Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1040057-7 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой".
Указанным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС России) поручил федеральному законодателю устранить неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части условий признания недееспособного инвалида с детства, нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре), находящегося на иждивении своего родителя при определении права такого родителя на повышение фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии.
Следует отметить, что согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионеры, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, имеют право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме, равной одной третьей суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Круг лиц, являющихся нетрудоспособными членами семьи, определен в статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, к которым отнесены, в том числе, дети, не достигшие возраста 18 лет, дети, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет, а также дети старше 18 лет, если они до достижения указанного возраста стали инвалидами.
По общему правилу, иждивение детей умерших родителей презюмируется, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. В том случае если ребенок достигает возраста 18 (23) лет, его иждивение требует подтверждения.
При этом исходя из положения части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Как отметил КС России в своем постановлении от 22 апреля 2020 г. N 20-П, при реализации части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в отношении решения вопроса о наличии у родителя инвалида с детства, в том числе признанного судом недееспособным и нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре) (далее - инвалид с детства), права на повышение фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости не сложилось единого подхода к пониманию условий признания такого инвалида находящимся на иждивении своего родителя.
Так, например, некоторые суды при установлении факта нахождения инвалида с детства на иждивении своего родителя исходят из необходимости сопоставления совокупного размера дохода инвалида с детства и размера дохода его родителя.
В то же время, другие суды выносят решения, руководствуясь презумпцией состояния ребенка-инвалида на иждивении его родителя и после достижения этим ребенком-инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его инвалидом с детства. При этом суды полагают, что для признания инвалида с детства находящимся на иждивении своего родителя имеет значение не соотношение размеров доходов самого инвалида с детства и его родителя, а помощь, оказываемая родителем инвалиду с детства при осуществлении необходимого ему постоянного ухода и после достижения совершеннолетия, которая может выражаться не только непосредственно в денежной форме, но и в иных, также требующих определенных денежных затрат, формах (например, в приобретении продуктов питания, одежды, лекарственных средств, оплате медицинских и иных услуг в целях жизнеобеспечения инвалида с детства и др.).
Таким образом, сложилась ситуация, при которой родители инвалида с детства, достигшего возраста 18 лет, при равных условиях, в одном случае, продолжают получать повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, а в другом - выплата такого повышения прекращается.
Рассматриваемый законопроект дополняет статью 17 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ частями 3.1 и 3.2, закрепляющими за родителями, являющимися опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении), право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии без подтверждения факта нахождения такого инвалида с детства на иждивении его родителя.
При этом в случае, если пенсионер имеет на иждивении, помимо недееспособного инвалида с детства, других нетрудоспособных членов семьи, повышение устанавливается не более чем на трех членов семьи.
Таким образом, с принятием законопроекта будет устранена неопределенность нормативного содержания части 3 статьи 17 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и ее неоднозначное истолкование при применении данной нормы в правоприменительной практике.
Кроме того, законопроектом дополнена статья 18 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ новой частью 9.1, которая направлена на сохранение пенсионных прав пенсионеров, являющихся родителями недееспособных инвалидов с детства, в ситуации при которой установление недееспособности может затянуться до года.
В практическом плане это означает, что пенсионер может представить документы, подтверждающие недееспособность инвалида с детства, в течение 12 месяцев, истекших после достижения таким ребенком возраста 18 лет. При этом повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии будет установлено со дня признания инвалида с детства недееспесобным.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает указанный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.