Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в департаменте внутренней политики Самарской области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) (далее соответственно - Положение, департамент).
2. Возложить на аналитическое управление департамента функции уполномоченного подразделения по организации работы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
3. Довести настоящее Распоряжение до сведения руководителей структурных подразделений департамента.
4. Руководителям управлений департамента организовать работу в возглавляемых ими структурных подразделениях в соответствии с Положением.
5. Обеспечить размещение настоящего Распоряжения на официальном сайте Правительства Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Контроль за организацией исполнения настоящего Распоряжения оставляю за собой.
Вице-губернатор - руководитель департамента |
Д.В. Кочергин |
Утверждено
распоряжением департамента
внутренней политики
Самарской области
от 09.12.2020 г. N 4-р
Положение
об организации в департаменте внутренней политики Самарской области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)
I. Общие положения
1. Положение об организации в департаменте внутренней политики Самарской области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) (далее соответственно - Положение, департамент) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности департамента требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности департамента.
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в департаменте;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса (Совет при Губернаторе Самарской области по содействию развитию конкуренции, положение о котором и его состав утверждены постановлением Губернатора Самарской области от 03.05.2016 N 124);
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции департаментом;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделения департамента, осуществляющие внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в департаменте.
3. Цели антимонопольного комплаенса департамента:
а) обеспечение соответствия деятельности департамента требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности департамента.
4. Задачи антимонопольного комплаенса департамента:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль соответствия деятельности департамента требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса.
5. При организации антимонопольного комплаенса департамент руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства департамента в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в департаменте;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса в департаменте
6. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется вице-губернатором - руководителем департамента внутренней политики Самарской области (далее - руководитель), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы департамента, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими департамента положений антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
7. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса:
а) подготовка и представление руководителю на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов департамента, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) консультирование гражданских служащих департамента по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями департамента по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) информирование руководителя о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
е) подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе для подписания руководителем и утверждения коллегиальным органом;
ж) выявление конфликта интересов в деятельности гражданских служащих и структурных подразделений департамента, разработка предложений по их исключению;
з) информирование руководителя о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
и) ознакомление государственных гражданских служащих департамента с настоящим Положением при поступлении на государственную службу в департамент в течение месяца;
к) организация систематического обучения государственных гражданских служащих департамента требованиям антимонопольного законодательства;
л) определение и внесение на утверждение руководителю ключевых показателей эффективности уполномоченных подразделений;
м) координация взаимодействия с Коллегиальным органом;
н) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
III. Порядок выявления и оценка департаментом рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
8. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением, совместно с другими подразделениями департамента на регулярной основе проводится следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности департамента за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов департамента;
в) анализ проектов нормативных правовых актов департамента;
г) мониторинг и анализ практики применения департаментом антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
9. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях департамента сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в департаменте, который содержит классифицированные по сферам деятельности департамента сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных департаментом на недопущение повторения нарушения.
10. При проведении (не реже одного раза в год) анализа нормативных правовых актов департамента реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте Правительства Самарской области исчерпывающего перечня нормативных правовых актов департамента (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте Правительства Самарской области уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление руководителю сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты департамента.
11. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Правительства Самарской области проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
12. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в департаменте реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в департаменте;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в департаменте;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в департаменте.
13. При выявлении рисков нарушения законодательства уполномоченным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности департамента по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
14. Распределение уполномоченным подразделением выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
15. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением составляется карта комплаенс-рисков, в которую также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
16. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков департамента
17. В целях снижения комплаенс-рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (не реже одного раза в год) разрабатывается План мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
18. Уполномоченное подразделение осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
19. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса
20. В целях оценки эффективности функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели.
21. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса разрабатывается федеральным антимонопольным органом.
22. Уполномоченное подразделение проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в департаменте.
23. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в департаменте антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
24. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения департаментом антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения департаментом антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
25. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в Коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением.
26. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте Правительства Самарской области в течение месяца со дня его утверждения Коллегиальным органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента внутренней политики Самарской области от 9 декабря 2020 г. N 4-р "Об организации в департаменте внутренней политики Самарской области системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)"
Вступает в силу с 25 декабря 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 14 декабря 2020 г.