В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление ООО "Газэнергосеть Оренбург" (далее - Заявитель, ООО "ГЭС Оренбург") об отмене постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20.12.2019 N 54-3 "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, Обществом с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург" на территории Курганской области с календарной разбивкой" (далее - Заявление), пояснения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - орган регулирования, Департамент Курганской области) от 02.09.2020 N 03/2975, установила следующее.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер постановления от 20.12.2019 следует читать как "45-3"
В своем заявлении ООО "ГЭС Оренбург" обжалует установленные постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20.12.2019 N 54-3 "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, Обществом с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург" розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, на 2020 год.
Заявитель полагает, что при установлении розничных цен на сжиженный газ органом регулирования были нарушены пп. "а" п. 7 и пп. 3 п. 3 Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФАС РФ от 07.08.2019 N 1072/19 (далее - Методические указания), а именно:
- расходы ООО "ГЭС Оренбург", возникающие в результате осуществляемого регулируемого вида деятельности по статьям затрат "Услуги газонаполнительной станции", "Фонд оплаты труда", "Амортизация", учитываются Департаментом Курганской области не полностью;
- розничные цены, установленные Департаментом Курганской области, не обеспечивают возмещение ООО "ГЭС Оренбург" экономически обоснованных затрат, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
В соответствии с подпунктом "е(1)" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
В соответствии с пунктом 8 раздела III Основных положений розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пп. 32 п. 8 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области утверждает розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
Таким образом, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области является органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным утверждать розничные цены на сжиженный газ.
В соответствии с пунктом 11 Основных положений государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на сжиженный газ, осуществляется исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг.
Согласно пп. "а" пункта 3 Методических указаний расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом, в частности, для возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям (далее - категории):
а) реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя;
б) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок;
в) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада);
г) реализация сжиженного газа в резервуарные установки, принадлежащие населению (индивидуальные установки).
Розничная цена (Цкат) для каждой категории, указанной в п. 12 Методических указаний, рассчитывается по следующей формуле:
где:
- прогнозная на расчетный период сумма расходов субъекта регулирования по рассматриваемой категории, относимых на себестоимость;
- прогнозная на расчетный период сумма чистой прибыли субъекта регулирования, необходимая для покрытия всех согласованных с регулирующим органом расходов из чистой прибыли по рассматриваемой категории;
- прогнозная на расчетный период сумма налога на прибыль субъекта регулирования в части прибыли, получаемой от деятельности по рассматриваемой категории;
- прогнозный на расчетный период суммарный объем сжиженного газа рассматриваемой категории;
- прогнозное на расчетный период сальдо прочих доходов и расходов субъекта регулирования по рассматриваемой категории.
Согласно п. 12 Основных положений расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний регулирование розничных цен базируется на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности, в соответствии с нормативными актами о налоговом и бухгалтерском учете.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 4"
Как По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "" следует из пунктов 17, 19, 24, 24.1, 24.2 Основных положений, цены (тарифы) устанавливаются на основании экспертной оценки предложения регулируемой организации, представляемого в регулирующий орган с обосновывающими материалами.
При этом ответственность за достоверность и полноту материалов, представленных в составе тарифного предложения, несет организация, осуществляющая регулируемую деятельность (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 N 48-АПА19-11).
Заявитель полагает, что при определении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, органом регулирования не полностью были учтены расходы по статьям затрат "Услуги газонаполнительной станции", "Фонд оплаты труда", "Амортизация".
По мнению Заявителя, при определении расходов по статьям затрат "Услуги газонаполнительной станции", "Фонд оплаты труда" органом регулирования Курганской области был применен индекс потребительских цен в размере 103,0% к плановым расходам, учтенным на 2019 год; расходы по статье затрат "Амортизация" учтены на уровне плановых затрат на 2019 год.
Услуги газонаполнительной станции
По мнению ООО "ГЭС Оренбург", расходы по указанной статье затрат должны были составить 9 006,89 тыс. руб.
Согласно Приложению N 6 к Методическим указаниям в состав расходов по содержанию и эксплуатации газонаполнительных станций входят: фонд оплаты труда, налоги на фонд оплаты труда, материальные затраты, амортизация основных средств, прочие затраты и другие затраты.
Органом регулирования расходы учтены в размере 3 276,73 тыс. руб.
ФАС России отмечает, что регулируемой организацией не представлены расшифровка заявленной суммы, документы, обосновывающие величину заявленных расходов, в том числе расчет плановой численности персонала и среднемесячной заработной платы, в материалах тарифного дела отсутствует выданное регулируемой организации уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отсутствуют документы, подтверждающие необходимость и назначение несения материальных и прочих затрат.
Фонд оплаты труда
По мнению ООО "ГЭС Оренбург", расходы по указанной статье затрат должны были составить 37 262,54 тыс. руб. (23 089,46 тыс. руб. - газ в баллонах, 14 173,08 тыс. руб. - газ в цистернах); численность персонала должна составить 100,2 чел. (55,7 - газ в баллонах, 44,5 - газ в цистернах), средняя заработная плата 30 984,7 руб./мес. (34 545,9 руб./мес. - газ в баллонах, 26 529,4 руб./мес. - газ в цистернах).
Органом регулирования расходы учтены в размере 20 810,38 тыс. руб. исходя из среднемесячной заработной платы 21 200,47 руб./мес. и численности персонала 81,8 чел.
Размер среднемесячной заработной платы определён на уровне планового учтенного размера заработной платы на 2019 год с применением ИПЦ 103,0%.
ФАС России отмечает, что регулируемой организацией не представлены документы, обосновывающие величину заявленных расходов, в том числе оборотно-сальдовые ведомости, документы статистического наблюдения (форма П-4), а также расчеты нормативной численности и среднемесячной заработной платы.
Амортизация
По мнению ООО "ГЭС Оренбург", расходы по указанной статье затрат должны были составить 2 191,95 тыс. руб.
Органом регулирования расходы учтены на уровне учтенных на 2019 год в размере 1 407,39 тыс. руб.
В материалах тарифного дела ООО "ГЭС Оренбург" была представлена амортизационная ведомость ОС, содержащая информацию о стоимости и величине начисленной собственником амортизации.
Вместе с тем ФАС России отмечает, что представленная амортизационная ведомость не содержит информацию о дате ввода в эксплуатацию, амортизационной группе, сроке полезного использования и оставшемся сроке полезного использования амортизируемого имущества, а также результаты проведенной(ых) переоценки(ок). Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.
В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
При этом в материалах тарифного дела отсутствуют представленные инвентарные карточки учета ОС, акты на списание ОС, акты приема-передачи ОС, акты ввода/выбытия ОС.
Кроме того, ФАС России отмечает, что регулируемая организация ООО "ГЭС Оренбург", действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления тарифов для осуществления своей деятельности.
Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на органе регулирования.
Согласно пункту 8 Методических указаний фактические и плановые расходы субъекта регулирования подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
При расчете розничных цен и обосновании величин отдельных статей расходов применяются:
а) цены (тарифы), регулируемые государством;
б) цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством о закупочной деятельности;
в) прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия розничных цен;
г) действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ; при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок.
Заявитель также указывает, что установленные Департаментом Курганской области розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, не обеспечивают ему возмещение экономически обоснованных затрат, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с ростом цен на оплату газа поставщику, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении цен (тарифов) начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, с учетом ограничения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
При этом возможно покрытие незапланированного экономически обоснованного убытка прошлых лет по согласованному с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации графику.
Вместе с тем, Департамент Курганской области указывает, что регулируемой организацией указанные расходы не заявлялись при подаче тарифной заявки на 2020 год.
ФАС России также отмечает, что документы, подтверждающие несение фактических расходов в размере выше учтенных органом регулирования, не представлены.
Вместе с тем, постановлением Правительства Курганской области от 05.11.2020 N 334 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение выпадающих доходов в связи с реализацией сжиженного углеводородного газа населению по подлежащим государственному регулированию ценам в 2020 году" утвержден порядок предоставления субсидий гарантирующим поставщикам на возмещение выпадающих доходов в связи с реализацией сжиженного газа населению.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований по рассматриваемым статьям затрат ФАС России не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Газэнергосеть Оренбург" об отмене постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20.12.2019 N 54-3 "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, Обществом с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург" на территории Курганской области с календарной разбивкой", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 1 декабря 2020 г. N 1175/20 "Об отсутствии оснований для отмены постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 20.12.2019 N 54-3 "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, Обществом с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург" на территории Курганской области с календарной разбивкой"
Текст приказа опубликован не был