Распоряжение Министерства экономики и финансов Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
"Об утверждении положения об осуществлении Министерством экономики и финансов Московской области внутреннего финансового аудита"
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Министерством экономики и финансов Московской области внутреннего финансового аудита.
2. Признать утратившим силу распоряжение Министерства экономики и финансов Московской области от 29.01.2020 N 25РВ-18 "Об утверждении Положения об осуществлении Министерством экономики и финансов Московской области внутреннего финансового аудита".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения остается за министром экономики и финансов Московской области.
И.о. министра экономики и финансов |
Э.Я. Кадырова |
Утверждено
распоряжением Министерства
экономики и финансов
Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
Положение
об осуществлении Министерством экономики и финансов Московской области внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, решениями подведомственных Министерству экономики и финансов Московской области (далее - Министерство) государственных казенных учреждений (далее - подведомственные учреждения) о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита и определяет организацию и осуществление Министерством внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве является деятельностью по формированию и предоставлению министру экономики и финансов Московской области (далее - министр):
информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Министерства и подведомственных учреждений, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется субъектом аудита в целях:
оценки надежности внутреннего процесса Министерства, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
повышения качества финансового менеджмента.
II. Организация внутреннего финансового аудита
4. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие данные процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - объекты аудита), выполняемые руководителями и должностными лицами (работниками) структурных подразделений Министерства и подведомственных учреждений.
5. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в Министерстве несет министр.
6. Уполномоченным должностным лицом Министерства, наделенным полномочием по осуществлению внутреннего финансового аудита, является советник министра экономики и финансов Московской области (далее - субъект аудита).
7. Деятельность субъекта аудита основывается на следующих принципах:
принцип законности, выражающийся в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита;
принцип функциональной независимости, означающий отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности;
принцип объективности, выражающийся в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений о результатах аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита;
принцип компетентности, выражающийся в применении субъектом аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит;
принцип профессионального скептицизма, подразумевающий критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направленный на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов;
принцип системности, заключающийся в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам;
принцип эффективности, означающий, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов;
принцип ответственности, означающий, что субъект аудита несет ответственность перед министром за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита;
принцип стандартизации, означающий, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также в соответствии с настоящим Положением.
8. Аудиторские мероприятия в Министерстве и в подведомственных учреждениях проводятся субъектом аудита, который подчиняется непосредственно министру.
9. Аудиторские мероприятия, проводимые субъектом аудита в подведомственных учреждениях, подразделяются на:
камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные, которые проводятся по месту нахождения подведомственных учреждений;
комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения подведомственных учреждений.
10. Субъект аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеет право:
получать от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Министерства (далее - субъекты бюджетных процедур), а также от должностных лиц подведомственных учреждений необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом аудита;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Министерства и подведомственных учреждений и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Министерства и подведомственных учреждений к используемым субъектами бюджетных процедур (подведомственными учреждениями) прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур (подведомственные учреждения);
консультировать субъектов бюджетных процедур (должностных лиц подведомственных учреждений) по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
обсуждать с субъектами бюджетных процедур (руководителями подведомственных учреждений) вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении о результатах аудиторского мероприятия;
подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;
привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо (работника) Министерства и (или) эксперта;
обсуждать с министром вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
подготавливать и направлять министру предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Министерства и подведомственных учреждений, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
11. Субъект аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий обязан:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита;
планировать свою деятельность, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
представлять на утверждение министру план проведения аудиторских мероприятий;
обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
утверждать программы аудиторских мероприятий и проводить аудиторские мероприятия в соответствии с указанными программами;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
обеспечивать подготовку и представление министру заключений о результатах аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита;
обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур (подведомственными учреждениями) мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;
своевременно сообщать министру о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
12. Руководитель субъекта бюджетных процедур (руководитель подведомственного учреждения) обязан:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования субъекта аудита;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
осуществлять в присутствии субъекта аудита бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
III. Планирование внутреннего финансового аудита
13. Планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий включает следующие этапы:
формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
утверждение плана проведения аудиторских мероприятий.
14. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются факторы, указанные в пункте 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н (далее - Стандарт N 160н).
15. В целях сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки формируется и ведется реестр бюджетных рисков Министерства (подведомственных учреждений), который содержит следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска:
наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск;
описание выявленного бюджетного риска и его причин;
возможные последствия реализации бюджетного риска;
значимость (уровень) бюджетного риска (в том числе оценка вероятности и степени влияния бюджетного риска);
владельцы бюджетного риска;
необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками.
При формировании и ведении реестра бюджетных рисков обеспечивается ранжирование бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску.
Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности (степени возможности наступления выявленного бюджетного риска) и степени влияния (уровню потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры).
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска, указанных в пункте 7 приложения N 1 к Стандарту N 160н.
Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска, указанных в пункте 8 приложения N 1 к Стандарту N 160н.
Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению министра. В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
Предварительная оценка бюджетных рисков Министерства осуществляется субъектами бюджетных процедур, являющимися владельцами бюджетных рисков.
Субъекты бюджетных процедур на основании запроса представляют субъекту аудита предложения, составленные по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению, по выявленным бюджетным рискам (с проведенной предварительной оценкой с применением критериев вероятности и степени влияния) с целью их последующей оценки субъектом аудита и включением в реестр бюджетных рисков Министерства.
Реестр бюджетных рисков Министерства формируется и ведется субъектом аудита по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Актуализация реестра бюджетных рисков Министерства проводится субъектом аудита совместно с субъектами бюджетных процедур не реже одного раза в год.
Реестры бюджетных рисков подведомственных учреждений формируются данными учреждениями по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению и представляются субъекту аудита по запросу.
Актуализация реестров бюджетных рисков подведомственных учреждений проводится подведомственными учреждениями не реже одного раза в год.
16. Субъект аудита проводит анализ факторов, указанных в пункте 4 Стандарта N 160н, а также анализ сведений, содержащихся в реестре бюджетных рисков Министерства (подведомственных учреждений), по результатам которого определяются приоритетные в очередном финансовом году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
По решению субъекта аудита проект плана проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур (подведомственным учреждениям), в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков проведения аудиторских мероприятий.
Субъект аудита рассматривает поступившие предложения субъектов бюджетных процедур (подведомственных учреждений) (при наличии) и при необходимости вносит изменения в проект плана проведения аудиторских мероприятий.
17. Субъект аудита подписывает план проведения аудиторских мероприятий и представляет его на утверждение министру.
18. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год утверждается приказом министра не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому, и размещается в течение 5 рабочих дней после утверждения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
19. Изменения в утвержденный план проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год могут вноситься в случаях, указанных в пункте 11 Стандарта N 160н, и утверждаются приказом министра.
Информация о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год размещается в течение 3 рабочих дней после принятия соответствующего решения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
20. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения министра, принятого на основании предложений субъекта аудита, а также на основании предложений руководителей подведомственных учреждений, согласованных с субъектом аудита.
В решении министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия указываются тема, объекты и цели аудиторского мероприятия, а также сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия утверждается приказом министра и доводится субъектом аудита до субъектов бюджетных процедур, а также до руководителей подведомственных учреждений.
21. С целью планирования аудиторского мероприятия субъектом аудита составляется и утверждается программа аудиторского мероприятия.
22. Перед составлением программы аудиторского мероприятия субъект аудита проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия.
23. Программа аудиторского мероприятия составляется по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению и включает:
основание проведения и тему аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение министра о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
сроки проведения аудиторского мероприятия;
проверяемый период;
наименование субъекта бюджетных процедур (подведомственного учреждения), в отношении которого проводится аудиторское мероприятие;
цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
фамилия, имя, отчество и подпись субъекта аудита;
дату утверждения программы аудиторского мероприятия субъектом аудита.
24. Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
К методам внутреннего финансового аудита относятся: аналитические процедуры; инспектирование; пересчет; запрос; подтверждение; наблюдение; мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
25. Изменения в программу аудиторского мероприятия вносятся и утверждаются субъектом аудита.
26. Субъект аудита утверждает программу аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до начала аудиторского мероприятия и направляет (вручает) ее для ознакомления субъектам бюджетных процедур (руководителям подведомственных учреждений).
В случае внесения изменений в программу аудиторского мероприятия субъект аудита обеспечивает ознакомление субъектов бюджетных процедур (руководителей подведомственных учреждений) с указанными изменениями в течение 3 рабочих дней после их внесения.
IV. Проведение аудиторского мероприятия и оформление его результатов
27. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения субъектом аудита действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
28. Субъект аудита исходя из вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия экспертов и (или) должностных лиц (работников) Министерства, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы.
Привлечение экспертов и (или) должностных лиц (работников) Министерства к проведению аудиторских мероприятий осуществляется субъектом аудита в соответствии с приложением N 2 к Стандарту N 160н.
29. С целью получения необходимой информации в отношении объектов аудита субъект аудита может направить в электронной форме (вручить) субъекту бюджетных процедур, а также руководителю подведомственного учреждения мотивированный запрос.
Ответ на мотивированный запрос в письменной и (или) электронной форме с приложением копий необходимых документов составляется субъектом бюджетных процедур (подведомственными учреждениями) и направляется субъекту аудита в срок, указанный в запросе, или в случае отсутствия такового, не позднее 3 рабочих дней после получения запроса субъектом бюджетных процедур (подведомственными учреждениями).
30. Субъект аудита при проведении аудиторского мероприятия осуществляет сбор обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств.
Аудиторские доказательства представляют собой полученные с использованием методов внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, включая расчеты (результаты расчетов), числовые показатели и информацию, полученную при оценке бюджетных рисков и проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также иные сведения, используемые для формирования выводов, предложений и рекомендаций субъекта аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия.
31. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита, которое может осуществляться сплошным или выборочным способом в зависимости от цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, характеристик исследуемых документов и информации, в том числе о бюджетных процедурах и операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, а также в зависимости от использования информационных систем для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
Выбор способа изучения объектов внутреннего финансового аудита производится субъектом аудита с учетом требований пунктов 36 - 39 Стандарта N 160н.
32. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы внутреннего финансового аудита могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях, и должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
33. Рабочей документацией аудиторского мероприятия является совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия, в том числе:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъекта бюджетных процедур (подведомственных учреждений);
информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения.
34. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой этого аудиторского мероприятия;
при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства, которые позволяют сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия.
35. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны быть проверены субъектом аудита.
36. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий исключается возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
37. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита в Министерстве имеют только министр и субъект аудита.
В случае привлечения эксперта и (или) должностного лица (работника) Министерства для участия в аудиторских мероприятиях, указанные лица получают доступ только к тем рабочим документам внутреннего финансового аудита, которые были сформированы в ходе аудиторских мероприятий, для проведения которых указанные эксперт и (или) должностное лицо (работник) Министерства были привлечены.
Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном (муниципальном) финансовом контроле.
38. Срок проведения аудиторских мероприятий устанавливается в плане проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год и отражается в программе аудиторского мероприятия.
39. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, субъектом аудита должны быть проведены дополнительные профессиональные действия для сбора аудиторских доказательств, а также могут быть подготовлены предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия (при необходимости), предложения в части продления и (или) приостановления сроков аудиторского мероприятия.
Проведение аудиторского мероприятия может быть продлено (не более чем на 30 календарных дней) на основании письменного обращения субъекта аудита на имя министра в случае:
получения в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо из иных источников;
наличия обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от субъекта аудита, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
значительного объема анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
В случае согласования министром письменного обращения субъекта аудита о продлении сроков проведения аудиторского мероприятия, субъектом аудита подготавливается и направляется в адрес субъекта бюджетных процедур (подведомственных учреждений) уведомление о продлении срока аудиторского мероприятия с приложением резолюции министра.
40. На основании письменного обращения субъекта аудита на имя министра аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;
на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;
на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;
при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от субъекта аудита, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия ее проведение возобновляется.
В случае согласования министром письменного обращения субъекта аудита о приостановлении аудиторского мероприятия, субъектом аудита подготавливается и направляется в адрес субъекта бюджетных процедур (подведомственных учреждений) уведомление о приостановлении аудиторского мероприятия (за исключением приостановления аудиторского мероприятия в случае временной нетрудоспособности субъекта аудита). Уведомление о возобновлении аудиторского мероприятия подготавливается и направляется субъектом аудита в адрес субъекта бюджетных процедур (подведомственных учреждений) не позднее чем за 3 рабочих дня до даты фактического возобновления аудиторского мероприятия.
Уведомление о приостановлении аудиторского мероприятия в случае временной нетрудоспособности субъекта аудита подготавливается отделом государственной гражданской службы и кадрового учета Организационно-аналитического управления Министерства и направляется субъекту бюджетных процедур (подведомственным учреждениям) за подписью министра.
В случае продления и (или) приостановления сроков аудиторского мероприятия изменения в план проведения аудиторских мероприятий не вносятся.
41. Результаты проведения аудиторского мероприятия оформляются заключением о результатах аудиторского мероприятия (далее - заключение) по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению.
В заключении отражаются результаты проведения аудиторского мероприятия, в том числе описываются выявленные нарушения и (или) недостатки, бюджетные риски, а также отражаются выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Заключение составляется в одном экземпляре, подписывается субъектом аудита в срок, установленный в программе аудиторского мероприятия, и приобщается к рабочим документам аудиторского мероприятия.
Субъект аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия вправе ознакомить субъекта бюджетных процедур (руководителя подведомственного учреждения) с проектом заключения.
Указанный проект заключения передается субъектом аудита руководителю субъекта бюджетных процедур (руководителю подведомственного учреждения) нарочно и подлежит рассмотрению субъектом бюджетных процедур (руководителем подведомственного учреждения) до даты окончания аудиторского мероприятия.
По окончании аудиторского мероприятия субъект аудита направляет (вручает) руководителю субъекта бюджетных процедур (руководителю подведомственного учреждения) копию заключения.
Субъект бюджетных процедур (подведомственные учреждения) вправе представить письменные возражения и предложения по фактам, изложенным в заключении в течение 3 рабочих дней после получения заключения.
Субъект аудита, в течение 5 рабочих дней со дня получения письменных возражений и предложений по заключению, рассматривает обоснованность этих возражений и предложений и направляет (вручает) результаты рассмотрения указанных возражений и предложений субъекту бюджетных процедур (подведомственным учреждениям).
Письменные возражения и предложения по заключению, а также результаты рассмотрения указанных возражений и предложений приобщаются к рабочим документам аудиторского мероприятия.
Заключение представляется субъектом аудита на рассмотрение министру в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения аудиторского мероприятия.
По решению министра к заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий субъекта аудита при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки, письменные возражения и предложения по заключению, поступившие от субъекта бюджетных процедур (подведомственных учреждений), и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения.
В случае обнаружения в подписанном субъектом аудита заключении существенной ошибки или искажения, а также если после подписания заключения субъектом аудита была получена информация, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации, отраженные в заключении, субъектом аудита составляется уточненный вариант заключения, который доводится до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения.
42. По результатам рассмотрения заключения министром принимается одно или несколько решений, указанных в пункте 17 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н (далее - Стандарт N 91н).
Данные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, а также устными указаниями министра и должны содержать в том числе срок их выполнения субъектом бюджетных процедур (подведомственными учреждениями).
Предложения и рекомендации, указанные в подпункте "а" пункта 17 Стандарта N 91н, направляются (вручаются) руководителю субъекта бюджетных процедур (руководителю подведомственного учреждения) субъектом аудита.
43. Руководителем субъекта бюджетных процедур (руководителем подведомственного учреждения) в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения предложений и рекомендаций, утверждается план мероприятий по устранению нарушений и (или) недостатков по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению.
44. Руководитель субъекта бюджетных процедур (руководитель подведомственного учреждения) обеспечивает выполнение внесенных субъектом аудита предложений и рекомендаций и в установленный министром срок представляет субъекту аудита информацию об устранении нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия, по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению с приложением копий подтверждающих документов.
45. Контроль за своевременным и полным выполнением субъектами бюджетных процедур (подведомственными учреждениями) предложений и рекомендаций по результатам проведенных аудиторских мероприятий осуществляется субъектом аудита.
46. Субъектом аудита проводится мониторинг информации о выполнении субъектом бюджетных процедур (подведомственным учреждением) плана мероприятий по устранению нарушений и (или) недостатков, включая анализ причин невыполнения мероприятий плана и оценку действий субъекта бюджетных процедур (подведомственных учреждений) по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков. Субъект аудита представляет информацию о результатах указанного мониторинга министру.
47. Мониторинг реализации субъектом бюджетных процедур (подведомственными учреждениями) мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков (далее - Мониторинг) проводится субъектом аудита в рамках мониторинга информации о выполнении субъектом бюджетных процедур (подведомственными учреждениями) предложений и рекомендаций по результатам проведенных аудиторских мероприятий.
Мониторинг проводится субъектом аудита на регулярной основе, по мере выполнения субъектом бюджетных процедур (подведомственными учреждениями) предложений и рекомендаций, и реализации соответствующих мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков.
Субъект аудита представляет информацию о результатах Мониторинга министру.
V. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита
48. Субъект аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах своей деятельности (далее - отчет).
49. Отчет включает в себя сведения о результатах деятельности субъекта аудита в табличной форме и пояснительную записку, составляемые по форме согласно приложению 7 к настоящему Положению.
50. Отчет должен содержать информацию, указанную в пункте 29 Стандарта N 91 н.
51. Отчет составляется и подписывается субъектом аудита и представляется на рассмотрение министру в срок не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
VI. Передача полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в подведомственных Министерству учреждениях
52. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется служебным письмом, которое подготавливается и направляется в адрес Министерства руководителем подведомственного учреждения и визируется (подписывается) министром.
53. Датой передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита от подведомственного учреждения Министерству является дата визирования (подписания) министром служебного письма руководителя подведомственного учреждения о передаче указанных полномочий.
54. Полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита передаются от подведомственного учреждения Министерству бессрочно.
55. Отмена (изменение) решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется приказом министра.
56. Подведомственное учреждение уведомляется об отмене (изменении) решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита служебным письмом министра с приложением копии приказа министра.
57. После принятия решения о передаче Министерству полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита в подведомственном учреждении ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в подведомственном учреждении несет министр.
Приложение 1
к Положению об осуществлении
Министерством экономики и финансов
Московской области внутреннего
финансового аудита, утвержденному
распоряжением Министерства экономики
и финансов Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
форма
Реестр
бюджетных рисков Министерства экономики и финансов Московской области (подведомственного учреждения)
N п/п |
Наименование бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (объект бюджетного риска) |
Описание бюджетного риска |
Наименование владельца бюджетного риска |
Оценка значимости (уровня) бюджетного риска |
Оценка вероятности бюджетного риска |
Оценка степени влияния бюджетного риска |
Описание последствий бюджетного риска |
Описание причин бюджетного риска |
Необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению об осуществлении
Министерством экономики и финансов
Московской области внутреннего
финансового аудита, утвержденному
распоряжением Министерства экономики
и финансов Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
форма
УТВЕРЖДЕН
приказом министра экономики
и финансов Московской области
от _______________ N ________
ПЛАН
проведения аудиторских мероприятий
на ______ год
N п/п |
Наименование (тема) аудиторского мероприятия |
Субъект бюджетных процедур (подведомственное учреждение) |
Проверяемый период |
Срок проведения аудиторского мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Должностное лицо, осуществляющее
внутренний финансовый аудит
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 3
к Положению об осуществлении
Министерством экономики и финансов
Московской области внутреннего
финансового аудита, утвержденному
распоряжением Министерства экономики
и финансов Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
форма
ПРОГРАММА
аудиторского мероприятия
_________________________________________________________________________
(наименование (тема) аудиторского мероприятия)
1. Объект (объекты) аудиторского мероприятия: ___________________________
2. Субъект бюджетных процедур (подведомственное учреждение): ____________
3. Основание проведения аудиторского мероприятия: _______________________
4. Цель (цели) аудиторского мероприятия: ________________________________
5. Задачи аудиторского мероприятия: _____________________________________
6. Срок проведения аудиторского мероприятия: ____________________________
7. Проверяемый период: __________________________________________________
8. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского
мероприятия, а также методы внутреннего финансового аудита, которые
будут применены при проведении аудиторского мероприятия: ________________
_________________________________________________________________________
Должностное лицо, осуществляющее
внутренний финансовый аудит
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ________ _____ года
Приложение 4
к Положению об осуществлении
Министерством экономики и финансов
Московской области внутреннего
финансового аудита, утвержденному
распоряжением Министерства экономики
и финансов Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
форма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о результатах аудиторского мероприятия
_________________________________________________________________________
(наименование (тема) аудиторского мероприятия)
1. Основание проведения аудиторского мероприятия: _______________________
_________________________________________________________________________
(номер пункта плана аудиторских мероприятий, основание для проведения
внепланового аудиторского мероприятия)
2. Объект (объекты) аудиторского мероприятия: ___________________________
3. Субъект бюджетных процедур (подведомственное учреждение): ____________
4. Проверяемый период: __________________________________________________
5. Срок проведения аудиторского мероприятия: ____________________________
6. Перечень вопросов, изученных в ходе проведения аудиторского
мероприятия:
6.1. ____________________________________________________________________
6.2. ____________________________________________________________________
7. По результатам аудиторского мероприятия установлено следующее:
_________________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторского
мероприятия нарушениях и (или) недостатках, об условиях и о причинах
таких нарушений, а также о выявленных бюджетных рисках)
8. Выводы:
8.1. ____________________________________________________________________
8.2. ____________________________________________________________________
9. Предложения и рекомендации:
9.1. ____________________________________________________________________
9.2. ____________________________________________________________________
Должностное лицо, осуществляющее
внутренний финансовый аудит
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ________ _____ года
Приложение 5
к Положению об осуществлении
Министерством экономики и финансов
Московской области внутреннего
финансового аудита, утвержденному
распоряжением Министерства экономики
и финансов Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
форма
ПЛАН
мероприятий по устранению нарушений и (или) недостатков,
выявленных в ходе
________________________________________________________________________,
(наименование (тема) аудиторского мероприятия)
проведенного с "___" ________ 20__ г. по "___" ________ 20__ г.
N п/п |
Предложения и рекомендации, внесенные в заключение о результатах аудиторского мероприятия |
Краткое содержание нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому предложению и рекомендации) |
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта
бюджетных процедур
(подведомственного учреждения):
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ________ _____ года
Приложение 6
к Положению об осуществлении
Министерством экономики и финансов
Московской области внутреннего
финансового аудита, утвержденному
распоряжением Министерства экономики
и финансов Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
форма
ИНФОРМАЦИЯ
об устранении нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе
__________________________________________________________________________,
(наименование (тема) аудиторского мероприятия)
проведенного с "___" ________ 20__ г. по "___" ________ 20__ г.
N п/п |
Предложения и рекомендации, внесенные в заключение о результатах аудиторского мероприятия |
Краткое содержание нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (по каждому предложению и рекомендации) |
Принятые меры по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Руководитель субъекта
бюджетных процедур
(подведомственного учреждения):
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ________ _____ года
Приложение 7
к Положению об осуществлении
Министерством экономики и финансов
Московской области внутреннего
финансового аудита, утвержденному
распоряжением Министерства экономики
и финансов Московской области
от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163
форма
ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах деятельности субъекта аудита
за 20__ год
1. Общие сведения о результатах деятельности субъекта аудита, а
также о выявленных в ходе аудиторских мероприятий нарушениях и (или)
недостатках
Наименование показателя |
Значения показателя |
1 |
2 |
Штатная численность лиц, уполномоченных на проведение внутреннего финансового аудита, человек |
|
из них: |
|
фактическая численность |
|
Количество аудиторских мероприятий, предусмотренных в плане проведения аудиторских мероприятий на отчетный год, единиц |
|
Количество проведенных аудиторских мероприятий, единиц |
|
Количество проведенных внеплановых аудиторских мероприятий, единиц |
|
Количество нарушений и (или) недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий, единиц |
|
из них: |
|
нецелевое использование бюджетных средств |
|
иные нарушения при использовании бюджетных средств (кроме нецелевого использования) |
|
несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета Московской области (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями |
|
нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством |
|
нарушения правил ведения бюджетного учета |
|
нарушения порядка составления бюджетной отчетности |
|
нарушения порядка администрирования доходов бюджета |
|
нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов |
|
нарушения и (или) недостатки, допущенные при осуществлении внутреннего финансового контроля |
|
прочие нарушения и (или) недостатки |
|
Количество направленных по результатам аудиторских мероприятий предложений и рекомендаций, единиц |
|
Количество исполненных предложений и рекомендаций, единиц |
|
2. Пояснительная записка
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Должностное лицо, осуществляющее
внутренний финансовый аудит
___________________________ _________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ________ _____ года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства экономики и финансов Московской области от 20 ноября 2020 г. N 24РВ-163 "Об утверждении положения об осуществлении Министерством экономики и финансов Московской области внутреннего финансового аудита"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства экономики и финансов Московской области (http://mef.mosreg.ru) 20 ноября 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства экономики и финансов Московской области от 16 декабря 2024 г. N 24РВ-110
Распоряжение Министерства экономики и финансов Московской области от 30 декабря 2022 г. N 24РВ-139