1
(3.7) |
Проведение областной олимпиады по родному языку (русскому), родной литературе (русской) для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
МОНО ГБОУ ДПО НИРО МОУО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно в марте (с 2021 года) |
Ежегодное проведение областной олимпиады по родному языку (русскому) |
3.2
(3.8) |
Использование возможностей портала "Российская электронная школа" и ресурсов иных электронных образовательных платформ (ЭОП) для организации преподавания предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" |
ГБОУ ДПО НИРО МОУО |
МОО ГОУ ЧОУ |
2021 - 2024 (после размещения ресурсов на платформе РЭШ, иных ЭОП) |
Использование ресурсов платформы РЭШ, иных ЭОП при организации обучения родным языкам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
3.3 |
Создание и (или) актуализация стажировочных площадок по продвижению лучших педагогических практик преподавания родного языка (русского) и литературного чтения на родном языке (русском) на уровне начального общего образования и родного языка (русского) и родной литературы (русской) на уровне основного общего образования |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (январь) |
Созданы (актуализированы) стажировочные площадки по родному языку (русскому) |
3.4 |
Создание стажировочной площадки по продвижению лучших педагогических практик преподавания родного языка (татарского) |
ГБОУ ДПО НИРО МОУО с компактным проживанием татарского населения ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан" (по согласованию) |
МОО, расположенные в муниципальных районах с компактным проживанием татарского населения |
Январь 2021 года |
Создана стажировочная площадка по родному языку (татарскому) в МОО, расположенных в муниципальных районах с компактным проживанием татарского населения |
3.5 |
Проведение научно-практической конференции для педагогов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы общего образования "Преподавание родного русского языка и родной русской литературы: проблемы и пути их решения" |
ГБОУ ДПО НИРО МОУО ЧОУ |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (декабрь) |
Выступления и мастер-классы педагогов Сборник статей по материалам конференции |
3.6 |
Организация деятельности регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка по сохранению и развитию родного языка (русского) |
ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (по согласованию) |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (по плану работы регионального отделения) |
Консолидация педагогического сообщества учителей, преподающих родной язык (русский) и родную литературу (русскую) |
3.7 |
Создание сетевого сообщества учителей и преподавателей родного языка (татарского) и родной литературы (татарской) и/или организация участия в работе сетевого сообщества, действующего в республике Татарстан |
МОУО с компактным проживанием татарского населения ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан" (по согласованию) |
МОО, расположенные в муниципальных районах с компактным проживанием татарского населения |
Декабрь 2020 года |
Сетевое сообщество учителей и преподавателей родного языка (татарского) и родной литературы (татарской) |
3.8 |
Организация деятельности сетевого сообщества педагогов дошкольного образования по обобщению и систематизации лучших образовательных практик создания условий для освоения детьми родного языка (русского) и ознакомления с произведениями детской литературы на родном языке (русском) на уровне дошкольного общего образования |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (с 2021 года) |
Материалы обобщенного опыта размещены в специальном разделе сайта ГБОУ ДПО НИРО сетевого сообщества педагогов ДОО |
3.9
(3.5) |
Разработка учебного пособия по изучению родной литературы (русской) для 10 - 11 классов общеобразовательных организаций |
ГБОУ ДПО НИРО |
|
Март 2021 года |
Учебное пособие по родной литературе для 10 - 11 классов |
3.10
(3.5) |
Разработка и издание учебно-методических пособий для уровня начального общего образования по литературному чтению на родном языке (русском) с учетом этнокультурных и краеведческих особенностей региона, по литературному чтению на родном языке (татарском) с включением раздела "Литературное краеведение" |
ГБОУ ДПО НИРО ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан" (по согласованию) |
ГБОУ ДПО НИРО |
Май 2021 года (1 класс) Май 2022 года (2 класс) Май 2023 года (3 класс) Май 2024 года (4 класс) |
Учебно-методические пособия по литературному чтению на родном языке (русском, татарском) для начальных классов |
3.11
(3.5) |
Разработка программ по литературному чтению на родном языке (русском) с учетом этнокультурных и краеведческих особенностей региона для уровня начального общего образования |
ГБОУ ДПО НИРО |
ГБОУ ДПО НИРО |
Май 2021 года (1 класс) Май 2022 года (2 класс) Май 2023 года (3 класс) Май 2024 года (4 класс) |
Разработана программа курса литературного краеведения "Нижегородская сторона" Разработана программа внеурочной деятельности "Мы - нижегородцы!" |
3.12 |
Проведение регионального конкурса для педагогов и обучающихся начальной школы "Язык - душа нации" |
ГБОУ ДПО НИРО ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (по согласованию) |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно с 2021 года (январь - июнь) |
Выставка конкурсных работ на сайте ГБОУ ДПО НИРО |
IV. Мероприятия, направленные на решение проблем кадрового характера | |||||
4.1
(4.1) |
Участие в мониторинге реализации предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература", проводимом Институтом развития родных языков народов мира в рамках реализации федерального плана реализации Концепции |
МОНО ГБОУ ДПО НИРО МОУО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (в соответствии с графиком федерального мониторинга) |
Аналитический отчет по итогам мониторинга |
4.2
(4.2) |
Участие в мониторинге сохранения и развития языков народов России, проводимом Институтом развития родных языков народов мира в рамках реализации федерального плана реализации Концепции |
МОНО ГБОУ ДПО НИРО МОУО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (в соответствии с графиком федерального мониторинга) |
Аналитический отчет по итогам мониторинга |
4.3
(4.3) |
Участие в мониторинге подготовки учителей родного языка, проводимом Минпросвещения России в рамках реализации федерального плана реализации Концепции |
МОНО ГБОУ ДПО НИРО МОУО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (в соответствии с графиком федерального мониторинга) |
Аналитический отчет по итогам мониторинга |
4.4 |
Внедрение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы социально-педагогической направленности "Русский язык как родной" |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОО ГОУ ЧОУ, реализующие программы дошкольного образования |
Ежегодно |
Увеличение числа дошкольных образовательных организаций, реализующих дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу "Русский язык как родной" в образовательном процессе |
4.5
(4.4) |
Внесение изменений в основные образовательные программы среднего профессионального образования в контексте обучения выпускников методике преподавания родного языка |
МОНО |
ГОУ, реализующие основные профессиональные программы педагогического профиля |
Апрель 2021 года |
Осуществление подготовки учителей родных языков педагогическими колледжами Нижегородской области |
4.6 |
Корректировка содержания курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы (включение методических материалов по преподаванию родного (русского) языка и родной (русской) литературы) |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (декабрь) |
Актуализация программ повышения квалификации учителей родного языка и родной литературы |
4.7
(4.5) |
Разработка модулей в составе программ повышения квалификации для учителей начальных классов по методике преподавания предметов "Родной язык (русский)" и "Литературное чтение на родном языке (русском)" |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно (декабрь) |
Актуализация программ повышения квалификации учителей начальных классов |
4.8 |
Научно-методическое сопровождение поиска материалов, посвященных языковым и литературным особенностям Нижегородского региона (к 800-летию Нижнего Новгорода) |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОО ГОУ ЧОУ |
2020 - 2021 |
Сборник краеведческих материалов для начальных классов, подготовленный ГБОУ ДПО НИРО |
4.9 |
Методический семинар для недавних выпускников вуза и молодых специалистов, работающих учителями русского языка и литературы "Актуальные проблемы преподавания родного языка и родной литературы" |
ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (по согласованию) |
ГОУ МОО ЧОУ |
Два раза в год (апрель, октябрь) |
Выступления и мастер-классы педагогов |
V. Мониторинг и управление ходом реализации плана | |||||
5.1 |
Проведение мониторинга выполнения Плана |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОУО ГОУ ЧОУ |
Ежегодно до 1 февраля |
Подготовлены отчеты по мониторингу, корректировка Плана |
5.2 |
Обеспечение информационного сопровождения реализации Плана |
ГБОУ ДПО НИРО |
МОНО МОУО МОО ГОУ ЧОУ |
Постоянно |
Размещена информация о реализации мероприятий Плана на официальных сайтах, в социальных сетях, на иных информационных ресурсах, в СМИ |
<*> Соответствует пункту плана мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по реализации концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 марта 2020 г. N 85.
Список сокращений:
МОНО - министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБОУ ДПО НИРО - ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"
МОУО - Органы, осуществляющие управление муниципальных районов и городских округов Нижегородской
ГОУ - государственные образовательные организации
ЧОУ - частные образовательные организации
МОО - муниципальные образовательные организации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 7 мая 2020 г. N 316-01-63-885/20 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2020 - 2024 годах в образовательных организациях Нижегородской области концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был